IX научно-историческая конференция «Феномен Российского протестантизма»
IX открытая научно-историческая конференция «Феномен Российского протестантизма» состоялась с 10 по 12 сентября 2021 г. в Великом Новгороде в церкви «Храм Христа». Общественная значимость и актуальные тенденции развития Российского протестантизма уже все девять лет являются базовыми направлениями этой конференции. Данная конференция приурочена к 190-летию со дня рождения Василия Александровича Пашкова (1831 — 1902).
Епископ церквей ЕХБ Новгородской области, магистр богословия, историк Анатолий Иванович Корабель традиционно вел эту благословенную встречу. Участниками конференции были: историки, богословы, архивариусы, филологи, философы, служители церквей, журналисты — представители разных конфессий из Санкт-Петербурга, Москвы, Воронежа, городов Новгородской области, включая и Великий Новгород.
В воскресный день 12 сентября прошло торжественное богослужение, посвященное закрытию конференции. В богослужении участвовали служители многих церквей Новгородчины, Санкт-Петербурга, которые делились Словом Божием. Прославляли Господа хор, музыкальные группы, духовой оркестр, христианские поэты.
В своем приветствии участников конференции епископ Анатолий Иванович Корабель, говоря о Пашкове, как выдающейся личности в евангельском движении, представил интересные, уникальные архивные документы деятельности, как Пашкова, так и его последователей, которые отражали не простую жизнь пашковцев. Несмотря на преследования, Василий Пашков и его последователи всегда оставались верны Христу и Евангелию. Их жизнь, как особый пример служения и верности, преданности Христу останется для нас навсегда.
Представленные доклады на конференции освещали как исторические особенности развития реформации протестантизма, так и богословские, включая аналитические сравнения с другими конфессиями.
Важным моментом на конференции было представление посвященного служения Христу лидеров протестантизма через их жизнь, биографические особенности.
Татьяна Кирилловна Никольская, кандидат исторических наук, доцент Санкт — Петербургского Христианского Университета, член Союза писателей России, представила доклад «И. П. Федотов и В. Г. Мурашкин: опыт написания биографии». Татьяна Кирилловна так говорит о своей теме: «Сама я посвятила свое выступление судьбам легендарных епископов катакомбного пятидесятничества — Ивану Петровичу Федотову (1929–2011) и Владимиру Григорьевичу Мурашкину (1944–2017). Сначала я хотела рассказать об одном из них, но поняла, что их разделить невозможно, потому что они были многолетними друзьями, соратниками. Кроме того было интересно проследить на конкретном примере, как вообще могут сотрудничать между собой талантливые служители. В своем докладе я также рассмотрела специфику изучения биографий христианских служителей второй половины XX — начала XXI вв. По сути, они почти наши современники. Они уже ушли, но мы их застали тоже. Таким образом, в докладе затронуты сразу три момента: сами по себе биографии Федотова и Мурашкина, отношения между ними и особенности изучения биографий наших современников. Это вызвало большой интерес. Какие источники могут быть использованы? Доступных архивных документов немного, но при этом живы люди, которые знали и помнят этих служителей, могут поделиться воспоминаниями». Татьяна Кирилловна представила книгу «Санкт-Петербургский христианский университет: 30 лет истории» (Спб., 2020). Книга была издана в конце прошлого года Санкт-Петербургским христианским университетом. Татьяна Кирилловна подарила книгу Анатолию Ивановичу в знак признательности, что уже много лет он организует такие замечательные научно-исторические конференции.
Интересным и содержательным был богословский доклад «Евхаристия и апостольское преемство в современной экклезиологии в перспективе диалога с протестантами» Алексея Вячеславовича Андреева из Воронежа, магистра религиоведения, в 2013 закончил Украинский Католический Университет (УКУ), г. Львов. Он по вероисповеданию — греко-католик, был первый раз на конференции.
Доклад «Богословская полемика между православными и пашковцами: история вопроса и результат (1880–1893)» представил Владимир Андреевич Степанов, историк-архивист, автор книги-двухтомника «Рождённые свыше на берегах Ижоры» и около 50 статей по истории ЕХБ, заведующей библиотекой в Христианском обществе «Библия для всех» (СПб). Владимир Андреевич так отмечает основные моменты своего доклада: «Мой исторический доклад затрагивал богословскую полемику православных и пашковцев. Я стараюсь проработать тот период, который менее всего освещен в евангельской историографии между высылкой Пашкова в 1884 г. и наступлением свободы вероисповедания в 1905 г. Этот 21 год слабо освещен и мы мало об этом знаем. Происходили важные события. Пашковцы, вначале мыслили себя и были православными верующими, в силу того, что они стали мыслить по-протестантски, по-евангельски, православная церковь не захотела иметь вот таких активных в этом прихожан. Начались их преследования и пробуждения внутри православной церкви не получилось. Пашковцы были вытеснены. Руководители Пашков и Корф были изгнаны.
Дальше происходили диспуты. Православная церковь хотела с помощью богословской мысли воздействовать на умы пашковцев таким образом, чтобы вернуть их в лоно православия. Но поскольку пашковцы мыслили уже евангельскими категориями, то они предоставили целый ряд вопросов, которые были на диспуте и попали в православную прессу. Они требовали ответы на вопросы дать Священным Писанием, но православные пастыри не могли дать ответы так, потому что они были основаны на предании, на всем том багаже, которое церковь накопила за 19 веков христианства. Это решения вселенских соборов, труды отцов церкви. Преследование пашковцев со стороны православия и разный авторитет, на котором основана вера, у пашковцы — только Писание, у православных — Писание и предание, которое имеет важное значение. Эта нестыковка привела к тому, что пашковцы окончательно вышли из среды православия, стали частью евангельского движения. И Петербург стал одним из центров евангельского движения в России.
Такие детали позволяют нам понимать историю. Сегодня есть такая тенденция, когда авторы ищут какого-нибудь единства церкви, говорят, что пашковцы верили иначе, но оставались частью православной церкви. Все-таки это не так. Пашковцы богословски и организационно вышли из православия по всем категориям. После 1905 года, когда это стало возможно юридически, по их личному заявлению они вышли из православия и были приняты в общины евангельских христиан, а некоторые вступили в баптистскую общину».
Ольга Николаевна Соколова филолог, магистр Теологии в области Истории Церкви и Доктрины, представила историко-биографический интересный доклад на тему: «Баронесса Юлиана Барбара фон Крюденер (21.11.1764 — 25.12.1824) и духовная жизнь в России и Европе в первой четверти 19 века». Интересный момент служения Христу в жизни баронессы, аристократки, пиетистки Юлии Крюденер состоял в том, что она так повлияла на императора Александра I, что он, оставаясь православным, перешел от формального исповедания православной традиции к личной живой вере во Христа.
Аналитически глубоко представил свою тему «Священное Писание и предание — предмет межцерковного диалога» Йозеф Барон, Титулярный Архиепископ Единой евангелическо-лютеранской церкви России, доктор Святой Теологии града Рима, профессор Нового Завета при Санкт — Петербургской Евангелической Богословской Академии. По его исследованию, в каждой конфессии есть свое предание — это свой исторический духовный опыт развития, который используется в жизни церквей, верующих каждой конфессии.
Необычную тему представил Павел Юрьевич Цветков, магистр теологии, дьякон Церкви Св. Елизаветы (г. Кронштадт и Церкви Св. Иоанна г. Ломоносов) — «Биоэтика: генетика, нанотехнологии и трансгуманизм их влияние на медицину (проблематика восприятия с христианской точки зрения)» Доклад вызвал ряд вопросов у участников конференции.
Интересную дискуссию вызвала тема доклада «Протестантизм — новое направление или новое качество христианства. Исторические пределы и богословский потенциал протестантизма», которую представил Андрей Горин из Санкт-Петербурга, независимый исследователь, философ, историк, богослов, канд. филос. наук (СПбГУ), магистр истории (СПбГУ).
Своим поэтическим творчеством поделилась Елена В. Шустрякова. Также она представила христианский журнал «От сердца к сердцу» (г. Санкт-Петербург).
Зоя Алексеевна Бардина, специальный корреспондент Российского Союза ЕХБ, говорила о важности благовестия через христианские СМИ, подчеркнув духовно-просветительскую миссию для россиян журнала РСЕХБ «Христианское слово», она представила новые выпуски журнала за 2021 г., посвященные Году благовестия и 190-летию со дня рождения Василия Пашкова. Также она сделала обзор важных событий в жизни христиан России, таких как визит в Россию этим летом Франклина Грэма, президента «Евангелистской ассоциации Билли Грэма», мероприятия, посвященные Международному дню благотворительности, включая открытие выставок «Русские немцы в России. Благотворители и меценаты» и «Милосердие в России в период пандемии», в которых участвовали все конфессии. Далее Зоя Алексеевна представила Международный проект JC2033 — Jesus Celebration 2033 — «Воскресение 2033», посвященному празднованию 2000-летия Воскресения Христа, с главной идеей — прославить в единстве воскресшего Христа. Идейный вдохновитель и главный мотиватор этого проекта Оливер Флори (ранее возглавлял организацию «Молодежь с миссией» (YWAM)). Была издана книга по видению проекта «Да познает мир» (Ев. Иоанна. 17: 23) на 10 языках, включая и русский.
Участники конференции побывали на уникальном духовном вечере в историческом месте Великого Новгорода — Доме Бутузовой. В конце девятнадцатого века его приобрела новгородская мещанка Пелагея Бутузова. В 1918 году там проходили религиозные собрания, где собирались для поклонения Господу евангельские верующие. Проводить богослужения и общение верующих в тот тяжелый 1918 г. — было на уровне духовного подвига веры.
IX Научно-историческая конференция через работы участников, представив уникальные исследовательские исторические и богословские материалы, внесла важный вклад в изучение истории христианства России в разных ее направлениях.
Своими впечатлениями и пожеланиями поделились ее организаторы и участники.
Никольская Т. К.
— Татьяна Кирилловна, в чём особенность этой конференции?
Во-первых, хорошо, что конференция посвящена конкретной личности — Василию Александровичу Пашкову. И не только потому, что в этом году его юбилей, и что его деятельность связана с Северо-Западом России, где находится и Великий Новгород. Этот человек очень достойный, интересный, яркий. В последние годы о нём и его движении появились новые статьи, монографии (например, книга Филиппа Никитина). И все-таки Пашков остается в каком-то смысле загадочным, неизведанным, как и его движение. Этой теме на конференции посвящены два очень качественных доклада — Анатолия Ивановича Корабель и Владимира Андреевича Степанова.
Во-вторых, хорошо, что конференция не ограничивается только главной темой — изучением личности Василия Пашкова. В ней сделан особый акцент на исследование биографий выдающихся деятелей русского протестантизма. К сожалению, у нас пока мало уделяется внимания даже таким ярким личностям, как Проханов и Пашков. Тем более не оценены по достоинству менее известные служители. Поэтому примечательно, что на конференции часть докладов была посвящена либо конкретным людям, либо группам верующих. Например, Анатолий Иванович Корабель в своём выступлении ознакомил участников с новыми документами, освящающими жизнь и деятельность Пашкова и его последователей. В докладе Владимира Степанова, рассказывающем о дискуссиях между пашковцами и православными, затрагиваются судьбы отдельных верующих, и не только знаменитых, подобно Пашкову, но также и абсолютно не известных. Выявляются по крупицам их фамилии, детали биографий. Это бесценно.
Если взять пашковское движение, то в будущем было бы интересно услышать доклады об отношениях между лидерами движения — например, В. А. Пашковым и М. М. Корфом или Н. Ф. Ливен и В. Ф. Гагариной, которые были родными сёстрами.
Сама я посвятила свое выступление судьбам легендарных епископов катакомбного пятидесятничества — Ивану Петровичу Федотову (1929–2011) и Владимиру Григорьевичу Мурашкину (1944–2017).
На одной из прошлых конференций я выступала с докладом об историке, писательнице Марине Сергеевне Каретниковой. Её хорошо помнят и ценят в церкви Великого Новгорода. Также я написала биографию ещё одного современника — Федора Самуиловича Конторовича (1935–2011). Это ученый, кандидат химических наук, который уже в зрелые годы стал христианином и пресвитером петербургской церкви ЕХБ «На Поклонной горе». Он также активно занимался служением среди еврейского народа, руководил клубом друзей журнала «Менора», который стал неформальным центром мессианского движения в С.-Петербурге. Конторович пришел в церковь в начале 1990‑х гг. и за 20 лет служения сделал очень много.
Я выступала с докладом о Федоре Самуиловиче у нас в Санкт-Петербургском христианском университете, а краткая статья моя об этом человеке помещена в журнале «Вера и жизнь» в 2020 году.
На этой конференции был интересный доклад Ольги Николаевны Соколовой, посвященный необычной деятельнице, проповеднице христианского мистицизма баронессе Юлии Крюденер. В ряде сообщений анализировался опыт протестантской реформации. Для наших конференций это традиционно. Например, Йозеф Барон рассмотрел некоторые идеи реформации в контексте современности. Алексей Андреев из Воронежа выступил с докладом «Евхаристия и апостольское преемство в современной экклезиологии в перспективе диалога с протестантами». Хочу сказать, что богословские доклады мне сложно воспринимать на слух. Но можно только приветствовать такие выступления, где анализируется диалог между разными конфессиями.
Андрей Горин из С.-Петербурга, впервые приехавший на эту конференцию, рассказал о новых направлениях протестантизма. Его выступление вызвало интерес и дискуссию. Причем, говорили не только по теме доклада, но и о богословии Дитриха Бонхёффера, об отношениях консервативных и либеральных церквей, и вообще об отношениях между церквами.
Надо сказать, на конференции во многих выступлениях затрагивалась тема взаимоотношений между конфессиями. Например, в моем докладе — об отношениях между баптистами и пятидесятниками в советское время.
— В наше время есть такие лидеры, как Пашков, Проханов, Федотов, Мурашкин?
Если говорить о таких лидерах, как Федотов и Мурашкин, то, думается, они есть и в наше время. Просто они не на виду, не относятся, как теперь говорят, к медийным персонам. Ведь кто в советское время знал за пределами церквей Федотова и Мурашкина, кроме чекистов? Верующие собирались где-то в «катакомбах». Но эти люди в труднейших исторических условиях сохранили верность Богу, жертвуя ради этого свободой и личными интересами, проповедовали Благую весть, создавали и опекали церкви… Они делали всё, что было в их силах и даже больше. Такие самоотверженные и скромные служители есть и в наше время.
А вот Пашков и Проханов были именно публичными фигурами. Они принадлежали к российской элите, пользовались общественным влиянием. Их имена были широко известны за пределами протестантского сообщества. И, пожалуй, публичных фигур такого масштаба, такого авторитета и такой известности среди русских протестантов сейчас нет. Кроме того, Пашков и Проханов были в хорошем смысле людьми амбициозными. Они мыслили стратегически, пытались понять, что будет через 20–30 лет с христианством, с нашим миром, с Россией. Не всё, о чем они мечтали, сбылось. Но семена, ими посеянные, безусловно, дали всходы. Сейчас я не могу назвать такого лидера, который хотя бы на уровне мечты говорил: «У меня есть вот такой план преображения России на основах Евангелия». Может быть, для появления таких лидеров современным протестантам не хватает дерзновения, умения и стремления мыслить стратегически.
Конечно, надо учитывать, что гонения отсекали христиан от возможности получить высшее образование, вести какую-то публичную деятельность. Однако, с 1991 г. прошло 30 лет, за это время можно как-то приспособиться к новым условиям. С другой стороны, это второстепенные причины. Главное — Сам Бог пока не посылает такого лидера. Возможно, потому, что протестантское сообщество сейчас к этому не готово.
— Пожелание Анатолию Ивановичу Корабель?
У меня огромная благодарность Анатолию Ивановичу и всем его помощникам. Не только служителям, проповедникам, пресвитерам, но и сестрам на кухне и братьям, которые возили нас на машине. Благодарность всем, кто о нас заботился на конференции. И кормили «на убой».
Желаю всем здоровья и Божиих благословений! И, конечно, чтобы такие конференции продолжились. Хотелось бы, чтобы в конференции участвовали не только приезжие докладчики и члены поместных евангельских церквей Новгородчины, но и представители научной общественности самого Великого Новгорода и Новгородской области.
Степанов В. А., СПб.
— Ваше мнение об этой конференции?
Конференция была посвящена 190-летию со дня рождения Василия Александровича Пашкова. Формат конференции был достаточно свободный. Участники конференции говорили на разные темы. История была таким основным хребтом.
Во вступительном докладе организатор, вдохновитель конференции Анатолий Иванович Корабель напомнил о Пашкове, как об особой личности и рассказал о некоторых моментах его жизни, в частности о проблеме места смерти Пашкова. По данным Корфа он умер в Париже и его тело было помещено в склеп под зданием Церкви Святого Мартина, а потом на основании воспоминаний Софьи Ливен его тело было предано земле в Риме. Мы знаем, что на настоящий момент могила Пашкова находится в Риме на некатолическом кладбище Тестаччо. Логически Анатолий Иванович озвучил идею, так — сперва похороны произошли в храме в Париже, а потом тело Пашкова было перевезено и предано земле в Риме. Может быть, со временем мы будем больше знать об этом.
Новым докладчиком на этой конференции был представитель католической церкви Алексей Андреев. Он мыслил категориями католического богословия и излагал идею с точки зрения католической церкви, как можно прийти к единству Церкви, привлекая, в том числе, и протестантов к единству. Этот доклад был насыщен богословской католической терминологией. Посыл его был понятен, но сама система базовых категорий католиков, будем честными, не близка протестантам. Протестанты бы предлагали вселенскую идею единства Церкви в другой терминологии. Доклад был сделан грамотно и качественно, но он не мог у нас получить должного обсуждения и отклика. Я думал, что из-за отсутствия публичной реакции, дискуссии на эту тему, у нашего католического докладчика не возникнет интереса дальше оставаться на конференции. Но я ошибся, и он на следующий день внимательно выслушивал всех остальных докладчиков протестантских авторов. В конце он сказал, что атмосфера конференции ему была очень любезна и я сделал вывод, что, по сути, мы на местном уровне на конференции достигли духовного единства церкви. Мы слушали и уважали, и принимали друг друга. Это было важным достижением конференции.
Мой исторический доклад затрагивал богословскую полемику православных и пашковцев. Сегодня есть такая тенденция, когда авторы ищут какого-нибудь единства церкви, говорят, что пашковцы верили иначе, но оставались частью православной церкви. Все-таки это не так. Пашковцы богословски и организационно вышли из православия по всем категориям. После 1905 года, когда это стало возможно юридически, по их личному заявлению они вышли из православия и были приняты в общины евангельских христиан, а некоторые вступили в баптистскую общину.
Йозеф Барон говорил о соотношении Писания и предания. Предание наравне с Писанием ценится в католичестве и православии. Протестанты принципом «только Писание» отказались от предания, но в то же время невозможно жить без предания. Я согласен с этим выводом. Любая протестантская церковь своей историей, богослужебной жизнью, своими богословскими размышлениями, вероучением, своими наиболее выдающимися представителями, укладом поместной общины формирует собственное предание. Те формы, в которых живет церковь и которым следует, становятся преданием. Понятно, что предание должно быть подчинено Писанию. Но посыл такой, что мы не должны недооценивать значение предания, потому что оно все равно формируется, и мы ему следуем.
— Какую идею для исследований дала Вам эта конференция?
Благодаря конференциям, в которых я уже восьмой раз принял участие, я работал по теме истории пашковцев, в результате у меня накопился материал на сборник, который я надеюсь через год издать в печатном виде. Эти ежегодные новгородские конференции были своего рода локомотивом, которые помогали мне двигаться к определенной цели. Сборник будет посвящен истории и богословию пашковцев. Богословие считаю не менее важным, потому что оно сегодня забыто. Мне хочется показать, во что верили пашковцы и, чтобы сегодняшние наши пасторы и богословы увидели, что из этого наследия незаслуженно забыто. Возможно, что сегодня идеи пашковцев по-новому прозвучат и будут полезны.
Поскольку я историк, то своей задачей вижу не ограничиваться историй пашковцев. Меня интересует и 20 век. Важна еще работа над ошибками. В историографии есть ряд ошибок. Мы пишем о них и опровергаем с помощью первоисточников — документов. В русле этих двух векторов — освещать белые пятна и работать над ошибками — я хочу так работать по 20 веку, чтобы у нас была полная достоверная история.
— Пожелание организаторам конференции?
Может быть, лучше было бы расширить список лиц участников, приглашая их целенаправленно. Мне бы, например, хотелось бы увидеть здесь историка Владимира Попова из Тамбова. Если мы говорим о пашковцах, то он много исследовал и писал о них. В Москве есть и учебные богословские заведения, представителей которых можно приглашать. Можно было пригласить тех евангельских историков, которые живут в Европейской части России. Всегда интересно, когда расширяется круг лиц — историков, богословов. Такой междисциплинарный, межконфессиональный подход. Мне это нравится и интересно.
Итак, желаю здоровья, вдохновения, духовных сил. Много нужно вложить труда и не опускать руки.
А. В. Андреев. Воронеж, греко-католик
Закончил исторический факультет Воронежского Государственного университета и Свято-Тихоновский православный Богословский институт.
На конференции я первый раз. То, что эта конференция научно-историческая для меня очень приятно. Тем более, что она проходит в Великом Новгороде, моей родине, откуда все мои корни.
— В чем особенность этой конференции для Вас?
Моя тема доклада на конференции затрагивает мою личную тему по экклесиологии. Поскольку это моя первая такая встреча с протестантами, решил взять такую тему доклада «Евхаристия и апостольское преемство в современной экклесиологии в перспективе диалога с протестантами». И выбор был правильный. Я не решаю этот вопрос, а только ставлю. У католиков и православных общий подход к этому с точки зрения физиологии. Как решать этот вопрос, я пока не знаю.
Я считаю, что гораздо больше различий между православными и протестантами, чем между католиками и православными.
Важно, чтобы была встреча в любви, дружбе, взаимоуважении, братстве. А когда это есть, можно и выяснять доктринальные особенности.
Атмосфера прекрасная, действительно братская. Все стали уже людьми близкими, хорошими. Я надеюсь, что приеду не один раз сюда, очень рад такой встречи.
— Что Вы узнали нового о протестантах на этой конференции?
Все доклады были очень интересные! Каждый доклад интересен по-своему. Протестантские братья, конечно, больше знают про Пашкова, Федотова и др. Я то, меньше знаю, поэтому мне особенно интересно. Очень интересно пообщаться с протестантами изнутри, пожить с ними. Это очень важно. Если повезет, то мои коллеги — греко — католики — в следующий раз смогут приехать сюда.
— Конференция научно-историческая. Она оправдывает такое направление?
Полностью! Конференция именно научно-историческая! Еще надо и освещать общие богословские направления! Если она еще будет и межконфессиональная, то по-другому будут решаться вопросы, которые разделяют конфессии. Это нормально.
— Пожелание организаторам конференции?
Анатолию Ивановичу желаю божьего благословения. Чтобы он был всегда под Господом Богом! Чтобы Господь его поддерживал, укреплял всегда! Чтобы его церковь развивалась! От всей души желаю ему здоровья, всем его прихожанам. И успехов в миссии! Католикам и православным хотелось бы пожелать правильно к этому относиться, относиться к протестантам как к братьям через любовь, Евангелие. Это наши братья во Христе! Они проповедуют того же самого Христа, то же самое Евангелие! И нужно поддерживать друг друга! У нас у всех одна и та же цель — проповедь Христа! Мир принадлежит всем христианам!
Горин Андрей, Санкт-Петербург
— Ваши впечатления о конференции?
Здесь есть возможность выступать и говорить крайне свободно и не быть стесненным. В обсуждениях вопросов можно представить самые разные темы. Атмосфера очень дружелюбная, люди открытые. Это прекрасно. Мне было интересно.
— Конференция научно-историческая. Вы ощутили такое направление?
Разумеется. Мы послушали научные доклады, в которых основа — история, не ограничиваясь этим и выходя на разные горизонты обсуждений. Для нужд евангельского сообщества такие конференции важны. Мы по-прежнему придавлены такой стигмой советского антиинтеллектуализма, который насаждался в церквах и который таким шлейфом продолжает волочиться дальше. К сожалению, есть формы такой научной реализации верующих и институциональной организации, утвержденной церквами или союзами с научными целями. Это все, конечно, находится в крайне не благоприятных условиях, как деревце, прозябающее в уголке оранжереи.
— Какие бы Вы темы хотели услышать на таких конференциях?
Для меня, конечно, наиболее важным являются богословские обобщения. Я постарался в своем докладе показать, анализируя исторический материал, как переходить к некоторым универсальным обобщениям богословского характера и используя при этом философский аппарат. Это, к сожалению, слабо развито. Существует философская культура, которая подразумевается у всякого мыслящего верующего, богословскую мысль. Но богословие оперирует философскими категориями, как самыми общими. Как философу мне это очень важно. Ведь классическая протестантская культура философична, так как она создавалась в эпоху нового времени.
Корабель А. И. — епископ
— Анатолий Иванович, какая особенность этой IX конференции?
Было отмечено, что в этот раз увеличилось количество биографических очерков об известных личностях — героев веры. Впервые появились католики. Это уже межконфессиональная конференция. Мы всегда за то, чтобы были разные мнения. Конференция будет интереснее, если будут представители разных конфессий. Но название всегда будет общее «Феномен Российского протестантизма». Это доминанта. Мы же не отвергаем другие конфессии. Это еще и просветительская конференция. Любая газета, проповедь, воскресная школа — это просветительство. Просветительство — это вообще всё, что несет нам какую-либо информацию.
— По какому принципу Вы отбираете докладчиков?
Если это правильные люди и присылают вовремя правильный доклад, его включаем в программу. У нас в программе до 12 разных тем: богословских, исторических, Христос в литературе, Толстой о христианстве, Достоевский о Христе, полемика между православными и католиками или протестантами. Пожалуйста, предоставляем любую тему. Самое главное, чтобы тема затрагивала христианство и все, что касается научной истории, включая и богословие. Ведь богословие и история — неразделимы. О чем бы мы ни говорили, мы не можем вычеркнуть историю.
— Служителям церквей важна эта конференция?
Евангелие не может существовать без истории. Библия не может существовать без истории. История — это хронос — время! Мы в этой истории! Выскочить из нее не можем! Мы не можем быть вне времени и истории! Если служителю не нравится история, то я очень сомневаюсь, что ему нравится Писание. Мы же считаем, что один день как тысяча лет, а тысяча лет, как один день. Все это история. В Библии присутствуют даты, временные события, имена, география — вся история. Как в этом вариться и это не воспринимать правильно своим разумом и сердцем? Читаем, когда родился Христос, далее там идет перечисление при каком правители, где… Это же история. Это люди, которые творили историю, которые жили в определенное время. Все подтверждения о событиях давно ушедших дней можно сегодня найти в интернете.
— Как личность, кем для Вас был Василий Пашков?
Княжна Ливен говорит, что «Пашков разговаривал с Богом, как с другом». В нем много таких моментов: преданность делу, евангелизации, может быть, тогда такого слова не было, но он так жил! Он периодически бывал в Подмосковье в своем имении Крёкшино, а там, в 7–8 км., находится станция Голицыно. И мы читаем, что он с женой Александрой Ивановной вдвоем на станции Голицыно раздают Евангелие. Вы спросите сегодняшних пастырей, ходят ли они с женами раздавать Евангелие? В свое время я сам лично на своей машине развез более 60 000 экземпляров Евангелия по новгородским школам. Тогда с молодежью раздавали Евангелия в разных местах, включая универмаги, культурные центры, железнодорожные станции.
У Пашкова была преданность делу в разных направлениях. Если люди становились верующими, то он как бы брал на себя обязательства и помогал им всем, чем мог. Он давал деньги на строительство молитвенных домов. Для меня жизнь Пашкова является примером служения Богу.
Он еще был и гвардии полковником, как говорят, настоящим полковником. А военная дисциплина формирует у человека сознание — брать на себя обязательства и обязательно исполнить их. Писание так говорит: «Кто будет пребывать на Святой горе? ….. и даже тот, кто клянется ложно, но не отменяет», исполняет. Я сам по натуре такой, стараюсь так действовать — брать на себя обязательства и обязательно исполнить их. Когда-то я тоже хотел стать военным…
— В наше время есть такие служители, как Пашков?
Да, есть! Есть и как Пашковы, Корфы и др. Но их не всегда, а, может быть, и со всем, не замечают. Зачастую зависит от правящего архиерея. К сожалению, есть такие препятствия, даже в церквах, христианстве. История покажет это.
— За кем идти?
Как написано в Писании, если это не тот человек, то дело развалится, если — тот, то дело устоит. Если Бог избирает человека на то дело, которое Он задумал, то, чтобы ни происходило, оно состоится. Потому что это Божье дело, это надо Ему, а не людям. И Он его сделает. Не все это правильно понимают, видят. Иногда это людям закрыто. Такие люди не возрожденные. Можно ходить так сказать в церковный клуб по интересам, принять крещение, стать «мокрым грешником», но так и оставаться тем, кем был. Многие служители это понимают, что сегодняшняя ситуация во многих церквах — принадлежность церковному клубу. Христианин — это образ жизни, а не свидетельство о крещении, не членство в какой-то поместной церкви или церковном клубе. Такая клубная система вредна для христианства. Не зря говорят сегодня известные исследователи церковной статистики, что за последнее время церкви в мире уменьшились на 15% . Роста нет, а есть духовная деградация.
— Ваши пожелания участникам конференции?
Мы приглашаем на нашу конференцию всех: церковных тружеников, служителей, пастырей, епископов, архивистов, историков, журналистов, богословов, философов, литераторов, филологов. Главное, чтобы был христианином, лишь бы не говорил того, что может разрушать дело Божие, церковь. Милости просим всех к нам в Великий Новгород на научно-историческую конференцию!
Зоя Бардина