Интер­вью с Е. С. Элбакян

Кри­те­ри­ем ста­биль­но­сти рели­ги­оз­ной ситу­а­ции в стране высту­па­ет как раз соци­аль­ное «само­чув­ствие» рели­ги­оз­ных мень­шинств – интер­вью с про­фес­со­ром Ека­те­ри­ной Элба­кян про­вел про­фес­сор кафед­ры госу­дар­ствен­но-кон­фес­си­о­наль­ных отно­ше­ний Вильям Шмидт. 30 Янва­ря, 2017г.

Ека­те­ри­на Сер­ге­ев­на Элба­кян, док­тор фило­соф­ских наук, стар­ший науч­ный сотруд­ник, про­фес­сор кафед­ры социо­ло­гии и управ­ле­ния соци­аль­ны­ми про­цес­са­ми Ака­де­мии тру­да и соци­аль­ных отно­ше­ний; ответственныйсекретарь ред­кол­ле­гии жур­на­ла «Рели­гио­ве­де­ние», дирек­тор Цен­тра рели­гио­вед­че­ских иссле­до­ва­ний «Рели­гио­По­лис»; член Управ­ля­ю­ще­го сове­та Ассо­ци­а­ции рос­сий­ских рели­гио­вед­че­ских центров.

Вильям Шмидт: Ува­жа­е­мая Ека­те­ри­на Сер­ге­ев­на, бла­го­да­рю за эту оче­ред­ную встре­чу, теперь уже посвя­щен­ную Все­мир­но­му дню рели­гии и воз­мож­но­сти еще раз пого­во­рить о роли рели­гии и рели­ги­оз­ном фак­то­ре в кон­тек­сте про­блем рос­сий­ско­го общества.

На про­тя­же­нии про­шлых, 2015 и 2016 гг., мы име­ли воз­мож­ность не раз встре­чать­ся и дис­ку­ти­ро­вать по ост­рым вопро­сам на раз­ных пло­щад­ках – и в жур­на­ле «Рели­гио­вед­че­ские иссле­до­ва­ния» (2015. № 1), и в гостях у свя­щен­ни­ка Яко­ва Кро­то­ва на радио «Сво­бо­да» – «Меж­ду рели­ги­ей и нау­кой», как на пло­щад­ке в РАН­ХиГС – не так дав­но вышло наше боль­шое интер­вью – «Рели­гио­ве­де­ние в кон­тек­сте наци­о­наль­но-госу­дар­ствен­ной без­опас­но­сти»; так и у Вас, в АТи­СО – на сво­е­го рода под­ве­де­нии ито­гов года – на Меж­ву­зов­ском экс­перт­ном круг­лом сто­ле «Рели­ги­оз­ность в кон­тек­сте этно­по­ли­ти­че­ских про­цес­сов: социо­ло­ги­че­ское, поли­то­ло­ги­че­ское, рели­гио­вед­че­ское изме­ре­ние». Осо­бен­но при­ят­но, что нет осо­бой потреб­но­сти пред­став­лять Вас – Ваш вклад не толь­ко в оте­че­ствен­ное рели­гио­ве­де­ние, но и рели­гио­ве­де­ние реги­о­на и мира в целом, Ваши тру­ды и пере­во­ды (в част­но­сти, кни­ги Мак­са Мюл­ле­ра «Вве­де­ние в нау­ку о рели­гии», уча­стие в пере­во­дах для изда­ний «Клас­си­ки миро­во­го рели­гио­ве­де­ния», «Мисти­ка, рели­гия, нау­ка», «Хре­сто­ма­тия по рели­гио­ве­де­нию», Вест­мин­стер­ский сло­варь тео­ло­ги­че­ских тер­ми­нов», «Рели­гио­ве­де­ние: энцик­ло­пе­ди­че­ский сло­варь», «Рели­гио­ве­де­ние: учеб­ный сло­варь», «Энцик­ло­пе­дия рели­гий», «Рели­гии Рос­сии: сло­варь-спра­воч­ник»), мно­же­ство моно­гра­фий, ста­тей, учеб­ни­ков, сре­ди кото­рых и недав­но вышед­ший «Рели­гио­вед­че­ская экс­пер­ти­за», Ваша широ­ко извест­ная, в том чис­ле и дале­ко за пре­де­ла­ми Рос­сии, экс­перт­ная дея­тель­ность, – сви­де­тель­ству­ют о Вас куда более, чем любые из наших ком­пли­мен­тар­ных слов.

Слы­шал, что у Вас прак­ти­че­ски готов мас­штаб­ный изда­тель­ский про­ект по хри­сти­ан­ству, а сей­час Вы рабо­та­е­те над оче­ред­ным боль­шим про­ек­том по про­те­стан­тиз­му, но рань­ше вре­ме­ни не хоте­ли бы это комментировать…

Ека­те­ри­на Элба­кян: Спа­си­бо, доро­гой Вильям Вла­ди­ми­ро­вич, Вы в сво­ем репер­ту­а­ре – сплош­ные пре­воз­но­ше­ния и ком­пли­мен­тар­ность. Вза­им­но – я тоже рада пови­дать­ся и вер­нуть­ся к обсуж­де­нию отрас­ле­вых, рели­гио­вед­че­ских про­блем вот уже и в новом, в 2017‑м году.

В.Ш.: Что ж – тогда нач­нем. Гово­рят, год 100-летия Соци­а­ли­сти­че­ской рево­лю­ции будет не про­стым – утвер­жден гран­ди­оз­ный план празд­но­ва­ния, даже Рус­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь темой «Рож­де­ствен­ских чте­ний» избра­ла «Уро­ки сто­ле­тия». Что Вы пони­ма­е­те под обще­ством и тем, что при­во­дит к его нестабильности?

Е.Э.: Обще­ство — это целост­ная систе­ма, вклю­чая и соци­аль­ную орга­ни­за­цию стра­ны, обла­да­ю­щая про­стран­ствен­ны­ми и вре­мен­ны­ми гра­ни­ца­ми, где осу­ществ­ля­ет­ся сов­мест­ное про­жи­ва­ние людей. Тра­ди­ци­он­но к при­зна­кам обще­ства отно­сят такие как: «своя» тер­ри­то­рия, дли­тель­ность суще­ство­ва­ния – исто­рия, куль­ту­ра и язык, нали­чие назва­ния и систе­мы управ­ле­ния, кров­но-род­ствен­ные отно­ше­ния, эво­лю­ци­о­ни­ру­ю­щие в пат­ри­ар­халь­ные, этни­че­ские, наци­о­наль­ные. В этом смыс­ле, рас­суж­дая о рос­сий­ском обще­стве, вполне мож­но исполь­зо­вать дан­ную дефи­ни­цию и обна­ру­жить подоб­ные признаки.

Если гово­рить в поли­ти­че­ском аспек­те, то, соглас­но Кон­сти­ту­ции РФ, Рос­сий­ское госу­дар­ство как поли­ти­че­ская систе­ма рос­сий­ско­го обще­ства явля­ет­ся демо­кра­ти­че­ским. С юри­ди­че­ской точ­ки зре­ния – пра­во­вым. Ино­гда я задаю вопросстудентам, к како­му типу обще­ства отно­сит­ся совре­мен­ная Рос­сия с социо­ло­ги­че­ской и эко­но­ми­че­ской точек зре­ния – аграрному(традиционному), инду­стри­аль­но­му или пост­ин­ду­стри­аль­но­му? Одно­знач­но­го отве­та нико­гда не полу­чаю, да и я сама точ­но отве­тить на этот вопрос не могу.

Соб­ствен­но, я не вижу осо­бой спе­ци­фи­ки в нашем обще­стве как тако­вом. Да, есть госу­дар­ство и его внут­рен­няя поли­ти­ка, под кото­рую обще­ство вынуж­ден­но (или созна­тель­но) под­стра­и­ва­ет­ся, но, меж­ду тем, общие харак­те­ри­сти­ки оста­ют­ся теми же, хотя их содер­жа­тель­ное напол­не­ние, меня­ет­ся. Пожа­луй, навер­ное, в этом и заклю­ча­ет­ся замет­ное отли­чие рос­сий­ско­го обще­ства от обществ запад­ных – запад­ных демо­кра­тий. Как отме­чал кто-то из евро­пей­ских исто­ри­ков, не пом­ню его име­ни, если во всем мире непред­ска­зу­е­мо буду­щее, то в Рос­сии непред­ска­зу­е­мо про­шлое. Види­мо, он имел в виду конъ­юнк­тур­ность оце­нок, напри­мер, соб­ствен­ной истории.

В.Ш.: Да, есть такой момент в нашей куль­ту­ре – мы систе­ма­ти­че­ски поли­ти­зи­ру­ем и идео­ло­ги­зи­ру­ем все и вся… Но, если поз­во­ли­те – част­ный, уточ­ня­ю­щий вопрос: какой урок и/или вывод из исто­рии наше­го Оте­че­ства в ХХ в. для Вас может быть глав­ным и какой вто­ро­сте­пен­ный, вто­ро­го или тре­тье­го порядка?

Е.Э.: На мой взгляд, глав­ным выво­дом из исто­рии Оте­че­ства ХХ века долж­но быть то, что не сто­ит повто­рять прой­ден­ное – экс­пе­ри­мен­ти­ро­вать с фор­ма­ми про­шло­го опы­та, тем более, если это при­ве­ло к столь печаль­ным соци­аль­но-поли­ти­че­ским послед­стви­ям, кото­ры­ми был насы­щен ХХ век.

Напри­мер, что­бы не оттал­ки­вать народ от рели­гии не надо ее актив­но насаж­дать. Кажет­ся, опыт пре­по­да­ва­ния Зако­на Божье­го в доре­во­лю­ци­он­ных гим­на­зи­ях дол­жен был чему-то научить… Церк­ви, что­бы быть дей­стви­тель­но ува­жа­е­мой и люби­мой наро­дом, не нуж­но пря­мо или кос­вен­но участ­во­вать в поли­ти­ке. Вспом­ним, что под­держ­ка нена­вист­но­го в наро­де само­дер­жа­вия во мно­гом опре­де­ли­ла и отно­ше­ние к Церк­ви в пер­вые после­ре­во­лю­ци­он­ные годы; и так далее.

Хоро­шо бы еще вспом­нить печаль­ный опыт ста­лин­ских репрес­сий – за ина­ко­мыс­лие – с тем, что­бы подоб­ных позор­ных стра­ниц нико­гда боль­ше не было в рос­сий­ской исто­рии. Обще­ство, постро­ен­ное на прин­ци­пах гума­ни­сти­че­ской эти­ки, все­гда антро­по­цен­трич­но, что вовсе не гово­рит, кста­ти, о его без­ре­ли­ги­оз­но­сти: каж­дый чело­век в нем ценен или, если хоти­те, рав­но­це­нен дру­го­му чело­ве­ку, неза­ви­си­мо от его миро­воз­зрен­че­ско­го выбо­ра; да и если посмот­реть на него с хри­сти­ан­ской точ­ки зре­ния, то явля­ет собой «образ и подо­бие Бога».

В.Ш.: Ува­жа­е­мая Ека­те­ри­на Сер­ге­ев­на, преж­де чем пытать­ся опре­де­лить­ся с харак­те­ри­сти­ка­ми (каче­ства­ми) сре­ды быто­ва­ния, вклю­чая и сред­ства (инсти­ту­ци­о­наль­ные и поли­ти­ко-пра­во­вые), каки­ми мы в этой сре­де опе­ри­ру­ем, на какие про­ти­во­ре­чия Вы бы обра­ти­ли вни­ма­ние, посколь­ку соб­ствен­но они и явля­ют­ся дви­га­те­лем основ­ных транс­фор­ма­ций в обще­стве – его созна­нии и на инсти­ту­ци­о­наль­ном уровне – в его структурах.

Как Вы пола­га­е­те, рас­ши­ря­ю­щи­е­ся в послед­нее вре­мя прак­ти­ки после­до­ва­тель­ной при­ну­ди­тель­ной политизации/радикализации и кри­ми­на­ли­за­ции рели­ги­оз­ной сфе­ры, не явля­ют­ся ли сви­де­тель­ством ино­го, более слож­но­го про­цес­са – под­го­тов­ки усло­вий транс­фор­ма­ции кон­сти­ту­ци­он­но-пра­во­во­го строя России?

Е.Э.: К сожа­ле­нию, такое вполне может про­изой­ти. Подав­ле­ние ина­ко­во­сти, воз­ве­ден­ное в ранг госу­дар­ствен­ной поли­ти­ки, может про­дол­жать­ся лишь весь­ма огра­ни­чен­ный отре­зок вре­ме­ни. Рано или позд­но такой поли­ти­ке при­хо­дит конец, и зача­стую весь­ма печаль­ный. Исто­ри­че­ский опыт это­му нагляд­но учит. Да, на тер­ри­то­рии Рос­сии в 90‑е годы ХХ века был заре­ги­стри­ро­ван ряд новых рели­ги­оз­ных орга­ни­за­ций (при­чем не все из них отно­сят­ся с типо­ло­ги­че­ской точ­ки зре­ния к Новым рели­ги­оз­ным дви­же­ни­ям – НРД), кото­рые на про­тя­же­нии более, чем 20 лет успеш­но функ­ци­о­ни­ро­ва­ли, в сово­куп­но­сти в чис­ле после­до­ва­те­лей имея менее 1% насе­ле­ния стра­ны и ника­кой угро­зы для обще­ства не пред­став­ляя, даже при самых пес­си­ми­сти­че­ских прогнозах.

Соб­ствен­но, отре­зок в 20 лет об этом крас­но­ре­чи­во сви­де­тель­ству­ет, поз­во­ляя каж­до­му дума­ю­ще­му чело­ве­ку сде­лать вывод о том, в ком или в чем кро­ет­ся реаль­ная угро­за и вред для обще­ства. Одна­ко, в силу каких-то, на мой взгляд, пло­хо отре­флек­си­ро­ван­ных интен­ций, боль­шин­ство этих так назы­ва­е­мых «рели­ги­оз­ных мень­шинств» было посте­пен­но пере­ве­де­но в ста­тус «вра­га», несмот­ря на то, что ниче­го в их дея­тель­но­сти не изме­ни­лось с момен­та госу­дар­ствен­ной реги­стра­ции – они оста­лись таки­ми, каки­ми были и 20 лет тому назад. Сле­до­ва­тель­но, изме­ни­лось их вос­при­я­тие госу­дар­ством, а воз­мож­но и само госу­дар­ство, хотя его Кон­сти­ту­ция оста­ет­ся преж­ней. (Где тут несо­от­вет­ствия – думаю, каж­дый может заме­тить и сде­лать выво­ды самостоятельно.)

Я уже не гово­рю о том, что выстра­и­ва­ние подоб­но­го отно­ше­ния в обще­стве к «неисто­ри­че­ским» рели­ги­ям – весь­ма харак­тер­ный пока­за­тель повы­шен­ной кон­флик­то­ген­но­сти рели­ги­оз­ной ситу­а­ции в стране в целом, да и в стра­те­ги­че­ском плане – это крайне недаль­но­вид­ная поли­ти­ка. На мой взгляд, кри­те­ри­ем ста­биль­но­сти рели­ги­оз­ной ситу­а­ции высту­па­ет как раз соци­аль­ное «само­чув­ствие» рели­ги­оз­ных мень­шинств – если они чув­ству­ют себя спо­кой­но, зна­чит ситу­а­ция ста­биль­на. Я думаю, рас­шиф­ро­вы­вать этот тезис нет осо­бо­го смыс­ла: ясное дело, что круп­ные исто­ри­че­ские рели­гии чув­ству­ют себя ком­форт­но неза­ви­си­мо от «само­ощу­ще­ния» рели­ги­оз­ных мень­шинств. В этом посы­ле нет абсо­лют­но ниче­го лич­но­го, ибо он отоб­ра­жа­ет социо­ло­ги­че­скую зако­но­мер­ность, кото­рая, кста­ти, в рав­ной сте­пе­ни рас­про­стра­ня­ет­ся не толь­ко на рели­ги­оз­ный сег­мент общества.

В.Ш.: И все же – про­сил бы дета­ли­зи­ро­вать Вашу пози­цию, посколь­ку не все явля­ют­ся специалистами-экспертами.

Е.Э.: Хоро­шо – объ­яс­ню подроб­нее свой взгляд на дан­ную проблему.

Дело в том, что при­над­леж­ность к рели­ги­оз­ным мень­шин­ствам не дает абсо­лют­но ника­ких соци­аль­ных «бону­сов», ско­рее – наобо­рот – порож­да­ет ряд про­блем и у самих орга­ни­за­ций, и у их после­до­ва­те­лей. В эти орга­ни­за­ции при­хо­дят, как пра­ви­ло, люди отнюдь не за соци­аль­ны­ми бла­га­ми, а сугу­бо по при­чине искрен­ней и созна­тель­ной веры. Это, как пра­ви­ло, нео­фи­ты, общие харак­те­ри­сти­ки кото­рых понят­ны, думаю, всем – люди толь­ко осва­и­ва­ю­щие рели­ги­оз­ные прак­ти­ки и погру­жа­ю­щи­е­ся в религиознуютрадицию и ее повсе­днев­ность, и веру­ю­щие пер­во­го поко­ле­ния. Так вот, если госу­дар­ство пре­сле­ду­ет или закры­ва­ет их рели­ги­оз­ные орга­ни­за­ции, то это совер­шен­но не гаран­ти­ру­ет тому же госу­дар­ству, что чле­ны этих орга­ни­за­ций пере­ста­нут быть после­до­ва­те­ля­ми того рели­ги­оз­но­го направ­ле­ния, кото­рое име­ет дан­ную (закры­тую или пре­сле­ду­е­мую) инсти­ту­ци­о­наль­ную фор­му (чаще быва­ет совсем наобо­рот). Сле­до­ва­тель­но, с «про­зрач­но­го уров­ня», кото­рый лег­ко под­да­ет­ся госу­дар­ствен­но­му и обще­ствен­но­му кон­тро­лю, все эти веру­ю­щие пере­ме­стят­ся на уро­вень дале­ко «не про­зрач­ный», неволь­но обра­зо­вав «рели­ги­оз­ное под­по­лье», кото­рое, в свою оче­редь, все­гда будет оста­вать­ся взры­во­опас­ным фак­то­ром, подоб­но «ленин­ско­му под­по­лью» в Рос­сий­ской Импе­рии, кото­рое одна­жды при­ве­ло к «неожи­дан­но­му» и ката­стро­фи­че­ско­му взры­ву. Это, так ска­зать, взгляд со сто­ро­ны госу­дар­ствен­ной «выго­ды».

Если же ситу­а­цию рас­смот­реть с точ­ки зре­ния «пре­фе­рен­ций» рели­ги­оз­ных орга­ни­за­ций исто­ри­че­ских рели­гий, напри­мер, РПЦ, то опять же в стра­те­ги­че­ском плане оче­вид­но, что для них не в мень­шей сте­пе­ни чем для НРД или рели­ги­оз­ных мень­шинств (как я уже гово­ри­ла, дале­ко не все из кото­рых явля­ют­ся НРД), важ­но, что­бы в стране была рели­ги­оз­ная сво­бо­да для всех. Дис­по­зи­ция здесь про­ста: если будет рели­ги­оз­ная сво­бо­да, то она будет для всех, а если ее не будет, то не будет ни для кого, и в первую оче­редь ее лишит­ся РПЦ, кото­рая ока­жет­ся в пол­ной зави­си­мо­сти от госу­дар­ства – его поли­ти­че­ских и инсти­ту­ци­о­наль­ных форм, вклю­чая кон­тек­сту­аль­ную ситу­а­тив­ность. О том, что подоб­ные «игры» весь­ма опас­ны, думаю, зна­ет любой зна­ко­мый с Оте­че­ствен­ной исто­ри­ей чело­век. Какое назва­ние име­ет та или иная рели­ги­оз­ная орга­ни­за­ция в слу­чае анти­ре­ли­ги­оз­ной поли­ти­ки госу­дар­ства, как извест­но, прин­ци­пи­аль­но­го зна­че­ния не име­ет: в ста­лин­ских лаге­рях сиде­ли и пра­во­слав­ные – свя­щен­ни­ки, и мусуль­мане – мул­лы, и буд­ди­сты – ламы, и сви­де­те­ли Иего­вы и мно­гие-мно­гие дру­гие веру­ю­щие совет­ские граж­дане. Поэто­му и воз­ни­ка­ет сомне­ние в том, кто дей­стви­тель­но хочет ста­биль­ной рели­ги­оз­ной ситу­а­ции в Рос­сии, а кто рас­ша­ты­ва­ет ее настоль­ко, что­бы мало нико­му не пока­за­лось. Вывод, я пола­гаю, очевиден.

В.Ш.: Ека­те­ри­на Сер­ге­ев­на, про­сти­те, в кон­тек­сте озна­чен­ных про­блем хотел бы уточ­нить один момент: что Вы дума­е­те о так назы­ва­е­мом «без­дей­ствии» Меж­ре­ли­ги­оз­но­го Сове­та Рос­сии, в состав кото­ро­го, как извест­но, не вхо­дят НРД, – мож­но ли пола­гать, что пред­ста­ви­те­ли тра­ди­ци­он­ных рели­гий не видят за этой столь вуль­гар­ной пра­во­при­ме­ни­тель­ной изби­ра­тель­но­стью угро­зы в огра­ни­че­нии хозяй­ствен­ных сво­бод и ста­ту­са сво­их рели­ги­оз­ных объ­еди­не­ний, ведь неда­лек тот час, когда Вер­хов­ные или Кон­сти­ту­ци­он­ный Суды дадут реко­мен­да­ции по ито­гам обоб­ще­ния судеб­ной практики?

Е.Э.: Я уже неод­но­крат­но гово­ри­ла – «лиха беда нача­ло». Конеч­но, у нас в стране не пре­це­дент­ная, а нор­ма­тив­ная систе­ма пра­ва, одна­ко в сущ­ност­ном смыс­ле сам по себе «пре­це­дент» никто не отме­нял. Хоро­шо, пусть сего­дня Суд при­зна­ет, напри­мер, что Саен­то­ло­ги­че­ская цер­ковь Моск­вы не осу­ществ­ля­ет рели­ги­оз­ной дея­тель­но­сти и, сле­до­ва­тель­но, не явля­ет­ся рели­ги­оз­ной орга­ни­за­ци­ей. Я уже не гово­рю о той стран­ной мета­мор­фо­зе – рели­ги­оз­ная орга­ни­за­ция с нере­ли­ги­оз­ной (соци­аль­но зна­чи­мой, ори­ен­ти­ро­ван­ной) дея­тель­но­стью обре­та­ет ста­тус рели­ги­оз­ной группы…

Тут ясен круг вопро­сов, воз­ни­ка­ю­щих у спе­ци­а­ли­стов: напри­мер, о том – это все жерелигиозное или нере­ли­ги­оз­ное объ­еди­не­ние? Ведь отли­чие груп­пы от орга­ни­за­ции никак с рели­ги­оз­ной при­над­леж­но­стью не свя­за­но, а лишь с пра­ва­ми и обя­зан­но­сти юри­ди­че­ско­го лица, ника­ко­го отно­ше­ния к рели­ги­оз­но­сти и рели­гии не име­ю­щих. Не гово­рю я и о том, что если саен­то­ло­гия – рели­гия, то доволь­но стран­ным выгля­дит нере­ли­ги­оз­ность ее дея­тель­но­сти и ее инсти­ту­ци­о­наль­ных форм – орга­ни­за­ции. При этом сра­зу ого­во­рюсь: на место саен­то­ло­гии, в прин­ци­пе, может быть постав­ле­на любая дру­гая рели­гия, наиме­но­ва­ние кото­рой в дан­ном слу­чае мето­до­ло­ги­че­ской роли не игра­ет. Кста­ти, как мы пом­ним, соци­аль­ные кон­цеп­ции сего­дня раз­ра­бо­та­ны у боль­шин­ства рели­ги­оз­ных орга­ни­за­ций, функ­ци­о­ни­ру­ю­щих в Рос­сии, и содер­жат весь­ма подроб­ные опи­са­ния их соци­аль­ной дея­тель­но­сти. И это, как извест­но, ни в коей мере не отме­ня­ет рели­ги­оз­но­го харак­те­ра этих организаций.

Что каса­ет­ся хозяй­ствен­ной дея­тель­но­сти, то и она, как извест­но, была даже у Кумран­ской общи­ны… Есте­ствен­но, что нахо­дясь в зем­ных реа­ли­ях, любая рели­ги­оз­ная орга­ни­за­ция долж­на иметь вполне зем­ные сред­ства для сво­е­го суще­ство­ва­ния, кото­рые, в силу зако­но­да­тель­но­го отде­ле­ния рели­ги­оз­ных объ­еди­не­ний от госу­дар­ства и невоз­мож­но­сти в этой свя­зи госу­дар­ству суб­си­ди­ро­вать рели­ги­оз­ные объ­еди­не­ния из средств нало­го­пла­тель­щи­ков, име­ет иные спо­со­бы полу­че­ния необ­хо­ди­мых финан­со­вых средств: опла­та каких-то эле­мен­тов куль­то­вой прак­ти­ки, таре­лоч­ные (кру­жеч­ные) сбо­ры, упла­та цер­ков­ной деся­ти­ны, дохо­ды от про­да­жи пред­ме­тов куль­то­во­го назна­че­ния. Это обще­из­вест­ная и вполне нор­маль­ная миро­вая и рос­сий­ская прак­ти­ка. Но сно­ва воз­ни­ка­ет вопрос: поче­му для одних рели­гий это нор­маль­но (с чем я пол­но­стью соглас­на), а для дру­гих явля­ет­ся сви­де­тель­ством их «нере­ли­ги­оз­но­сти»?

Здесь вполне уме­стен вопрос об изби­ра­тель­но­сти пра­во­при­ме­ни­тель­ной прак­ти­ки. В этой свя­зи вспом­ни­лось широ­ко извест­ное выска­зы­ва­ние Дит­ри­ха Бон­хеф­фе­ра: когда при­шли за евре­я­ми, кто-то про­мол­чал пото­му, что он – не еврей, когда при­шли за ком­му­ни­ста­ми, тот же чело­век про­мол­чал, пото­му что – он не ком­му­нист, когда при­шли за ним, то засту­пит­ся за него уже было неко­му… Кажет­ся, этот печаль­ный урок ХХ в. дол­жен был быть усво­ен на «гене­ти­че­ском» уровне.

В.Ш.: Ува­жа­е­мая Ека­те­ри­на Сер­ге­ев­на, пол­но­стью с Вами согла­сен: что-то у нас не сра­бо­та­ло – пошло не так… 
Если поз­во­ли­те, хотел бы задать не менее дели­кат­ный вопрос – пого­во­рить о про­бле­ме базо­вой дефи­ни­ции, о том что есть «Рели­гия».

Е.Э.: Вопрос, конеч­но, непро­стой, о чем, соб­ствен­но, сви­де­тель­ству­ет суще­ство­ва­ние огром­но­го чис­ла – свы­ше тыся­чи – дефи­ни­ций рели­гий, в боль­шин­стве из кото­рых име­ет­ся свое раци­о­наль­ное зер­но. Не пре­тен­дуя на окон­ча­тель­ное опре­де­ле­ние рели­гии (это, веро­ят­но, и вооб­ще невоз­мож­но, посколь­ку рели­гия явля­ет­ся пре­дель­но широ­ким поня­ти­ем, не под­да­ю­щим­ся окон­ча­тель­но­му опре­де­ле­нию через род и видо­вое отли­чие), в дан­ном слу­чае, думаю, важ­но выде­ле­ние того спе­ци­фич­но­го, что отли­ча­ет рели­гию от не-религии.

В этой части про­бле­мы я явля­юсь сто­рон­ни­ком дюрк­гей­мов­ско­го под­хо­да и пола­гаю, что таким спе­ци­фи­че­ским явля­ет­ся нали­чие пред­став­ле­ний о неком сверхъ­есте­ствен­ном (ино­бы­тий­ном) суще­стве, сущности(ях), явлении(ях), актах. И, что суще­ствен­но, – веры в их реаль­ность. Если нали­цо два этих свя­зан­ных воеди­но при­зна­ка, то мы можем гово­рить о рели­гии. Если же толь­ко пер­вая часть, то можем гово­рить, напри­мер, об искус­стве, когда Худож­ни­ком (в широ­ком смыс­ле сло­ва) созда­ет­ся некая «ино­бы­тий­ность», одна­ко ни он сам, ни так ска­зать «потре­би­те­ли» его твор­че­ства не верят в ее реаль­ное суще­ство­ва­ние, пони­мая, что эта сотво­рен­ная Худож­ни­ком реаль­ность – вымы­сел авто­ра. Без­услов­но, такое «удво­е­ние мира» свой­ствен­но не толь­ко рели­гии, но вера в реаль­ность «дру­го­го (ино­го) мира», конеч­но, харак­тер­на толь­ко для религиозногосознания.

Если же рас­суж­дать об инсти­ту­ци­о­наль­ных фор­мах рели­гии – ее бытии в соци­у­ме, то вполне доста­точ­но, на мой взгляд, при оцен­ке тех или иных соци­аль­ных орга­ни­за­ций исполь­зо­вать рели­ги­оз­ный ком­плекс, вклю­ча­ю­щий (в самом про­стом виде) такие эле­мен­ты, как рели­ги­оз­ное созна­ние, рели­ги­оз­ная дея­тель­ность, рели­ги­оз­ные отно­ше­ния и рели­ги­оз­ная орга­ни­за­ция. Если все эти четы­ре эле­мен­та при­сут­ству­ют в при­зна­ках орга­ни­за­ции, то ее вполне мож­но отно­сить к рели­ги­оз­но­му типу. Нако­нец, само­ощу­ще­ние чле­нов орга­ни­за­ции, ее само­на­зва­ние, на мой взгляд, так­же важ­ны (хотя и несрав­нен­но менее зна­чи­мы для иссле­до­ва­те­ля) в пони­ма­нии того, что лежит в осно­ве функ­ци­о­ни­ро­ва­ния той или иной орга­ни­за­ции. Напри­мер, люди при­хо­дят в некую орга­ни­за­цию – с какой целью? Отве­тив на дан­ный вопрос, пола­гаю, во мно­гом мож­но опре­де­лить, хотя бы в самом про­стом виде, харак­тер дан­ной организации.

В.Ш.: Сего­дня, в усло­ви­ях повы­ше­ния цен­но­сти экс­перт­но­го зна­ния, как Вы пола­га­е­те, не сыг­ра­ет ли с нами в оче­ред­ной раз злую шут­ку пре­сло­ву­тый чело­ве­че­ский фак­тор, когда в усло­ви­ях крайне высо­кой поли­ти­за­ции, какую мы наблю­да­ем в рели­ги­оз­ной и этно­по­ли­ти­че­ской сфе­рах, тео­ло­ги нач­нут рядить­ся в рели­гио­ве­дов, а рели­гио­ве­ды в тео­ло­гов – для мно­гих ведь грань меж­ду эти­ми отрас­ля­ми нау­ки не оче­вид­на, а мно­гие ее настой­чи­во ста­ли игнорировать?

Е.Э.: Да, конеч­но, такая опас­ность суще­ству­ет. На мой взгляд, гово­рить здесь о тех, для кого не оче­вид­на грань меж­ду тео­ло­ги­ей и рели­гио­ве­де­ни­ем как о чле­нах ака­де­ми­че­ско­го рели­гио­вед­че­ско­го сооб­ще­ства вооб­ще нет смыс­ла, ибо эти люди явно к нему не при­над­ле­жат. Так­же и в отно­ше­нии начав­шей­ся дис­кус­сии по пово­ду «тео­ло­ги­че­ской» экс­пер­ти­зы – кро­ме узко кон­фес­си­о­наль­но­го взгля­да я ника­ко­го смыс­ла в поня­тии не вижу. Пола­гаю, что ее пред­мет – это внут­ри­кон­фес­си­о­наль­ность пози­ций и «раз­бор­ки» с ино­ве­ри­ем по каким-то отдель­ным вопро­сам веро­уче­ния или куль­то­вой прак­ти­ки (опять же – исклю­чи­тель­но в рам­ках како­го-то отдель­но­го рели­ги­оз­но­го направ­ле­ния). Печаль­но, когда (или если) это дохо­дит (будет дохо­дить) до судов; и, думаю, подоб­ные про­бле­мы долж­ны решать­ся во внут­ри­ре­ли­ги­оз­ных, кон­фес­си­о­наль­ных судах, если тако­вые име­ют­ся, или про­сто в рам­ках каких-то иных орга­ни­за­ци­он­ных струк­тур той или иной рели­гии, раз­ра­ба­ты­ва­ю­щих и отве­ча­ю­щих за док­три­наль­но-веро­учи­тель­ную «чисто­ту», внут­ри­кон­фес-​си­о­наль­ные позиции.

Что каса­ет­ся чело­ве­че­ско­го фак­то­ра, да – увы, он игра­ет свою роль. На мой взгляд, экс­перт дол­жен стре­мить­ся быть объ­ек­тив­ным. Насколь­ко это ему уда­ет­ся – вто­рой суще­ствен­ный вопрос. А глав­ный, пер­вый – это вопрос кри­те­ри­аль­ных оце­нок объ­ек­тив­но­сти, посколь­ку про­бле­му интер­пре­та­ции в гума­ни­тар­ном зна­нии пока еще никто не отменял.

На мой взгляд, экс­перт, уж точ­но, не дол­жен руко­вод­ство­вать­ся лич­ны­ми симпатиями/антипатиями, преференциями/упущенными выго­да­ми и, конеч­но, не дол­жен отра­ба­ты­вать «заказ» (при­чем неваж­но, чей имен­но). Сло­во «заказ», без­услов­но, весь­ма мно­го­знач­но, поэто­му пояс­ню, что в дан­ном слу­чае не име­ет­ся в виду заказ в смыс­ле назна­че­ния судом, адво­ка­том, сле­до­ва­те­лем, про­ку­ра­ту­рой, в кон­це кон­цов – самой рели­ги­оз­ной орга­ни­за­ци­ей како­го-то иссле­до­ва­ния или экс­пер­ти­зы. Я имею в виду «заказ» как некое рас­по­ря­же­ние и/или, в мяг­ком вари­ан­те, прось­бу, обра­щен­ную «заказ­чи­ком» к экс­пер­ту прий­ти в резуль­та­те сво­е­го иссле­до­ва­ния (экс­пер­ти­зы) к опре­де­лен­ным, нуж­ным для «заказ­чи­ка» выво­дам – по суще­ству, сфаль­си­фи­ци­ро­вать объ­ек­тив­ные дан­ные. Ясно, что в подоб­ной ситу­а­ции ни о какой науч­ной досто­вер­но­сти и объ­ек­тив­но­сти речи уже не идет – ее про­сто быть не может. В том же слу­чае, если экс­перт избе­га­ет подоб­ной «анга­жи­ро­ван­но­сти», он вполне может при­бли­зить­ся к тому, что име­ну­ет­ся объективностью.

В.Ш.: Спа­си­бо! Доро­гая Ека­те­ри­на Сер­ге­ев­на, в завер­ше­ние это­го наше­го раз­го­во­ра, Вы не мог­ли бы обо­зреть год ушед­ший с уче­том исто­ри­че­ской зна­чи­мо­сти и потен­ци­а­ла – какие из его собы­тий Вы опре­де­ли­те как зна­чи­мые и какие тенденции/противоречия было бы хоро­шо, если бы полу­чи­ли раз­ви­тие и состоялись?

Е.Э.: В каче­стве основ­но­го про­ти­во­ре­чия минув­ше­го года в рели­ги­оз­ной сфе­ре я бы назва­ла про­ти­во­ре­чие меж­ду Кон­сти­ту­ци­ей РФ и «паке­том Яро­вой». 
Общие тен­ден­ции в рели­ги­оз­ной поли­ти­ке РФ на сего­дня оче­вид­ны – они идут по пути уже­сто­че­ния и, так ска­зать, «сни­же­ния» рели­ги­оз­но­го мно­го­об­ра­зия в стране. Сего­дня оче­вид­но, что исто­ри­че­ские рели­гии (пере­чис­лен­ные в пре­ам­бу­ле к Зако­ну о сво­бо­де сове­сти, кото­ро­му, кста­ти, в 2017 г. испол­ня­ет­ся 20 лет) и рели­ги­оз­ные мень­шин­ства нахо­дят­ся в нерав­ной ситу­а­ции, при­чем в боль­шин­стве ее аспек­тов – как «экзи­стен­ци­аль­ных», от сего­дняш­ней поли­ти­ки госу­дар­ства не зави­ся­щих (дли­тель­ность суще­ство­ва­ния, коли­че­ство после­до­ва­те­лей, вклю­чен­ность в соци­о­куль­тур­ный кон­текст, отно­ше­ние СМИ и фор­ми­ру­е­мо­го обще­ствен­но­го мне­ния и т.д.), так и «ситу­а­тив­ных», напря­мую с госу­дар­ствен­ной поли­ти­кой свя­зан­ных, – отно­ше­ние кон­крет­ных госу­дар­ствен­ных струк­тур к кон­крет­ным рели­ги­оз­ным орга­ни­за­ци­ям «здесь и сейчас».

Ново­стью лич­но для меня было объ­яв­ле­ние ряда моих ува­жа­е­мых кол­лег и меня самой «защит­ни­ка­ми» новых рели­ги­оз­ных дви­же­ний, что невер­но по сути и фак­то­ло­ги­че­ски. (Пола­гаю, сами «изоб­ре­та­те­ли», про­воз­гла­сив­шие дан­ный тезис, хоро­шо это пони­ма­ют.) Имею в виду вытес­не­ние рели­гио­вед­че­ско­го под­хо­да кон­фес­си­о­наль­ным внут­ри рели­гио­вед­че­ско­го сооб­ще­ства, хотя оче­вид­но, что нау­ка не может быть «слу­жан­кой» поли­ти­ки или идеологии.

Ситу­а­ции, при кото­рых подоб­ное про­ис­хо­дит, нано­сят нау­ке непо­пра­ви­мый вред (вспом­ним исто­рию с «раз­гро­мом» гене­ти­ки в уго­ду как раз поли­ти­ке и идео­ло­гии, что вряд ли мож­но назвать «науч­ным под­хо­дом» или «науч­ной дис­кус­си­ей» – имею в виду меж­ду сто­рон­ни­ка­ми и про­тив­ни­ка­ми гене­ти­ки как нау­ки). Я про­тив потвор­ство­ва­ния таким лини­ям пове­де­ния – по сути, нане­се­нию вре­ди­тель­ства в про­фес­си­о­наль­ной сре­де и сфе­ре, тем более, когда для это­го исполь­зу­ют­ся любые, в том чис­ле и самые нечи­сто­плот­ные средства.

Навер­ное, в уго­ду лич­ным амби­ци­ям мож­но и с при­вле­че­ни­ем сило­вых струк­тур, и нечи­сто­плот­ных жур­на­ли­стов создать на месте рели­гио­ве­де­ния «выжжен­ную зем­лю», но толь­ко «жить» на ней при­дет­ся всем тем, кто ее выжигает.Ситуации и усло­вия, когда учишь­ся и рабо­та­ешь по учеб­ни­кам, хре­сто­ма­ти­ям, моно­гра­фи­ям, пере­во­дам, энцик­ло­пе­ди­ям, сло­ва­рям, спра­воч­ни­кам, создан­ным теми, в отно­ше­нии кото­рых ныне орга­ни­зу­ешь «напад­ки» с исполь­зо­ва­ни­ем отнюдь не ака­де­ми­че­ско­го дис­кур­са, пред­став­ля­ет­ся мне дале­кой от эти­че­ских норм, не гово­ря уже об эта­ло­нах, дея­тель­но­сти науч­но­го (про­фес­си­о­наль­но­го) сооб­ще­ства. Эту нор­му я еще раз под­твер­ди­ла по резуль­та­там собы­тий про­шед­ше­го года. Более того, пер­спек­ти­ва фор­ми­ро­ва­ния тако­го «это­са» в рели­гио­ве­де­нии в целом, без­услов­но, не может радовать.

В.Ш.: И послед­нее, ува­жа­е­мая Ека­те­ри­на Сер­ге­ев­на – наш сту­ден­че­ский блиц, раз­ра­бо­тан­ный по слу­чаю Дня Фило­со­фа, но про­длив­ший­ся и до Все­мир­но­го дня рели­гии — 10 вопросов:

1. Како­ва при­ро­да Вселенной?

Е.Э.: Вопрос, конеч­но, инте­рес­ный, но ответ на него, думаю, не зна­ет никто. Для рели­ги­оз­но­го чело­ве­ка, по край­ней мере, пред­ста­ви­те­ля теи­сти­че­ских рели­гий, Все­лен­ная име­ет Боже­ствен­ную при­ро­ду, для фило­со­фов-мате­ри­а­ли­стов и есте­ство­ис­пы­та­те­лей – мате­ри­аль­ную и т.д.

Я пом­ню свое дав­нее ощу­ще­ние, воз­ник­шее как-то лет­ней южной ночью, когда я вгля­ды­ва­лась в бес­край­нее чер­ное, звезд­ное небо, – меня прон­зил ужас от како­го-то непо­сти­жи­мо­го ощу­ще­ния бес­ко­неч­но­сти Все­лен­ной. Не могу ска­зать, что с этим «ужа­сом» я живу мно­го лет, но, тем не менее, ощу­ще­ние нераз­га­дан­но­сти оста­лось со мной, навер­ное, навсе­гда. Порой я по-доб­ро­му «зави­дую» тем, кому все «ясно» и для кого все несомненно.

В.Ш.: Ека­те­ри­на Сер­ге­ев­на, этим сво­им вос­по­ми­на­ни­ем Вы напом­ни­ли один слу­чай – раз­го­вор с 3‑летним маль­чи­ком под ноч­ным небом в Бол­га­рии, по ито­гам кото­ро­го состо­я­лось «Сло­во к Чело­ве­ку и Миру…», и рас­сказ, кото­рый я счел полез­ным опубликовать.

2. Есть ли какое-то Выс­шее Существо?

Е.Э.: Хоте­лось бы верить.

3. Како­во место чело­ве­ка во Вселенной?

Е.Э.: Для Все­лен­ной ника­кое. Для кон­крет­ной пла­не­ты / мира – центральное.

4. Что такое реальность?

Е.Э.: Отра­жен­ная в созна­нии чело­ве­ка дей­стви­тель­ность. Кажет­ся, еще гно­сти­ки говорили,что все видят одно и то же, но воспринимаютэто по-раз­но­му. К это­му я могу доба­вить, что еще и интер­пре­ти­ру­ют тоже по-раз­но­му. В этом смыс­ле чело­век сам созда­ет свою «реаль­ность» и живет в ней, при­чем не все­гда сопри­ка­са­ясь с действительностью.

5. Что опре­де­ля­ет судь­бу каж­до­го человека?

Е.Э.: В прин­ци­пе – он сам; но в послед­ние годы я ста­ла «уме­рен­ным» фата­ли­стом, а пото­му пола­гаю, что и нечто «свы­ше»

6. Что такое доб­ро и зло?

Е.Э.: На мой взгляд, доб­ро – это некая нор­ма, а зло – откло­не­ние от нее. Пото­му зло несуб­стан­ци­о­наль­но в отли­чие, напри­мер, от спра­вед­ли­во­сти / неспра­вед­ли­во­сти, кото­рые весь­ма отно­си­тель­ные понятия.

7. Поче­му наша жизнь такая, какая она есть?

Е.Э.: Ну мы во мно­гом сами ее такой дела­ем: то стре­мим­ся изме­нить невоз­мож­ное, то, напро­тив, – не реа­ли­зу­ем воз­мож­ное. А быва­ет и наобо­рот – тогда все скла­ды­ва­ет­ся вполне достойно.

8. Како­вы иде­аль­ные отно­ше­ния меж­ду лич­но­стью и государством?

Е.Э.: Осно­ван­ные на вза­им­ном ува­же­нии и невме­ша­тель­стве, если, конеч­но, не про­ис­хо­дит нару­ше­ние зако­на со сто­ро­ны лич­но­сти, как, впро­чем, и государства.

9. Что такое любовь?

Е.Э.: Это ощу­ще­ние дру­го­го как себя само­го и невоз­мож­ность пред­ста­вить без него соб­ствен­но­го существования.

10. Что про­ис­хо­дит после смерти?

Е.Э.: Хочет­ся верить, что что-то происходит…

источ­ник: РАНХиГС