Где же девять?

«Идя в Иеру­са­лим, Он про­хо­дил меж­ду Сама­ри­ею и Гали­ле­ею. И когда вхо­дил Он в одно селе­ние, встре­ти­ли Его десять чело­век про­ка­жен­ных, кото­рые оста­но­ви­лись вда­ли и гром­ким голо­сом гово­ри­ли: Иисус Настав­ник! поми­луй нас. Уви­дев их, Он ска­зал им: пой­ди­те, пока­жи­тесь свя­щен­ни­кам. И когда они шли, очи­сти­лись. Один же из них, видя, что исце­лен, воз­вра­тил­ся, гром­ким голо­сом про­слав­ляя Бога, и пал ниц к ногам Его, бла­го­да­ря Его; и это был Сама­ря­нин. Тогда Иисус ска­зал: не десять ли очи­сти­лись? где же девять? как они не воз­вра­ти­лись воз­дать сла­ву Богу, кро­ме сего ино­пле­мен­ни­ка? И ска­зал ему: встань, иди; вера твоя спас­ла тебя» (Лк. 17:11–19).

Гос­подь наш Иисус Хри­стос чудес­но исце­лил десять про­ка­жен­ных, и как небла­го­дар­ны ока­за­лись девять из них. Чудо, совер­шен­ное Иису­сом Хри­стом, было вели­чай­шим бла­го­де­я­ни­ем для несчаст­ных про­ка­жен­ных, ибо про­ка­за — одна из самых ужас­ных болез­ней. Про­ка­за очень зара­зи­тель­на, от нее уми­ра­ют люди, зажи­во гни­ю­щие, и пото­му в древ­нее вре­мя про­ка­жен­ных изго­ня­ли из горо­дов и селе­ний, и они не сме­ли вхо­дить в них и близ­ко под­хо­дить к людям, и даже мило­сты­ню про­си­ли издали.

Итак, вели­чай­шее бла­го­де­я­ние от Гос­по­да полу­чи­ли десять про­ка­жен­ных, но толь­ко один, заметь­те, сама­ря­нин, воз­вра­тил­ся к Иису­су Хри­сту, покло­нил­ся Ему в ноги и слез­но бла­го­да­рил за исцеление.

Тяже­ло было Гос­по­ду Иису­су видеть, что толь­ко сама­ря­нин воз­вра­тил­ся, что­бы бла­го­да­рить Его, а девять иуде­ев ока­за­лись небла­го­дар­ны­ми. Но Он толь­ко тихо и крот­ко ска­зал: «Не десять ли очи­сти­лись? Где же девять? Как они не воз­вра­ти­лись воз­дать сла­ву Богу, кро­ме сего ино­пле­мен­ни­ка?» А сама­ря­ни­ну, бла­го­да­рив­ше­му Его, про­из­нес: «Встань, иди; вера твоя спас­ла тебя».

Он не толь­ко полу­чил исце­ле­ние от страш­ной болез­ни, он за веру свою, за бла­го­че­стие свое полу­чил и спа­се­ние веч­ное. А мы, люди нынеш­не­го века, не так ли, не гораз­до ли даже боль­ше повин­ны пред Богом в небла­го­дар­но­сти? Я смею ска­зать, что если в то древ­нее вре­мя нашел­ся один из деся­ти бла­го­дар­ный, то в наше едва ли най­дет­ся один из тыся­чи. Ибо это одна из наших духов­ных язв.

За что оскорб­лять небла­го­дар­но­стью Гос­по­да Иису­са Хри­ста, Кото­рый Свою боже­ствен­ную кровь про­лил за нас на кре­сте, Кото­рый тело Свое пре­чи­стое отдал в жерт­ву для спа­се­ния нашего?

Про­рок Иере­мия гово­рил о небла­го­дар­но­сти силь­ны­ми сло­ва­ми: «О, род! внем­ли­те вы сло­ву Гос­под­ню: был ли Я пусты­нею для Изра­и­ля? был ли Я стра­ною мра­ка? Зачем же народ Мой гово­рит: ’’мы сами себе гос­по­да; мы уже не при­дем к Тебе?’’» (Иер. 2:31). Не при­дем — Ты не нужен нам. Бла­го­да­рить не будем, устро­им сами жизнь свою как нам хочет­ся, и закон Твой нам не нужен уже — ухо­ди со Сво­им законом.

А про­рок Иса­ия так гово­рит: «Слу­шай­те, небе­са, и вни­май, зем­ля, пото­му что Гос­подь гово­рит: Я вос­пи­тал и воз­вы­сил сыно­вей, а они воз­му­ти­лись про­тив Меня. Вол зна­ет вла­де­те­ля сво­е­го, и осел — ясли гос­по­ди­на сво­е­го; а Изра­иль не зна­ет Меня, народ Мой не разу­ме­ет. Увы, народ греш­ный, народ, обре­ме­нен­ный без­за­ко­ни­я­ми, пле­мя зло­де­ев, сыны поги­бель­ные! Оста­ви­ли Гос­по­да, пре­зре­ли Свя­то­го Изра­и­ле­ва, — повер­ну­лись назад» (Ис. 1:2–4).

От апо­сто­ла Пав­ла в посла­нии его к Тимо­фею зна­ем, что чем бли­же будет вре­мя Страш­но­го Суда, тем более и более небла­го­дар­ны­ми будут ста­но­вить­ся люди, и не толь­ко небла­го­дар­ны­ми, но и дур­ны­ми во всех отно­ше­ни­ях. «Знай же, что в послед­ние дни насту­пят вре­ме­на тяж­кие. Ибо люди будут само­лю­би­вы, среб­ро­лю­би­вы, гор­ды, над­мен­ны, зло­ре­чи­вы, роди­те­лям непо­кор­ны, небла­го­дар­ны, нече­сти­вы, недру­же­люб­ны, непри­ми­ри­тель­ны, кле­вет­ни­ки, невоз­держ­ны, жесто­ки, не любя­щие добра, пре­да­те­ли, наг­лы, напы­щен­ны, более сла­сто­лю­би­вы, неже­ли бого­лю­би­вы» (2 Тим. 3:1–4). Мало ли видим мы вокруг таких людей? Страш­но ска­зать, нема­ло, а так быть не долж­но: не долж­ны мы навле­кать на себя страш­ных апо­столь­ских слов о неблагодарных.

Отку­да же небла­го­дар­ность в людях, в чем кор­ни ее, что пита­ет ее? Вник­ни­те в это, поду­май­те, кто бла­го­да­рен и кто небла­го­да­рен? Не зна­е­те ли вы, что вся­кий убо­гий, несчаст­ный, ниче­го не име­ю­щий, без­за­щит­ный и бес­по­мощ­ный кла­ня­ет­ся вам низ­ко и бла­го­да­рит даже за малое пода­я­ние, кото­рое тво­ри­те ему. Бла­го­да­рят боль­ные, стра­да­ю­щие, несчаст­ные, кото­рым мы помо­га­ем. Они все­гда бла­го­дар­ны, пото­му что в стра­да­ни­ях сво­их, в несча­стьях сво­их они ста­ли сми­рен­ны­ми. И корень бла­го­дар­но­сти имен­но в сми­ре­нии — бла­го­дар­ны­ми быва­ют толь­ко смиренные.

А кто небла­го­да­рен? Все гор­дые и лишен­ные сми­ре­ния. Небла­го­да­рен чело­век, кото­рый настро­ен так, что он выше всех дру­гих. Вся­кие бла­го­де­я­ния, ока­зы­ва­е­мые ему, счи­та­ет он толь­ко за долж­ное, ибо настро­е­ние его тако­во, что, как выс­ше­му из всех окру­жа­ю­щих, все долж­ны слу­жить ему. Такие гор­дые, лишен­ные сми­ре­ния, пре­воз­но­ся­щи­е­ся над все­ми, нико­гда не бла­го­да­рят: они стра­да­ют тяж­ким гре­хом неблагодарности.

Кор­ни небла­го­дар­но­сти в чело­ве­че­ской нена­сыт­но­сти; сколь­ко чело­век ни полу­чит, все­го ему мало, он не бла­го­да­рит, а роп­щет на то, что не полу­чил боль­ше. А раз­ве мало полу­ча­ем мы от Бога? Нас Бог почтил разу­мом, кото­ро­го не име­ют живот­ные; нам дал Бог закон Свой, ука­зы­ва­ю­щий путь жиз­ни. О нас Бог забо­тит­ся несрав­нен­но боль­ше, чем о любом Сво­ем тво­ре­нии. Для нас про­из­рас­та­ют пло­ды зем­ные, нам дает все нуж­ные зла­ки зем­ля. Нам Он во всем содей­ству­ет, во всем помо­га­ет. На нас све­тит солн­це, на нас идет дождь, изли­ва­ясь оди­на­ко­во на доб­рых и на злых. Но что еще без­гра­нич­но боль­ше и важ­нее — то, что даже не пожа­лел Бог Сына Сво­е­го Еди­но­род­но­го послать на зем­лю, что­бы рас­пя­ли Его на кре­сте, что­бы уни­чи­жа­ли и оскорб­ля­ли Его. А нам все мало! Мы все небла­го­дар­ны. При­ни­май охот­но и с бла­го­дар­но­стью все, что посы­ла­ет тебе Бог, ибо все это нам на бла­го: все наши скор­би и горе­сти посы­ла­ют­ся нам от Бога для спа­се­ния наше­го. Ими ведет нас Бог к бла­гу, и мы долж­ны все посы­ла­е­мое от Него при­ни­мать не толь­ко без­ро­пот­но и без хулы на Его свя­тую волю, а с бла­го­дар­но­стью. Даже когда отни­ма­ет у нас Бог ближ­них наших — и тогда мы долж­ны сми­рен­но скло­нить голо­ву свою перед Его волей, все­гда бла­гой, все­гда совер­шен­ной, все­гда спа­си­тель­ной, и за все, за все, даже за самое тяже­лое бла­го­да­рить Его. Как мало сре­ди нас таких, кото­рые все­гда и за все бла­го­да­рят Бога, кото­рые не роп­щут, когда посе­ща­ет их Бог стра­да­ни­я­ми и горе­стя­ми. Но те немно­гие, кото­рые все­гда и за все бла­го­дар­ны, полу­чат от Бога вели­кую сла­ву, честь и бла­го­дать. Знай­те и помни­те, что бла­го­дар­ность Богу, воз­но­си­мая нами в молит­ве, в самом корне изме­ня­ет серд­це наше. Если мы все­гда бла­го­дар­ны, если испо­ве­ду­ем гре­хи свои, то душев­ный наш взор посте­пен­но про­свет­ля­ет­ся, и мы полу­ча­ем спо­соб­ность видеть то, что в серд­це нашем; учим­ся сле­дить за собой, заме­чать то, чего не видят люди, рас­пу­щен­ные нрав­ствен­но, люди душев­ные, а не духов­ные, полу­ча­ем спо­соб­ность более глу­бо­ко­го сосре­до­то­че­ния. Пол­ное очи­ще­ние серд­ца и бла­го­дар­ность наша Богу дает нам вели­кую Божью бла­го­дать. Вот поче­му так важ­но и необ­хо­ди­мо все­гда бла­го­да­рить Бога. Вот поче­му апо­стол Павел так гово­рит в Посла­нии Колос­ся­нам: «И все, что вы дела­е­те, сло­вом или делом, все делай­те во имя Гос­по­да Иису­са Хри­ста, бла­го­да­ря чрез Него Бога и Отца» (Кол. 3:17). Все дела, все помыс­лы долж­ны быть направ­ле­ны к Гос­по­ду Иису­су Хри­сту. Весь строй нашей жиз­ни дол­жен быть таким, что­бы она была сплош­ным непре­стан­ным сла­во­сло­ви­ем Богу через Гос­по­да наше­го Иису­са Хри­ста. Види­те, как вели­ко зна­че­ние бла­го­дар­но­сти, види­те, как глу­бо­ко дур­но и поги­бель­но быть небла­го­дар­ны­ми. Будем же поэто­му все­гда бла­го­дар­ны­ми, будем пом­нить сло­ва псал­мо­пев­ца: «Что воз­дам Гос­по­ду за все бла­го­де­я­ния Его ко мне?» (Пс. 115:3). Пусть эти свя­тые сло­ва все­гда будут начер­та­ны горя­щи­ми бук­ва­ми на серд­цах наших!

Свя­ти­тель Лука Войно-Ясенецкий