Необходимость спасения
Зачем вообще надо спасать человечество и от чего, собственно, спасать? Ведь понятие «спасение» подразумевает гибель, а можно ли считать человечество погибшим? Расцвет цивилизации, наука и современные технологии как будто показывают силу и могущество человечества. Но именно теперь, в третьем тысячелетии, люди как никогда ранее поняли хрупкость своей жизни и духовное одиночество, которое невозможно заглушить наркотиками и Интернетом. Люди начали понимать, что они могут спастись от экологической катастрофы, от ядерной войны, от голода и болезней, но спастись от самих себя им никак не удается, а, собственно, спасать человека надо от него самого. Сам человек приносит себе намного больше вреда, чем все силы зла, окружающие его.
По сути, людей надо спасать от их греха, но с точки зрения вечности, их надо спасать от более ужасной катастрофы, о которой большинство жителей Земли даже не хочет думать. Людей ждет наказание Божье за грех, и это наказание — вечная смерть. Оба эти фактора — Божье наказание и человеческий грех — действуют неразрывно и взаимозависимо. Если человечество будет спасено от греха, то оно автоматически будет спасено и от Божьего гнева, ибо Господь может терпеть в Своем присутствии только безгрешное и святое. Следовательно, спастись от вечного Божьего суда можно только одним способом — избавиться от греха. Но как это сделать?
Божья справедливость требует наказания за человеческий грех, но Божья любовь желает спасти человека и избавить его от наказания. Конечно, можно сказать: «Если Бог так любит людей и хочет их спасти, то почему бы Ему не отменить Свой закон — за грех смерть — и не помиловать человека? Ведь Он все может!» Но такое представление о Боге не соответствует тому, каков Бог на самом деле. Он не похож на восточного деспота, от которого можно ожидать любых непрогнозируемых решений. Будучи источником всего видимого и невидимого, Всевышний установил в духовном и материальном мире определенные законы, которые никому нельзя обойти. И хотя Бог Сам является Творцом всех законов, но и Он действует в их рамках. Если бы Он нарушал Свои законы, то тем самым засвидетельствовал бы, что они несовершенны. Даже совершая чудеса, Бог не нарушает Свои законы, а использует их. Поэтому если Бог установил, что всякий грех должен быть наказан смертью (Рим.6.23) и без пролития крови не бывает прощения грехов (Евр.9.22), то даже Он не может отменить эти законы, «ибо Себя отречься не может» (2Тим.2.13).
Нравится это людям или нет, но они вынуждены считаться с этими духовными законами так же, как мы считаемся с законами материального мира. Например, никто из людей не может жить, не считаясь с законом всемирного тяготения или с любым другим физическим законом. В духовном мире также есть незыблемые и нерушимые законы. Поэтому за грех человек должен быть наказан смертью. Однако Господь из любви к человечеству сделал так, что, не нарушая закона о возмездии за грех, Он все же нашел возможность пронести это наказание мимо человека.
Заместительная смерть
Когда наступила полнота времени, Сам Бог в лице Своего Единородного Сына Иисуса Христа сошел на землю для спасения человечества (Ин. 1.14). То, что не мог сделать ни один человек из-за живущего в нем греха, решил сделать Сын Божий. Он стал жертвою за грех всех людей, и гнев Божий излился на Него вместо того, чтобы излиться на каждого человека. Таким образом Сам Бог принял на Себя расплату за человеческий грех. Поэтому и написано, что «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3.16).
Необходимым условием победы над грехом и сатаной должна была быть смерть во плоти. А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть дьявола» (Евр.2.14). Почему же именно смертью во плоти Христос смог уничтожить смерть и лишить диавола той власти, которую тот получил над человечеством в Едемском саду?
Во-первых, следует вспомнить, как смерть вошла в мир. Поводом для того, чтобы ввести в мир смерть, диавол избрал Божье постановление: «за грех — смерть». Сатана ввел человека в грех и этим самым ввел в мир смерть. Физическая наша смерть является результатом той духовной смерти, которая произошла в Едемском саду. После грехопадения физическая смерть совершенно справедливо забирала всех живущих на земле, потому что все люди были духовно мертвы, то есть мертвыми для праведности и живыми для греха, и действие закона греха, живущего в людях, проявлялось в конкретных грехах каждого человека. Каждый человек грешил (в большей или меньшей степени), и смерть действовала справедливо, опираясь на Божий закон: «за грех — смерть». Но однажды случилось, что смерть взяла Того, на Кого у нее не было права, — Иисуса Христа-Праведника. И как только смерть взяла Его, то немедленно сама стала виновной, ибо взяла Того, в Ком не было греха. И поэтому смерть не смогла удержать нашего Спасителя. Он расторг узы смерти и воскрес, смертью смерть поправ. Бог применил против сатаны его же оружие. Как сатана, чтобы ввести смерть в мир, воспользовался Божьей заповедью, данной для жизни, так и Бог воспользовался законом греха и смерти, чтобы истребить то и другое. Смерть отныне сама повинна смерти за свое посягательство на чужое — святое и безгрешное.
Но и более того, на кресте Христос принял не только физическую смерть, но и смерть вторую, которая заключается в окончательном разлучении Бога с человеком. Духовная смерть, которая произошла в Едемском саду, разлучила человека с Богом, но Бог по-прежнему любил и благословлял людей. Он еще не разлучился с человеком и позволял ему найти Себя, если человек того желал. Но вечная смерть в геенне огненной, или смерть вторая, которая ожидает грешного человека, означает окончательное отвращение Бога от него, а это гораздо страшнее, чем смерть физическая, которая означает разлучение души и тела. Христос на кресте пережил разлуку с Отцом, о чем свидетельствовал воплем: «Боже Мой! Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил» (Мф.27.4б). Он принял смерть вторую, чтобы избавить людей и от смерти физической, и от смерти второй, вечной!
Христу необходимо было принять смерть в плоти человеческой, чтбы спасти всего трехсоставного человека. Душа человеческая, которая есть сосредоточение личности, не может взаимодействовать с материальным миром, потому что она инородна ему. Душе необходимо тело как форма своего существования и как инструмент, через который она может соприкасаться с материей. Бог, зная это, пожелал спасти всего человека, иначе спасение теряет смысл. Он искупил и душу и тело человека. Поэтому Христос должен был воплотиться в человеческое тело, принять в этом теле смерть и воскреснуть в обновленном теле.
Именно поэтому христианство провозглашает воскресение тел, а не просто бессмертие души. То тело, которое умерло, погребено и истлело в земле, должно восстать и обрести новую, нетленную форму. Эта безумная, с человеческой точки зрения, идея не могла прийти на ум Апостолам, она должна была прийти только от Самого Бога. Человеческим смертным телам надлежит воскреснуть: «…Тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему — облечься в бессмертие» (1 Кор. 15.53). А для этого Искупитель Сам должен быть облаченным во плоть. Во многих местах Священного Писания говорится, что именно во плоти находится средоточение греха, что плоть разделяет нас с Богом (Рим. 1.14–23 и др.), и чтобы преодолеть эту преграду, Иисусу Христу Самому необходимо было облечься во плоть.
С. В. Санников