По-еврейски название первой книги Священного Писания звучит “Берешит”, что обозначает “В начале” – по первому слову следующего повествования: В начале сотворил Бог небо и землю … (Бытие 1:1). Бытие — это книга о том, что начало быть. Она рассказывает о происхождении неба и земли, о сотворении человека и о его грехопадении, о Божьем обетовании Спасителя и о завете Бога с человеком.
Принято считать, что Бытие, как и все Пятикнижие (книги: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие), написано Моисеем. Основанием для этого является, во-первых, еврейская духовная традиция, которая всегда признавала (и признает) авторство за Моисеем. Во-вторых, христианство также согласилось с этим, хотя негативная критика нового времени и выдвинула лишенные обоснований, спекулятивные сомнения в авторстве Моисея.
Несомненно, что автором книги Бытие был человек, который не только получил величайшие откровения Божии, но и оказался способным принять эти откровения, понять их и изложить таким образом, чтобы они были доступны и его современникам, и отдаленным потомкам. По воле Божьей именно Моисей оказался средоточием египетского научного знания и богооткровенной еврейской духовности. Богатейший фактографический (исторический, географический, этнографический и т.д.) материал, имеющийся в книге Бытие, ее литературная форма и художественные приемы прямо и косвенно свидетельствуют не только о высочайшей образованности ее автора, но и указывают на египетское происхождение этого образования. По свидетельству античных писателей — Страбона, Аристотеля, Платона, — Египет в древности выполнял функции всемирного архивариуса и историографа.
Временем написания книги Бытие, скорее всего, является период между 1471–1405 гг. до Р.Х. Шестьдесят шесть лет, лежащие между этими датами, включают время странствия евреев по пустыне (40 лет) и расхождение между предполагаемыми датами рождения Моисея: одни исследователи относят его рождение к 1551 г. до Р.Х., другие — к 1525 г.…
Древность книги мотивирует большой ряд трудностей, связанных с чтением и истолкованием книги Бытия.
Данные “проблемы” прекрасно прокомментировал иудейский философ и богослов Мошебен Маймон (Маймонид, 1135–1204 гг.), чьи труды оказали влияние на таких мыслителей, как Фома Аквинский и Спиноза: “Всякий раз, как в наших книгах встречается история, реальность коей кажется невозможной, повествование, которое противоречит… здравому смыслу, можно быть уверенным, что сия история содержит иносказание, скрывающее глубоко потаенную истину; и чем больше несоответствие буквы, тем глубже мудрость духа”. Иными словами, читая Священное Писание, следует задаваться вопросом “почему?” (“для чего это сделано?”), а не “как?” (“как это возможно?”). На последний вопрос существует ответ, общий как для Ветхого, так и для Нового Заветов, — нет ничего невозможного для Бога.
Говоря о трудностях истолкования, представляется целесообразным отметить лишь те моменты, которые используются негативной критикой для различного рода спекуляций.
К подобным моментам относятся точки соприкосновения книги Бытие с древними литературными памятниками (в частности, “Поэмой о Гильгамеше”, Шумер, III тыс. до Р.Х.). Следует сразу заметить, что было бы куда более странным, если бы книга Бытие полностью выпала из истории человечества и его культуры. Моисей писал для людей, и Божественные откровения он излагал в контексте истории человечества, освещая ключевые моменты этой истории светом Божественной истины. В качестве примера обратимся к истории о Всемирном потопе, который не только является научно достоверной истиной, но и в художественно переосмысленной форме нашел свое отражение в литературных традициях практически всех народов. Если же вспомнить о культурно-языковой общности людей послепотопного периода, о которой говорит Библия (Быт. 11,1) и которая подтверждается данными лингвистики и археологии, то опять же в большей степени заслуживают внимания причины расхождения в изложении разными историками одного и того же факта, чем те моменты, где это расхождение отсутствует. Совпадения же некоторых положений библейского учения о Боге и мире, изложенного в книге Бытие, с представлениями языческих народов не должны вызывать никаких проблем у человека, вдумчиво читающего Библию, поскольку книга Бытие целенаправленно и последовательно проводит мысль о Боге как Едином Источнике истинного знания и откровения. Более того, книга Бытие подчеркивает, что в лице Адама, Ноя и Мельхиседека человечество имело единое и общее для всех откровение Божье.
Книга Бытие содержит непосредственное откровение Божье, записанное человеком, это откровение получившим. Между откровением и его письменной фиксацией лежит минимально короткий промежуток времени, что гарантирует достоверность откровения и его сохранность от искажений. Книга Бытие содержит много пророчеств об Иисусе Христе — Искупителе, обещанном Богом всему человечеству. Толкование этих пророчеств требует глубокого осмысления символической системы Первой книги Моисея, тем более что эта символика проходит через весь Ветхий Завет к Новому.
к слову сказать …
Откуда в современном русском языке появилось слово «ЗДАНИЕ»? В Старославянском языке был глагол «зьдати», связанный с «зьдъ» – «глина», и он значил «лепить, строить из глины». Когда в Библии говорится, что «Бог съзьда Адама», это и значит «вылепил из глины, слепил». Отсюда возникло целое гнездо слов: «зодчий, здание, созидать, создавать».