Хоро­ший ли ты человек?

Мы, люди, часто срав­ни­ва­ем себя с дру­ги­ми. А Гос­подь обра­ща­ет­ся к нам, таким срав­ни­тель­но поло­жи­тель­ным, и очень жела­ет, что­бы мы поня­ли, что «…вся пра­вед­ность наша — как запач­кан­ная одеж­да…» (Ис. 64:6). Иисус неко­гда ска­зал самым пра­вед­ным Сво­им совре­мен­ни­кам, что «…мыта­ри и блуд­ни­цы впе­ред вас идут в Цар­ство Божие» (Мф. 21:31). И еще: «…если пра­вед­ность ваша не пре­взой­дет пра­вед­но­сти книж­ни­ков и фари­се­ев, то вы не вой­де­те в Цар­ство Небес­ное» (Мф. 5:20). Книж­ни­ки и фари­сеи каза­лись самы­ми поря­доч­ны­ми людь­ми, а тут Иисус гово­рит такое. Поче­му блуд­ни­цы и мыта­ри идут в Цар­ство Небес­ное, а «поря­доч­ные» фари­сеи не вхо­дят в него? Воз­мож­но, ответ кро­ет­ся в сло­вах Хри­ста: «…кому мало про­ща­ет­ся, тот мало любит» (Лк. 7:47). А зачем мне про­ще­ние, если я и так хорош?

Пока чело­век живет без Бога, без лич­ных тес­ных отно­ше­ний с Ним, он не чув­ству­ет сво­ей гре­хов­но­сти. Он не пони­ма­ет, что на самом деле не хорош, а жалок. Если мы живем во тьме, то не заме­ча­ем сво­их недо­стат­ков. При све­те обна­ру­жи­ва­ют­ся пыль­ные углы и пау­ти­на. Гос­подь есть «…Свет истин­ный, Кото­рый про­све­ща­ет вся­ко­го чело­ве­ка, при­хо­дя­ще­го в мир» (Ин. 1:9). Каж­дый рано или позд­но стал­ки­ва­ет­ся со Све­том, и каж­дый дела­ет выбор: при­нять Свет и непри­ят­ные откры­тия, свя­зан­ные с Ним, или отверг­нуть и пред­по­честь само­до­воль­ное суще­ство­ва­ние во тьме.

Неко­то­рым кажет­ся, что на небе есть опре­де­лен­ное коли­че­ство сво­бод­ных мест, кото­рые доста­нут­ся самым достой­ным пре­тен­ден­там. Люди рас­суж­да­ют при­бли­зи­тель­но так: я луч­ше, чем мно­гие, поэто­му мне местеч­ка навер­ня­ка хва­тит. Но логи­ка Небес отли­ча­ет­ся от нашей. Бог может ска­зать: «…Я отри­нул его; Я смот­рю не так, как смот­рит чело­век…» (1 Цар. 16:7). Спа­се­ние дает­ся не за доб­рые дела! Спа­се­ние — это то, что совер­шил для нас Хри­стос, заняв место греш­ни­ка на кре­сте. Он умер не за пра­вед­ни­ков, не име­ю­щих нуж­ды в пока­я­нии, но за греш­ни­ков. Вы греш­ник? Тогда спа­се­ние для вас! Если вы все еще хоро­ший чело­век, то вынуж­де­на вас огор­чить: по при­чине духов­ной бли­зо­ру­ко­сти вы про­сто не види­те, насколь­ко запач­ка­на ваша духов­ная одеж­да. Иди­те к Богу! Про­си­те пока­зать вам само­го себя, открыть гре­хи! Умо­ляй­те: «…пока­жи мне без­за­ко­ние мое и грех мой» (Иов. 13:23). Тогда и толь­ко тогда вы смо­же­те осо­знать нуж­ду в про­ще­нии, про­тя­нуть руку и при­нять от Бога вели­чай­ший из воз­мож­ных даров — дар спа­се­ния и благодати.

Бла­го­дать — это неза­слу­жен­ная милость, кото­рую Бог ока­зы­ва­ет людям не за их «хоро­шесть», не за коли­че­ство куп­лен­ных свеч, не за бла­го­тво­ри­тель­ность, а вопре­ки все­му… Из люб­ви. «Ибо бла­го­да­тью вы спа­се­ны через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, что­бы никто не хва­лил­ся» (Еф. 2:8–9). Перед лицом веч­но­сти мы все в рав­ных усло­ви­ях. Наша пра­вед­ность не идет в зачет, ибо она несо­вер­шен­на и нечи­ста в гла­зах Божьих. А ничто нечи­стое Цар­ства Божье­го не насле­ду­ет. Не смот­ри­те на людей. Знай­те, что у совер­шен­ства есть имя. Это Бог! Мы нико­гда не заслу­жим спа­се­ния. Даже луч­шие из нас без Бога без­на­деж­но пло­хи. Но с Ним и в Нем даже худ­шие ста­но­вят­ся пра­вед­ны­ми. На кре­сте Иисус занял наше место, что­бы мы мог­ли занять место рядом с Ним на Небе­сах! «Мно­гие же будут пер­вые послед­ни­ми, и послед­ние пер­вы­ми» (Мф. 19:30).

Мария Нефе­до­ва