С самого раннего детства он отличался кротким и вдумчивым характером. В ранней юности он любил уединяться и мечтать над книгою. Мысли его вращались около самых коренных вопросов: о Боге, о душе, о жизни и т. п.
В этот период жизни он испытывал особые душевные восторги, чувства умиления и знаменательные душевные переживания.
Считаем не лишним упомянуть из этого периода два характерных факта, свидетельствующих о том, насколько душа И. С. Проханова была чутка ко всему происходившему с ним и вокруг него.
Однажды он пошел на прогулку с ружьем вдоль берега бурливого Терека. На былинке сидела птичка. Он выстрелил, птичка раненая упала. Тотчас он почувствовал страшное душевное угрызение и даже потрясение. Подбежав к птичке и видя ее окровавленной и умирающей, он, красный от стыда и волнения, целовал птичку и старался вдохнуть в нее жизнь. Но увы, она скончалась. Как опущенный в воду, как разбитый параличом, едва влачил он ноги, идя домой. Несколько дней после того он тосковал и решил никогда и ни при каких условиях не брать оружие и не отнимать ничью жизнь, что и сдержал свято пред Господом.
Другой факт.
В этот период жизни он видел сон.
В городской сад, на каменной лестнице, ведущей в него, является Христос. Внизу вокруг лестницы огромная толпа народа. Христос пригоршнями берет золото и бросает в народ. Из всех людей больше всего золотых монет льется к Ивану Проханову, но они у него не задерживаются ни на минуту. А текут через его суму к окружающим людям. Он сам оставался нищим, обогащая других.
Рассуждая об этом сне. Он понял, что Христос зовет его брать как можно больше от Него Его духовных даров для немедленной передачи другим, быть орудием духовного обогащения народа.
Учился Иван Проханов в Владикавказском реальном училище, где окончил курс в 1887 году. В реальном училище обрисовались особенности его характера: его готовность помогать слабым ученикам, его правдивость в отношении к учителям, его кроткий нрав и способность и к литературному творчеству вообще, и к стихосложению в частности.
Сочинения ученика 6‑го и 7‑го класса Ивана Проханова цитировались в Известиях Попечителя Кавказского округа, как образцы по содержанию и по стилю. Одно из стихотворений его читалось на публичном акте в училище и т. п.
Последний год реального училища был для И. С. Проханова критическим в смысле определения всего направления его жизни.
В этот период времени И. С. Проханов находился под влиянием следующих факторов:
1. Прежде всего на него влияет красота кавказской природы. Владикавказ расположен у подножья Кавказского хребта на берегу воспетого Пушкиным и Лермонтовым вечно ревущего Терека. В ясный весенний день из города открывается чудный вид: внизу полоса зеленых лесистых гор, над ними полоса фиолетовых скалистых гор, а еще выше полоса белоснежных вершин во главе с Казбеком, а над всеми яркое южное солнце, заливающее всю панораму своими золотыми лучами. Юный И. С. Проханов любил бродить по обрывистому берегу быстрого Терека или посидеть на камне среди его ревущих волн и любоваться на чудные виды. Созерцание этих величественных картин природы производило на юную душу невыразимо умиротворяющее впечатление, поднимая мысль к недосягаемым высотам и вдохновляя молодого человека на первые стихотворные труды.
2. Самый характер реального образования влек И. С. Проханова к практической деятельности в будущем.
3. Затем, на него влияет неверующая среда учеников реального училища, среди которых был кружок, изучавший философию и особенно увлекавшийся пессимизмом Шопенгауэра, Гартмана и др.
4. Но самое сильное влияние на И. С. Проханова было влияние религиозное.
Рассказы отца и матери о страшных побоях и гонениях за веру, которым подвергались они и их единоверцы-молокане, и об удивительной стойкости и кротком терпении, которые они проявляли, наполняли сердце юного И. С. Проханова умилением, восторгом пред духовным героизмом этих последователей Христа и невольно создавалось желание самому уподобиться им. И. С. Проханов очень любил посещать местную тюрьму и спрашивать, нет ли среди арестантов штундистов, которых обычно пересылали через Владикавказ по направлению к Закавказью. Кротость и смирение на лицах этих страдальцев за веру, их молитвы за гонителей производили на И. С. Проханова такое впечатление, как будто перед ним были мученики первых веков христианства. Здесь он чувствовал великую, несокрушимую силу Христовой истины. Эта сила стала более и более овладевать им.
Простые бесхитростные проповеди братьев в собраниях, призывавшие людей ко спасению и новой жизни, оставляли в молодом сердце глубокие следы.
Осенью 1886 года в душе И. С. Проханова произошел особенный духовный переворот. Он возродился для новой жизни. Случилось это при следующих обстоятельствах.
Еще с 15 лет ум И. С. Проханова был занят неотвязчивыми вопросами: «Для чего мы живем? Какова цель нашей жизни?» На эту тему И. С. Проханов любил вести беседы; с целью найти ответ на этот вопрос он жадно читал книги, но, увы нигде он не находил удовлетворительного ответа.
Однажды вечером, осенью 1886 года И. С. Проханов пришел домой из кружка товарищей, где обычно говорились речи на пессимистические темы. Один из товарищей перед тем покушался на самоубийство. Едва-едва удалось спасти. Душа И. С. Проханова была потрясена и у него у самого уже начала являться мысль о том, что небытие лучше бытия. Он стал подумывать об отцовском ружье, что висело в его комнате. С этими мыслями он вошел в свою комнату. Зажегши лампаду, он заметил, что ружья нет, а на стене он увидел записку: «Любите ли вы Христа?» Эти слова пронзили сердце И. С.Проханова. Он был охвачен наплывом чувств, сразу же открыл Евангелие, начал читать и молиться.
В тот вечер он понял всю простоту и глубину слов: «Я есмь.. жизнь» (Ин. 14:6) и «для меня жизнь — Христос» (Фил. 1:24). Он понял, что наша жизнь принадлежит Тому, Кто нам ее дал и потому цель жизни — возвращение ее Собственнику. Жить для Бога, для Христа — все для Христа — стало для И. С. Проханова лозунгом. Вслед за этим он присоединился к местной общине через крещение. Состоявшееся 17 января 1887 года.
Газета «Утренняя Звезда» 1922 года.