Гав­ри­ла Рома­но­вич Державин

В мла­ден­че­стве Гав­ри­ла Рома­но­вич «был весь­ма мал, слаб и сух, так что, по тогдаш­не­му непро­свя­ще­нию и обы­чаю народ­но­му долж­но было запе­кать его в хле­бе, дабы полу­чил он сколь­ко-нибудь жив­но­сти ». В 1744 году на небе появи­лась коме­та. Дер­жа­ви­ну был год от роду. Когда ему ука­за­ли на небес­ное тело, он вымол­вил пер­вое свое сло­во: «Бог». С тех пор с язы­че­ством было покон­че­но. Мать при­об­ща­ла его к духов­ным кни­гам, «поощ­ряя к тому награж­де­ни­ем игру­шек и кон­фек­тов». В четы­ре года он уже умел читать по Псал­ти­ри и доку­чал при­ход­ско­му батюш­ке сво­и­ми бес­ко­неч­ны­ми «поче­му?»

Дер­жа­вин про­ис­хо­дил из очень древ­ней, беру­щей свое нача­ло еще в Золо­той Орде, но обни­щав­шей дво­рян­ской семьи. За недо­стат­ком средств Гав­ри­и­ла Рома­но­вич не смог тол­ком полу­чить обра­зо­ва­ния. Десять лет слу­жил сол­да­том. Испол­нял и дру­гие «низ­кие долж­но­сти», к како­вым отно­си­лись обя­зан­но­сти курье­ра. 
 
Из-за бед­но­сти про­дви­же­ние по служ­бе шло невы­но­си­мо мед­лен­но, а тер­пе­ни­ем Гав­ри­ла Рома­но­вич не отли­чал­ся. Он начал поиг­ры­вать, свя­зал­ся с ком­па­ни­ей шуле­ров, и кон­чи­лось тем, что на него пода­ла в суд мать одно­го про­иг­рав­ше­го­ся офи­це­ра. Дело уда­лось затя­нуть. Но совесть Дер­жа­ви­на взвы­ла: он пишет свое пер­вое и очень искрен­нее сти­хо­тво­ре­ние «Рас­ка­я­ние». 
 
В 1773 году раз­нес­лась весть о Пуга­чев­ском бун­те. Бла­го­да­ря тому, что он был уро­жен­цем тех мест, Дер­жа­ви­на взя­ли в след­ствен­ную комис­сию кем-то вро­де началь­ни­ка раз­вед­груп­пы. Его зада­чей было не вое­вать с Пуга­че­вым, а ловить его. На деле ему при­хо­ди­лось усми­рять сти­хий­ные вос­ста­ния и каз­нить людей. А в поим­ке само­зван­ца участ­во­вать так и не при­шлось. Более того, как и пуш­кин­ско­го Гри­не­ва, по лож­но­му доно­су его чуть было не заса­ди­ли в кан­да­лы. Одна­ко Гав­ри­и­ла Рома­но­вич отде­лал­ся доволь­но лег­ко, его уво­ли­ли за неспо­соб­ность к воен­ной служ­бе. 
 
По окон­ча­нии Пуга­чев­ской кам­па­нии Дер­жа­вин заехал к мате­ри. Вско­ре нача­ли поправ­лять­ся и дела. В бла­го­дар­ность за вер­ную служ­бу импе­ра­три­ца про­из­ве­ла его в кол­леж­ские совет­ни­ки и пожа­ло­ва­ла в Бело­рус­сии три­ста кре­пост­ных душ. В Петер­бур­ге, за лом­бер­ным сто­лом он позна­ко­мил­ся с кня­зем Вязем­ским. Гене­рал-про­ку­рор нико­гда не видел, что­бы чело­век так чест­но играл в вист, так достой­но про­иг­ры­вал, и взял Дер­жа­ви­на к себе в экзе­ку­то­ры. И, нако­нец, в апре­ле 1778 года, по окон­ча­нии Вели­ко­го поста, Гав­ри­ла Рома­но­вич женил­ся на сем­на­дца­ти­лет­ней кра­са­ви­це Ека­те­рине Яко­влевне Басти­дон, в кото­рую он был влюб­лен с пер­во­го взгля­да и в ком души не чаял. 
 
Первую оду «Фели­ца», посвя­щен­ную импе­ра­три­це, Гав­ри­и­ла Рома­но­вич решил не пока­зы­вать. Слиш­ком дерз­ко. Испо­ве­ду­ясь перед импе­ра­три­цей, автор вро­де бы пере­чис­ля­ет свои гре­хи, но в них уга­ды­ва­ют­ся поро­ки иных, и очень высо­ко­по­став­лен­ных, особ. Да, и сама Ека­те­ри­на, выгля­дит как-то по-житей­ски. 
 
«Фели­ца» лег­ла в стол, но преж­де ее выпро­сил пере­пи­сать для себя один из при­я­те­лей Дер­жа­ви­на. Потом, под вели­ким сек­ре­том, он дал ее еще кому­то, тот про­ци­ти­ро­вал ее на пируш­ке… Вско­ре Фели­цу читал весь Петер­бург. В пер­вом «нуме­ре» сво­е­го «Собе­сед­ни­ка» сти­хи напе­ча­та­ла кня­ги­ня Даш­ко­ва, где их, нако­нец, и про­чла та, кото­рой они посвя­ща­лись. 
 
Госу­да­ры­ня с радо­стью узна­ла всех сво­их вель­мож, и лич­но пере­пи­сав отно­ся­щи­е­ся к ним стро­ки, разо­сла­ла адре­са­там. Сре­ди них ока­зал­ся и князь Вязем­ский, кото­рый нашел свое отра­же­ние в обра­зе мур­зы Брюзги и в засы­па­ю­щем над Биб­ли­ей вель­мо­же. Гене­рал-про­ку­рор кипел от нена­ви­сти, но сде­лать ниче­го не мог. И уж совсем пло­хо ему сде­ла­лось, когда пря­мо у него за обе­дом сочи­ни­те­лю «Фели­цы» при­нес­ли бумаж­ный сви­ток с над­пи­сью: «От Кир­гиз­ской царев­ны мур­зе Дер­жа­ви­ну». В посыл­ке Гав­ри­и­ла Рома­но­вич с удо­воль­стви­ем обна­ру­жил доро­гую таба­кер­ку с брил­ли­ан­то­вой осы­пью и пятью­ста­ми золо­тых чер­вон­цев внут­ри. 
 
Ода «Бог» ста­ла пер­вым рус­ским сти­хо­тво­ре­ни­ем, полу­чив­шим меж­ду­на­род­ную сла­ву. Она была пере­ве­де­на на все евро­пей­ские язы­ки и даже на япон­ский. Прав­да, само­му Дер­жа­ви­ну пока­за­лось, что в Рос­сии ее не все поня­ли до кон­ца, и он напи­сал «Объ­яс­не­ния на сочи­не­ния Дер­жа­ви­на (в мему­а­рах Гав­ри­ла Рома­но­вич поми­на­ет себя в тре­тьем лице) отно­си­тель­но тем­ных мест, в них нахо­дя­щих­ся, соб­ствен­ных имен, ино­ска­за­ний и дву­смыс­лен­ных рече­ний, кото­рых под­лин­ная мысль авто­ру ток­мо извест­на». «Он лег спать, — пишет Гав­ри­и­ла Рома­но­вич о себе, — и уви­дел во сне, что бле­щет свет в гла­зах его, проснул­ся, и в самом деле, вооб­ра­же­ние было так раз­го­ря­че­но, что каза­лось ему, вокруг стен пры­га­ет свет, и с сим вме­сте поли­лись пото­ки слез из глаз у него; он встал и ту ж мину­ту, при осве­ща­ю­щей лам­па­де напи­сал послед­нюю сию стро­фу». 
 
Во вре­ме­на Гав­ри­лы Рома­но­ви­ча выс­шее обще­ство было пло­хо зна­ко­мо с Биб­ли­ей. Дове­ря­ли боль­ше нау­ке, хотя в ней раз­би­ра­лись еще мень­ше. Так было удоб­ней: раз сам собою взял­ся чело­век, так он и сам себе хозя­ин. Но тот, кто все­рьез изу­чал при­ро­ду, с таки­ми взгля­да­ми борол­ся. Вслед за Ломо­но­со­вым Дер­жа­вин утвер­ждал, что вся­кий чест­ный есте­ство­ис­пы­та­тель, если он не совсем сле­пой, про­сто не может не видеть, что весь миро­по­ря­док устро­ен муд­рой и любя­щей Рукой, и что чело­век зани­ма­ет в нем совер­шен­но осо­бен­ное поло­же­ние. Он постав­лен Твор­цом на гра­ни­це двух миров: духов­но­го и мате­ри­аль­но­го, кото­рые он дол­жен в себе соеди­нять, сам при­зван тво­рить, воз­де­лы­вать зем­лю и пре­об­ра­жать ее. Ина­че его жизнь теря­ет смысл: 
 
…О Ты, про­стран­ством бес­ко­неч­ный, 
Живый в дви­же­ньи веще­ства, 
Тече­ньем вре­ме­ни Пре­веч­ный, 
Без лиц, в трех лицах боже­ства! 
Дух всю­ду сущий и еди­ный, 
Кому нет места и при­чи­ны, 
Кого никто постичь не мог, 
Кто всё собою напол­ня­ет, 
Объ­ем­лет, зиждет, сохра­ня­ет, 
Кого мы назы­ва­ем — Бог!… 
… А я перед Тобой — ничто. 
Ничто! — Но Ты во мне сия­ешь 
Вели­че­ством Тво­их доб­рот; 
Во мне Себя изоб­ра­жа­ешь, 
Как солн­це в малой кап­ле вод…