Хочу венец!

О чем пытал­ся ска­зать апо­стол Павел, при­во­дя в при­мер лег­ко­ат­ле­ти­че­ские сорев­но­ва­ния и бок­сер­ские поедин­ки («один полу­ча­ет награ­ду… беги­те, что­бы полу­чить» – 1Кор.9:24–27)?

Наря­ду с игра­ми, про­во­див­ши­ми­ся в Олим­пии, Ист­мий­ские игры орга­ни­зо­вы­ва­лись раз в два года в Корин­фе, куда, соб­ствен­но, и было адре­со­ва­но про­ци­ти­ро­ван­ное выше посла­ние. Они состо­я­ли из двух частей, пер­вой из кото­рых были состя­за­ния, вклю­чав­шие пять дис­ци­плин: прыж­ки, мета­ние дис­ка, бег, кулач­ный бой и борь­ба. Вто­рая часть была посвя­ще­на жерт­во­при­но­ше­нию богам, чество­ва­нию побе­ди­те­лей и тор­же­ствен­но­му пир­ше­ству. Извест­но, что атле­ты при­но­си­ли клят­ву воз­ле алта­ря, воз­мож­но, в одном из хра­мов Посей­до­на или Мели­кер­та, сле­ды кото­рых были най­де­ны при рас­коп­ках в Корин­фе. Не толь­ко мест­ные жите­ли, но и вся Гре­ция с живей­шим уча­сти­ем отно­си­лись к этим играм, а побе­ди­тель со все­об­щим лико­ва­ни­ем был честву­ем вен­ком из сос­ны (или сель­де­рея) и паль­мо­вой вет­вью. Во вре­мя сво­е­го двух­лет­не­го пре­бы­ва­ния в Корин­фе, на этих играх, с боль­шой веро­ят­но­стью, мог побы­вать и Павел.

Труд­но ска­зать, какая из состав­ля­ю­щих празд­ни­ка име­ла наи­боль­шее зна­че­ние для людей, рели­ги­оз­ная или хле­бо-зре­лищ­ная. Судя по мно­го­чис­лен­ным сохра­нив­шим­ся скульп­ту­рам и рисун­кам того вре­ме­ни, мы можем видеть, к чему гре­ки были нерав­но­душ­ны, когда пре­воз­но­си­ли гар­мо­нию тела. В соче­та­нии с вели­кой силой, вынос­ли­во­стью и лов­ко­стью обна­жен­ных сорев­ну­ю­щих­ся атле­тов, это пред­став­ля­ло для них поис­ти­не впе­чат­ля­ю­щее зре­ли­ще. Инте­рес­но, что бы они ска­за­ли о сего­дняш­нем олим­пий­ском раз­ма­хе, если бы сохра­ни­ли дар речи? Но так или ина­че, стрем­ле­ние к пре­вос­ход­ству в кра­со­те тела, в его силе и лов­ко­сти, и как след­ствие – к богат­ству и сла­ве, явля­лось пре­де­лом меч­та­ний и целью мно­гих людей того времени.

Что-то напо­ми­на­ет, не так ли? В при­ро­де чело­ве­ка, в его внут­рен­них стрем­ле­ни­ях, мы и сего­дня видим то же. Одним из ярких про­яв­ле­ний наше­го с вами харак­те­ра явля­ет­ся често­лю­бие в раз­лич­ных фор­мах и со мно­же­ством оттен­ков. Чело­ве­ку важ­но быть нуж­ным и зна­чи­мым, при­знан­ным и люби­мым, мы так устро­е­ны. Задум­ка Твор­ца тако­ва, что­бы мы вос­пол­ня­ли друг дру­гу эти потреб­но­сти. Но так уж полу­ча­ет­ся, что вме­сто того, что­бы дарить друг дру­гу любовь и при­зна­ние, мы добы­ва­ем это каж­дый для себя в борь­бе. Порой это бокс не на жизнь, а на смерть. Мы мог­ли бы полу­чать вни­ма­ние и уча­стие от мно­гих, если бы каж­дый отда­вал, но если я толь­ко тре­бую для себя, то и полу­чать буду толь­ко от себя. Кому при­ят­но гла­дить себя по голо­ве и кому щекот­но от сво­ей соб­ствен­ной руки? Так и любовь к себе – не есть любовь. Могут ли все стать побе­ди­те­ля­ми при таком поло­же­нии дел или же венец – это удел еди­ниц? Жизнь пока­зы­ва­ет, что одно­му при­хо­дит­ся доволь­ство­вать­ся пови­но­ве­ни­ем и любо­вью домо­чад­цев, а дру­гой цар­ству­ет над вели­кой дер­жа­вой. Кто-то уже дав­но сми­рил­ся с тем, что может спра­вить­ся толь­ко с пере­клю­че­ни­ем кана­лов на сво­ем теле­ви­зо­ре и рад теле­пу­те­ше­стви­ям, а кому-то недо­ста­точ­но цело­го мира.

Посколь­ку быту­ют раз­лич­ные мне­ния на этот счет, я бы пред­ло­жил пого­во­рить о често­лю­бии как о внут­рен­ней дви­жу­щей силе, не име­ю­щей эти­че­ской окрас­ки. Сло­во често­лю­бие несет в себе, как пра­ви­ло, боль­ше нега­тив­но­го смыс­ла, сто­я­ще­го в одном ряду с биб­лей­ской ана­ло­ги­ей: «среб­ро­лю­бие – корень всех зол» (1Тим. 6:10). Когда же мы гово­рим о хоро­ших, доб­рых, достой­ных людях, то часто упо­треб­ля­ем сло­во честь, кото­рое тол­ку­ет­ся как сово­куп­ность выс­ших мораль­но-эти­че­ских прин­ци­пов лич­но­сти. Раз­ве стрем­ле­ние к таким каче­ствам не прекрасно?

Тво­рец создал чело­ве­ка и ска­зал: «да вла­ды­че­ству­ют они над всею зем­лею» (Быт. 1:26). Выхо­дит, често­лю­би­вые жела­ния людей оправ­да­ны? Оправ­да­но жела­ние таких силь­ных лич­но­стей, как Алек­сандр Маке­дон­ский, Напо­ле­он, Гит­лер и др., заво­е­вать мир? Если Бог явля­ет­ся гос­по­ди­ном все­го, а мы Его образ и подо­бие, то и мы пред­на­зна­че­ны для господства?

У детей борь­ба за любовь мате­ри начи­на­ет­ся с груд­но­го воз­рас­та. Сто­ит мате­ри нена­дол­го оста­вить свое чадо, малыш начи­на­ет не толь­ко про­сить, но тре­бо­вать к себе ее вни­ма­ния. А когда в семье появ­ля­ет­ся вто­рой ребе­нок, то стар­ший рев­ну­ет млад­ше­го и, ста­ра­ясь отво­е­вать «укра­ден­ное», при­бе­га­ет для это­го к раз­лич­но­го рода ухищ­ре­ни­ям, зача­стую про­яв­ляя при этом весь свой твор­че­ский потен­ци­ал. По мере взрос­ле­ния, в детях пыта­ют­ся раз­вить раз­лич­ные спо­соб­но­сти: чем стар­ше ребе­нок, – тем боль­ше от него тре­бу­ют, тем более слож­ные ста­вят перед ним зада­чи. Это, соот­вет­ствен­но, тре­бу­ет от под­опеч­ных боль­ших уси­лий, ста­ра­ния, усид­чи­во­сти, твор­че­ско­го мыш­ле­ния и т. д. Неуди­ви­тель­но, что у раз­ных инди­ви­ду­у­мов и резуль­тат ока­зы­ва­ет­ся неоди­на­ко­вым, ведь у Бога не быва­ет кло­нов. На этом фоне, меня­ет­ся и эмо­ци­о­наль­ная окрас­ка вни­ма­ния, ока­зы­ва­е­мо­го взрос­лым ребен­ку. Одно­му поощ­ре­ние в виде хоро­шей отмет­ки в днев­ни­ке, похва­ла, обе­щан­ный само­кат, а дру­го­му нази­да­ние, со все­ми вытекающими.

Поче­му под­рост­ки под­кла­ды­ва­ют на сту­лья учи­те­лям кноп­ки, пишут на сте­нах и бьют фона­ри, пере­во­ра­чи­ва­ют мусор­ные урны и под­жи­га­ют поч­то­вые ящи­ки, отби­ра­ют день­ги у малень­ких, а порой даже под­ни­ма­ют руку на убий­ство? Отку­да берет­ся такая необъ­яс­ни­мая и неоправ­дан­ная агрес­сия, направ­лен­ная на все и вся?

Не уве­рен как обсто­ят дела сей­час, но стар­шие вспом­нят свои дет­ские годы и шко­лу, когда иска­жен­ный прин­цип «кну­та и пря­ни­ка» цар­ство­вал повсе­мест­но в нашем обще­стве, когда тебе доста­ва­лось толь­ко что-нибудь одно из этих двух. Почти все пря­ни­ки доста­ва­лись не ста­биль­но-усерд­ным хоро­ши­стам, а любим­чи­кам-пяте­роч­ни­кам, не гово­ря уже про всех осталь­ных. А эти осталь­ные сна­ча­ла хоте­ли и ста­ра­лись, но не полу­ча­лось, вско­ре ничем не под­дер­жи­ва­е­мое жела­ние уга­са­ло до мини­му­ма. А впо­след­ствии толь­ко в ред­ких слу­ча­ях они в силах были изме­нить сло­жив­ше­е­ся о них одна­жды пло­хое мнение.

Кто-то вспом­нит стих «кто име­ет, тому дано будет и при­умно­жит­ся, а кто не име­ет, у того отни­мет­ся и то, что име­ет» (Матф. 13:12), мол так и долж­но быть. Но ведь каж­дый чело­век изна­чаль­но име­ет в себе жела­ние тво­рить, как и его Созда­тель, и он дол­жен реа­ли­зо­вы­вать это каким-либо обра­зом. Если же не уда­ет­ся или не по душе что-то обще­при­ня­тое, а дру­го­го в себе он может еще и не знать, и рядом нет того, кто бы помог и под­ска­зал, то что остается?

Мне дове­лось бывать в Фин­лян­дии, где я имел воз­мож­ность пого­во­рить с людь­ми о раз­ных вещах, в чис­ле кото­рых была и их систе­ма обра­зо­ва­ния. К сло­ву ска­зать, роди­те­ли там пла­тят толь­ко за порт­фель и пенал для уче­ни­ка, осталь­ное, вклю­чая кан­це­ляр­ские това­ры, пита­ние и меди­цин­скую помощь, опла­чи­ва­ет­ся госу­дар­ством. Так вот, фин­ские учи­те­ля нико­гда не руга­ют уче­ни­ков за то, что у них не полу­ча­ет­ся, но ста­ра­ют­ся уви­деть и раз­ви­вать в детях имен­но то, к чему они боль­ше склон­ны и что они могут сде­лать луч­ше. Ста­нет ли кто искать у худож­ни­ка недю­жин­ной тяже­ло­ат­ле­ти­че­ской силы и у музы­кан­та навы­ков камен­щи­ка, а не най­дя, назо­вет ли это недо­стат­ком? Кто не согла­сит­ся, что разум­нее не застав­лять чело­ве­ка «гнать­ся за дву­мя зай­ца­ми» и затем ругать за то, что ни один не пой­ман, но сти­му­ли­ро­вать раци­о­наль­ный поиск вер­ной цели и точеч­ную кон­цен­тра­цию на ее дости­же­нии. Иисус, под­твер­ждая этот прин­цип, гово­рил: «никто не может слу­жить двум гос­по­дам» (Матф. 6:24) и «Цар­ство Небес­ное подоб­но сокро­ви­щу, скры­то­му на поле, кото­рое, най­дя, чело­век ута­ил, и от радо­сти о нем идет и про­да­ет все, что име­ет, и поку­па­ет поле то» (Матф. 13:44).

Воз­мож­но, если бы обще­ство было вни­ма­тель­но к буду­щим злым гени­ям, то смог­ло бы напра­вить и затем исполь­зо­вать их мощь для сози­да­ния чего-то доб­ро­го. Но, к несча­стью, это­го не слу­чи­лось с теми, о кото­рых я упо­ми­нал выше. Заме­чу, что в их дей­стви­ях было пло­хо не все. Тот же Ста­лин стре­мил­ся и достиг мно­го­го в раз­ви­тии эко­но­ми­ки и тех­ни­че­ско­го про­грес­са. И кем бы он мог стать, если бы на его сове­сти не было вели­ко­го чис­ла невин­но убиенных?

Гово­ря об олим­пиа­де, нель­зя не вспом­нить ее непо­сред­ствен­ных участ­ни­ков. Это люди, стре­мя­щи­е­ся к побе­де, золо­тым меда­лям, сла­ве. Ско­рее все­го, когда моло­дой чело­век идет зани­мать­ся в спор­тив­ную сек­цию, он еще не гре­зит олим­пий­ски­ми лав­ра­ми. Часто роди­те­ли отда­ют туда сво­их чад, что­бы те не бол­та­лись по ули­цам и от без­де­лья не зани­ма­лись худы­ми дела­ми. Детям спорт не все­гда сра­зу по душе, ведь не сра­зу все полу­ча­ет­ся, а нагруз­ки при этом огром­ны. Даже в игро­вых видах боль­ше скуч­ных упраж­не­ний, чем при­ят­ной игры. В спор­те, поми­мо навы­ков и силы, вос­пи­ты­ва­ет­ся харак­тер. Толь­ко несги­ба­е­мая воля, через пот и боль, через трав­мы и огор­че­ния от неудач, через жест­кую дис­ци­пли­ну и отказ от мно­гих удо­воль­ствий, может при­не­сти чем­пи­он­ский венок спортс­ме­ну. И в этом слу­чае, дости­гая цели, чело­век не вре­дит дру­гим, раз­ве толь­ко кос­вен­но, но толь­ко себе через рас­тра­чен­ное рань­ше сро­ка здоровье.

Видим, что люди отли­ча­ют­ся лишь век­то­ром направ­лен­но­сти сво­их амби­ций и их мас­шта­бом. Что же они при­об­ре­та­ют дости­гая сво­их целей? Корот­кие момен­ты радо­сти побе­ды, день­ги, власть? Раз­ве устрем­ле­ния людей не пусты, если на фини­ше они оста­ют­ся неудо­вле­тво­рен­ны­ми, если душе неспо­кой­но, нет мира и радо­сти? Исто­рия пока­за­ла нема­ло печаль­ных фина­лов вели­ких людей. Но при­зна­ет ли кто из них бес­смыс­лен­ность сво­ей дея­тель­но­сти, даже если пой­мет это? Пре­ду­пре­дит ли дру­го­го от ошиб­ки потра­тить жизнь впустую?

Поче­му так полу­ча­ет­ся? У меня был будиль­ник, кото­рый одна­жды начал «ходить» на одном месте. Когда я его разо­брал, то уви­дел, что на одной из пла­сти­ко­вых шесте­ре­нок отло­мил­ся один зуб. Часы «тика­ли» внут­ри для самих себя, но стрел­ки уже нико­му не пока­зы­ва­ли вре­мя. Подоб­но это­му, люди сво­им гре­хом устра­ни­ли свя­зу­ю­щую шесте­рен­ку вза­им­ной люб­ви друг ко дру­гу и к Богу из меха­низ­ма жиз­ни. Жизнь, может быть ста­ла лег­че на пару неве­со­мых стре­лок, но поте­ря­ла смысл. Кому нуж­ны испор­чен­ные часы? Дол­го ли их будут заво­дить в надеж­де, что они сно­ва пой­дут? Толь­ко Часов­щик зна­ет, как отре­мон­ти­ро­вать их!

В при­ве­ден­ном в нача­ле ста­тьи отрыв­ке Писа­ния апо­стол Павел пря­мо гово­рит, что стре­мит­ся к поче­сти и не счи­та­ет это чем-то недо­стой­ным! Нази­дая веру­ю­щих, он пыта­ет­ся сфор­ми­ро­вать в них тот самый истин­ный век­тор направ­лен­но­сти для при­ло­же­ния их спо­соб­но­стей и сил к дости­же­нию этой цели. Он, подоб­но тре­не­ру, пони­ма­ет, что имен­но усколь­за­ет из поля зре­ния людей в их беге по жиз­ни, где став­кой явля­ет­ся не пучок сель­де­рея и при­ят­ная похва­ла, но веч­ная жизнь. Он хоро­шо пом­нит сло­ва сво­е­го Тре­не­ра «какая поль­за чело­ве­ку, если он при­об­ре­тет весь мир, а душе сво­ей повре­дит?» (Мар. 8:36). Он пред­ла­га­ет каж­до­му стать носи­те­лем Божьей люб­ви, «кото­рая есть сово­куп­ность совер­шен­ства» (Кол. 3:14)! Павел под­чер­ки­ва­ет: «если я не имею люб­ви, – то я ничто» (1Кор. 13:2). Апо­стол под­ни­ма­ет нрав­ствен­ную план­ку на нево­об­ра­зи­мо высо­кий уро­вень. Он бежит сам и зовет за собой нас с вами. Это ли не вели­чай­шая по сво­ей воз­вы­шен­но­сти цель, сто­я­щая того, что­бы от все­го отка­зать­ся, выс­шая похва­ла и венец жиз­ни? Да бла­го­сло­вит нас Гос­подь, силь­ный под­нять каж­до­го на эту свя­тую высоту!

Лео­нид Морозов