Хри­стос или призрак?

«И тот­час пону­дил уче­ни­ков Сво­их вой­ти в лод­ку и отпра­вить­ся впе­ред на дру­гую сто­ро­ну к Виф­са­и­де, пока Он отпу­стит народ. И, отпу­стив их, пошел на гору помо­лить­ся. Вече­ром лод­ка была посре­ди моря, а Он один на зем­ле. И уви­дел их бед­ству­ю­щих в пла­ва­нии, пото­му что ветер им был про­тив­ный; око­ло же чет­вер­той стра­жи ночи подо­шел к ним, идя по морю, и хотел мино­вать их. Они, уви­дев Его иду­ще­го по морю, поду­ма­ли, что это при­зрак, и вскри­ча­ли. Ибо все виде­ли Его и испу­га­лись. И тот­час заго­во­рил с ними и ска­зал им: обод­ри­тесь; это Я, не бой­тесь. И вошел к ним в лод­ку, и ветер утих. И они чрез­вы­чай­но изум­ля­лись в себе и диви­лись, ибо не вра­зу­ми­лись чудом над хле­ба­ми, пото­му что серд­це их было ока­ме­не­но.» Еван­ге­лие от Мар­ка, Гла­ва 6, сти­хи 45–52.

В нашей жиз­ни порой воз­ни­ка­ют момен­ты, когда труд­но раз­гля­деть руку Божьей помо­щи. Мы стал­ки­ва­ем­ся с сомне­ни­я­ми и тер­за­ем себя вопро­са­ми о том, зна­ет ли Бог о наших стра­да­ни­ях и дей­стви­тель­но ли Он дей­ству­ет из доб­рых наме­ре­ний. Одна­ко твер­дая вера в Его доб­ро­ту спо­соб­на под­дер­жи­вать нас в самые труд­ные времена.

Уче­ни­ки Иису­са так­же пере­жи­ва­ли слож­ные испы­та­ния. Они ока­зы­ва­лись в бурях, как в физи­че­ском, так и в духов­ном смыс­ле, когда каза­лось, что надеж­ды боль­ше нет. В Еван­ге­лии от Мар­ка, как раз опи­са­на одна из таких бурь. В этой исто­рии Хри­стос пону­дил сво­их уче­ни­ков отпра­вить­ся на дру­гую сто­ро­ну моря к горо­ду Виф­са­и­де. Сло­во «пону­дил» под­чер­ки­ва­ет то, что Иисус был ини­ци­а­то­ром их пере­пра­вы через море. Когда Бог посы­ла­ет нас куда-то, у Него все­гда есть цель и план. Уче­ни­ки отпра­ви­лись в море, нача­лась буря, и они ока­за­лись в опас­но­сти, но Хри­стос, видя их нуж­ду, при­шел на помощь. Важ­но отме­тить, что это про­изо­шло «око­ло чет­вер­той стра­жи ночи», почти под утро. Уче­ни­ки боро­лись со сти­хи­ей и оста­ва­лись на сере­дине моря с вече­ра до само­го утра. Поче­му же Хри­стос при­шел так позд­но? Он про­ве­рял их серд­ца и хотел укре­пить их веру. Отсут­ствие веры ста­ло глав­ной про­бле­мой для уче­ни­ков. Они не узна­ли Хри­ста, пото­му что их серд­ца были «ока­ме­не­ны». Все­го несколь­ко часов назад Он совер­шил чудо, накор­мив тыся­чи людей пятью хле­ба­ми. Но теперь уче­ни­ки были гото­вы пове­рить в при­зра­ка, а не в сво­е­го Учи­те­ля. Это неве­рие осле­пи­ло их.

Часто в нашей жиз­ни мы так­же не рас­по­зна­ем при­сут­ствие Бога, осо­бен­но в труд­ные вре­ме­на. Когда Гос­подь при­хо­дит на помощь, мы можем ска­зать: «Нет, это не Он!» Мы при­пи­сы­ва­ем свои успе­хи слу­чай­но­стям или уда­че, забы­вая о том, что это может быть Божья помощь. Но Хри­стос гово­рит: «Это Я, не бой­тесь!» И когда мы про­дол­жа­ем не узна­вать Его из-за неве­рия, мы можем упу­стить воз­мож­ность полу­чить помощь. Инте­рес­но, что Хри­стос хотел прой­ти мимо уче­ни­ков, что­бы побу­дить их воз­звать к Нему о помо­щи. Эта деталь под­чер­ки­ва­ет важ­ность наше­го обра­ще­ния к Нему в труд­ные вре­ме­на. Ведь даже уче­ни­ки Хри­ста, вме­сто того что­бы при­звать Его, испу­га­лись и не узна­ли сво­е­го Учителя.

Реак­ция уче­ни­ков на явле­ние Иису­са была пол­на стра­ха и недо­уме­ния. Сколь­ко раз мы слы­шим исто­рии о людях, кото­рые про­сят молить­ся о сво­ем исце­ле­нии от страш­ной болез­ни. За них молят­ся, искренне веря в Божью милость. Но когда вра­чи с удив­ле­ни­ем сооб­ща­ют, что послед­ние иссле­до­ва­ния не под­твер­ди­ли болезнь, и что чудо мог­ло про­изой­ти толь­ко по воле Бога, неко­то­рые начи­на­ют сомне­вать­ся. Они могут поду­мать, что пер­вый резуль­тат — это ошиб­ка. В их созна­нии воз­ни­ка­ют мыс­ли: «Вра­чи ошиб­лись, обо­ру­до­ва­ние дало сбой, ана­ли­зы были невер­ны­ми». Но при этом они забы­ва­ют о том, что имен­но Гос­подь управ­ля­ет все­ми эти­ми про­цес­са­ми. Если не Гос­подь, то и бла­го­дар­но­сти Ему нет, вера не укреп­ля­ет­ся, и сви­де­тель­ства о Его сла­ве оста­ют­ся невы­ска­зан­ны­ми. А ведь это был имен­но Он! Богу под­чи­ня­ет­ся всё: и болез­ни, и обо­ру­до­ва­ние. Если даже болез­ни не было, то зачем же Бог допу­стил подо­зре­ние на неё? Всё, что дела­ет Гос­подь, име­ет свою цель. Он нико­гда не оши­ба­ет­ся. Когда Хри­стос послал сво­их уче­ни­ков в море, это было не слу­чай­но — буря, раз­ра­зив­ша­я­ся на воде, была им нуж­на. Так же и нам, как и уче­ни­кам, порой необ­хо­ди­мы испы­та­ния. Кто-то может задать­ся вопро­сом: «Для чего они нам?» Испы­та­ния нуж­ны для того, что­бы про­ве­рить свою веру. Даже когда у чело­ве­ка нет болез­ни, но есть подо­зре­ние на нее, то вера всё рав­но под­вер­га­ет­ся испы­та­нию. В жиз­ни Иова, когда он про­хо­дил через тяже­лей­шие обсто­я­тель­ства, Бог гово­рил к нему имен­но из бури. Пото­му что даже в буре есть Гос­подь. Он все­гда рядом, готов под­дер­жать и укре­пить нашу веру. Но видим ли мы Хри­ста в буре? Это важ­ный вопрос, кото­рый тре­бу­ет наше­го вни­ма­ния и размышлений.

И нако­нец, самый послед­ний и самый важ­ный урок. Этот урок заклю­ча­ет­ся в том, что Хри­стос не про­сто пошел на помощь сво­им уче­ни­кам, а пошел по воде. До того момен­та, как Хри­стос сту­пил на вод­ную гладь, никто и нико­гда не совер­шал подоб­но­го. В этом чудес­ном дей­ствии уче­ни­ки долж­ны были осо­знать власть Хри­ста и при­знать Его истин­ным Сыном Божьим — тем, кто управ­ля­ет бурей. Когда Он вошел в лод­ку, буря утихла.

Порой мы не пони­ма­ем того, что дела­ет для нас Гос­подь, пото­му что не верим, что Он спо­со­бен на это. Хри­ста, иду­ще­го по воде, уче­ни­ки уви­деть не ожи­да­ли. Мы не стре­мим­ся осуж­дать уче­ни­ков за мало­ве­рие, но через их обсто­я­тель­ства жиз­ни мы можем посмот­реть на себя. Мно­гие про­бле­мы оста­ют­ся нере­шен­ны­ми лишь пото­му, что мы зада­ем Богу непра­виль­ные вопро­сы. В наших вопро­сах, мы как бы пыта­ем­ся под­ска­зать Богу, как Ему луч­ше посту­пить. Часто мы спра­ши­ва­ем: «Поче­му? Как? Зачем?» Эти вопро­сы меша­ют нам уви­деть Божьи пути и замыс­лы. Мы начи­на­ем разо­ча­ро­вы­вать­ся в Боге, пото­му что не можем най­ти для себя под­хо­дя­ще­го реше­ния, как Он дол­жен с нами посту­пить. В ито­ге мы гово­рим себе: «Бог не может это­го сде­лать». Поэто­му мы и вос­при­ни­ма­ем Хри­ста как при­зра­ка, а не как все­мо­гу­ще­го Гос­по­да. Нам кажет­ся, что такое невоз­мож­но — люди не ходят по воде. Но Хри­стос не про­сто чело­век, а Сын Божий. Дай Бог каж­до­му из нас видеть перед собой Бога, для Кото­ро­го нет ниче­го невоз­мож­но­го. Он дей­ству­ет сверхъ­есте­ствен­но, ведь на то Он и Бог. Ему не нуж­ны наши под­сказ­ки — Ему нуж­на наша вера. В нашей жиз­ни встре­ча­ют­ся три типа собы­тий или ситу­а­ций. Пер­вые — это те, кото­рых мы долж­ны избе­гать. Вто­рые — те, с кото­ры­ми нам необ­хо­ди­мо бороть­ся. И тре­тьи — это обсто­я­тель­ства, через кото­рые мы обя­за­тель­но долж­ны прой­ти, что­бы изме­нить­ся, укре­пить­ся и утвер­дить­ся в вере. Это необ­хо­ди­мо для того, что­бы в буду­щем под­дер­жи­вать дру­гих. Что­бы, гля­дя на нас, люди не пада­ли духом, а мог­ли ска­зать, как неко­гда апо­стол Павел: «Все могу в укреп­ля­ю­щем меня Иису­се Хри­сте» (Фил. 4:13).

Иван Кора­бель