Фома неве­ру­ю­щий

Не пове­рил уче­ник Хри­ста Фома, когда ска­за­ли ему дру­гие уче­ни­ки, что они виде­ли вос­крес­ше­го Учи­те­ля. «Если не уви­жу на руках Его ран от гвоз­дей, и не вло­жу пер­ста мое­го в раны от гвоз­дей, и не вло­жу руки моей в реб­ра Его, не пове­рю» (Ин. 20:25). И, конеч­но, то же самое вот уже века­ми повто­ря­ет человечество.

Раз­ве не на этом — уви­жу, при­кос­нусь, про­ве­рю — осно­ва­на вся нау­ка, все зна­ние? Раз­ве не на этом стро­ят люди все свои тео­рии и идео­ло­гии? И не толь­ко невоз­мож­но­го, но как буд­то и невер­но­го, непра­виль­но­го тре­бу­ет от нас Хри­стос: «Бла­жен­ны не видев­шие, — гово­рит Он, — и уве­ро­вав­шие» (Ин. 20:29). Но как же это так — не видеть и пове­рить? Да еще во что? Не про­сто в суще­ство­ва­ние неко­е­го выс­ше­го Духов­но­го Суще­ства — Бога, не про­сто в доб­ро, спра­вед­ли­вость или чело­веч­ность, — нет.

Пове­рить в вос­кре­се­ние из мерт­вых — в то неслы­хан­ное, ни в какие рам­ки не укла­ды­ва­ю­ще­е­ся бла­го­ве­стие, кото­рым живет хри­сти­ан­ство, кото­рое состав­ля­ет всю его сущ­ность: «Хри­стос воскрес!»

Отку­да берет­ся вера?

Отку­да же взять­ся этой вере? Раз­ве мож­но заста­вить себя пове­рить? 
 
Вот с печа­лью или же с озлоб­ле­ни­ем ухо­дит чело­век от это­го невоз­мож­но­го тре­бо­ва­ния и воз­вра­ща­ет­ся к сво­им про­стым и ясным тре­бо­ва­ни­ям — уви­деть, тро­нуть, ощу­тить, про­ве­рить. Но вот что стран­но: сколь­ко он ни смот­рит, ни про­ве­ря­ет и ни при­ка­са­ет­ся, все столь же неуло­ви­мой и таин­ствен­ной оста­ет­ся та послед­няя исти­на, кото­рую он ищет. И не толь­ко исти­на, но и самая про­стая житей­ская правда.

Он как буд­то опре­де­лил, что такое спра­вед­ли­вость, но нет ее на зем­ле — все так же царят про­из­вол, цар­ство силы, бес­по­щад­ность, ложь. 
 
Сво­бо­да… Да где она? Вот толь­ко что, на наших гла­зах, люди, утвер­ждав­шие, что они вла­де­ют насто­я­щим, все­объ­ем­лю­щим науч­ным сча­стьем, сгно­и­ли в лаге­рях мил­ли­о­ны людей, и все во имя сча­стья, спра­вед­ли­во­сти и сво­бо­ды. И не убы­ва­ет, а уси­ли­ва­ет­ся гне­ту­щий страх, и не мень­ше, а боль­ше нена­ви­сти. И не исче­за­ет, а воз­рас­та­ет горе. Уви­де­ли, про­ве­ри­ли, тро­ну­ли, все рас­счи­та­ли, все про­ана­ли­зи­ро­ва­ли, созда­ли в сво­их уче­ных лабо­ра­то­ри­ях и каби­не­тах самую что ни на есть науч­ную и про­ве­рен­ную тео­рию сча­стья. Но вот выхо­дит так, что не полу­ча­ет­ся от нее ника­ко­го, даже само­го малень­ко­го, про­сто­го, реаль­но­го житей­ско­го сча­стья, что не дает она самой про­стой, непо­сред­ствен­ной, живой радо­сти, толь­ко все тре­бу­ет новых жертв, новых стра­да­ний и уве­ли­чи­ва­ет море нена­ви­сти, пре­сле­до­ва­ний и зла…

А вот Пас­ха, спу­стя столь­ко сто­ле­тий, и это сча­стье, и эту радость — дает. Тут как буд­то и не виде­ли, и про­ве­рить не можем, и при­кос­нуть­ся нель­зя, но подой­ди­те к хра­му в пас­халь­ную ночь, вгля­ди­тесь в лица, осве­щен­ные неров­ным све­том све­чей, вслу­шай­тесь в это ожи­да­ние, в это мед­лен­ное, но такое несо­мнен­ное нарас­та­ние радости.

Вот в тем­но­те раз­да­ет­ся пер­вое «Хри­стос вос­кре­се!» Вот гулом тыся­чи голо­сов про­ка­ты­ва­ет­ся в ответ: «Воис­ти­ну вос­кре­се!» Вот откры­ва­ют­ся вра­та хра­ма, и льет­ся отту­да свет, и зажи­га­ет­ся, и раз­го­ра­ет­ся, и сия­ет радость, кото­рой нигде и нико­гда нель­зя испы­тать, как толь­ко тут, в этот момент. «Кра­суй­ся, ликуй…» — отку­да же эти сло­ва, отку­да этот вопль, это тор­же­ство сча­стья, отку­да это несо­мнен­ное зна­ние? Дей­стви­тель­но, «бла­жен­ны не видев­шие и уве­ро­вав­шие». И вот тут-то это как раз и дока­за­но и про­ве­ре­но. При­ди­те, при­кос­ни­тесь, про­верь­те и ощу­ти­те и вы, мало­вер­ные скеп­ти­ки и сле­пые вожди слепых!

Кого назы­ва­ют «Фомой неверующим»?

«Фомой невер­ным», неве­ру­ю­щим, назы­ва­ет Цер­ковь усо­мнив­ше­го­ся апо­сто­ла, и как при­ме­ча­тель­но то, что вспо­ми­на­ет она о нем и нам напо­ми­на­ет сра­зу же после Пас­хи, пер­вое вос­кре­се­ние после нее назы­вая Фоми­ным. Ибо, конеч­но, и вспо­ми­на­ет, и напо­ми­на­ет не толь­ко о Фоме, а о самом чело­ве­ке, о каж­дом чело­ве­ке и обо всем чело­ве­че­стве. Боже мой, в какую пусты­ню стра­ха, бес­смыс­ли­цы и стра­да­ния забре­ло оно при всем сво­ем про­грес­се, при сво­ем син­те­ти­че­ском сча­стье! Достиг­ло луны, побе­ди­ло про­стран­ства, заво­е­ва­ло при­ро­ду, но, кажет­ся, ни одно сло­во из все­го Свя­щен­но­го Писа­ния не выра­жа­ет так состо­я­ния мира, как вот это: «Вся тварь сово­куп­но сте­на­ет и мучит­ся» (Рим. 8:22). Имен­но сте­на­ет и муча­ет­ся, и в этом муче­нии нена­ви­дит, в этих потем­ках истреб­ля­ет самое себя, боит­ся, уби­ва­ет, уми­ра­ет и толь­ко дер­жит­ся одной пустой бес­смыс­лен­ной гор­ды­ней: «Если не уви­жу, не поверю».

Но Хри­стос сжа­лил­ся над Фомой и при­шел к нему и ска­зал: «Подай перст твой сюда и посмот­ри руки Мои, подай руку твою и вло­жи в реб­ра Мои; и не будь неве­ру­ю­щим, но веру­ю­щим» (Ин. 20:27). И Фома упал перед Ним на коле­ни и вос­клик­нул: «Гос­подь мой и Бог мой!» (Ин. 20:28). Умер­ла в нем его гор­дость, его само­уве­рен­ность, его само­до­воль­ство: я, мол, не так, как вы, меня не проведешь.

Сдал­ся, пове­рил, отдал себя — и в ту же мину­ту достиг той сво­бо­ды, того сча­стья и радо­сти, ради кото­рых как раз и не верил, ожи­дая доказательств.

Сто­ят перед нами два обра­за — вос­крес­ше­го Хри­ста и неве­ру­ю­ще­го Фомы: от Одно­го идет и льет­ся на нас радость и сча­стье, от дру­го­го — муче­ние и недо­ве­рие. Кого же мы выбе­рем, к кому пой­дем, кото­ро­му из двух пове­рим? От Одно­го, сквозь всю чело­ве­че­скую исто­рию, идет к нам этот нико­гда не пре­се­ка­ю­щий­ся луч пас­халь­но­го све­та, пас­халь­ной радо­сти, от дру­го­го — тем­ное муче­ние неве­рия и сомнения…

В сущ­но­сти, мы и про­ве­рить можем теперь, и при­кос­нуть­ся, и уви­деть, ибо радость эта сре­ди нас, тут, сей­час. И муче­ние тоже. Что же выбе­рем мы, чего захо­тим, что уви­дим? Может быть, не позд­но еще вос­клик­нуть не толь­ко голо­сом, но и дей­стви­тель­но всем суще­ством сво­им то, что вос­клик­нул Фома неве­ру­ю­щий, когда нако­нец уви­дел: «Гос­подь мой и Бог мой!» И покло­нил­ся Ему, ска­за­но в Евангелии.

Про­то­пре­сви­тер А. Д. Шме­ман 
https://www.pravmir.ru/foma-neveruyushij/