Гос­подь Животворящий

Свя­той Дух – Лич­ность. Осо­бен­но важ­ное зна­че­ние этот тезис при­об­ре­та­ет сего­дня, когда по нашим горо­дам и селам бро­дят “учи­те­ля”, утвер­жда­ю­щие, что Свя­той Дух не лич­ность, и уж, конеч­но, не Бог, а без­ли­кая сила или, в луч­шем слу­чае, оли­це­тво­ре­ние Божье­го все­мо­гу­ще­ства. Этот вопрос чрез­вы­чай­но актуа­лен, так как име­ет веч­ные послед­ствия, и его важ­но рас­смот­реть с апо­ло­ге­ти­че­ской точ­ки зре­ния. 
Биб­лия ясно гово­рит, что Свя­той Дух – лич­ность и обла­да­ет все­ми выте­ка­ю­щи­ми из это­го каче­ства­ми. Осно­во­по­ла­га­ю­щи­ми эле­мен­та­ми лич­но­сти тра­ди­ци­он­но счи­та­ют­ся разум, эмо­ции, воля. 
Свя­щен­ное Писа­ние под­чер­ки­ва­ет, что Дух Свя­той обла­да­ет разу­мом: 
“А нам Бог открыл это Духом Сво­им, ибо Дух все про­ни­ца­ет, и глу­би­ны Божии” 
(1 Кор. 2:10) 
“Испы­ту­ю­щий же серд­це зна­ет, какая мысль у Духа, пото­му что Он хода­тай­ству­ет за свя­тых по воле Божи­ей” 
(Рим. 8:27). 
Иисус перед Гол­го­фой, откры­вая уче­ни­кам гря­ду­щие дни, гово­рил о соше­ствии Духа Свя­то­го: 
“…Кото­ро­го Отец пошлет во имя Мое, научит вас все­му и напом­нит вам все, что Я гово­рил вам” 
(Ин. 14:26). 
Итак, Дух Свя­той про­ни­ца­ет глу­би­ны Божии, мыс­лит, хода­тай­ству­ет за Свя­тых, спо­со­бен научить и напом­нить Сло­ва Иису­са Хри­ста. Все выше пере­чис­лен­ные сти­хи утвер­жда­ют, что Дух Свя­той име­ет разум. 
Нали­чие у Духа Свя­то­го эмо­ций явству­ет из Еф. 4:30, I Фес. 5:19, Матф. 12:12–32, где Иисус и Павел предо­сте­ре­га­ют про­тив уга­ше­ния, оскорб­ле­ния и хулы на Духа Свя­то­го. При­чем послед­ний грех явля­ет­ся, без­услов­но, самым тяж­ким из всех, кото­рые может совер­шить чело­век, и несет за собой веч­ное осуж­де­ние. 
Дух Свя­той обла­да­ет волей. Об этом сви­де­тель­ству­ет заяв­ле­ние Апо­сто­ла Пав­ла: 
“Все же про­из­во­дит один и тот же Дух, раз­де­ляя каж­до­му осо­бо, как Ему угод­но” 
(I Кор.12:11) 
Дух Свя­той совер­ша­ет руко­вод­ство дей­стви­я­ми веру­ю­щих. Яркий при­мер тому Деян. 16:6–11. 
Разум, эмо­ции, воля – харак­тер­ные каче­ства лич­но­сти – при­су­щи Духу Свя­то­му. Из выше про­ци­ти­ро­ван­ных сти­хов напра­ши­ва­ет­ся вывод: те, кто утвер­жда­ет, что Свя­той Дух не лич­ность, крайне пред­взя­ты и тен­ден­ци­оз­ны, явля­ют­ся лже­учи­те­ля­ми, кото­рых суро­во кри­ти­ко­вал Иисус Хри­стос. 
Свя­той Дух не про­сто лич­ность, Он Бог. То, что Он лич­ность, еще не дока­зы­ва­ет того, что Он Бог, но то, что Он Бог, вполне дока­зы­ва­ет, что Он лич­ность! 
Боже­ствен­ность Свя­то­го Духа в Писа­нии оче­вид­на и не мно­го тех, кото­рые пыта­ют­ся опро­верг­нуть это. 
В Деян. 5:34 чита­ем: “Но Петр ска­зал: Ана­ния! Для чего ты допу­стил сатане вло­жить в серд­це твое мысль солгать Духу Свя­то­му и ута­ить из цены зем­ли?… Ты солгал не чело­ве­ку, а Богу”. Для Пет­ра “солгать Духу Свя­то­му” и “солгать Богу” 
- одно и то же. Здесь абсо­лют­ное тож­де­ство: ложь Свя­то­му Духу – это ложь Богу. 
Апо­стол Павел, раз­мыш­ляя о теле хри­сти­а­ни­на, так­же ука­зы­ва­ет на равен­ство Свя­то­го Духа и Бога. 
“Раз­ве не зна­е­те, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разо­рит храм Божий, того пока­ра­ет Бог, ибо храм Божий свят, а этот храм – вы” 
(I Кор. 3:16–17). 
Для Пав­ла при­сут­ствие в чело­ве­ке Cвя­то­го Духа рав­но­знач­но пре­бы­ва­нию в нем Бога. Выра­же­ния “Храм Божий” и “Храм Свя­то­го Духа” рав­но­цен­ны. Этот текст ясно пока­зы­ва­ет, что Свя­той Дух – Бог. 
Биб­лия кон­крет­но утвер­жда­ет, что Свя­той Дух пред­став­ля­ет Собой Боже­ствен­ную сущ­ность. Сле­ду­ю­щие сти­хи совер­шен­но ясно гово­рят об этом: 
“Бог есть Дух” 
(Ин. 4:24), 
“Гос­подь есть Дух” 
(II Кор. 3:17). 
Бог Дух Свя­той – Тво­рец жиз­ни. Имен­но Он источ­ник Силы, кото­рая спо­соб­ство­ва­ла бес­по­роч­но­му зача­тию Иису­са в утро­бе Марии (Лук. 1:35). Свя­той Дух совер­шал пома­за­ние про­ро­ков, судей, царей в Вет­хом Заве­те. Им же был пома­зан Иисус на Свое слу­же­ние. Дух Свя­той вос­кре­сил Хри­ста из мерт­вых (Рим. 8:11). 
Для воз­рож­де­ния жиз­ни после смер­ти и созда­ния чего-либо из ниче­го необ­хо­ди­ма все­мо­гу­щая сила Божия. Ника­кое тво­ре­ние не может ни воз­ро­дить жизнь после смер­ти, ни ожи­вить духов­но мерт­вую душу. Все это спо­со­бен испол­нить толь­ко Бог Дух Свя­той. 
Послед­ним аргу­мен­том в поль­зу Боже­ствен­но­сти Свя­то­го Духа явля­ет­ся Его равен­ство с Отцом и Сыном. Фор­му­ла кре­ще­ния в “вели­ком пору­че­нии” гла­сит: “Итак иди­те, научи­те все наро­ды, кре­стя их во имя Отца и Сына и Свя­то­го Духа” (Матф. 28:19). 
Апо­стол Павел, рас­суж­дая о духов­ных дарах, соеди­ня­ет их в трех Лицах Тро­и­цы: 
“Дары раз­лич­ны, но Дух один и тот же; И слу­же­ния раз­лич­ны, а Гос­подь один и тот же, И дей­ствия раз­лич­ны, а Бог один и тот же, про­из­во­дя­щий все во всех. Но каж­до­му дает­ся про­яв­ле­ние Духа на поль­зу” 
(I Кор. 12:4–7). 
Итак, Дух Свя­той – это Бог.

Диа­кон Хра­ма Хри­ста Шульц Л.В.