Голос вопи­ю­ще­го в пустыне

Мно­го лет назад, в Вифа­ва­ре, при Иор­дане, появил­ся необык­но­вен­ный чело­век. Моло­дой, с заго­ре­лым лицом, силь­ный и сме­лый, он жил под откры­тым небом, питал­ся акри­да­ми и диким медом, оде­вал­ся в одеж­ду из вер­блю­жьей шер­сти. Стро­гое и про­ни­ца­тель­ное лицо это­го мужа Божье­го излу­ча­ло внут­рен­нюю оду­хо­тво­рен­ность и состра­да­ние к людям. Он дерз­но­вен­но про­по­ве­до­вал иуде­ям пока­я­ние пред гря­ду­щим Мес­си­ей и каяв­ших­ся кре­стил в Иордане.

Это был Иоанн Кре­сти­тель, Пред­те­ча Иису­са Хри­ста. Вели­чай­ший про­рок и гла­ша­тай Божий о гря­ду­щем Цар­стве Христа.

Но не его стран­ный образ жиз­ни, не пыл­кая про­по­ведь вско­лых­ну­ли всю Пале­сти­ну и при­влек­ли к Иор­да­ну тол­пы иуде­ев, а без­упреч­ный свя­той харак­тер Иоан­на Кре­сти­те­ля, его душев­ная чисто­та. Эти высо­кие духов­ные каче­ства, кото­рых никто не видел ни в книж­ни­ках, ни в фари­се­ях и кото­рые поз­во­ля­ли Иоан­ну Кре­сти­те­лю сме­ло и не лице­мер­но обли­чить мир в его пороч­но­сти и нера­де­нии к Богу, – вот что при­вле­ка­ло жите­лей Пале­сти­ны к ново­яв­лен­но­му про­ро­ку. Новое рели­ги­оз­ное дви­же­ние не мог­ло остать­ся неза­ме­чен­ным. На него обра­ти­ли вни­ма­ние не толь­ко книж­ни­ки и народ­ные ста­рей­ши­ны, пред­ста­ви­те­ли Божье­го зако­на; про­по­ве­дя­ми Иоан­на заин­те­ре­со­вал­ся даже царь Ирод.

Чистая и пра­вед­ная жизнь трид­ца­ти­лет­не­го чело­ве­ка, избрав­ше­го для сво­ей про­по­ве­ди не мно­го­люд­ный Иеру­са­лим, а пустын­ные бере­га Иор­да­на, натолк­ну­ла ста­рей­шин на раз­мыш­ле­ние: кто он? Не Хри­стос ли? Его непод­куп­ная спра­вед­ли­вость, необы­чай­ная сме­лость и дерз­но­вен­ная про­по­ведь име­ли огром­ное вли­я­ние на тыся­чи окру­жав­ших его людей. Люди кая­лись, кре­сти­лись в Иор­дане и начи­на­ли новую жизнь, ожи­дая при­ше­ствия Мессии.

Вско­ре из Иеру­са­ли­ма были посла­ны свя­щен­ни­ки леви­ты из фари­се­ев, что­бы спро­сить Иоан­на: «Кто ты?» (ИН.1:19) – не Хри­стос ли ты?
Какие это были серьез­ные вопро­сы и как мно­го гово­рят они нам!

Если бы у Иоан­на были те или иные духов­ные недо­стат­ки, гре­хи и поро­ки, если бы за ним были заме­че­ны без­нрав­ствен­ные поступ­ки, стрем­ле­ние к нажи­ве, иска­ние не Божье­го, а лич­но сво­е­го, никто нико­гда не поду­мал бы спро­сить: «Не Хри­стос ли ты?»

По сви­де­тель­ству еван­ге­ли­стов, Иоанн Кре­сти­тель «не сотво­рил ни одно­го чуда», не дал фари­се­ям ни одно­го зна­ме­ния, не исце­лил ни одно­го боль­но­го, и, тем не менее, бес­чис­лен­ные тол­пы наро­да изда­ле­ка шли слу­шать его и, выслу­шав, кая­лись в сво­их гре­хах и кре­сти­лись от него в Иордане.

Сего­дня есть нема­ло людей, кото­рые тре­бу­ют от про­по­вед­ни­ков Еван­ге­лия все­воз­мож­ных чудес, и если те не тво­рят чудес, их не счи­та­ют послан­ни­ка­ми бога, не при­ни­ма­ют их сви­де­тель­ства о Хри­сто­вом спа­се­нии. Такое тре­бо­ва­ние тол­пы поро­ди­ло целый ряд про­по­вед­ни­ков-чудо­твор­цев. Тол­пы людей, недо­мо­га­ю­щих пло­тью, любо­пыт­ных и даже искрен­них веру­ю­щих запол­ня­ют залы на сеан­сах этих цели­те­лей, сле­дя за всем про­ис­хо­дя­щим. Но подоб­ные шум­ные собра­ния часто закан­чи­ва­ют­ся разо­ча­ро­ва­ни­я­ми, когда узна­ют, что жизнь и харак­тер того или ино­го чудес­но­го «цели­те­ля» совсем не похо­жи на жизнь и харак­тер Христа.

Вре­мен­ное пре­бы­ва­ние в состо­я­нии экс­та­за не име­ет ни духов­ной осно­вы, ни глу­би­ны, ни содер­жа­ния. Экс­таз име­ет толь­ко вре­мен­ное дей­ствие. Душа же чело­ве­ка оста­ет­ся пустой, не оро­шен­ной бла­го­да­тью Божьей. Какая поль­за, если я при­хо­жу в экс­таз, а не имею уве­рен­но­сти в спа­се­нии? «Что поль­зы чело­ве­ку, если он при­об­ре­тет весь мир, а душе сво­ей повредит?»

Рели­ги­оз­ные собра­ния, на кото­рых дает­ся воля чув­ствам, душев­ным потря­се­ни­ям и экс­та­зу, часто напо­ми­на­ют собой гро­зу с гро­мом и мол­нией, но без обиль­но­го дождя, после чего, как гово­рят, пыль толь­ко при­би­ва­ет­ся, а зем­ля оста­ет­ся сухой.

То ли дело – тихий, облож­ной дождь! Мел­кий, но про­дол­жи­тель­ный, он спо­со­бен при­не­сти с собой истин­ное небес­ное оро­ше­ние. Он ожив­ля­ет пусты­ню, про­пи­ты­ва­ет вла­гой посе­вы, про­ни­кая глу­бо­ко под кор­ни растений.

Вот к тако­му имен­но слу­же­нию бог при­зы­ва­ет каж­до­го из нас, уве­ро­вав­ших во Хри­ста как лич­но­го спасителя.

Иоанн Кре­сти­тель при­шел в мир, что­бы испол­нить пору­че­ние Божье – воз­ве­стить миру о гря­ду­щем Мес­сии. И он это пору­че­ние испол­нил. В насто­я­щее вре­мя Бог дал пове­ле­ние каж­до­му из Его детей ука­зы­вать дру­гим на Хри­ста, уже при­шед­ше­го и совер­шив­ше­го наше спа­се­ние на Гол­го­фе. Бра­тья и сест­ры! В этом – наша общая зада­ча! Зада­ча вели­кая, почет­ная, святая!

Жизнь Иоан­на – достой­ный при­мер для под­ра­жа­ния слу­жи­те­лям Божьим, истин­ным хри­сти­а­нам. Иоанн Кре­сти­тель не отсту­пил ни на шаг от сво­е­го при­зва­ния. Иоанн был верен богу до смер­ти, до муче­ни­че­ской смер­ти. Иоанн сме­ло обли­чал иудей­ский народ в гре­хах, вскры­вал недо­стат­ки свя­щен­ни­ков, ста­рей­шин, книж­ни­ков и фари­се­ев. Он не кри­вил душой перед Иро­дом и пря­мо ска­зал царю: «Не долж­но тебе жить с женой бра­та твоего».

Сего­дня не пре­сле­ду­ют­ся слу­жи­те­ли Божьи, про­шли вре­ме­на, когда их бро­са­ли в тюрь­мы или ссы­ла­ли «в места не столь отда­лен­ные». Сво­бо­да рели­гии, как гово­рят, заво­е­ва­ла себе проч­ное место. Да, сво­бо­да рели­гии, но не сво­бо­да хри­сти­ан­ства. Сего­дня мно­гие про­по­вед­ни­ки не обли­ча­ют мир в гре­хе, что­бы не поте­рять популярность.

В био­гра­фии рефор­ма­то­ра Мар­ти­на Люте­ра отме­чен такой слу­чай. В часов­ню, где про­по­ве­до­вал Лютер, вошел толь­ко что всту­пив­ший на пре­стол гер­ман­ский импе­ра­тор Карл V. Лютер, не заме­чая вошед­ше­го , про­дол­жал вдох­но­вен­но про­по­ве­до­вать о необ­хо­ди­мо­сти пока­я­ния пред Богом.
– Брат Мар­тин! Брат Мар­тин! – пре­ду­пре­ди­тель­но зашеп­та­ли в перед­них рядах. – Тише… Король здесь…
– Король тоже греш­ник! Король тоже дол­жен каять­ся! – еще гром­че вос­клик­нул Лютер.

После про­по­ве­ди импе­ра­тор подо­шел к Люте­ру и ска­зал:
– В моем госу­дар­стве есть толь­ко один чело­век, кото­рый меня не боит­ся. Этим чело­ве­ком явля­ешь­ся ты, бед­ный авгу­стин­ский монах. Зна­чит, с тобою Бог.

Хри­стос назвал Иоан­на Кре­сти­те­ля «све­тиль­ни­ком горя­щим и све­тя­щим» (Ин. 5:35). Какое высо­кое сви­де­тель­ство! Писа­ние гово­рит нам о том, что Авра­ам был дру­гом Бога, Мои­сей – Его слу­гой, Дани­ил – мужем жела­ний, Давид – мужем «по серд­цу Мое­му», но об Иоанне ска­за­но, что из рож­ден­ных жена­ми не было боль­ше Иоан­на. Но когда послан­ные от ста­рей­шин спро­си­ли Иоан­на: «Кто же ты?», Иоанн дал скром­ный ответ: «Я не Хри­стос, не Илия, даже не про­рок, я толь­ко глас вопи­ю­ще­го в пустыне» (Ин.1:20–23).

«Я глас вопи­ю­ще­го в пустыне». В этом отве­те — его пора­зи­тель­ная про­сто­та и сми­ре­ние серд­ца, его без­за­вет­ная пре­дан­ность Богу. В этой духов­ной кра­со­те – тай­на сла­вы и вели­чия Пред­че­ти. Хри­сти­ане, по Писа­нию, – народ осо­бен­ный, народ свя­той, избран­ный, отде­лен­ный. Апо­стол Петр гово­рит: «Вы – род избран­ный, цар­ствен­ное священство,народ свя­той, люди, взя­тые в удел, дабы воз­ве­щать совер­шен­ства При­звав­ше­го вас из тьмы в чуд­ный Свой свет» (1 Пет.2:9).

К сожа­ле­нию, в жиз­ни неко­то­рых «при­зван­ных» осо­бен­но­сти эти настоль­ко сла­бы и незна­чи­тель­ны, что они утра­ти­ли жела­ние «воз­ве­щать совер­шен­ства При­звав­ше­го». Не уди­ви­тель­но, что такое «немое» хри­сти­ан­ство явля­ет­ся источ­ни­ком соблаз­на и поношения.

Не к лицу при­сва­и­вать себе зва­ние «свя­той или «избран­ный», если повсе­днев­ная жизнь ничем не под­твер­жда­ет это зва­ние, если она ничем не отли­ча­ет­ся от жиз­ни людей, не зна­ю­щих Бога.

В этом при­чи­на застоя духов­ной жиз­ни мно­гих церк­вей. Поэто­му мало обра­ще­ний ко Христу.

Прав был афри­ка­нец-языч­ник, ска­зав­ший мис­си­о­не­ру: «Мы любим Хри­ста, но мы не любим хри­сти­ан. Пусть хри­сти­ане пока­жут нам, что Хри­стос научил их любить друг дру­га, тогда мы пове­рим, что ваш живой Бог луч­ше наших без­душ­ных идолов».

И дей­стви­тель­но, пере­ме­на име­ни не вле­чет за собой пере­ме­ны серд­ца. Чело­ве­ку воль­но назы­вать себя любы­ми име­на­ми. Мож­но выда­вать себя за сына мил­ли­о­не­ра-ари­сто­кра­та, но если вы неве­же­ствен­ны, невос­пи­тан­ны, гру­бы, гряз­ны и неопрят­ны, вам никто не поверит.

Недав­но мне при­шлось слы­шать об одном гор­це, фами­лия кото­ро­го в пере­во­де озна­ча­ла «вла­ды­ка мира», но этот «обла­да­тель пла­не­ты» сидел на база­ре и про­сил милостыню!

Немец­кий писа­тель Э. Г. Лес­синг одна­жды ска­зал: «До тех пор пока я не заме­чу, что чело­век соблю­да­ет одну из глав­ней­ших запо­ве­дей Хри­ста: «любить сво­их вра­гов», я буду сомне­вать­ся, что тот, кто выда­ет себя за хри­сти­а­ни­на, дей­стви­тель­но христианин…»

Иоанн Кре­сти­тель не забо­тил­ся о том, что­бы создать себе имя. Он сви­де­тель­ство­вал о Хри­сте. А жизнь, кото­рую он вел, ска­за­ла о нем самом, как о голо­се, вопи­ю­щем в пустыне.

Нико­лай Водневский