Грех: неспра­вед­ли­вость, обида

«Тол­ко­вый сло­варь» с Юри­ем Пущаевым

Как мы уже не раз писа­ли, в Новом Заве­те для обо­зна­че­ния поня­тия гре­ха исполь­зо­ва­лось шесть слов. Каж­дое из них поз­во­ля­ет взгля­нуть на грех немно­го ина­че, понять его глуб­же и объ­ем­нее. Пять из этих слов мы в нашем Тол­ко­вом сло­ва­ре уже разо­бра­ли. Вот они: hamartia — про­мах, непо­па­да­ние в цель, paraptōma — паде­ние, parakoē — непо­слу­ша­ние, непра­виль­ный слух, parabasis — пре­ступ­ле­ние, anomia — беззаконие.

Сей­час же мы хотим разо­брать послед­нее сло­во из это­го любо­пыт­но­го сло­вес­но­го ряда. Это сло­во adikia. С древ­не­гре­че­ско­го оно пере­во­дит­ся как «неспра­вед­ли­вость», «оби­да», «неправ­да». По смыс­лу оно про­ти­во­сто­ит (посколь­ку части­ца здесь озна­ча­ет отри­ца­ние) сле­ду­ю­щим сло­вам: во-пер­вых, при­ла­га­тель­но­му dikaos — «чест­ный», «спра­вед­ли­вый», «закон­ный», «пра­вед­ный», кото­рым в Новом Заве­те обо­зна­ча­ли пра­вед­ни­ков. Во-вто­рых, оно так­же про­ти­во­сто­ит очень зна­чи­мо­му в древ­не­гре­че­ском язы­ке сло­ву dikē — «обы­чай», «пра­во», «спра­вед­ли­вость», «судеб­ное реше­ние», «при­го­вор». Так­же здесь обя­за­тель­но надо упо­мя­нуть сло­во dikaiosynē — «спра­вед­ли­вость», «закон­ность», «пра­во­су­дие», «пра­вед­ность».

Обо­зна­че­ние гре­ха сло­вом адикия в Новом Заве­те ино­гда име­ет отте­нок отсут­ствия пра­вед­но­сти и пере­во­дит­ся как «нече­стие» и «неправ­да» (Рим. 1.18, 19). Но здесь бы я обра­тил вни­ма­ние на то, что одно из основ­ных зна­че­ний адикии — это оби­да, при­чи­нен­ная неспра­вед­ли­вость. И соот­не­се­ние оби­ды и гре­ха в этом сло­ве поз­во­ля­ет утвер­ждать, что любая оби­да, кото­рая была нане­се­на чело­ве­ку, это грех, какой бы оправ­дан­ной она порой не каза­лась. Ска­жем, кто-то зарвал­ся, и посчи­та­ли, что его надо рез­ко поста­вить на место. Часто оби­ды люди нано­сят друг дру­гу «из инте­ре­сов дела», ради поль­зы како­го-то пред­при­я­тия. Оби­да тогда, каза­лось бы, выгля­дит заслу­жен­ной и неиз­беж­ной, ведь ина­че может постра­дать какое-нибудь очень нуж­ное и полез­ное дело.

Одна­ко в Пер­вом Посла­нии Иоан­на гово­рит­ся, что вся­кая адикия, то есть неспра­вед­ли­вость или оби­да, есть грех (1 Ин. 5:17). Поче­му так? Тот, кто кого-то оби­жа­ет (пусть, как ему кажет­ся, и вполне заслу­жен­но), преж­де все­го, сам теря­ет кро­тость и сми­ре­ние, свой душев­ный мир. Напри­мер, об этом в сво­их «Пись­мах о духов­ной жиз­ни» писал игу­мен Никон (Воро­бьев): «Все­гда надо пред­по­чи­тать мир с дру­ги­ми людь­ми и с самим собою таким инте­ре­сам дела, кото­рые вдруг тре­бу­ют враж­ды, обид и ссор. «Люби­те друг дру­га, жалей­те всех, сохра­няй­те мир любой ценою, пусть постра­да­ет дело, но сохра­нит­ся мир… Пусть будет хуже сде­ла­но, зато душа оста­нет­ся покой­ной. Что поль­зы весь мир при­об­ре­сти, а повре­дить душе… Да ведь еще и неиз­вест­но, когда боль­ше полу­чишь, вер­нее ска­зать, извест­но, что полу­чишь боль­ше тогда, когда ста­нешь сми­рять­ся и ради Бога усту­пать, во всем пред­по­чи­тать поль­зу души, уго­жде­ние Богу, а не сво­е­му разу­му и тще­сла­вию и настойчивости».

Впро­чем, есть еще один спо­соб устра­нить оби­ды. Он тре­бу­ет уси­лий уже со сто­ро­ны оби­жен­но­го. А имен­но — не оби­жать­ся само­му, попы­тать­ся уви­деть в при­чи­нен­ной неспра­вед­ли­во­сти некий смысл, и тем самым в каком-то смыс­ле пре­тво­рить ἀδικία, т. е. неспра­вед­ли­вость, в δίκη, спра­вед­ли­вость. Ведь очень воз­мож­но, что Бог попу­стил неспра­вед­ли­вость за какие-то про­шлые или даже нынеш­ние гре­хи, кото­рые чело­век за собой не созна­ет. Да и сам он не раз кого-то оби­жал, так что им самим когда-то при­чи­нен­ная оби­да вер­ну­лась буме­ран­гом. Если взгля­нуть на ситу­а­цию так, то мож­но уви­деть, что твой обид­чик — не такой уж и злой чело­век, как, соб­ствен­но, и ты сам. Про­сто у него были свои резо­ны так посту­пить, ему каза­лось, что он борет­ся за прав­ду, как он ее пони­ма­ет. И обид­чик, и оби­жен­ный, все в оче­ред­ной раз попа­ли в закол­до­ван­ный круг, когда любая мир­ская борь­ба за прав­ду обо­ра­чи­ва­ет­ся в той или иной сте­пе­ни неправ­дой, оби­дой. Но если ты про­ща­ешь оби­ды в свой адрес, то и тебе про­стит­ся то, что ты сам тоже когда-то оби­жал дру­гих людей.

Юрий Вла­ди­ми­ро­вич Пуща­ев, 
обо­зре­ва­тель жур­на­ла «Фома» (foma.ru)