Искуп­ле­ние и спасение

Необ­хо­ди­мость спасения

Зачем вооб­ще надо спа­сать чело­ве­че­ство и от чего, соб­ствен­но, спа­сать? Ведь поня­тие «спа­се­ние» под­ра­зу­ме­ва­ет гибель, а мож­но ли счи­тать чело­ве­че­ство погиб­шим? Рас­цвет циви­ли­за­ции, нау­ка и совре­мен­ные тех­но­ло­гии как буд­то пока­зы­ва­ют силу и могу­ще­ство чело­ве­че­ства. Но имен­но теперь, в тре­тьем тыся­че­ле­тии, люди как нико­гда ранее поня­ли хруп­кость сво­ей жиз­ни и духов­ное оди­но­че­ство, кото­рое невоз­мож­но заглу­шить нар­ко­ти­ка­ми и Интер­не­том. Люди нача­ли пони­мать, что они могут спа­стись от эко­ло­ги­че­ской ката­стро­фы, от ядер­ной вой­ны, от голо­да и болез­ней, но спа­стись от самих себя им никак не уда­ет­ся, а, соб­ствен­но, спа­сать чело­ве­ка надо от него само­го. Сам чело­век при­но­сит себе намно­го боль­ше вре­да, чем все силы зла, окру­жа­ю­щие его.

По сути, людей надо спа­сать от их гре­ха, но с точ­ки зре­ния веч­но­сти, их надо спа­сать от более ужас­ной ката­стро­фы, о кото­рой боль­шин­ство жите­лей Зем­ли даже не хочет думать. Людей ждет нака­за­ние Божье за грех, и это нака­за­ние — веч­ная смерть. Оба эти фак­то­ра — Божье нака­за­ние и чело­ве­че­ский грех — дей­ству­ют нераз­рыв­но и вза­и­мо­за­ви­си­мо. Если чело­ве­че­ство будет спа­се­но от гре­ха, то оно авто­ма­ти­че­ски будет спа­се­но и от Божье­го гне­ва, ибо Гос­подь может тер­петь в Сво­ем при­сут­ствии толь­ко без­греш­ное и свя­тое. Сле­до­ва­тель­но, спа­стись от веч­но­го Божье­го суда мож­но толь­ко одним спо­со­бом — изба­вить­ся от гре­ха. Но как это сделать?

Божья спра­вед­ли­вость тре­бу­ет нака­за­ния за чело­ве­че­ский грех, но Божья любовь жела­ет спа­сти чело­ве­ка и изба­вить его от нака­за­ния. Конеч­но, мож­но ска­зать: «Если Бог так любит людей и хочет их спа­сти, то поче­му бы Ему не отме­нить Свой закон — за грех смерть — и не поми­ло­вать чело­ве­ка? Ведь Он все может!» Но такое пред­став­ле­ние о Боге не соот­вет­ству­ет тому, каков Бог на самом деле. Он не похож на восточ­но­го дес­по­та, от кото­ро­го мож­но ожи­дать любых непро­гно­зи­ру­е­мых реше­ний. Будучи источ­ни­ком все­го види­мо­го и неви­ди­мо­го, Все­выш­ний уста­но­вил в духов­ном и мате­ри­аль­ном мире опре­де­лен­ные зако­ны, кото­рые нико­му нель­зя обой­ти. И хотя Бог Сам явля­ет­ся Твор­цом всех зако­нов, но и Он дей­ству­ет в их рам­ках. Если бы Он нару­шал Свои зако­ны, то тем самым засви­де­тель­ство­вал бы, что они несо­вер­шен­ны. Даже совер­шая чуде­са, Бог не нару­ша­ет Свои зако­ны, а исполь­зу­ет их. Поэто­му если Бог уста­но­вил, что вся­кий грех дол­жен быть нака­зан смер­тью (Рим.6.23) и без про­ли­тия кро­ви не быва­ет про­ще­ния гре­хов (Евр.9.22), то даже Он не может отме­нить эти зако­ны, «ибо Себя отречь­ся не может» (2Тим.2.13).

Нра­вит­ся это людям или нет, но они вынуж­де­ны счи­тать­ся с эти­ми духов­ны­ми зако­на­ми так же, как мы счи­та­ем­ся с зако­на­ми мате­ри­аль­но­го мира. Напри­мер, никто из людей не может жить, не счи­та­ясь с зако­ном все­мир­но­го тяго­те­ния или с любым дру­гим физи­че­ским зако­ном. В духов­ном мире так­же есть незыб­ле­мые и неру­ши­мые зако­ны. Поэто­му за грех чело­век дол­жен быть нака­зан смер­тью. Одна­ко Гос­подь из люб­ви к чело­ве­че­ству сде­лал так, что, не нару­шая зако­на о воз­мез­дии за грех, Он все же нашел воз­мож­ность про­не­сти это нака­за­ние мимо человека.

Заме­сти­тель­ная смерть

Когда насту­пи­ла пол­но­та вре­ме­ни, Сам Бог в лице Сво­е­го Еди­но­род­но­го Сына Иису­са Хри­ста сошел на зем­лю для спа­се­ния чело­ве­че­ства (Ин. 1.14). То, что не мог сде­лать ни один чело­век из-за живу­ще­го в нем гре­ха, решил сде­лать Сын Божий. Он стал жерт­вою за грех всех людей, и гнев Божий излил­ся на Него вме­сто того, что­бы излить­ся на каж­до­го чело­ве­ка. Таким обра­зом Сам Бог при­нял на Себя рас­пла­ту за чело­ве­че­ский грех. Поэто­му и напи­са­но, что «так воз­лю­бил Бог мир, что отдал Сына Сво­е­го еди­но­род­но­го, дабы вся­кий, веру­ю­щий в Него, не погиб, но имел жизнь веч­ную» (Ин.3.16).

Необ­хо­ди­мым усло­ви­ем побе­ды над гре­хом и сата­ной долж­на была быть смерть во пло­ти. А как дети при­част­ны пло­ти и кро­ви, то и Он так­же вос­при­нял оные, дабы смер­тью лишить силы име­ю­ще­го дер­жа­ву смер­ти, то есть дья­во­ла» (Евр.2.14). Поче­му же имен­но смер­тью во пло­ти Хри­стос смог уни­что­жить смерть и лишить диа­во­ла той вла­сти, кото­рую тот полу­чил над чело­ве­че­ством в Едем­ском саду?

Во-пер­вых, сле­ду­ет вспом­нить, как смерть вошла в мир. Пово­дом для того, что­бы вве­сти в мир смерть, диа­вол избрал Божье поста­нов­ле­ние: «за грех — смерть». Сата­на ввел чело­ве­ка в грех и этим самым ввел в мир смерть. Физи­че­ская наша смерть явля­ет­ся резуль­та­том той духов­ной смер­ти, кото­рая про­изо­шла в Едем­ском саду. После гре­хо­па­де­ния физи­че­ская смерть совер­шен­но спра­вед­ли­во заби­ра­ла всех живу­щих на зем­ле, пото­му что все люди были духов­но мерт­вы, то есть мерт­вы­ми для пра­вед­но­сти и живы­ми для гре­ха, и дей­ствие зако­на гре­ха, живу­ще­го в людях, про­яв­ля­лось в кон­крет­ных гре­хах каж­до­го чело­ве­ка. Каж­дый чело­век гре­шил (в боль­шей или мень­шей сте­пе­ни), и смерть дей­ство­ва­ла спра­вед­ли­во, опи­ра­ясь на Божий закон: «за грех — смерть». Но одна­жды слу­чи­лось, что смерть взя­ла Того, на Кого у нее не было пра­ва, — Иису­са Хри­ста-Пра­вед­ни­ка. И как толь­ко смерть взя­ла Его, то немед­лен­но сама ста­ла винов­ной, ибо взя­ла Того, в Ком не было гре­ха. И поэто­му смерть не смог­ла удер­жать наше­го Спа­си­те­ля. Он рас­торг узы смер­ти и вос­крес, смер­тью смерть поправ. Бог при­ме­нил про­тив сата­ны его же ору­жие. Как сата­на, что­бы вве­сти смерть в мир, вос­поль­зо­вал­ся Божьей запо­ве­дью, дан­ной для жиз­ни, так и Бог вос­поль­зо­вал­ся зако­ном гре­ха и смер­ти, что­бы истре­бить то и дру­гое. Смерть отныне сама повин­на смер­ти за свое пося­га­тель­ство на чужое — свя­тое и безгрешное.

Но и более того, на кре­сте Хри­стос при­нял не толь­ко физи­че­скую смерть, но и смерть вто­рую, кото­рая заклю­ча­ет­ся в окон­ча­тель­ном раз­лу­че­нии Бога с чело­ве­ком. Духов­ная смерть, кото­рая про­изо­шла в Едем­ском саду, раз­лу­чи­ла чело­ве­ка с Богом, но Бог по-преж­не­му любил и бла­го­слов­лял людей. Он еще не раз­лу­чил­ся с чело­ве­ком и поз­во­лял ему най­ти Себя, если чело­век того желал. Но веч­ная смерть в геенне огнен­ной, или смерть вто­рая, кото­рая ожи­да­ет греш­но­го чело­ве­ка, озна­ча­ет окон­ча­тель­ное отвра­ще­ние Бога от него, а это гораз­до страш­нее, чем смерть физи­че­ская, кото­рая озна­ча­ет раз­лу­че­ние души и тела. Хри­стос на кре­сте пере­жил раз­лу­ку с Отцом, о чем сви­де­тель­ство­вал воп­лем: «Боже Мой! Боже Мой! Для чего Ты Меня оста­вил» (Мф.27.4б). Он при­нял смерть вто­рую, что­бы изба­вить людей и от смер­ти физи­че­ской, и от смер­ти вто­рой, вечной!

Хри­сту необ­хо­ди­мо было при­нять смерть в пло­ти чело­ве­че­ской, чтбы спа­сти все­го трех­со­став­но­го чело­ве­ка. Душа чело­ве­че­ская, кото­рая есть сосре­до­то­че­ние лич­но­сти, не может вза­и­мо­дей­ство­вать с мате­ри­аль­ным миром, пото­му что она ино­род­на ему. Душе необ­хо­ди­мо тело как фор­ма сво­е­го суще­ство­ва­ния и как инстру­мент, через кото­рый она может сопри­ка­сать­ся с мате­ри­ей. Бог, зная это, поже­лал спа­сти все­го чело­ве­ка, ина­че спа­се­ние теря­ет смысл. Он иску­пил и душу и тело чело­ве­ка. Поэто­му Хри­стос дол­жен был вопло­тить­ся в чело­ве­че­ское тело, при­нять в этом теле смерть и вос­крес­нуть в обнов­лен­ном теле.

Имен­но поэто­му хри­сти­ан­ство про­воз­гла­ша­ет вос­кре­се­ние тел, а не про­сто бес­смер­тие души. То тело, кото­рое умер­ло, погре­бе­но и истле­ло в зем­ле, долж­но вос­стать и обре­сти новую, нетлен­ную фор­му. Эта безум­ная, с чело­ве­че­ской точ­ки зре­ния, идея не мог­ла прий­ти на ум Апо­сто­лам, она долж­на была прий­ти толь­ко от Само­го Бога. Чело­ве­че­ским смерт­ным телам над­ле­жит вос­крес­нуть: «…Тлен­но­му сему над­ле­жит облечь­ся в нетле­ние, и смерт­но­му сему — облечь­ся в бес­смер­тие» (1 Кор. 15.53). А для это­го Иску­пи­тель Сам дол­жен быть обла­чен­ным во плоть. Во мно­гих местах Свя­щен­но­го Писа­ния гово­рит­ся, что имен­но во пло­ти нахо­дит­ся сре­до­то­че­ние гре­ха, что плоть раз­де­ля­ет нас с Богом (Рим. 1.14–23 и др.), и что­бы пре­одо­леть эту пре­гра­ду, Иису­су Хри­сту Само­му необ­хо­ди­мо было облечь­ся во плоть.

С. В. Санников