Исто­рия Самсона

Хоте­лось бы мне пораз­мыш­лять вме­сте с вами об одном уди­ви­тель­ном чело­ве­ке. Его судь­ба настоль­ко дра­ма­тич­на!… а люди часто дума­ют, что там, где дра­ма – там и исти­на. Навер­ное, вы дума­е­те, что я вам рас­ска­жу исто­рию насто­я­ще­го «героя»: вот он пил, воро­вал, уби­вал, сидел в тюрь­ме – и вдруг, о чудо! – пока­ял­ся: так мы дума­ем про «геро­ев», такие исто­рии хотим слы­шать? Но нет, наш герой не пил, не воро­вал, не уби­вал, в тюрь­ме не сидел. Он с дет­ства Божье Сло­во в серд­це хра­нил и Бога боял­ся. Дра­мы нет, – поду­ма­е­те вы, – пес­ня не складывается…Но исто­рия это­го чело­ве­ка очень драматична.

Дра­ма заклю­че­на в том уди­ви­тель­ном вре­ме­ни, в кото­ром выпа­да­ет чело­ве­ку жить. Вот, напри­мер, дра­ма наше­го вре­ме­ни: меня­ют­ся ори­ен­ти­ры – чело­век закон­чил педа­го­ги­че­ский инсти­тут, а рабо­та­ет мене­дже­ром по про­да­жам; чело­век закон­чил тор­го­вый инсти­тут – рабо­та­ет пре­по­да­ва­те­лем бого­сло­вия, чело­век был лет­чи­ком – стал поли­ти­ком. По пово­ду же героя мое­го рас­ска­за, о кото­ром веду свое повест­во­ва­ние, хочет­ся отме­тить, что он Богом был при­го­тов­лен к одно­му, а жизнь и он сам, вне­ся кор­рек­ти­вы, сотво­ри­ли по-дру­го­му. 
 
Итак, место Свя­щен­но­го Писа­ния, кни­га Судей, 13 гла­ва: 
 
«В то вре­мя был чело­век из Цоры, от пле­ме­ни Дано­ва, име­нем Маной; жена его была неплод­на и не рож­да­ла. И явил­ся Ангел Гос­по­день жене, и ска­зал ей: вот, ты неплод­на и не рож­да­ешь; но зач­нешь, и родишь сына. Итак бере­гись, не пей вина и сике­ра, и не ешь ниче­го нечи­сто­го. Ибо вот, ты зач­нешь и родишь сына, и брит­ва не кос­нет­ся голо­вы его, пото­му что от само­го чре­ва мла­де­нец сей будет назо­рей Божий, и он нач­нет спа­сать Изра­и­ля от руки Фили­стим­лян». 
 
Чело­век по име­ни Сам­сон. Дра­ма нача­лась с того само­го момен­та жиз­ни, когда жен­щи­на не мог­ла иметь ребен­ка. Страш­ное, непо­нят­ное, очень необъ­яс­ни­мое, про­ти­во­есте­ствен­ное собы­тие, осо­бен­но для мате­ри по при­зва­нию не иметь того, во имя чего она рож­де­на быть жен­щи­ной. Конеч­но, она скор­бе­ла. В изра­иль­ском наро­де не рожав­шая все­гда теря­ет бла­го­во­ле­ние в очах сво­е­го мужа. Но ее муж не дал ей раз­вод­но­го пись­ма. Маной был очень доб­рый и поря­доч­ный чело­век, и, хотя, жена была неплод­ная, он, по всей види­мо­сти, не доку­чал ей. Гос­подь же сжа­лил­ся над этой жен­щи­ной и дал ей мла­ден­ца. Вер­нее, дал ей обе­ща­ние и ска­зал: «Ты зач­нешь сына и родишь, не пей вина, не пей сике­ры и не ешь ниче­го нечи­стое, бере­ги себя, мла­де­нец твой пред­устав­лен Богом начать спа­сать Изра­и­ля от руки Фили­стим­лян». Такое вели­кое пред­на­зна­че­ние! 
 
Изра­иль в то вре­мя был под дав­ле­ни­ем Фили­стим­лян. Фили­стим­ляне хозяй­ни­ча­ли на их зем­ле, в общем-то, они были силь­нее евре­ев. Жена в радо­сти при­шла и ска­за­ла мужу сво­е­му: «чело­век Божий при­хо­дил ко мне, кото­ро­го вид, как вид Анге­ла Божия…» и пере­ска­за­ла ему все, что чело­век Божий ей ска­зал. Каза­лось бы, радость долж­на была напол­нить дом, но, несмот­ря на то, что Маной был чело­век доб­рый, он, на вся­кий слу­чай, помо­лил­ся еще раз, и ска­зал: «Гос­по­ди! пусть при­дет опять к нам чело­век Божий, кото­ро­го послал Ты, и научит нас, что нам делать с име­ю­щим родить­ся мла­ден­цем.» 
 
Ино­гда мужьям кажет­ся, что жена недо­ста­точ­но гото­ва вме­стить то, или понять так, как долж­но быть. Ангел Гос­по­день при­шел и к Маною, ска­зав ему то же самое. 
 
То, что Маной жене не вполне дове­рял – понят­но. Но Маной и анге­лу гово­рит: «Как тебе имя? Ангел Гос­по­день ска­зал ему: «Что ты спра­ши­ва­ешь об име­ни моем? оно чуд­но». Дру­ги­ми сло­ва­ми: «Чело­век не может выдер­жать сла­вы Божьей в смерт­ном теле. Тебе не нуж­но это­го, ты все рав­но это­го не пой­мешь, а про­блем может быть мно­го». 
 
Это гово­рит о том, что мож­но всю жизнь ходить виде­ни­ем, но в опре­де­лен­ное вре­мя необ­хо­ди­мо пере­клю­чать­ся на веру. Маной со сво­ей женой при­нес­ли коз­лен­ка в жерт­ву, и, когда пла­мень стал под­ни­мать­ся от жерт­вен­ни­ка, Маной гово­рит: «Вер­но, мы умрем: ибо виде­ли мы Бога». Толь­ко что полу­чил откро­ве­ние от Бога, что у него будет сын и сын нач­нет избав­лять Изра­и­ля из руки Фили­стим­лян! Нуж­но бы вце­пить­ся в это сло­во подоб­но тому, как ухва­тит­ся за обе­то­ва­ние Мария. Мария ста­ла почи­та­е­мой не толь­ко пото­му, что она роди­ла сына, но и пото­му, что она согла­си­лась со сло­вом архан­ге­ла: «се раба Гос­под­ня; да будет Мне по сло­ву тво­е­му» … Жена же ска­за­ла Маною очень муд­рое сло­во: «Если бы Гос­подь хотел умерт­вить нас, то не при­нял бы от рук наших все­со­жже­ния и хлеб­но­го при­но­ше­ния». Очень инте­рес­ная семья! Туда про­ни­кал Гос­подь, и от этой пары дол­жен был родить­ся уди­ви­тель­ный чело­век. При­шло вре­мя – роди­ла сына, назва­ла его Сам­сон, и он был в бла­го­сло­ве­нии. Дух Божий начал дей­ство­вать через него. Все то, что ска­зал ангел, сбы­лось. Ребе­нок был назо­ре­ем, брит­ва не каса­лась его голо­вы нико­гда, роди­те­ли сохра­ня­ли это­го юно­шу в чисто­те… и вот наста­ло вре­мя Сам­со­на. 
 
Уди­ви­тель­ное дело, как это очень похо­же на совре­мен­ную жизнь! Рань­ше в поря­доч­ных семьях, когда дети хоте­ли что-то сде­лать, они при­хо­ди­ли к мате­ри и отцу, испра­ши­ва­ли бла­го­сло­ве­ние. Сего­дня моло­дежь не пони­ма­ет, зачем это делать? Вид­но, Сам­сон опе­ре­дил свою эпо­ху. 
 
«И пошел Сам­сон в Фим­на­фу, и уви­дел там жен­щи­ну из доче­рей Фили­стим­ских». 
 
Зачем иудею идти к языч­ни­кам? Сего­дня мно­гие име­ют про­бле­мы в жиз­ни, пото­му что они ходят не туда, куда надо, а туда, где хри­сти­а­ни­ну делать нече­го. 
 
Ангел ска­зал: «Соблю­дай себя в чисто­те». 
 
Все ему было мож­но – нель­зя было лишь при­ка­сать­ся к нечи­сто­му, а в Фим­на­фе, куда отпра­вил­ся Сам­сон, кро­ме нечи­сто­го ниче­го нет. Сам­сон вер­нул­ся к отцу и объ­явил: «я видел в Фим­на­фе жен­щи­ну из доче­рей Фили­стим­ских; возь­ми­те ее мне в жену». Как это похо­же на 21 век! Что может быть обще­го меж­ду све­том и тьмой, Хри­стом и вели­а­ром? Гос­подь любит мило­вать и про­щать – поэто­му мно­гие «игра­ют» с Богом, ожи­дая, что пре­де­ла это­му не будет. Отец и мать отве­ти­ли: «раз­ве нет жен­щин меж­ду доче­ря­ми бра­тьев тво­их и во всем наро­де моем, что ты идешь взять жену у Фили­стим­лян необ­ре­зан­ных?» Его ответ прост и ясен: «ее возь­ми мне, пото­му что она мне понра­ви­лась». Такой под­ход ведет к страш­ным послед­стви­ям. Люди идут в слу­же­ние, пото­му что им понра­ви­лось, люди жен берут пото­му, что им понра­ви­лась, ходят в цер­ковь пото­му, что им нра­вит­ся, – все постро­е­но на чув­ствах. И никто не спра­ши­ва­ет Бога, а есть ли на то Его воля? Понра­ви­лось – и все. 
 
Но Бог хочет, что­бы каж­дый из нас начал думать кате­го­ри­я­ми боже­ствен­ны­ми, пото­му что если понра­ви­лось, то это обо­зна­ча­ет лишь одно – зав­тра может разо­нра­вить­ся. «Понра­вить­ся» на всю жизнь не быва­ет. Пото­му что жизнь идет, чело­век меня­ет­ся, и то, что вче­ра ему каза­лось кра­си­вым, сего­дня кажет­ся страш­ным. Если ты оча­ро­вал­ся – обя­за­тель­но при­дет и разо­ча­ро­ва­ние. Поэто­му апо­стол Павел гово­рит: «испы­ты­вай­те, что есть воля Божия». Может быть то, что не понра­ви­лось сна­ча­ла, ока­жет­ся имен­но тем, что вам надо. Не строй­те отно­ше­ния друг с дру­гом на эмо­ци­ях, ино­гда чув­ства гово­рят: нет, а Бог опре­де­ля­ет: да. Мать и отец пошли с Сам­со­ном в Фим­на­фу, сами не зная зачем. По доро­ге Сам­сон рас­тер­зал льва, как коз­лен­ка, но отцу сво­е­му и мате­ри про то не ска­зал. через несколь­ко дней пошел Сам­сон посмот­реть труп льва, а там – мед. Он взял его в свои руки, ел доро­гою сам, при­шел к мате­ри и отцу, и, не ска­зав, что мед из тру­па льва, накор­мил этой «отра­вой» и мать, и отца. 
 
В иудей­ском наро­де нель­зя при­ка­сать­ся к мерт­ве­чине, пото­му что это нечи­сто. Вспом­ни­те, ангел гово­рил мате­ри и отцу: «нечи­сто­го не упо­треб­ляй­те”. И вот ‑заша­та­лись устои! Но Бог пока не про­стер руки сво­ей. 
 
И при­шел отец с мате­рью к жен­щине и сде­ла­ли все, что тре­бу­ет­ся со сто­ро­ны жени­ха: про­си­ли руки, устро­и­ли пир. И, в конеч­ном ито­ге, эти моло­дые люди соеди­ни­лись вме­сте. Уди­ви­тель­но, что Сам­сон дол­жен был осво­бож­дать Изра­и­ля от вла­сти Фили­стим­лян, а теперь у Сам­со­на жена – Фили­стим­лян­ка. Пока он празд­но­вал с дру­зья­ми, его неве­ста изме­ни­ла ему с дру­гом. «Она мне нра­вить­ся»! – но ей нра­вит­ся дру­гой! Сам­сон, потря­сен­ный ее поступ­ком, пошел и убил трид­цать чело­век. Жена Сам­со­на вышла за его брач­но­го дру­га. Через несколь­ко дней Сам­сон пошел пови­дать­ся с женою, а тут смот­рит: сест­ра ее кра­си­вее жены. И жена гово­рит: «ты ее возь­ми вме­сто меня». Вот так рас­ша­ты­ва­ют­ся устои, если чело­век начи­на­ет пота­кать сво­им эмо­ци­ям. Как необ­хо­ди­мо нам сего­дня про­ве­рить свои отно­ше­ния в семье: со сво­и­ми детьми, роди­те­ля­ми! Настра­дав­шись вдо­воль, Сам­сон пошел в Газу и, уви­дев там блуд­ни­цу, вошел к ней. И это тот, кото­рый был опре­де­лен Богом для высо­ко­го слу­же­ния! Полю­бил Дали­ду, кото­рая, в ито­ге, его пре­да­ла. 
 
При­шло вре­мя, и его заста­ви­ли кру­тить жер­но­ва, выко­ло­ли ему гла­за, ста­ли насме­хать­ся над ним. Послед­ние сло­ва героя были: «умри, душа моя, с Фили­стим­ля­на­ми!». А ведь рож­ден он был для того, что­бы изба­вить народ свой Изра­и­ля от Фили­стим­лян. Как печаль­но закан­чи­ва­ет­ся исто­рия это­го чело­ве­ка! 
 
И все ему схо­ди­ло с рук такое дол­гое вре­мя, вплоть до пле­не­ния у фили­стим­лян! все было в поряд­ке: и боль­шое горе мино­ва­ло, и мень­шее горе мино­ва­ло. И, каза­лось, Бог – на его сто­роне. Он был при­зван бороть­ся с вра­га­ми Бога. Но напи­са­но: » … не знал, что Гос­подь отсту­пил от него…». В ито­ге, Сам­сон был вынуж­ден рабо­тать на тех, с кото­ры­ми дол­жен был бороть­ся, что­бы под­нять Изра­и­ля на новый уро­вень. Он, увле­чен­ный сво­и­ми эмо­ци­я­ми, закон­чил путь сло­ва­ми: «умри, душа моя, с Фили­стим­ля­на­ми!». 
 
Исто­рия Сам­со­на не ваша ли исто­рия? Сам­сон – потря­са­ю­щий урок для каж­до­го из нас. Сна­ча­ла что-то понра­ви­лось, а потом разо­нра­ви­лось, но, воз­мож­но, это нача­ло духов­но­го рас­тле­ния? И тогда, когда мы гото­вы про­из­не­сти то, что про­из­нес Сам­сон, гото­вы сокру­шить все, и даже само­го себя,- посмот­ри­те на Хри­ста! Хри­стос вам отве­тит, что это еще не финал, все­го лишь рух­ну­ла построй­ка, кото­рая нра­ви­лась, ушли в небы­тие плю­сы и мину­сы, а прон­зен­ная рука Спа­си­те­ля по-преж­не­му не исчез­ла из вашей жиз­ни. Даже когда ты на дне самой глу­бо­кой про­па­сти, ска­жи об этом Иису­су. Прон­зен­ные руки Хри­ста не зави­сят от эмо­ций, не зави­сят от рас­кла­да сил, не зави­сят от выбран­ных тех­но­ло­гий, они не зави­сят ни от чего! Нуж­но дове­рить­ся этим рукам, пото­му что они гото­вы при­нять вся­ко­го нуж­да­ю­ще­го­ся. 
 
Про­по­ведь про­из­не­се­на в Церк­ви Храм Хри­ста 20.06.2008