Его пре­вос­хо­ди­тель­ство А.М.Максимовский

А.М. Мак­си­мов­ский (1861— 1907), Началь­ник Глав­но­го тюрем­но­го управ­ле­ния МВД Рос­сии, дей­стви­тель­ный стат­ский совет­ник, гене­рал-май­ор с 1894 г. . и. д. помощ­ни­ка статс-сек­ре­та­ря Госу­дар­ствен­но­го сове­та; с 1902 г. — помощ­ник началь­ни­ка Глав­но­го тюрем­но­го управ­ле­ния; с 1906 г. началь­ник ГТУ.

Мно­гие из нас по раз­ным при­чи­нам счи­та­ют себя хри­сти­а­на­ми, «но толь­ко неко­то­рая часть из нас состав­ля­ет мень­шин­ство Хри­сти­ан веру­ю­щих и спо­соб­ных вос­при­ни­мать рели­ги­оз­ные настро­е­ния; еще мень­ше тех, кто мисти­че­ски чув­ству­ет; еще гораз­до мень­ше таких, кото­рые во всем суще­стве сво­ем мисти­че­ски про­ник­ну­ты рели­ги­оз­ны­ми веро­ва­ни­я­ми и иде­а­ла­ми; нако­нец, совсем мало тех оду­хо­тво­рен­ных людей, кото­рые нико­гда не рас­ста­ют­ся со сво­им ярко зажжен­ным факе­лом Веры, осве­щая им свой жиз­нен­ный путь, и от види­мой все­ми «реаль­но­сти» жиз­ни не отде­ля­ют той, для боль­шин­ства неви­ди­мой, но все­гда дей­ствен­ной и види­мой для избран­ных, реаль­но­сти, кото­рая состав­ля­ет духов­ную область жиз­ни, основ­ной и все­объ­ем­лю­щий ее смысл» (Ф. Винберг)

К таким людям при­над­ле­жал А.М. Мак­си­мов­ский — весь­ма выда­ю­ща­я­ся и в такой же мере зага­доч­ная лич­ность. 
 
С само­го ран­не­го дет­ства «…в нем были все зачат­ки его высо­кой души. Это был все­гда тихий, крот­кий, в выс­шей сте­пе­ни доб­ро­со­вест­ный ребе­нок, склон­ный к молит­ве и само­усо­вер­шен­ство­ва­нию». (жур­нал «Хри­сти­а­нин») 
 
«Окон­чив Харь­ков­ский Уни­вер­си­тет, Алек­сандр Михай­ло­вич с 1 янва­ря 1885 г. пере­се­лил­ся в Петер­бург и посту­пил на служ­бу. Он воз­об­но­вил свои преж­ние зна­ком­ства и осо­бен­но сошел­ся со сво­им луч­шим дру­гом по гим­на­зии, кото­рый в это вре­мя был уже убеж­ден­ным хри­сти­а­ни­ном. Он пер­вый ука­зал Алек­сан­дру Михай­ло­ви­чу, где надо искать и где мож­но най­ти исти­ну… Семя упа­ло на доб­рую поч­ву. Друг ввел Алек­сандра в хри­сти­ан­ские дома, где про­ис­хо­ди­ли в то вре­мя почти запре­щен­ные молит­вен­ные собра­ния. Тут он научил­ся чтить Хри­ста и вполне понял, что один Хри­стос дает смысл в жиз­ни». 
 
«С осе­ни 1885 и до осе­ни 1889 гг. насту­па­ет — про­сти­те мне этот неволь­ный калам­бур — вес­на его духов­ной жиз­ни. Шаг за шагом, день за днем он раз­ры­вал со сво­и­ми свет­ски­ми зна­ко­мы­ми и все более отда­вал­ся обще­нию с истин­ны­ми хри­сти­а­на­ми. В тече­ние 1889–1891 гг. совер­шил­ся его пере­ход в Петер­бург­скую Еван­гель­скую Общи­ну. Пра­во­слав­ную цер­ковь он оста­вил навсе­гда. С каж­дым годом Алек­сандр Михай­ло­вич все более про­ни­кал­ся духом уче­ния Хри­ста. Всю свою жизнь, служ­бу, отно­ше­ния к род­ным, дру­зьям, сослу­жив­цам, он рас­смат­ри­вал, как зем­ное слу­же­ние сво­е­му Спа­си­те­лю. Он всей душой, боль­ше всех любил Хри­ста и всем серд­цем желал сво­ею жиз­нью про­сла­вить Гос­по­да. Он все­гда нахо­дил, что мало слу­жит Хри­сту, и весь­ма мно­гих нахо­дил в этом отно­ше­нии выше себя. Сми­ре­ние Алек­сандра Михай­ло­ви­ча было искрен­ним и глу­бо­ким и может слу­жить при­ме­ром, осо­бен­но лицам, его лич­но знав­шим. Ни одно­го дела он не решал, ни к чему не при­сту­пал, не помо­лясь». (Там же) 
 
«Для сво­их еди­но­вер­цев Алек­сандр Михай­ло­вич пред­став­лял боль­шую опо­ру. До даро­ва­ния сво­бо­ды сове­сти он хло­по­тал об облег­че­нии уча­сти мно­гих пре­сле­ду­е­мых, вхо­дил в дела общи­ны, в тече­ние послед­них 2‑х лет давал уро­ки в мис­си­о­нер­ских кур­сах, по вос­кре­се­ньям часто гово­рил про­по­ве­ди» (Кур­сы про­хо­ди­ли по адре­су ул. Б. Мор­ская 43, – авт.). 
 
«Он был в чис­ле под­пи­сав­ших воз­зва­ние об осно­ва­нии Рус­ско­го Еван­гель­ско­го Сою­за, при­ни­мал уча­стие в состав­ле­нии уста­ва, и в хло­по­тах свя­зан­ных с этим». (жур­нал «Хри­сти­а­нин»). 
 
А.М. Мак­си­мов­ский был дру­гом, сорат­ни­ком и бра­том по вере баро­на П.Н. Нико­лаи, орга­ни­за­то­ра хри­сти­ан­ских сту­ден­че­ских круж­ков в Рос­сии. 
 
В сво­их мему­а­рах Ливен С.П., рев­ност­ная про­по­вед­ни­ца Еван­ге­лия, пишет: «… Очень люби­ли мы, когда на вос­крес­ном утрен­нем собра­нии появ­лял­ся Павел Нико­ла­е­вич Нико­лаи. Его сло­во все­гда было корот­ким, ясным, содер­жа­тель­ным и остав­ля­ло глу­бо­кий след в серд­це и в памя­ти. Его друг, Алек­сандр Михай­ло­вич Мак­си­мов­ский, слу­жив­ший при Госу­дар­ствен­ном Сове­те, тоже ино­гда слу­жил сло­вом на этих собра­ни­ях. Сво­ею жиз­нью, посе­ще­ни­я­ми отдель­ных лиц и духов­ны­ми бесе­да­ми с ними он являл­ся цен­ным сви­де­те­лем Гос­под­ним». 
 
«В рабо­те сре­ди сту­ден­тов,— вспо­ми­на­ет Софья Пав­лов­на,— ему (баро­ну Нико­лаи — авт.) помо­гал брат Алек­сандр Михай­ло­вич Мак­си­мов­ский, вер­ное чадо Божие, мно­ги­ми в свое вре­мя не поня­тый. В послед­ние годы жиз­ни он был началь­ни­ком Глав­но­го Тюрем­но­го Управ­ле­ния и на этом посту был убит тер­ро­рист­кой (чле­ном бое­вой орга­ни­за­ции пар­тии соци­а­ли­стов-рево­лю­ци­о­не­ров). Во вре­мя вос­ста­ний 1905 года он вре­мен­но ввел меры стро­го­сти в местах заклю­че­ния, что­бы защи­тить и заклю­чен­ных, и охра­ну от кро­во­про­лит­ных столк­но­ве­ний, но мысль его не была поня­та, и это сто­и­ло ему жиз­ни. Несмот­ря на зани­ма­е­мый им высо­кий пост, он часто позд­ним вече­ром наве­щал сту­ден­тов в их убо­гих поме­ще­ни­ях, что­бы бесе­до­вать об их духов­ных нуж­дах и запро­сах. Мно­гие потом вспо­ми­на­ли его с печа­лью и глу­бо­кой бла­го­дар­но­стью, видя в нем истин­но­го хри­сти­а­ни­на. Он все­гда был готов помочь мате­ри­аль­но, когда видел нуж­ду, но «не тру­бил пред собою, как дела­ют лице­ме­ры», и мы узна­ли об этом толь­ко после его смер­ти» (Ливен С.П.). 
 
О тра­ги­че­ской смер­ти Мак­си­мов­ско­го мож­но про­чи­тать у исто­ри­ка Стар­ко­ва Б.А в кни­ге «Охот­ни­ки на шпи­о­нов»: «В поне­дель­ник 15 октяб­ря 1907 г. в 2 часа дня Рого­зин­ни­ко­ва вошла в зда­ние, где раз­ме­ща­лось Глав­ное тюрем­ное управ­ле­ние. По сло­вам сотруд­ни­ков управ­ле­ния и посе­ти­те­лей, она не вызы­ва­ла ника­ких подо­зре­ний. Вела себя очень спо­кой­но, кокет­ни­ча­ла и непри­нуж­ден­но раз­го­ва­ри­ва­ла. Прав­да, мно­гих уди­вил силь­ный запах духов, от кото­рых ста­но­ви­лось нехо­ро­шо и у неко­то­рых при­сут­ству­ю­щих в при­ем­ной нача­ла болеть и кру­жить­ся голо­ва». 
 
15 октяб­ря в Глав­ном тюрем­ном управ­ле­нии был при­ем­ный день. В зда­нии управ­ле­ния, кото­рое было рас­по­ло­же­но в Санкт-Петер­бур­ге на углу Гре­че­ско­го про­ез­да и 7‑й Рож­де­ствен­ской ули­цы, как обыч­но, соби­ра­лись посе­ти­те­ли. Два­дца­ти­од­но­лет­няя Евсто­лия Рого­зин­ни­ко­ва, член Север­но­го Бое­во­го лету­че­го отря­да ПСР, вошла в поме­ще­ние тюрем­но­го управ­ле­ния с наме­ре­ни­ем убить его началь­ни­ка Мак­си­мов­ско­го. К её телу было при­вя­за­но 13 фун­тов нит­ро­гли­це­ри­на вме­сте с взрыв­ным устрой­ством, и она была гото­ва взо­рвать всё зда­ние. Но по тре­бо­ва­нию тер­ро­рист­ки Алек­сандр Михай­ло­вич, «дви­жи­мый чув­ством мило­сер­дия, без­оруж­ный, вышел к сво­ей убий­це; если бы он ее не при­нял, то несчаст­ная пре­ступ­ни­ца взо­рва­ла бы бом­бу, и весь дом был бы раз­ру­шен». Тер­ро­рист­ка семь раз выстре­ли­ла из бра­у­нин­га в Мак­си­мов­ско­го, пуля попа­ла в голо­ву. Она не успе­ла исполь­зо­вать взрыв­чат­ку, так как была обез­ору­же­на. На суде Рого­зин­ни­ко­ва каза­лась совер­шен­но безум­ной и пре­ры­ва­ла своё мол­ча­ние лишь пери­о­ди­че­ски­ми взры­ва­ми хохо­та. (Пове­ше­на 18 октяб­ря 1907 г., на Лисьем Носу по при­го­во­ру воен­но-окруж­но­го суда, — авт.). 
 
Соглас­но жела­нию покой­но­го А.М. Мак­си­мов­ско­го, тело его было поло­же­но в про­стой дубо­вый гроб. Не было ни вен­ков, ни орде­нов. Одет он был в про­стой чер­ный сюр­тук. На голо­ве была белая повяз­ка над раною. Самое лицо не носи­ло боль­ших ран; оно было очень блед­но, гла­за закры­ты. Про­сто­та гро­ба явля­лась кон­тра­стом по отно­ше­нию к пуб­ли­ке, про­во­жав­шей гроб, сре­ди кото­рой было мно­го мун­ди­ров и лиц в офи­ци­аль­ной фор­ме с орде­на­ми и пр. В чис­ле при­сут­ству­ю­щих были: министр финан­сов Коков­цов, министр юсти­ции Щег­ло­ви­тов и др. (жур­нал «Хри­сти­а­нин») 
 
Вот как сви­де­тель­ству­ет веру­ю­щий сослу­жи­вец: «На ниве Божьей в Рос­сии одним работ­ни­ком ста­ло меньше.15 октяб­ря от рук убий­цы пал Алек­сандр Михай­ло­вич Мак­си­мов­ский. Истин­ный хри­сти­а­нин, в луч­шем смыс­ле это­го сло­ва, он неудер­жи­мо стре­мил­ся помочь каж­до­му, кто нуж­дал­ся в под­держ­ке. В при­ем­ную глав­но­го тюрем­но­го управ­ле­ния, где он был началь­ни­ком, за послед­нее вре­мя все чаще сте­ка­лись вдо­вы и дети, мужья и отцы кото­рых пали жерт­вой наше­го жесто­ко­го вре­ме­ни. Каж­до­му из них Алек­сандр Михай­ло­вич без гром­ких фраз умел ска­зать сло­во уте­ше­ния, в каж­дом стре­мил­ся про­бу­дить веру в Про­мы­сел Божий и надеж­ду на Его мило­сер­дие. Очень не мно­гих из них он отпус­кал без мате­ри­аль­ной помо­щи. Если нель­зя было ока­зать ее из казен­ных средств он, не колеб­лясь, выни­мал день­ги из соб­ствен­но­го бумаж­ни­ка. Но по истине делал это так, что пра­вая рука не зна­ла, что дела­ет левая. Толь­ко после его смер­ти узна­ли, что за свой счет он содер­жал несколь­ко бед­ных семей, и что в сво­бод­ное вре­мя он ходил по сто­лич­ным тру­що­бам и ста­рал­ся облег­чить долю бед­но­го люда. 
 
В лич­ной жиз­ни Алек­сандр Михай­ло­вич был донель­зя прост и скро­мен. «Это был молит­вен­ник, — пишет И.С. Про­ха­нов, — он гово­рил мне, что он не при­нял ни одно­го реше­ния в жиз­ни без молит­вы. Целые часы и вече­ра про­во­дил он в молит­ве и чте­нии Сло­ва Божия со сво­и­ми близ­ки­ми и дру­зья­ми». 
 
В послед­нее вре­мя, после покой­но­го про­фес­со­ра Аста­фье­ва, Алек­сандр Михай­ло­вич зани­мал долж­ность пред­се­да­те­ля Обще­ства рас­про­стра­не­ния Св. Писа­ния в Рос­сии. Через два дня после убий­ства, на собра­нии Обще­ства, кан­ди­дат в пред­се­да­те­ли барон Ф.К. Пистоль­корс высту­пил с речью: «Наш доро­гой пред­се­да­тель искал, преж­де все­го, Цар­ства Божье­го и прав­ды Его, а все осталь­ное при­ло­жи­лось к нему. С какою оте­че­скою забо­той отно­сил­ся он к кни­го­но­шам, сна­ря­жая их в путь и давая им марш­рут и свое духов­ное напут­ствие. С каким усер­ди­ем и как неустан­но молил­ся он о деле Обще­ства, и бла­го­сло­ве­нии для кни­го­нош и чле­нов прав­ле­ния. Как он забо­тил­ся о даль­ней­шем про­цве­та­нии это­го свя­то­го дела и радо­вал­ся, когда на его жиз­нен­ном пути попа­да­лись люди любя­щие Сло­во Божье и гото­вые стать в его ряды рас­про­стра­ни­те­лей и кни­го­нош. «Вче­ра я узнал, что он ожи­дал тако­го исхо­да и зара­нее при­го­то­вил прось­бу о том, что­бы лицо, кото­рое убьет его, было про­ще­но». (жур­нал «Хри­сти­а­нин») 
 
В некро­ло­ге, поме­щен­ном в жур­на­ле «Хри­сти­а­нин», писа­ли, что «все, не толь­ко лица знав­шие и любив­шие Алек­сандра Михай­ло­ви­ча, но даже вра­ги его, рево­лю­ци­о­не­ры при­зна­ва­ли в нем истин­но­го хри­сти­а­ни­на». 
 
После убий­ства началь­ни­ка Глав­но­го тюрем­но­го управ­ле­ния, дей­стви­тель­но­го тай­но­го совет­ни­ка А.М. Мак­си­мов­ско­го, сре­ди чинов­ни­ков ведом­ства воз­ник­ла идея созда­ния фон­да, с помо­щью кото­ро­го мож­но уве­ко­ве­чить память погиб­ше­го. Пер­во­на­чаль­но сред­ства соби­ра­лись на вен­ки, но уми­ра­ю­щий Мак­си­мов­ский выра­зил волю — хоро­нить его без вен­ков, поэто­му сред­ства были пере­да­ны в фонд. С раз­ре­ше­ния мини­стра юсти­ции из средств фон­да фор­ми­ро­ва­лись посо­бия «семей­ствам чинов тюрем­но­го ведом­ства, сде­лав­ших­ся жерт­вою чест­но­го испол­не­ния ими сво­е­го слу­жеб­но­го дол­га». В «Пра­ви­тель­ствен­ном вест­ни­ке» было опуб­ли­ко­ва­но поста­нов­ле­ние, раз­ре­шав­шее дея­тель­ность орга­ни­за­ции. Капи­тал фон­да был непри­кос­но­вен­ным, тра­ти­лись толь­ко про­цен­ты. Реше­ния при­ни­ма­лись тре­мя чле­на­ми тюрем­но­го ведом­ства и тре­мя глав­ны­ми жерт­во­ва­те­ля­ми, после чего утвер­жда­лись мини­стром юсти­ции, отче­ты печа­та­лись в «Тюрем­ном вест­ни­ке». Пред­се­да­те­лем коми­те­та был отец Алек­сандра Михай­ло­ви­ча, гене­рал М. С. Мак­си­мов­ский, чле­на­ми — жена, сест­ры, дру­зья и жела­ю­щие участ­во­вать в рабо­те коми­те­та. Фонд фор­ми­ро­вал­ся из пожерт­во­ва­ний, про­да­жи раз­лич­ных бро­шюр и порт­ре­тов Мак­си­мов­ско­го. 
 
При ока­за­нии помо­щи детям коми­тет фон­да Мак­си­мов­ско­го при при­ня­тии реше­ний при­ни­мал во вни­ма­ние: воз­раст детей, полу­ча­ла ли семья уже сред­ства из фон­да, не име­ет ли посто­ян­ной помо­щи из дру­гих фон­дов. Нуж­но отме­тить, что к 1914 г. кан­ди­да­та­ми на помощь было 162 семей­ства. 
 
Имя Алек­сандра Михай­ло­ви­ча Мак­си­мов­ско­го и его филан­тро­пи­че­ские побуж­де­ния соот­вет­ство­ва­ли Свя­щен­но­му Писа­нию, так что и после его смер­ти про­дол­жа­ли свою рабо­ту. «Доб­рое имя луч­ше боль­шо­го богат­ства, и доб­рая сла­ва луч­ше сереб­ра и золо­та», — гово­рит Биб­лия. (Прит­чи 22.1). 
 
Сла­ва Богу! Тра­ди­ция соуча­стия в помо­щи нуж­да­ю­щим­ся, людям, попав­шим в беду или осуж­ден­ным и их семьям не утра­ти­лась и сего­дня. Идеи бла­го­тво­ри­тель­но­сти посе­ли­лись в чело­ве­че­ских душах и вре­мя от вре­ме­ни обна­ру­жи­ва­ют себя в одном или в дру­гом месте и выра­жа­ясь в той или иной помо­щи уте­ша­ют страж­ду­ще­го человека.