Много лет назад, в Вифаваре, при Иордане, появился необыкновенный человек. Молодой, с загорелым лицом, сильный и смелый, он жил под открытым небом, питался акридами и диким медом, одевался в одежду из верблюжьей шерсти. Строгое и проницательное лицо этого мужа Божьего излучало внутреннюю одухотворенность и сострадание к людям. Он дерзновенно проповедовал иудеям покаяние пред грядущим Мессией и каявшихся крестил в Иордане.
Это был Иоанн Креститель, Предтеча Иисуса Христа. Величайший пророк и глашатай Божий о грядущем Царстве Христа.
Но не его странный образ жизни, не пылкая проповедь всколыхнули всю Палестину и привлекли к Иордану толпы иудеев, а безупречный святой характер Иоанна Крестителя, его душевная чистота. Эти высокие духовные качества, которых никто не видел ни в книжниках, ни в фарисеях и которые позволяли Иоанну Крестителю смело и не лицемерно обличить мир в его порочности и нерадении к Богу, – вот что привлекало жителей Палестины к новоявленному пророку. Новое религиозное движение не могло остаться незамеченным. На него обратили внимание не только книжники и народные старейшины, представители Божьего закона; проповедями Иоанна заинтересовался даже царь Ирод.
Чистая и праведная жизнь тридцатилетнего человека, избравшего для своей проповеди не многолюдный Иерусалим, а пустынные берега Иордана, натолкнула старейшин на размышление: кто он? Не Христос ли? Его неподкупная справедливость, необычайная смелость и дерзновенная проповедь имели огромное влияние на тысячи окружавших его людей. Люди каялись, крестились в Иордане и начинали новую жизнь, ожидая пришествия Мессии.
Вскоре из Иерусалима были посланы священники левиты из фарисеев, чтобы спросить Иоанна: «Кто ты?» (ИН.1:19) – не Христос ли ты?
Какие это были серьезные вопросы и как много говорят они нам!
Если бы у Иоанна были те или иные духовные недостатки, грехи и пороки, если бы за ним были замечены безнравственные поступки, стремление к наживе, искание не Божьего, а лично своего, никто никогда не подумал бы спросить: «Не Христос ли ты?»
По свидетельству евангелистов, Иоанн Креститель «не сотворил ни одного чуда», не дал фарисеям ни одного знамения, не исцелил ни одного больного, и, тем не менее, бесчисленные толпы народа издалека шли слушать его и, выслушав, каялись в своих грехах и крестились от него в Иордане.
Сегодня есть немало людей, которые требуют от проповедников Евангелия всевозможных чудес, и если те не творят чудес, их не считают посланниками бога, не принимают их свидетельства о Христовом спасении. Такое требование толпы породило целый ряд проповедников-чудотворцев. Толпы людей, недомогающих плотью, любопытных и даже искренних верующих заполняют залы на сеансах этих целителей, следя за всем происходящим. Но подобные шумные собрания часто заканчиваются разочарованиями, когда узнают, что жизнь и характер того или иного чудесного «целителя» совсем не похожи на жизнь и характер Христа.
Временное пребывание в состоянии экстаза не имеет ни духовной основы, ни глубины, ни содержания. Экстаз имеет только временное действие. Душа же человека остается пустой, не орошенной благодатью Божьей. Какая польза, если я прихожу в экстаз, а не имею уверенности в спасении? «Что пользы человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?»
Религиозные собрания, на которых дается воля чувствам, душевным потрясениям и экстазу, часто напоминают собой грозу с громом и молнией, но без обильного дождя, после чего, как говорят, пыль только прибивается, а земля остается сухой.
То ли дело – тихий, обложной дождь! Мелкий, но продолжительный, он способен принести с собой истинное небесное орошение. Он оживляет пустыню, пропитывает влагой посевы, проникая глубоко под корни растений.
Вот к такому именно служению бог призывает каждого из нас, уверовавших во Христа как личного спасителя.
Иоанн Креститель пришел в мир, чтобы исполнить поручение Божье – возвестить миру о грядущем Мессии. И он это поручение исполнил. В настоящее время Бог дал повеление каждому из Его детей указывать другим на Христа, уже пришедшего и совершившего наше спасение на Голгофе. Братья и сестры! В этом – наша общая задача! Задача великая, почетная, святая!
Жизнь Иоанна – достойный пример для подражания служителям Божьим, истинным христианам. Иоанн Креститель не отступил ни на шаг от своего призвания. Иоанн был верен богу до смерти, до мученической смерти. Иоанн смело обличал иудейский народ в грехах, вскрывал недостатки священников, старейшин, книжников и фарисеев. Он не кривил душой перед Иродом и прямо сказал царю: «Не должно тебе жить с женой брата твоего».
Сегодня не преследуются служители Божьи, прошли времена, когда их бросали в тюрьмы или ссылали «в места не столь отдаленные». Свобода религии, как говорят, завоевала себе прочное место. Да, свобода религии, но не свобода христианства. Сегодня многие проповедники не обличают мир в грехе, чтобы не потерять популярность.
В биографии реформатора Мартина Лютера отмечен такой случай. В часовню, где проповедовал Лютер, вошел только что вступивший на престол германский император Карл V. Лютер, не замечая вошедшего , продолжал вдохновенно проповедовать о необходимости покаяния пред Богом.
– Брат Мартин! Брат Мартин! – предупредительно зашептали в передних рядах. – Тише… Король здесь…
– Король тоже грешник! Король тоже должен каяться! – еще громче воскликнул Лютер.
После проповеди император подошел к Лютеру и сказал:
– В моем государстве есть только один человек, который меня не боится. Этим человеком являешься ты, бедный августинский монах. Значит, с тобою Бог.
Христос назвал Иоанна Крестителя «светильником горящим и светящим» (Ин. 5:35). Какое высокое свидетельство! Писание говорит нам о том, что Авраам был другом Бога, Моисей – Его слугой, Даниил – мужем желаний, Давид – мужем «по сердцу Моему», но об Иоанне сказано, что из рожденных женами не было больше Иоанна. Но когда посланные от старейшин спросили Иоанна: «Кто же ты?», Иоанн дал скромный ответ: «Я не Христос, не Илия, даже не пророк, я только глас вопиющего в пустыне» (Ин.1:20–23).
«Я глас вопиющего в пустыне». В этом ответе — его поразительная простота и смирение сердца, его беззаветная преданность Богу. В этой духовной красоте – тайна славы и величия Предчети. Христиане, по Писанию, – народ особенный, народ святой, избранный, отделенный. Апостол Петр говорит: «Вы – род избранный, царственное священство,народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет.2:9).
К сожалению, в жизни некоторых «призванных» особенности эти настолько слабы и незначительны, что они утратили желание «возвещать совершенства Призвавшего». Не удивительно, что такое «немое» христианство является источником соблазна и поношения.
Не к лицу присваивать себе звание «святой или «избранный», если повседневная жизнь ничем не подтверждает это звание, если она ничем не отличается от жизни людей, не знающих Бога.
В этом причина застоя духовной жизни многих церквей. Поэтому мало обращений ко Христу.
Прав был африканец-язычник, сказавший миссионеру: «Мы любим Христа, но мы не любим христиан. Пусть христиане покажут нам, что Христос научил их любить друг друга, тогда мы поверим, что ваш живой Бог лучше наших бездушных идолов».
И действительно, перемена имени не влечет за собой перемены сердца. Человеку вольно называть себя любыми именами. Можно выдавать себя за сына миллионера-аристократа, но если вы невежественны, невоспитанны, грубы, грязны и неопрятны, вам никто не поверит.
Недавно мне пришлось слышать об одном горце, фамилия которого в переводе означала «владыка мира», но этот «обладатель планеты» сидел на базаре и просил милостыню!
Немецкий писатель Э. Г. Лессинг однажды сказал: «До тех пор пока я не замечу, что человек соблюдает одну из главнейших заповедей Христа: «любить своих врагов», я буду сомневаться, что тот, кто выдает себя за христианина, действительно христианин…»
Иоанн Креститель не заботился о том, чтобы создать себе имя. Он свидетельствовал о Христе. А жизнь, которую он вел, сказала о нем самом, как о голосе, вопиющем в пустыне.
Николай Водневский