О чем пытался сказать апостол Павел, приводя в пример легкоатлетические соревнования и боксерские поединки («один получает награду… бегите, чтобы получить» – 1Кор.9:24–27)?
Наряду с играми, проводившимися в Олимпии, Истмийские игры организовывались раз в два года в Коринфе, куда, собственно, и было адресовано процитированное выше послание. Они состояли из двух частей, первой из которых были состязания, включавшие пять дисциплин: прыжки, метание диска, бег, кулачный бой и борьба. Вторая часть была посвящена жертвоприношению богам, чествованию победителей и торжественному пиршеству. Известно, что атлеты приносили клятву возле алтаря, возможно, в одном из храмов Посейдона или Меликерта, следы которых были найдены при раскопках в Коринфе. Не только местные жители, но и вся Греция с живейшим участием относились к этим играм, а победитель со всеобщим ликованием был чествуем венком из сосны (или сельдерея) и пальмовой ветвью. Во время своего двухлетнего пребывания в Коринфе, на этих играх, с большой вероятностью, мог побывать и Павел.
Трудно сказать, какая из составляющих праздника имела наибольшее значение для людей, религиозная или хлебо-зрелищная. Судя по многочисленным сохранившимся скульптурам и рисункам того времени, мы можем видеть, к чему греки были неравнодушны, когда превозносили гармонию тела. В сочетании с великой силой, выносливостью и ловкостью обнаженных соревнующихся атлетов, это представляло для них поистине впечатляющее зрелище. Интересно, что бы они сказали о сегодняшнем олимпийском размахе, если бы сохранили дар речи? Но так или иначе, стремление к превосходству в красоте тела, в его силе и ловкости, и как следствие – к богатству и славе, являлось пределом мечтаний и целью многих людей того времени.
Что-то напоминает, не так ли? В природе человека, в его внутренних стремлениях, мы и сегодня видим то же. Одним из ярких проявлений нашего с вами характера является честолюбие в различных формах и со множеством оттенков. Человеку важно быть нужным и значимым, признанным и любимым, мы так устроены. Задумка Творца такова, чтобы мы восполняли друг другу эти потребности. Но так уж получается, что вместо того, чтобы дарить друг другу любовь и признание, мы добываем это каждый для себя в борьбе. Порой это бокс не на жизнь, а на смерть. Мы могли бы получать внимание и участие от многих, если бы каждый отдавал, но если я только требую для себя, то и получать буду только от себя. Кому приятно гладить себя по голове и кому щекотно от своей собственной руки? Так и любовь к себе – не есть любовь. Могут ли все стать победителями при таком положении дел или же венец – это удел единиц? Жизнь показывает, что одному приходится довольствоваться повиновением и любовью домочадцев, а другой царствует над великой державой. Кто-то уже давно смирился с тем, что может справиться только с переключением каналов на своем телевизоре и рад телепутешествиям, а кому-то недостаточно целого мира.
Поскольку бытуют различные мнения на этот счет, я бы предложил поговорить о честолюбии как о внутренней движущей силе, не имеющей этической окраски. Слово честолюбие несет в себе, как правило, больше негативного смысла, стоящего в одном ряду с библейской аналогией: «сребролюбие – корень всех зол» (1Тим. 6:10). Когда же мы говорим о хороших, добрых, достойных людях, то часто употребляем слово честь, которое толкуется как совокупность высших морально-этических принципов личности. Разве стремление к таким качествам не прекрасно?
Творец создал человека и сказал: «да владычествуют они над всею землею» (Быт. 1:26). Выходит, честолюбивые желания людей оправданы? Оправдано желание таких сильных личностей, как Александр Македонский, Наполеон, Гитлер и др., завоевать мир? Если Бог является господином всего, а мы Его образ и подобие, то и мы предназначены для господства?
У детей борьба за любовь матери начинается с грудного возраста. Стоит матери ненадолго оставить свое чадо, малыш начинает не только просить, но требовать к себе ее внимания. А когда в семье появляется второй ребенок, то старший ревнует младшего и, стараясь отвоевать «украденное», прибегает для этого к различного рода ухищрениям, зачастую проявляя при этом весь свой творческий потенциал. По мере взросления, в детях пытаются развить различные способности: чем старше ребенок, – тем больше от него требуют, тем более сложные ставят перед ним задачи. Это, соответственно, требует от подопечных больших усилий, старания, усидчивости, творческого мышления и т. д. Неудивительно, что у разных индивидуумов и результат оказывается неодинаковым, ведь у Бога не бывает клонов. На этом фоне, меняется и эмоциональная окраска внимания, оказываемого взрослым ребенку. Одному поощрение в виде хорошей отметки в дневнике, похвала, обещанный самокат, а другому назидание, со всеми вытекающими.
Почему подростки подкладывают на стулья учителям кнопки, пишут на стенах и бьют фонари, переворачивают мусорные урны и поджигают почтовые ящики, отбирают деньги у маленьких, а порой даже поднимают руку на убийство? Откуда берется такая необъяснимая и неоправданная агрессия, направленная на все и вся?
Не уверен как обстоят дела сейчас, но старшие вспомнят свои детские годы и школу, когда искаженный принцип «кнута и пряника» царствовал повсеместно в нашем обществе, когда тебе доставалось только что-нибудь одно из этих двух. Почти все пряники доставались не стабильно-усердным хорошистам, а любимчикам-пятерочникам, не говоря уже про всех остальных. А эти остальные сначала хотели и старались, но не получалось, вскоре ничем не поддерживаемое желание угасало до минимума. А впоследствии только в редких случаях они в силах были изменить сложившееся о них однажды плохое мнение.
Кто-то вспомнит стих «кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет» (Матф. 13:12), мол так и должно быть. Но ведь каждый человек изначально имеет в себе желание творить, как и его Создатель, и он должен реализовывать это каким-либо образом. Если же не удается или не по душе что-то общепринятое, а другого в себе он может еще и не знать, и рядом нет того, кто бы помог и подсказал, то что остается?
Мне довелось бывать в Финляндии, где я имел возможность поговорить с людьми о разных вещах, в числе которых была и их система образования. К слову сказать, родители там платят только за портфель и пенал для ученика, остальное, включая канцелярские товары, питание и медицинскую помощь, оплачивается государством. Так вот, финские учителя никогда не ругают учеников за то, что у них не получается, но стараются увидеть и развивать в детях именно то, к чему они больше склонны и что они могут сделать лучше. Станет ли кто искать у художника недюжинной тяжелоатлетической силы и у музыканта навыков каменщика, а не найдя, назовет ли это недостатком? Кто не согласится, что разумнее не заставлять человека «гнаться за двумя зайцами» и затем ругать за то, что ни один не пойман, но стимулировать рациональный поиск верной цели и точечную концентрацию на ее достижении. Иисус, подтверждая этот принцип, говорил: «никто не может служить двум господам» (Матф. 6:24) и «Царство Небесное подобно сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то» (Матф. 13:44).
Возможно, если бы общество было внимательно к будущим злым гениям, то смогло бы направить и затем использовать их мощь для созидания чего-то доброго. Но, к несчастью, этого не случилось с теми, о которых я упоминал выше. Замечу, что в их действиях было плохо не все. Тот же Сталин стремился и достиг многого в развитии экономики и технического прогресса. И кем бы он мог стать, если бы на его совести не было великого числа невинно убиенных?
Говоря об олимпиаде, нельзя не вспомнить ее непосредственных участников. Это люди, стремящиеся к победе, золотым медалям, славе. Скорее всего, когда молодой человек идет заниматься в спортивную секцию, он еще не грезит олимпийскими лаврами. Часто родители отдают туда своих чад, чтобы те не болтались по улицам и от безделья не занимались худыми делами. Детям спорт не всегда сразу по душе, ведь не сразу все получается, а нагрузки при этом огромны. Даже в игровых видах больше скучных упражнений, чем приятной игры. В спорте, помимо навыков и силы, воспитывается характер. Только несгибаемая воля, через пот и боль, через травмы и огорчения от неудач, через жесткую дисциплину и отказ от многих удовольствий, может принести чемпионский венок спортсмену. И в этом случае, достигая цели, человек не вредит другим, разве только косвенно, но только себе через растраченное раньше срока здоровье.
Видим, что люди отличаются лишь вектором направленности своих амбиций и их масштабом. Что же они приобретают достигая своих целей? Короткие моменты радости победы, деньги, власть? Разве устремления людей не пусты, если на финише они остаются неудовлетворенными, если душе неспокойно, нет мира и радости? История показала немало печальных финалов великих людей. Но признает ли кто из них бессмысленность своей деятельности, даже если поймет это? Предупредит ли другого от ошибки потратить жизнь впустую?
Почему так получается? У меня был будильник, который однажды начал «ходить» на одном месте. Когда я его разобрал, то увидел, что на одной из пластиковых шестеренок отломился один зуб. Часы «тикали» внутри для самих себя, но стрелки уже никому не показывали время. Подобно этому, люди своим грехом устранили связующую шестеренку взаимной любви друг ко другу и к Богу из механизма жизни. Жизнь, может быть стала легче на пару невесомых стрелок, но потеряла смысл. Кому нужны испорченные часы? Долго ли их будут заводить в надежде, что они снова пойдут? Только Часовщик знает, как отремонтировать их!
В приведенном в начале статьи отрывке Писания апостол Павел прямо говорит, что стремится к почести и не считает это чем-то недостойным! Назидая верующих, он пытается сформировать в них тот самый истинный вектор направленности для приложения их способностей и сил к достижению этой цели. Он, подобно тренеру, понимает, что именно ускользает из поля зрения людей в их беге по жизни, где ставкой является не пучок сельдерея и приятная похвала, но вечная жизнь. Он хорошо помнит слова своего Тренера «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мар. 8:36). Он предлагает каждому стать носителем Божьей любви, «которая есть совокупность совершенства» (Кол. 3:14)! Павел подчеркивает: «если я не имею любви, – то я ничто» (1Кор. 13:2). Апостол поднимает нравственную планку на невообразимо высокий уровень. Он бежит сам и зовет за собой нас с вами. Это ли не величайшая по своей возвышенности цель, стоящая того, чтобы от всего отказаться, высшая похвала и венец жизни? Да благословит нас Господь, сильный поднять каждого на эту святую высоту!
Леонид Морозов