Духов­ных дел мастер

Рефор­мы 1860‑х годов вско­лых­ну­ли Рос­сию, выво­дя на аре­ну новое поко­ле­ние не толь­ко госу­дар­ствен­ных дея­те­лей, но и духов­ных дел масте­ров, кото­рые были у исто­ков рели­ги­оз­но­го дви­же­ния в боль­шом све­те. «Это нача­лось под стра­хом быст­ро­го рас­про­стра­не­ния отри­ца­ния и неве­рия, – пишет Н.С. Лес­ков, – кото­рым ока­за­лись бес­силь­ны поло­жить пре­гра­ды те, кото­рые сто­ят за одну внеш­нюю сто­ро­ну рели­гии и не гну­ша­ют­ся дей­ство­вать угро­за­ми и карами.

Впе­ре­ди всех в вели­ко­свет­ском рели­ги­оз­ном дви­же­нии едва ли не шла княж­на Мария Михай­лов­на Дон­ду­ко­ва — Кор­са­ко­ва (дочь пре­зи­ден­та импе­ра­тор­ской ака­де­мии наук, филан­троп­ка, еван­гель­ские подви­ги кото­рой мно­го­чис­лен­ны) — высо­кая, хри­сти­ан­ская, смею ска­зать, подвиж­ни­че­ская жизнь кото­рой не мог­ла укрыть­ся и обра­ти­ла на себя вни­ма­ние боль­шо­го све­та еще в нача­ле шести­де­ся­тых годов, когда княж­на была очень моло­дой девуш­кой, а про Ред­сто­ка в Петер­бур­ге не было ни слу­ха, ни духа». (Вели­ко­свет­ский рас­кол, Н.С.Леков, СПб.,1999, с.113) «Вооб­ще, как мне кажет­ся, – про­дол­жа­ет Лес­ков, – мож­но без ошиб­ки при­нять, что дви­же­ние это едва ли не совре­мен­но воз­ник­но­ве­нию печат­ной глас­но­сти, кото­рая ста­ла обна­ру­жи­вать таив­ши­е­ся во тьме дела тьмы» (там же)

А вот при­мер дру­гой уди­ви­тель­ной лич­но­сти того вре­ме­ни: «Мы жили тогда с Засец­кою vis-a-vis (друг про­тив дру­га). – как гово­рит Лес­ков, – на Нев­ском про­спек­те… Я любил и ува­жал эту доб­рую даму, точ­но так же как и покой­ный Досто­ев­ский, с кото­рым они часто пре­ре­ка­лись о вере. В Засец­кой нель­зя было не почи­тать пре­крас­ные наслед­ствен­ные чер­ты «Давы­дов­ско­го рода», из коих сто­ит упо­мя­нуть неуклон­ную пря­мо­ту пыл­ко­го серд­ца (Засец­кая одна из всех вели­ко­свет­ских рас­коль­ниц откры­то пере­шла из пра­во­сла­вия в про­те­стан­тизм) и горяч­ность к доб­ру (она одна – пер­вая пожерт­во­ва­ла зна­чи­тель­ную долю состо­я­ния для без­дом­ных людей в Петер­бур­ге)». (Там же, с.479) Засец­кая Юлия Дени­сов­на, дочь Дени­са Давы­до­ва, пере­ве­ла на рус­ский язык «Путе­ше­ствие Пили­гри­ма» и «Духов­ную вой­ну» Джо­на Бунья­на. Хоро­шо зная лор­да Ред­сто­ка, предо­ста­ви­ла Лес­ко­ву мате­ри­а­лы, кото­рые он исполь­зо­вал при напи­са­нии «Вели­ко­свет­ско­го раскола».

В 1874 году, перед самой Пас­хой, в Петер­бур­ге появ­ля­ет­ся пол­ков­ник в отстав­ке, сын адми­ра­ла фло­та, лорд Ред­сток Грен­виль Авгу­стус Вильям Валь­ди­грев. Он обра­тил­ся к Гос­по­ду на войне в 1856 году в Кры­му. Еще в быт­ность его сту­ден­том в Окс­форд­ском уни­вер­си­те­те он про­яв­лял страсть к про­по­ве­ди, воз­буж­дая насмеш­ки това­ри­щей. Всту­пив в воен­ную служ­бу, Ред­сток тяж­ко забо­лел; во вре­мя болез­ни он часто зада­вал себе мучи­тель­ный вопрос, «идет ли он по пути исти­ны и на что будет обре­че­на его душа после смер­ти тела?» Раз­ре­шить этот вопрос помог ему мис­си­о­нер, зани­мав­ший­ся преж­де про­по­вед­ни­че­ством сре­ди некре­ще­ных индий­цев. Читая с ним Еван­ге­лие, Ред­сток убе­дил­ся, что «про­ще­ние гре­хов за доб­рые дела невоз­мож­но; гре­хи могут быть омы­ты свя­той кро­вью, а свя­тая кровь уже про­ли­та и омы­ва­ет вся­ко­го чув­ству­ю­ще­го свою немощь и при­ни­ма­ю­ще­го Хри­ста как еди­но­го Спа­си­те­ля и еди­но­го Хода­тая меж­ду Богом и человечеством».

У него яви­лось жела­ние про­по­ве­до­вать эту исти­ну всем тем, кто не знал ее еще, и он начал рас­про­стра­нять уче­ние о все­об­щем оправ­да­нии верой вна­ча­ле меж­ду сол­да­та­ми и офи­це­ра­ми сво­е­го пол­ка. Пре­дан­ную помощ­ни­цу он нашел в сво­ей жене; на его сто­ро­ну ста­ли и неко­то­рые пред­ста­ви­те­ли англий­ской зна­ти. Дослу­жив­шись до чина пол­ков­ни­ка, Ред­сток оста­вил воен­ную служ­бу. Извест­ность его как про­по­вед­ни­ка воз­рас­та­ла; он начал появ­лять­ся во мно­гих горо­дах Англии и о дне сво­их митин­гов воз­ве­щал печат­ны­ми афи­ша­ми. Слу­ша­те­лей явля­лось так мно­го, что он брал для сво­их бесед театр, манеж, залу Поли­тех­ни­че­ской шко­лы. В 1868 г. Ред­сток про­по­ве­до­вал в Пари­же; в 1872 г. он открыл свои собра­ния в Швей­ца­рии, в Вене. Здесь тру­ды его по про­по­вед­ни­че­ству раз­де­ля­ли его мать и сест­ра. Услы­шав про­стую про­по­ведь лор­да Ред­сто­ка, мно­гие при­ня­ли Хри­ста в своё серд­це как лич­но­го Спа­си­те­ля, сре­ди ино­стран­цев были и рус­ские дамы. (см. сооб­ще­ние г. Заруц­ко­го в «Цер­ков­но-обще­ствен­ном вест­ни­ке», 1874)

В Петер­бург Ред­сток явил­ся в 1874 г. по при­гла­ше­нию вели­ко­свет­ской дамы Е.И.Чертковой, доче­ри гра­фа Чер­ны­шо­ва — Кру­ти­ко­ва, кото­рую Н. С. Лес­ков назы­ва­ет в сво­ем очер­ке («Вели­ко­свет­ский рас­кол», «Лорд Р. и его после­до­ва­те­ли». 2 изд., СПб, 1877) «ста­ро­сти­хой ред­сто­ков­ской церк­ви в Рос­сии». Она слы­ша­ла Грен­ви­ля Ред­сто­ка еще в Англии и силь­но увлек­лась его уче­ни­ем. В С‑Петербурге Ред­сток начал про­по­ве­до­вать в про­те­стант­ской церк­ви и в ари­сто­кра­ти­че­ских домах и ско­ро собрал вокруг себя доволь­но зна­чи­тель­ное чис­ло после­до­ва­те­лей. «Это была типич­ная про­по­ведь «обра­ще­ния» или «воз­рож­де­ния» («revival»), «про­буж­де­ние» серд­ца, «оправ­да­ние верой», воз­буж­де­ние доб­рых хри­сти­ан­ских чувств», – пишет Геор­гий Фло­ров­ский. (Геор­гий Фло­ров­ский «Пути рус­ско­го бого­сло­вия», Париж 1937, с. 402) После его про­по­ве­дей к Гос­по­ду обра­ти­лись — гвар­дии пол­ков­ник В.А.Пашков с женой, граф и гра­фи­ня Боб­рин­ские, граф М.М.Корф с женой, кня­ги­ни Н.Ф. Ливен и В.Ф.Гагарина и другие.

«Мне кажет­ся, что лорд Ред­сток инте­ре­сен нам не толь­ко как явле­ние, но и как коэф­фи­ци­ент, пока­зы­ва­ю­щий умствен­ную вели­чи­ну рус­ско­го high-life‑a и его совре­мен­ные запро­сы в выс­шей обла­сти чело­ве­че­ско­го духа: в обла­сти бого­по­зна­ния и веры», – пишет Лес­ков. («Вели­ко­свет­ский рас­кол» Н.С.Леков, с.85) (См. «Штун­дизм и паш­ков­щи­на» (в жур­на­ле «Вера и разум», 1884, янв., кн. II); «Внут­рен­нее обо­зре­ние» в «Хри­сти­ан­ском чте­нии» (1874, ч. II, май); Г. Тер­лец­кий, «Сек­та паш­ков­цев» (СПб, 1891).

«Во вся­ком слу­чае, гля­дя на него, ста­но­вит­ся очень отрад­но. Вы ни мину­ты не сомне­ва­е­тесь, что этот чело­век живет духом и любит людей всем серд­цем, и когда он, пожав руку сво­е­му про­вод­ни­ку, скры­ва­ет­ся за тяже­лою, рез­ною две­рью оте­ля, вы чув­ству­е­те, что вы рас­ста­лись с самым доб­рым и самым искрен­ним чело­ве­ком из всех тех людей, сре­ди кото­рых слу­чай при­вел вас наблю­дать его». («Вели­ко­свет­ский рас­кол», Н.С.Леков, С.107)

Про­те­стан­тизм в Рос­сии не явля­ет­ся чем-то чуж­дым, при­не­сен­ным извне. Уже со вто­рой поло­ви­ны XIV века в Рос­сии ста­ли появ­лять­ся дви­же­ния близ­кие по духу к про­те­стан­тиз­му (напр. стри­голь­ни­ки, духов­ные хри­сти­ане и др.).

Бес­при­страст­ные исто­ри­ки отме­ча­ют, что про­те­сте­стан­тизм, как его офи­ци­аль­но назы­ва­ют, в лице луч­ших его пред­ста­ви­те­лей все­гда ока­зы­вал полез­ное воз­дей­ствие на нрав­ствен­ность и на умствен­но-обра­зо­ва­тель­ную сфе­ру жиз­ни рус­ско­го обще­ства; на цер­ков­но-прак­ти­че­скую жизнь.