III кон­фе­рен­ция «Рус­ский протестантизм»

Кон­фе­рен­ция при­уро­че­на к осо­бой дате в исто­рии – 600-летию каз­ни в г. Кон­стан­це (Чехия) извест­но­го свя­щен­но­слу­жи­те­ля и рефор­ма­то­ра Яна Гуса. Участ­ни­ки кон­фе­рен­ции – уче­ные, исто­ри­ки, архи­ви­сты, фило­ло­ги, бого­сло­вы, фило­со­фы, свя­щен­но­слу­жи­те­ли, жур­на­ли­сты – при­бы­ли из раз­ных горо­дов Нов­го­род­ской области,

Санкт-Петер­бур­га, Моск­вы. Про­во­дил кон­фе­рен­цию основ­ной ее вдох­но­ви­тель и орга­ни­за­тор Ана­то­лий Ива­но­вич Кора­бель, епи­скоп церк­вей ЕХБ Нов­го­род­ской обла­сти. 30 лет назад Ана­то­лий Ива­но­вич был руко­по­ло­жен на слу­же­ние пас­то­ра на Нов­го­род­чине. Его супру­га Любовь и вся его бла­го­сло­вен­ная семья слу­жат Гос­по­ду. 
 
В сво­ем при­вет­ствен­ном сло­ве Ана­то­лий Ива­но­вич рас­крыл тему: «Ян Гус – чело­век-зна­мя». Как отме­ча­ет Ана­то­лий Ива­но­вич, «Ян Гус стал ярким про­те­стант­ским зна­ме­нем не слу­чай­но. Ян Гус гово­рил об Истине через Писа­ние. Писа­ние – базис нашей веры… 6 июля 1415 года Ян Гус был сожжен на кост­ре. Вме­сте с ним в огонь отпра­ви­лась и Биб­лия, кото­рую он пере­вел на чеш­ский язык. Чем же она была так опас­на? Свя­щен­ное Писа­ние на род­ном язы­ке ото­дви­га­ло кон­троль рим­ской и немец­кой курий за мест­ным бого­слу­же­ни­ем, пред­ста­ви­те­ли кото­рых зача­стую не вла­де­ли чеш­ским язы­ком, а через это ослаб­ля­ло ино­стран­ное вли­я­ние, пото­му что откры­ва­ло две­ри в тео­ло­гию, нау­ку и куль­ту­ру мест­но­му насе­ле­нию. Оно еще и полу­ча­ло воз­мож­ность срав­нить поста­нов­ле­ния Рим­ской церк­ви с пер­во­ис­точ­ни­ком. Прах пер­во­го чеш­ско­го рефор­ма­то­ра был раз­ве­ян над вода­ми Рей­на. Но его идеи не умер­ли вме­сте с ним!» Бого­сло­вие Яна Гуса, открыв­шее дверь в тео­ло­гию, позна­ние Сло­ва Божия, подвиг веры Яна Гуса повли­я­ли на ход раз­ви­тия еван­гель­ско­го дви­же­ния во всем мире. 
 
Участники конференцииТемы докла­дов на кон­фе­рен­ции осве­ща­ли важ­ные момен­ты раз­ви­тия еван­гель­ско­го дви­же­ния, как в Рос­сии, так и в мире: «Ян Гус. Оглу­ша­ю­щее сми­ре­ние», «Мар­тин Лютер и Рефор­ма­ция», «Досто­ев­ский и Лес­ков как сви­де­те­ли еван­гель­ско­го про­буж­де­ния в Санкт-Петер­бу­ге», М. С. Карет­ни­ко­ва «Вопре­ки все­му», «Апо­ка­лип­сис в поэ­зии В. Набо­ко­ва», «Духов­ные исто­ки твор­че­ства М. М. При­шви­на», «Пути про­те­стант­ско­го бого­сло­вия в кон­тек­сте чеш­ско­го рели­ги­оз­но­го дви­же­ния гуси­тов». Сре­ди доклад­чи­ков были посто­ян­ные участ­ни­ки кон­фе­рен­ции – извест­ные исто­ри­ки и фило­ло­ги. В. А. Сте­па­нов, заве­ду­ю­щий Биб­лио­те­кой хри­сти­ан­ско­го обще­ства «Биб­лия для всех», исто­рик-иссле­до­ва­тель, архи­вист. Йозеф Барон – люте­ран­ский архи­епи­скоп, про­фес­сор Ново­го Заве­та. О. Н. Соко­ло­ва – фило­лог (СПб.). Все докла­ды содер­жа­тель­но рас­кры­ва­ли темы, обо­га­щая при­сут­ству­ю­щих зна­ни­ем пред­став­лен­ных тем. О раз­но­об­ра­зии докла­дов А. И. Кора­бель ска­зал, что «когда мы изу­ча­ем исто­рию, лите­ра­ту­ру или био­гра­фию лич­но­сти, то начи­на­ем боль­ше пони­мать, что, где и как пере­пле­та­ет­ся. Нуж­но этим зани­мать­ся и изу­чать. Мы допус­ка­ем к чте­нию раз­ные докла­ды. Сла­ва Богу, что они пишут­ся! Мы не долж­ны зани­мать­ся толь­ко исто­ри­ей про­те­стан­тов, еван­ге­ли­стов. Хоро­шо, когда мы через лите­ра­ту­ру выхо­дим на твор­че­скую веру­ю­щую интел­ли­ген­цию». На кон­фе­рен­ции Ана­то­лий Ива­но­вич пред­ста­вил свою ста­тью «Пере­се­ле­ние латы­шей в Нов­го­род­скую губер­нию» (33 стра­ни­цы), опуб­ли­ко­ван­ную от Рос­сий­ской Ака­де­мии наук в Нов­го­род­ском исто­ри­че­ском сбор­ни­ке из 500 стра­ниц. В ста­тье гово­рит­ся о пятом пере­се­ле­нии на Нов­го­род­чи­ну веру­ю­щих латы­шей, кото­рые нача­ли про­по­ве­до­вать Сло­во Божие, орга­ни­зо­ва­ли цер­ковь и откры­ли свои Молит­вен­ные дома и шко­лы. 
 
По мате­ри­а­лам кон­фе­рен­ции пла­ни­ру­ет­ся выпуск науч­но-исто­ри­че­ско­го сбор­ни­ка. На кон­фе­рен­ции состо­я­лась пре­зен­та­ция жур­на­ла «Хри­сти­ан­ское сло­во», мис­сия жур­на­ла – пред­став­ле­ние еван­гель­ских хри­сти­ан Рос­сии, жиз­ни церк­вей, исто­рии про­те­стан­тиз­ма рос­сий­ско­му обще­ству. При­сут­ству­ю­щие по досто­ин­ству оце­ни­ли важ­ность это­го изда­ния. 
 
13 сен­тяб­ря в Нов­го­род­ской церк­ви «Храм Хри­ста» состо­я­лось празд­нич­ное бого­слу­же­ние, посвя­щен­ное празд­ни­ку Жат­вы, на кото­ром радость тор­же­ства с чле­на­ми церк­ви раз­де­ли­ли и участ­ни­ки кон­фе­рен­ции. Жат­ва – это празд­ник осо­бой бла­го­дар­но­сти Гос­по­ду за все, что Он дает в нашей жиз­ни. А науч­но-исто­ри­че­ская кон­фе­рен­ция «Рус­ский про­те­стан­тизм» – это демон­стра­ция духов­ных пло­дов со все­го мира. 
 
Рус­ские про­те­стан­ты несут важ­ную мис­сию бла­го­ве­стия в Рос­сии. Сво­и­ми впе­чат­ле­ни­я­ми о кон­фе­рен­ции поде­ли­лись ее участ­ни­ки. 
 
Миха­ил Васи­лье­вич Шульц, пре­сви­тер церк­ви в Хра­ме Хри­ста: 
 
- Для меня эта кон­фе­рен­ция очень важ­на. Я был на всех трех кон­фе­рен­ци­ях. Надо молить­ся, что­бы такие кон­фе­рен­ции про­хо­ди­ли еже­год­но. Здесь мы рас­тем духов­но, пото­му что позна­ем очень мно­гое. Ведь при­ез­жа­ют спе­ци­а­ли­сты сво­е­го дела. Кон­фе­рен­ции про­хо­дят на опре­де­лен­ные темы и лич­но мне через это мно­гое откры­лось. Я думал, что знаю о Яне Гусе почти все, ока­за­лось, это совсем не так. Я обо­га­тил­ся зна­ни­ем исто­рии как про­те­стант­ско­го дви­же­ния в целом, так и рус­ско­го про­те­стан­тиз­ма. Я как-то про­по­ве­до­вал в гусит­ской церк­ви в Пра­ге, где про­те­стан­ты счи­та­ют себя после­до­ва­те­ля­ми Яна Гуса. Я очень тща­тель­но гото­вил­ся. На кон­фе­рен­ции я понял, как я мало знал! Исто­рия о Яне Гусе, герое веры, на кон­фе­рен­ции меня про­сто пора­зи­ла. Понял, что надо учить­ся, зани­мать­ся и позна­вать еще боль­ше. Если будут кон­фе­рен­ции имен­но такой направ­лен­но­сти, то будет сти­мул к духов­но­му росту, пото­му что услы­шан­ное мож­но пере­дать дру­го­му через про­по­ведь, обще­ние. Хочу ска­зать доклад­чи­кам боль­шое спа­си­бо, пото­му что все докла­ды были направ­ле­ны к одной цели, на подвиж­ни­че­ство, на то, что нам так необ­хо­ди­мо. 
 
Вита­лий Бори­со­вич Тре­тья­ков, пас­тор церк­ви г. Песто­во: 
 
- Мы, совре­мен­ные люди, на таких кон­фе­рен­ци­ях через исто­рию вспо­ми­на­ем жизнь людей, кото­рые посвя­ти­ли себя Гос­по­ду. Это вдох­нов­ля­ет, ощу­ща­ет­ся сила Божия, пото­му что совер­ша­лись заме­ча­тель­ные дела через людей, ходив­ших в Духе Божьем, несмот­ря ни на что. Ощу­ща­ет­ся сила сви­де­тель­ства веры, той про­шлой жиз­ни для нас сей­час. В Писа­нии Гос­подь пока­зы­ва­ет нам обла­ко сви­де­те­лей, что­бы мы взи­ра­ли на их кон­чи­ну, под­ра­жа­ли их вере. Через такие кон­фе­рен­ции реаль­но ощу­ща­ет­ся вли­я­ние геро­ев веры на нас, про­стых людей, как буд­то нет этих сотен про­шед­ших лет, раз­де­ля­ю­щих нас. 
 
- Нуж­но ли откры­то заяв­лять тему: «Рус­ский про­те­стан­тизм»? 
 
- Мне лич­но это очень инте­рес­но. Когда начи­на­ешь углуб­лять­ся в эту тему, то увле­ка­ешь­ся. Мы встре­ча­ем­ся с теми же самы­ми про­бле­ма­ми, иску­ше­ни­я­ми в жиз­ни. Они для нас – при­мер сви­де­тель­ства веры в жиз­ни, обо­га­ще­ние. 
 
- Поже­ла­ние слу­жи­те­лям? 
 
- Не пре­не­бре­гать воз­мож­но­стью познать исто­рию брат­ства, про­те­стан­тов. Это укреп­ля­ет и соеди­ня­ет нас вме­сте. 
 
Сер­гей Нико­ла­е­вич Забо­лоц­кий, учи­тель исто­рии, совет­ско­го пра­ва. Сей­час заве­ду­ет кан­це­ля­ри­ей в Хра­ме Хри­ста, и.о. диа­ко­на церк­ви, г. Вели­кий Нов­го­род. 
 
- Како­ва поль­за для веру­ю­щих и для обще­ства от таких кон­фе­рен­ций? 
 
- Есть и поль­за, и пло­ды. Но все толь­ко начи­на­ет­ся, лишь тре­тий год идут подоб­ные кон­фе­рен­ции. Есть пуб­ли­ка­ции докла­дов и ста­тей на тему про­те­стан­тиз­ма. Про­яв­ля­ет­ся опре­де­лен­ный инте­рес. 
 
- Что вы, как исто­рик, вкла­ды­ва­е­те в поня­тие «Рус­ский про­те­стан­тизм»? 
 
- Рус­ский про­те­стан­тизм – это уже явле­ние в исто­рии Рос­сии, дан­ность, объ­ек­тив­ная реаль­ность. На такой кон­фе­рен­ции мож­но услы­шать мало­из­вест­ные или вооб­ще неиз­вест­ные фак­ты, что фор­ми­ру­ет отно­ше­ние к про­те­стан­там и меня­ет ино­гда в какую-то сто­ро­ну миро­воз­зре­ние. При­об­ре­та­ет­ся что-то новое, полез­ное, что мож­но почерп­нуть и сопо­ста­вить с тем, что име­ешь. Это дви­же­ние. 
 
- Что бы вы ска­за­ли пра­во­слав­ным, кото­рые гово­рят, что про­те­стан­ты – это запад­ная, не рус­ская вера? 
 
- От чего зави­сит поиск Бога чело­ве­ком? Раз­ве он зави­сит от сто­рон све­та: запа­да, восто­ка? Чело­век может заду­мать­ся о духов­но­сти на осно­ва­нии сво­их зна­ний, а потом ока­зы­ва­ет­ся, что он в этих вопро­сах ниче­го не пони­ма­ет. Есть выра­же­ние «вполне себе веру­ю­щий», а потом выяс­ня­ет­ся, что он ниче­го не зна­ет, даже не зна­ет о суще­ство­ва­нии Биб­лии. Вера не зави­сит от при­над­леж­но­сти к Запа­ду или Восто­ку. Про­сто чело­век начи­на­ет испы­ты­вать потреб­ность в духов­но­сти, нрав­ствен­но­сти, в тех исти­нах, о кото­рых гово­рит Свя­тое Писа­ние. Веру­ю­щий чело­век пони­ма­ет, что поиск Исти­ны идет от Гос­по­да. Бог посте­пен­но откры­ва­ет­ся чело­ве­ку. 
 
- Ян Гус был чехом… 
 
- Исто­рия име­ет пре­ем­ствен­ность. Воз­ни­ка­ют такие важ­ные клю­че­вые фигу­ры в духов­ной исто­рии, как Ян Гус, Мар­тин Лютер, это все по наи­тию свы­ше. Гос­подь посы­ла­ет побуж­де­ние чело­ве­ку, твер­дое серд­це в вере, как у Яна Гуса, он дол­жен высто­ять в опре­де­лен­ный момент, утвер­дить свою веру, преж­де все­го, само­му себе, а полу­ча­ет­ся огром­ная поль­за для чело­ве­че­ства, эпо­хи. Он, может быть, не заду­мы­вал­ся о каких-то гло­баль­ных вещах, а полу­чи­лась Рефор­ма­ция. Рос­сия вхо­дит в миро­вую исто­рию, хотим мы это­го или нет, мы все дела­ем исто­рию каж­дый день, каж­дую секун­ду. 
 
- Ваши поже­ла­ния? 
 
- Необ­хо­ди­мо участ­во­вать в таких кон­фе­рен­ци­ях. Нам нужен диа­лог с миром через науч­но – исто­ри­че­ские темы. Гос­подь ска­зал: «Иди­те и научи­те!» Кон­фе­рен­ция – это фор­ма поис­ка, выхо­да в духов­но – про­све­ти­тель­скую исто­рию. Кто-то заин­те­ре­су­ет­ся, при­дет, послу­ша­ет, а потом с ним про­ис­хо­дят какие-то изме­не­ния. 
 
Йозеф Барон, люте­ран­ский архи­епи­скоп, док­тор тео­ло­гии, про­фес­сор Ново­го Заве­та, г. Санкт-Петер­бург: 
 
И.Барон Я уже тре­тий раз имею честь и воз­мож­ность при­ни­мать уча­стие в такой кон­фе­рен­ции. Тема мое­го докла­да была свя­за­на с юби­ле­ем Рефор­ма­ции. Ведь через два года мы будем отме­чать 500-летие с того дня, когда 31 октяб­ря 1517 г. Мар­тин Лютер опуб­ли­ко­вал свои зна­ме­ни­тые 95 тези­сов. На этой и преды­ду­щих кон­фе­рен­ци­ях я почув­ство­вал хри­сти­ан­ский общий дух, содру­же­ство, хри­сти­ан­скую вза­им­ную любовь. Все докла­ды на этой кон­фе­рен­ции были инте­рес­ны­ми, глу­бо­ки­ми. Хочу поже­лать бра­тьям еван­гель­ской веры Вели­ко­го Нов­го­ро­да и епи­ско­пу Кора­бель Ана­то­лию даль­ней­ших успе­хов в слу­же­нии Гос­по­ду. Я был очень рад участ­во­вать в юби­лее – 30-летия руко­по­ло­же­ния, кото­рое отме­чал в эти дни А. И. Кора­бель. Нахо­жусь посто­ян­но в общей молит­ве за него и его род­ных и близ­ких, а так же сослу­жи­те­лей. 
 
- Нуж­но ли напо­ми­нать обще­ству о рус­ских про­те­стан­тах? 
 
- Рус­ский про­те­стан­тизм не осо­бо боль­шая вели­чи­на на Руси, в Рос­сии. Но это под­тал­ки­ва­ет к тому, что мы долж­ны изу­чать фено­мен рус­ско­го про­те­стан­тиз­ма. Пото­му что рус­ский про­те­стан­тизм воз­рож­дал­ся в 70-ые годы 19 века. Еван­гель­ско­му дви­же­нию Ана­то­лий Ива­но­вич посвя­тил свою заме­ча­тель­ную кни­гу «Via sacra. Свя­той путь». Это дви­же­ние не искус­ствен­но созда­но, а воз­ро­ди­лось в нед­рах рус­ско­го пра­во­сла­вия, если гово­рить более объ­ек­тив­но. Само жела­ние узнать боль­ше о Сло­ве Божьем, Свя­щен­ном Писа­нии под­толк­ну­ло тогда наших пред­ше­ствен­ни­ков к это­му шагу. В Рос­сии не было раз­де­ле­ния церк­вей, ухо­да еван­гель­ских хри­сти­ан от пра­во­сла­вия, а осу­ще­стви­лось осо­бое духов­ное воз­рож­де­ние, кото­рое за собой увлек­ло упро­ще­ние внеш­них форм цер­ков­но­сти и пыш­но­го сим­во­лиз­ма, кото­рые свой­ствен­ны пра­во­сла­вию. Еван­гель­ское дви­же­ние в Рос­сии, об этом в свое вре­мя и Про­ха­нов гово­рил, – это рус­ское дви­же­ние, а не немец­кое или англий­ское. Оно роди­лось в нед­рах рус­ско­сти. Это уже исто­рия Рос­сии. Конеч­но, еван­гель­ское дви­же­ние свя­за­но и с Англи­ей, и Гол­лан­ди­ей, и Гер­ма­ни­ей. Но в Рос­сии еван­гель­ское дви­же­ние было воз­рож­де­ни­ем и инте­ре­сом имен­но к Сло­ву Божье­му. 
 
- Кем для вас явля­ет­ся Ян Гус? 
 
- О Яне Гусе я узнал еще в совет­ское вре­мя в обще­об­ра­зо­ва­тель­ной шко­ле из про­грам­мы 6 клас­са «Исто­рии сред­них веков». На кон­фе­рен­ции я сопе­ре­жи­вал исто­рии и подви­гу Яна Гуса. Какое страш­ное пят­но оста­ет­ся в исто­рии като­ли­че­ской церк­ви в свя­зи с таким исто­ри­че­ским собы­ти­ем. Папа Иоанн Павел II в 2000 г. спе­ци­аль­но созы­вал меж­ду­на­род­ную кон­фе­рен­цию в Вати­кане, где были раз­ные пред­ста­ви­те­ли, уче­ные, исто­ри­ки, изу­ча­ю­щие фено­мен инкви­зи­ции, тогда при­шли к выво­ду, что был такой мен­та­ли­тет у сред­не­ве­ко­во­го чело­ве­ка, что мно­гие тогда не вос­при­ни­ма­ли инкви­зи­цию, кост­ры, как что-то страш­ное. Папа рим­ский Иоанн Павел II не раз изви­нял­ся за ужас­ные ошиб­ки, кото­рые были допу­ще­ны Като­ли­че­ской Цер­ко­вью. Если гово­рить о еван­гель­ском дви­же­нии на Нов­го­род­чине, мы зна­ем, что мно­гие в совет­ское вре­мя за веру постра­да­ли, осо­бен­но в 30‑е, 40‑е, 50‑е годы. Дух сви­де­тель­ства Хри­сто­ва, кото­рый так ярко выра­жен в тра­ги­че­ской гибе­ли Яна Гуса, ярко выра­жа­ет­ся в про­те­стан­тиз­ме. Думаю, что части­ца это­го Духа оста­ет­ся и на Нов­го­род­чине. Чув­ство­вал­ся этот Дух сви­де­тель­ства и на кон­фе­рен­ции. 
 
Ана­то­лий Ива­но­вич Кора­бель, епи­скоп еван­гель­ских церк­вей ЕХБ Нов­го­род­ской обла­сти: 
 
А.И.Корабель Сто­и­ло при­уро­чи­вать кон­фе­рен­цию к опре­де­лен­ной дате? 
 
- Дата, или собы­тие все­гда при­вле­ка­ет вни­ма­ние людей. А это начи­на­ет обя­зы­вать чело­ве­ка отно­сить­ся к это­му собы­тию серьез­нее, ста­но­вит­ся какой-то вехой в жиз­ни. Очень важ­но, когда есть люди, на кото­тых мож­но рав­нять­ся – зна­мя веры, таким был Ян Гус. Через дату люди начи­на­ют раз­мыш­лять, думать об этом. Это как заби­тый гвоз­дик, веха на сво­ем месте. Если я хочу вспом­нить исто­рию, то вспо­ми­наю собы­тие, рас­став­лен­ные вехи, тогда у меня появ­ля­ет­ся ори­ен­тир. 
 
- Обя­за­тель­но ли делать акцент на теме: «Рус­ский про­те­стан­тизм»? 
 
- Это глав­ная тема кон­фе­рен­ции. Такое направ­ле­ние дела­ет кон­фе­рен­цию не собра­ни­ем, а орга­ном, рабо­та­ет как девиз кон­фе­рен­ции, а не про­сто как лого­тип. Рус­ский про­те­стан­тизм. Мы дела­ем заяв­ле­ние, что мы – рус­ские! Если мы возь­мем любую цер­ковь, то в ней есть кор­ни. И пра­во­слав­ная цер­ковь не рус­ская, пото­му что при­шла из Визан­тии. А в Визан­тию Цер­ковь при­шла из Рима. А в Рим Цер­ковь при­шла из Иеру­са­ли­ма. Это исто­ри­че­ский свя­той путь, кото­рым про­шла Цер­ковь. Со вре­ме­нем локаль­ные церк­ви ста­ли назы­вать­ся Рус­ской Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью, а мы – Рус­ская Про­те­стант­ская Цер­ковь. Хри­сти­ан­ство делит­ся на три кате­го­рии – пра­во­сла­вие, като­ли­цизм и про­те­стан­тизм, и не важ­но, согла­ша­ют­ся с этим или нет. 
 
- Вла­ди­мир Сте­па­нов делал доклад о жиз­ни писа­те­лей Лес­ко­ва и Досто­ев­ско­го. В чем важ­ность таких тем? 
 
- В Рос­сии все дума­ют, что Лес­ков и Досто­ев­ский были пра­во­слав­ны­ми. Из исто­рии мы видим, что если Досто­ев­ско­го мож­но счи­тать пра­во­слав­ным, то Лес­ко­ва – нет. 
Пра­во­слав­ные его не отпе­ва­ли, не хоро­ни­ли. Он близ­ко дру­жил с Тол­стым, у кото­ро­го сек­ре­та­рем был Вла­ди­мир Черт­ков, пле­мян­ник жены В.А. Паш­ко­ва. Досто­ев­ский, Лес­ков, Паш­ков име­ли один и тот же круг обще­ния, где были еван­гель­ские веру­ю­щие. Лес­ков не счи­тал себя пра­во­слав­ным. Досто­ев­ский отста­и­вал пра­во­сла­вие, тем не менее, он был зна­ком с еван­гель­ски­ми веру­ю­щи­ми. 
 
- Была озву­че­на тема по поэ­зии Набо­ко­ва. 
 
- Алек­сей Оле­го­вич Фили­мо­нов, набо­ко­вед, член Сою­за писа­те­лей, решил пред­ста­вить такой доклад. В ран­них жур­на­лах «Хри­сти­а­нин» есть ста­тьи, пере­ве­ден­ные Набо­ко­вым под изда­тель­ством Про­ха­но­ва, на кото­рых сто­ит имя: В. Набо­ков. Это очень инте­рес­но и, сла­ва Богу, что такие докла­ды есть. 
 
- Важ­ность таких кон­фе­рен­ций для про­све­ще­ния еван­гель­ских слу­жи­те­лей? 
 
- Такие кон­фе­рен­ции дают новые зна­ния нашей исто­рии. Эта кон­фе­рен­ция для всех. Мы пишем, что такие кон­фе­рен­ции полез­ны биб­лио­те­ка­рям, архи­ви­стам, рели­гио­ве­дам, слу­жи­те­лям, писа­те­лям, исто­ри­кам. Всем полез­но. Исто­рия – это фак­ты. Пла­ни­ру­ем издать сбор­ник по мате­ри­а­лам кон­фе­рен­ции 2015 г. 
 
- Вы 30 лет как руко­по­ло­жен­ный пас­тор. У вас инте­рес­ная пре­ем­ствен­ность… 
 
- 30 лет назад в сен­тяб­ре 1985 г. меня руко­по­ла­га­ли епи­скоп Севе­ро-Запад­но­го края ЕХБ (в то вре­мя) Сер­гей Ива­но­вич Нико­ла­ев, пас­тор церк­ви г. Пско­ва Миха­ил Тимо­фе­е­вич Кося­ков, пре­сви­тер Вели­ко­го Нов­го­ро­да Васи­лий Семе­но­вич Кор­нев и пас­тор Цен­траль­ной бап­тист­ской церк­ви в Сток­голь­ме (Шве­ция) Гёте Суль­бе­ре. Нико­ла­е­ва в свое вре­мя руко­по­ла­га­ли Жид­ков и Быч­ков, кото­рых руко­по­ла­гал Карев. Каре­ва руко­по­ла­гал стар­ший Жид­ков, кото­ро­го руко­по­ла­гал Про­ха­нов. В Союз­ном архи­ве ЕХБ и у нас есть доку­мент Про­ха­но­ва. Про­ха­но­ва руко­по­ла­га­ли в 1924 г. в Пра­ге морав­ские бра­тья. У морав­ских бра­тьев все очень акку­рат­но запи­са­но, кто кого руко­по­ла­гал. Они – после­до­ва­те­ли Яна Гуса. А Ян Гус тоже при­нял свя­щен­ство, был руко­по­ло­жен­ным слу­жи­те­лем. Сего­дня хри­сти­ане совер­ше­но дру­гие. Скла­ды­ва­ет­ся впе­чат­ле­ние, что сего­дняш­ние хри­сти­ане не склон­ны стра­дать за Хри­ста. Писа­ние гово­рит, что мы долж­ны вспо­ми­нать настав­ни­ков сво­их, под­ра­жать их вере, взи­рая на их кон­чи­ну. Не было бы Яна Гуса, не было бы гуси­тов, морав­ских бра­тьев и т.д. Не было бы руко­по­ло­же­ния Про­ха­но­ва и кон­фе­рен­ции. Это плод, резуль­тат. 
 
- Как ожи­вить наше хри­сти­ан­ство? 
 
- Хри­сти­ане рас­сла­би­лись. Сего­дняш­ний обы­ва­тель нуж­да­ет­ся в зре­ли­щах и хле­бе. Если есть празд­ник с чаем, хле­бом, то это насто­я­щий празд­ник для всех. При­вяз­ки к собы­ти­ям, геро­и­че­ским лич­но­стям очень важ­ны. Не один же Ян Гус был сожжен на кост­ре, таких были тыся­чи, но никто их не пом­нит. Яна Гуса пом­нят, пото­му что это была фигу­ра зна­чи­мая – чело­век-зна­мя. Об этом надо гово­рить, при­вле­кать к это­му вни­ма­ние. Нуж­но, что­бы чело­век шел в Цер­ковь как на празд­ник. Нуж­но про­буж­де­ние. Мы молим­ся про­дол­жи­тель­ное вре­мя о про­буж­де­нии. Если Дух Божий не будет касать­ся, то ниче­го не сде­ла­ешь, не помо­жет тут ни обра­зо­ва­ние, ни наши про­по­ве­ди, ни наши музы­каль­ные талан­ты. 
 
Вла­ди­мир Андре­евич Сте­па­нов, исто­рик-архи­вист, автор двух­том­ни­ка «Рож­ден­ные свы­ше на бере­гах Ижо­ры» (2011, 2013); заве­ду­ю­щий биб­лио­те­кой Хри­сти­ан­ско­го обще­ства «Биб­лия для всех» (СПб.): 
 
В.А.Степанов Раду­ет, что исто­ри­че­ские кон­фе­рен­ции в Вели­ком Нов­го­ро­де про­во­дят­ся еже­год­но. Это заслу­га епи­ско­па, а А. И. Кора­бель сам явля­ет­ся энту­зи­а­стом исто­ри­че­ской нау­ки. Фор­мат кон­фе­рен­ции под­хо­дит исто­ри­кам для того, что­бы поде­лить­ся новей­ши­ми иссле­до­ва­ни­я­ми, оце­нить пуб­лич­но каче­ство про­де­лан­ной ими рабо­ты и пра­виль­ность полу­чен­ных выво­дов. Кон­фе­рен­ция нуж­на для обме­на иде­я­ми, для под­дер­жа­ния ста­рых свя­зей и для обре­те­ния новых, ведь вме­сте мы спо­соб­ны сде­лать зна­чи­тель­но боль­ше. Все это было и на про­шед­шей кон­фе­рен­ции. Орга­ни­за­то­ры поста­ра­лись, что­бы участ­ни­ки чув­ство­ва­ли себя хоро­шо, что­бы кон­фе­рен­ция обо­га­ти­ла всех и оста­ви­ла доб­рый след в памя­ти. Огор­чи­ло то, что неко­то­рые из заяв­лен­ных участ­ни­ков не смог­ли при­е­хать. Прав­да, их отсут­ствие отча­сти ком­пен­си­ро­ва­лось при­слан­ны­ми и зачи­тан­ны­ми от их име­ни докла­да­ми. 
 
Кон­фе­рен­ция была посвя­ще­на 600-летию муче­ни­че­ства Яна Гуса. Рус­ские еван­гель­ские исто­ри­ки про­яв­ля­ют все боль­ше инте­ре­са к исто­кам евро­пей­ской Рефор­ма­ции. Таким обра­зом, с каж­дым годом рас­ши­ря­ет­ся сфе­ра их инте­ре­са и поле иссле­до­ва­ний. Этот инте­рес подо­гре­ва­ет­ся гря­ду­щим через два года юби­ле­ем – 500-лети­ем евро­пей­ской Рефор­ма­ции. Изу­че­ние еван­гель­ской исто­рии помо­га­ет нам понять, как дей­ству­ют на прак­ти­ке биб­лей­ские зако­ны, как скла­ды­ва­ют­ся на каж­дом эта­пе исто­рии отно­ше­ния Гос­по­да и Его наро­да. Биб­лия пол­на при­зы­вов пом­нить исто­рию, соби­рать и пере­да­вать ее детям. Что­бы исто­рия сохра­ни­лась, мало ее иссле­до­вать нуж­но писать и печа­тать каче­ствен­ные кни­ги, созда­вать исто­ри­че­ские сай­ты, сни­мать доку­мен­таль­ные филь­мы. Биб­лия дает мно­го осно­ва­ний думать, что у любо­го сооб­ще­ства, не инте­ре­су­ю­ще­го­ся сво­ей исто­ри­ей, будь то хри­сти­ан­ская кон­фес­сия или отдель­ный народ, про­сто нет буду­ще­го. 
 
- Поже­ла­ние слу­жи­те­лям Рос­сии? 
 
- Еван­гель­ские исто­ри­ки в про­цес­се сво­ей рабо­ты чув­ству­ют мало инте­ре­са и помо­щи со сто­ро­ны цер­ков­ных руко­во­ди­те­лей. Их слу­же­ние, как пра­ви­ло, осу­ществ­ля­ет­ся на лич­ном энту­зи­аз­ме и на соб­ствен­ные сред­ства. Такое поло­же­ние дел слу­жит серьез­ным тор­мо­зом в раз­ви­тии еван­гель­ской исто­ри­че­ской нау­ки. Более того, даже напи­сан­ные кни­ги по исто­рии ЕХБ оста­ют­ся часто непро­чи­тан­ны­ми. Сей­час в Санкт-Петер­бур­ге в Хри­сти­ан­ском обще­стве «Биб­лия для всех» име­ет­ся на скла­де око­ло 100 экзем­пля­ров кни­ги «Рож­ден­ные свы­ше на бере­гах Ижо­ры» (том 2). Кни­га содер­жит уни­каль­ный мате­ри­ал. В основ­ном это био­гра­фи­че­ские очер­ки еван­гель­ских хри­сти­ан и бап­ти­стов, муче­ни­ков, отдав­ших свои жиз­ни за Хри­ста в совет­ское вре­мя. Тако­го рода книг еди­ни­цы в нашей оте­че­ствен­ной еван­гель­ской исто­рио­гра­фии. Поче­му не сде­лать иной раз цен­тра­ли­зо­ван­ной закуп­ки и не рас­про­стра­нить такую лите­ра­ту­ру по биб­лио­те­кам помест­ных церк­вей? Поль­за была бы мно­го­пла­но­вая. Биб­лио­те­ка­ри уви­де­ли бы забо­ту о себе и попол­не­ние книж­но­го фон­да, чита­те­ли – доступ к хоро­шей и нуж­ной кни­ге, а исто­рик – что его труд не тще­тен здесь на зем­ле. 
 
Соко­ло­ва Оль­га Нико­ла­ев­на, фило­лог, лите­ра­ту­ро­вед, глав­ный редак­тор аль­ма­на­хов «Синь апель­си­на» и «Искры оза­ре­ний»: 
 
О.Соколова На кон­фе­рен­ции «Рус­ский про­те­стан­тизм» ее участ­ни­ки вплот­ную подо­шли к осмыс­ле­нию того, что назы­ва­ет­ся осно­вой бес­кров­ной рефор­ма­ции Духа, к вопро­су транс­фор­ма­ции ума хри­сти­а­ни­на. В чем же она заклю­ча­ет­ся? Я счи­таю, что нуж­но начи­нать с себя, попы­тать­ся рефор­ми­ро­вать сна­ча­ла свой харак­тер, начать не извне, а изнут­ри, со сми­ре­ния перед Богом и людь­ми. Ведь «чем глуб­же чело­век в сми­ре­нии, тем луч­ше видит небо», – ска­зал Св. Фила­рет, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский. Об этом же гово­рил и Ян Гус: «Мы учим­ся вести за собой людей толь­ко через сми­ре­ние, а через осо­зна­ние сво­е­го ничто­же­ства учим­ся нахо­дить прав­ду». Устро­и­те­лем этой кон­фе­рен­ции был Гос­подь! Не наши­ми, а Его силой, не по нашей, а по Его воле, собрал Он всех нас воеди­но в Вели­ком Нов­го­ро­де в Хра­ме Хри­ста 12 сен­тяб­ря 2015 года. 
 
- Необ­хо­ди­мы ли такие науч­но-исто­ри­че­ские кон­фе­рен­ции? 
 
- Да, конеч­но! Ведь вовле­кая нас в Свою кон­фе­рен­цию, Бог дает нам понять, что мы нахо­дим­ся в цен­тре собы­тий, а не на пери­фе­рии, в гуще Его, Божье­го дея­ния, Его замыс­ла. Это дает нам ощу­ще­ние общ­но­сти, при­да­ет смысл рабо­те. При­вле­кая, но не под­тал­ки­вая, уча, но не рас­пе­кая, поощ­ряя, но излишне не опе­кая, не делая за нас то, к чему мы при­зва­ны, Дух Свя­той ведет нас к Истине через пла­мя Свя­то­го Еван­ге­лия, уста­нав­ли­вая внут­ри нас Свои высо­кие стан­дар­ты. 
 
Зоя Бар­ди­на