IV Науч­но-исто­ри­че­ская конференция

В Вели­ком Нов­го­ро­де в «Хра­ме Хри­ста» с 9 по 11 сен­тяб­ря про­шла чет­вер­тая откры­тая науч­но-исто­ри­че­ская кон­фе­рен­ция «Фено­мен Рос­сий­ско­го про­те­стан­тиз­ма». В этом году кон­фе­рен­ция была посвя­ще­на «140-летию Сино­даль­но­го пере­во­да Биб­лии РПЦ».

Участ­ни­ки кон­фе­рен­ции, пред­ста­ви­те­ли раз­ных кон­фес­сий, при­бы­ли из горо­дов Нов­го­род­ской обла­сти, Санкт-Петер­бур­га, Моск­вы. Это были: исто­ри­ки, уче­ные, архи­ви­сты, фило­ло­ги, бого­сло­вы, фило­со­фы, пас­то­ры, бла­го­вест­ни­ки, слу­жи­те­ли церк­вей и раз­ных мис­сий, журналисты.

Музы­каль­ное слу­же­ние на кон­фе­рен­ции вели гости из Лат­вии – семья бла­го­вест­ни­ков-музы­кан­тов Лари­о­но­вых. Про­во­дил кон­фе­рен­цию основ­ной ее вдох­но­ви­тель и орга­ни­за­тор Ана­то­лий Ива­но­вич Кора­бель, епи­скоп церк­вей ЕХБ Нов­го­род­ской обла­сти, магистр бого­сло­вия, исто­рик. В сво­ем при­вет­ствии Ана­то­лий Ива­но­вич отме­тил, что подоб­ные кон­фе­рен­ции осве­ща­ют науч­но-исто­ри­че­ские аспек­ты рус­ско­го про­те­стан­тиз­ма, а тема дан­ной кон­фе­рен­ции в основ­ном посвя­ще­на 140-летию Сино­даль­но­го пере­во­да Биб­лии. Он напом­нил о тех пра­во­слав­ных свя­щен­ни­ках, пер­вых спо­движ­ни­ках пере­во­да Писа­ния на рус­ский язык, кото­рые пре­тер­пе­ли гоне­ния, напад­ки из-за сво­ей дея­тель­но­сти. Кос­нул­ся исто­рии созда­ния Рос­сий­ско­го Биб­лей­ско­го обще­ства, отме­тил роли импе­ра­то­ра Алек­сандра I и кня­зя А. Н. Голи­цы­на в деле рас­про­стра­не­ния Биб­лии. Под­черк­нул важ­ность пере­во­да Биб­лии на рус­ский язык в рос­сий­ском обще­стве и вли­я­ние на людей Свя­щен­но­го Писа­ния, доступ­но­го на род­ном язы­ке. Ана­то­лий Ива­но­вич зачи­тал 1 Пса­лом из Свя­щен­но­го Писа­ния, издан­но­го в Сино­дальном пере­во­де в 1877 г., выде­лив, как при­мер, опре­де­лен­ные сло­ва, несу­щие глу­бо­кий духов­ный смысл.

2016 г. – год празд­но­ва­ния 140-летия Сино­даль­но­го пере­во­да Биб­лии. Рос­сий­ский Союз ЕХБ сов­мест­но с дру­ги­ми еван­гель­ски­ми Сою­за­ми Рос­сии про­во­дит в раз­ных горо­дах нашей стра­ны осо­бый про­ект, посвя­щен­ный этой дате. 
Кон­фе­рен­цию при­вет­ство­вал экс-пред­се­да­тель РС ЕХБ Ю. К. Сип­ко. Юрий Кирил­ло­вич рас­ска­зал о важ­но­сти дан­ной темы для нашей Рос­сии, для все­го еван­гель­ско­го дви­же­ния, отме­тив, что Сло­во Божие нам гово­рит о том, что важ­но пом­нить весь путь, кото­рым вел тебя Гос­подь. Важ­но пом­нить тех бра­тьев и сестер, кото­рые Сло­во Божие под­ни­ма­ли на щит и воз­ве­ща­ли наро­ду Еван­ге­лие, отда­вая свои жиз­ни за Сло­во Божие. Это наша исто­рия. Биб­лия – это не про­сто лите­ра­тур­ное про­из­ве­де­ние, а то, чем наше брат­ство живет, при­ни­мая Писа­ние как руко­вод­ство к дей­ствию. Сло­во Божие – непо­вто­ри­мая жем­чу­жи­на, Боже­ствен­ное откро­ве­ние. Еван­гель­ские хри­сти­ане – люди Еван­ге­лия, Биб­лии. «Важ­но, что­бы любовь от Гос­по­да, сошед­шая в Сло­во во Хри­сте, ста­ла нашим фир­мен­ным зна­ком, моим лич­ным, моей семьи, нашей церк­ви, нашей стра­ны, Рос­сии мно­го­стра­даль­ной. Дан­ная кон­фе­рен­ция вно­сит свой вклад в этот пози­тив­ный про­цесс освя­ще­ния нашей Руси, что­бы она сла­ви­лась любо­вью, насто­я­щим пат­ри­о­тиз­мом, кото­рый постро­ен на жерт­вен­ной люб­ви к сво­е­му ближ­не­му. Как гово­рит Писа­ние, «нет боль­ше той люб­ви, как если кто поло­жит душу свою за дру­зей сво­их» (Ин.15:13)», – гово­рил пас­тор Ю. К. Сипко.

Зоя Бар­ди­на, кор­ре­спон­дент Рос­сий­ско­го Сою­за ЕХБ, рас­ска­за­ла о меро­при­я­ти­ях, посвя­щен­ных празд­но­ва­нию 140-летия Сино­даль­но­го пере­во­да Биб­лии на Рус­ский язык, кото­рые про­шли под эги­дой РС ЕХБ в Москве, Санкт-Петер­бур­ге, Брян­ске. В ходе акции «Я читаю Биб­лию» в этих горо­дах было роз­да­но почти 100.000 Новых заве­тов. Так­же З. Бар­ди­на рас­ска­за­ла о духов­но-про­све­ти­тель­ской мис­сии для рос­си­ян и жур­на­ле «Хри­сти­ан­ское сло­во», пред­ста­ви­ла осо­бый выпуск жур­на­ла это­го года, посвя­щен­но­го Библии.

Инте­ре­сен и глу­бок был доклад «Мари­на Сер­ге­ев­на Карет­ни­ко­ва: слу­же­ние исто­ри­ка», кото­рый пред­ста­ви­ла Татья­на Кирил­лов­на Николь­ская, кан­ди­дат исто­ри­че­ских наук, док­то­рант Инсти­ту­та Исто­рии РАН, стар­ший пре­по­да­ва­тель СПБХУ. Жизнь выда­ю­ще­го­ся исто­ри­ка нашей совре­мен­но­сти Мари­ны Сер­ге­ев­ны, кото­рая все­гда оста­нет­ся ярким при­ме­ром для нас, вновь кос­ну­лась через услы­шан­ное сло­во сер­дец при­сут­ству­ю­щих. Участ­ни­ки кон­фе­рен­ции почти­ли мину­той мол­ча­ния память бла­го­сло­вен­ной сест­ры в Гос­по­де, так любив­шей Хри­ста и Сло­во Божие.

Докла­ды каса­лись как исто­рии еван­гель­ско­го дви­же­ния в Рос­сии, пере­во­да Биб­лии на Рус­ский язык, вли­я­ния Сло­ва Божье­го, так и рели­ги­оз­ных изыс­ка­ний извест­ных поэтов, таких как Сер­гей Есе­нин, Вла­ди­мир Набо­ков. 
Про­зву­ча­ли темы: «Кто при­гла­сил лор­да Ред­сто­ка в Рос­сию?» (В. А. Сте­па­нов, заве­ду­ю­щий Биб­лио­те­кой хри­сти­ан­ско­го обще­ства «Биб­лия для всех» СПб, автор двух­том­ни­ка «Рож­ден­ные свы­ше на бере­гах Ижо­ры»); «Мар­тин Лютер и Рефор­ма­ция» (Йозеф Барон — титу­ляр­ный Архи­епи­скоп Еди­ной еван­ге­ли­че­ско-люте­ран­ской церк­ви Рос­сии, док­тор Свя­той Тео­ло­гии гра­да Рима, про­фес­сор Ново­го Заве­та при Санкт-Петер­бург­ской Еван­ге­ли­че­ской Бого­слов­ской Ака­де­мии); «Пере­во­ды Свя­щен­но­го Писа­ния Вет­хо­го Заве­та П. А. Юнге­ро­ва» (Д. Г. Добы­кин, биб­ле­ист и рели­гио­вед, кан­ди­дат бого­сло­вия после окон­ча­ния Духов­ной Ака­де­мии РПЦ в СПб);«Перевод Свя­щен­но­го Писа­ния на рус­ский язык pro иcontra» (О. Н. Соко­ло­ва, фило­лог, лите­ра­ту­ро­вед); «Зна­че­ние цве­та в поэ­зии Есе­ни­на» (Г. П. Вла­ди­ми­ро­ва, радио­жур­на­лист, мно­го лет рабо­та­ла в СПЕБА (Санкт-Петер­бург­ской Еван­ге­ли­че­ской Бого­слов­ской Ака­де­мии); «Про­фес­сор про­то­и­е­рей Гера­сим Пав­ский: кли­рик, бого­слов, фило­соф» (А. В. Родос­ский, кан­ди­дат фило­ло­ги­че­ских наук, доцент фило­ло­ги­че­ско­го факуль­те­та Санкт-Петер­бург­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та, магистр бого­сло­вия, дей­стви­тель­ный член Рус­ско­го гене­а­ло­ги­че­ско­го обще­ства) и др.

Пере­вод книг Свя­щен­но­го Писа­ния на род­ной язык – это путь к спа­се­нию души, доступ­ный путь к Еван­ге­лию. Ведь спа­се­ние про­ис­хо­дит толь­ко по вере, а вера – от слы­ша­ния Сло­ва Божье­го. Люди муд­рые, пони­мая это, дела­ли все воз­мож­ное, что­бы Сло­во ста­ло доступ­но не толь­ко ари­сто­кра­тии, спо­соб­ной читать и на дру­гих язы­ках, но и обыч­но­му люду. В чис­ле тако­вых были: импе­ра­тор Алек­сандр I, князь Алек­сандр Голи­цын, про­фес­сор Гера­сим Пав­ский и архи­манд­рит Мака­рий (Глу­ха­рев). Бла­го­да­ря их уси­ли­ям сего­дня мы можем читать Биб­лию на понят­ном язы­ке, бла­го­да­ря им мно­гие люди полу­чи­ли воз­мож­ность спа­се­ния. Сла­ва Гос­по­ду за таких рев­ни­те­лей! 
После каж­до­го докла­да мож­но было задать инте­ре­су­ю­щий вопрос высту­пив­ше­му. На кон­фе­рен­ции йпри­сут­ству­ю­щие смог­ли про­смот­реть пре­зен­та­ции с иллю­стра­ци­я­ми основ­ных спо­движ­ни­ков рус­ско­го пере­во­да и рас­про­стра­не­ния Биб­лии, ста­тист­ку пере­во­да Биб­лии на раз­ные язы­ки мира, выска­зы­ва­ния извест­ных людей исто­рии, нау­ки, искус­ства о Биб­лии. Так­же про­зву­ча­ли псал­мы, посвя­щен­ные Свя­щен­но­му Писа­нию. По мате­ри­а­лам кон­фе­рен­ции пла­ни­ру­ет­ся выпуск науч­но-исто­ри­че­ско­го сборника.

11 сен­тяб­ря в церк­ви Храм Хри­ста состо­я­лось тор­же­ствен­ное бого­слу­же­ние, посвя­щен­ное 140-летию пере­во­да Биб­лии на рус­ский язык и празд­ни­ку Жат­вы. Участ­ни­ки кон­фе­рен­ции раз­де­ли радость тор­же­ства с чле­на­ми церк­ви. Вел бого­слу­же­ние епи­скоп церк­вей ЕХБ Нов­го­род­ской обла­сти А. И. Кора­бель. С при­вет­ствен­ным сло­вом обра­ти­лись экс-пред­се­да­тель РС ЕХБ Ю. К. Сип­ко и Йозеф Барон – титу­ляр­ный архи­епи­скоп Еди­ной еван­ге­ли­че­ско-люте­ран­ской церк­ви Рос­сии. Ю. К. Сип­ко про­по­ве­до­вал о важ­но­сти Сло­ва Божье­го в нашей жиз­ни. Свои талан­ты дари­ли груп­па «Род­ствен­ни­ки» – семья Лари­о­но­вых из Лат­вии, духо­вой оркестр и хор церк­ви. 
Про­шед­шая науч­но-исто­ри­че­ская кон­фе­рен­ция пока­за­ла и осо­бые духов­ные пло­ды в жиз­ни про­те­стан­тов России.

Важ­ность таких кон­фе­рен­ций отме­тил орга­ни­за­тор А. И. Кора­бель, епи­скоп еван­гель­ских церк­вей ЕХБ Нов­го­род­ской обла­сти: 
– Конеч­но, необ­хо­ди­мость в подоб­ных фору­мах есть! Если бы я не видел потреб­ность в них, то и не про­дол­жал бы их орга­ни­зо­вы­вать. В завер­ше­ние кон­фе­рен­ции я ощу­тил осо­бую удо­вле­тво­рен­ность, эйфо­рию от все­го, что здесь про­ис­хо­ди­ло. Разу­ме­ет­ся, каж­дая кон­фе­рен­ция по-сво­е­му осо­бен­ная, но дан­ная каче­ствен­но вырос­ла. Были хоро­шие докла­ды, инте­рес­ные обсуж­де­ния. Я очень бла­го­да­рен всем доклад­чи­кам. Конеч­но, были пере­жи­ва­ния в под­го­тов­ке и орга­ни­за­ции кон­фе­рен­ции. Мы целый год гото­ви­лись. И все уви­де­ли, что это хоро­шо и слав­но. Эта сла­ва при­над­ле­жит толь­ко Богу! Хочу побла­го­да­рить Гос­по­да за то, что это свер­ши­лось! Если Бог бла­го­сло­вит, то в сле­ду­ю­щем году мы будем отме­чать 500-летие Рефор­ма­ции, это будет клю­че­вая тема кон­фе­рен­ции 2017. Наша общая тема «Фено­мен Рос­сий­ско­го про­те­стан­тиз­ма» остается.

– Ваши поже­ла­ния? 
– Мы все­гда откры­ты для всех. Анон­сы по кон­фе­рен­ции есть на сай­те церк­ви «Хра­ма Хри­ста» и в газе­те «Ладья». На кон­фе­рен­ции мы при­гла­ша­ем всех! Не у всех есть, конеч­но, вре­мя и талант писать докла­ды, но слу­шать и обсуж­дать темы могут все! На кон­фе­рен­ции при­сут­ство­ва­ло почти 60 чело­век. Думаю, что это хоро­ший пока­за­тель. В этом году наша кон­фе­рен­ция вызва­ла у при­сут­ству­ю­щих осо­бый инте­рес. В сле­ду­ю­щем сен­тяб­ре ждем всех! 
О необ­хо­ди­мо­сти таких кон­фе­рен­ций для слу­жи­те­лей церк­вей ЕХБ гово­рит Юрий Кирил­ло­вич Сип­ко: 
– Я бы поже­лал наше­му бап­тист­ско­му обще­ству, что­бы такие еже­год­ные кон­фе­рен­ции были орга­ни­зо­ва­ны в мас­шта­бах все­го рос­сий­ско­го брат­ства. Нуж­но при­вле­кать уче­ных, рели­гио­ве­дов, бого­сло­вов раз­ных дено­ми­на­ций. На таких кон­фе­рен­ци­ях сози­да­ет­ся насто­я­щая хри­сти­ан­ская атмо­сфе­ра дис­кус­сий, как было у апо­сто­лов, когда не кичат­ся каки­ми-то дости­же­ни­я­ми, не пре­воз­но­сят­ся один над дру­гим. Люте­ран­ский архи­епи­скоп Барон откры­ва­ет еван­гель­ские тай­ны. Это же про­ник­но­ве­ние в суть Еван­гель­скую. Такой заряд посы­ла­ет­ся. Мне сно­ва хочет­ся оку­нать­ся в исто­рию про­те­стан­тиз­ма, исто­рию пере­во­да рус­ской Биб­лии. Ана­то­лий Ива­но­вич сохра­ня­ет эту тен­ден­цию. Это же мас­штаб Еван­гель­ский, Божий, захва­ты­ва­ет исто­рию от само­го Хри­ста. Как гово­рит Йозеф Барон, “это собы­тие Кре­ста”, что вклю­ча­ет все: бого­во­пло­ще­ние, стра­да­ние Хри­ста, смерть Хри­ста, иску­пи­тель­ную жерт­ву, вос­кре­се­ние. Собы­тие Кре­ста – это кон­цен­тра­ция исто­рии Вселенной.

Такие кон­фе­рен­ции рож­да­ют мыс­ли, дают сти­мул и моло­дым людям про­ни­кать в исто­рию и любить ее. Они полез­ны для всех людей стра­ны. Я убеж­ден, что Сло­во Божие, Еван­ге­лие – самое глав­ное откро­ве­ние Бога для людей и явля­ет­ся важ­ней­шим для нашей Руси. Бог откры­ва­ет чело­ве­ку, кто мы есть. В нашем обще­стве, раз­де­лен­ном, про­ти­во­бор­ству­ю­щим, такие кон­фе­рен­ции архи важ­ны в этом жела­нии про­ни­кать в Писа­ние, а не нахо­дить недо­стат­ки друг в друге.

Когда тучи сгу­ща­ют­ся и обще­ство бук­су­ет в сво­ей неопре­де­лен­но­сти, мы обла­да­ем исти­ной. У нас есть Сло­во Божие, как меч обо­ю­до­ост­рый, Дух Свя­той, чест­ная хри­сти­ан­ская исто­рия, побед­ная, достой­ная жизнь, прой­ден­ная наши­ми отца­ми. Мое поже­ла­ние слу­жи­те­лям моло­дых и сред­них лет, зре­лым, эту исти­ну беречь и про­дви­гать впе­ред, давать новым поко­ле­ни­ям заряд энер­гии и выпол­нять пору­че­ние Гос­по­да: «Иди­те и научи­те все наро­ды». Это высо­чай­шая зада­ча для тех, кто стал уче­ни­ком Хри­ста. Ведь наро­ды учат­ся тео­рии эво­лю­ции, тео­рии раз­мно­же­ния ато­мов, новых откры­тий, а исти­на Еван­гель­ская в том, что есть Бог, сокры­та! И нам при­дет­ся отве­чать и перед наро­дом и перед Богом. За смер­тью есть насто­я­щая жизнь. Эта Еван­гель­ская насто­я­щая исти­на в наших руках! Мы ее долж­ны доне­сти до каждого.

Сво­и­ми впе­чат­ле­ни­я­ми и выво­да­ми поде­ли­лись ее участники.

Татья­на Кирил­лов­на Николь­ская, док­то­рант Инсти­ту­та Исто­рии РАН, кан­ди­дат исто­ри­че­ских наук, стар­ший пре­по­да­ва­тель СПБХУ. Тема докла­да: «Мари­на Сер­ге­ев­на Карет­ни­ко­ва: слу­же­ние исто­ри­ка». 
– Татья­на Кирил­лов­на, Ваши впе­чат­ле­ния от кон­фе­рен­ции? 
– Я уже на такой кон­фе­рен­ции тре­тий раз. Каж­дая из кон­фе­рен­ций очень свое­об­раз­на и инте­рес­на, и я уез­жаю обо­га­щен­ной духов­но и инфор­ма­ци­он­но. Глав­ная тема этой кон­фе­рен­ции – Биб­лия. Даже если доклад напря­мую не был свя­зан с ней, глав­ная тема, так или ина­че, про­яв­ля­лась. Мне очень при­ят­но, что на этой кон­фе­рен­ции вспом­ни­ли выда­ю­ще­го исто­ри­ка еван­гель­ско­го дви­же­ния и рус­ско­го про­те­стан­тиз­ма, про­све­ти­те­ля, писа­те­ля, педа­го­га Мари­ну Сер­ге­ев­ну Карет­ни­ко­ву. Она участ­во­ва­ла в преды­ду­щих кон­фе­рен­ци­ях, но в этом году она ото­шла к Гос­по­ду. Ее тру­ды извест­ны всем цени­те­лям исто­рии рус­ско­го про­те­стан­тиз­ма. На кон­фе­рен­ции Мари­ну Сер­ге­ев­ну почти­ли мину­той мол­ча­ния, услы­ша­ли ее био­гра­фию. Мне так­же была инте­рес­на тема о паш­ков­цах в Санкт-Петер­бур­ге. Вла­ди­мир Сте­па­нов деталь­но и инте­рес­но рас­ска­зал, кто имен­но при­гла­сил лор­да Ред­сто­ка в Санкт-Петер­бург. Никто до это­го такие важ­ные вопро­сы так глу­бо­ко не изу­чал. А исто­рик Вла­ди­мир Сте­па­нов заду­мал­ся: «Поче­му лорд Ред­сток при­е­хал в Санкт-Петер­бург?» С это­го собы­тия и нача­лось у нас на Севе­ро-запа­де Рос­сии еван­гель­ское дви­же­ние. 
– Как Вы дума­е­те, поче­му здесь в Вели­ком Нов­го­ро­де про­хо­дят такие науч­но-исто­ри­че­ские кон­фе­рен­ции? 
– Тут и объ­ек­тив­ный и субъ­ек­тив­ный фак­то­ры. Объ­ек­тив­ный: Нов­го­род – это место – роди­на рус­ско­го бого­ис­ка­тель­ства, рели­ги­оз­но­го ина­ко­мыс­лия, здесь появи­лись стри­голь­ни­ки, рано появи­лись и рус­ские про­те­стан­ты, кста­ти, немно­го рань­ше, чем в Санкт-Петер­бур­ге. Субъ­ек­тив­ный фак­тор: мно­гое зави­сит от лич­но­сти. Орга­ни­за­тор А. И. Кора­бель – чело­век, бук­валь­но влюб­лен­ный в исто­рию рус­ско­го про­те­стан­тиз­ма, автор кни­ги, ста­тей на эту тему, ини­ци­а­тор созда­ния музея и архи­ва еван­гель­ской церк­ви Вели­ко­го Нов­го­ро­да. Мы можем сколь­ко угод­но пом­нить о стри­голь­ни­ках, но если бы сей­час не было таких людей, увле­чен­ных, само­от­вер­жен­ных, как Ана­то­лий Ива­но­вич, то не было бы и таких кон­фе­рен­ций. 
– Необыч­ная тема о поэте Есе­нине. Как такая тема впи­са­лась в науч­но-исто­ри­че­скую кон­фе­рен­цию? 
– Сама тема о Есе­нине и сооб­ще­ние о нем на кон­фе­рен­ции вызы­ва­ет боль­шой инте­рес. Инте­рес­но, как отно­си­лись выда­ю­щи­е­ся поэты, писа­те­ли, арти­сты, худож­ни­ки к Богу, вере, Биб­лии, рус­ским про­те­стан­там, об этом мало что извест­но. В самом сооб­ще­нии о Есе­нине на кон­фе­рен­ции мне не хва­ти­ло инфор­ма­ции на рели­ги­оз­ную тему. Есе­нин же встре­чал­ся со мно­ги­ми инте­рес­ны­ми людь­ми. Слы­шал ли он про­по­ве­ди Ива­на Про­ха­но­ва? Как он отно­сил­ся к иска­ни­ям интел­ли­ген­ции тех лет? 
– Какие темы Вас бы заин­те­ре­со­ва­ли еще на таких кон­фе­рен­ци­ях? 
– Мне важ­но, что­бы мы кон­цен­три­ро­ва­лись имен­но на про­те­стан­тиз­ме в Рос­сии, не пыта­ясь охва­тить необъ­ят­ное. Настоль­ко это мало­ис­сле­до­ван­ная тема. Поче­му рус­ский про­те­стан­тизм раз­ви­вал­ся так, а не ина­че? Поче­му рус­ский народ, пусть даже в мень­шин­стве, при­нял, напри­мер, бап­тизм, а к неко­то­рым дру­гим про­те­стант­ским кон­фес­си­ям остал­ся рав­но­душ­ным? Мож­но гово­рить не толь­ко об исто­рии, но о бого­сло­вии, и о свя­зи с сего­дняш­ним днем, напри­мер, в рели­гио­вед­че­ских или цер­ков­но-прак­ти­че­ских вопро­сах, раз­ви­тии про­те­стант­ских церк­вей в наши дни, той же исто­рии в наши дни. Это тоже мож­но изу­чать на таких кон­фе­рен­ци­ях и делить­ся сво­и­ми мне­ни­я­ми. 
– Такие кон­фе­рен­ции нуж­ны толь­ко уче­ным, исто­ри­кам или слу­жи­те­лям церк­вей тоже? 
– Думаю, что слу­жи­те­лям даже боль­ше, чем уче­ным. Пото­му что уче­ные могут услы­шать подоб­ную инфор­ма­цию на дру­гих кон­фе­рен­ци­ях, где они быва­ют или узнать из науч­ных ста­тей, моно­гра­фий. А слу­жи­те­ли сосре­до­то­че­ны на сво­ем слу­же­нии, им неко­гда, они не зна­ют, как отвлечь­ся и на что, что­бы повы­сить уро­вень сво­их зна­ний в той самой церк­ви, кото­рой они отда­ют свои силы, вре­мя, жизнь. Такие кон­фе­рен­ции, кото­рые про­хо­дят в церк­ви, как раз рас­счи­та­ны на слу­жи­те­лей. Это очень хоро­шо и нуж­но. Мож­но делать такие кон­фе­рен­ции более про­све­ти­тель­ски­ми. 
– Ваши поже­ла­ния? 
– Пусть Гос­подь бла­го­сло­вит госте­при­им­ную цер­ковь «Храм Хри­ста» Вели­ко­го Нов­го­ро­да, пас­то­ра, слу­жи­те­лей, всех чле­нов церк­ви и осо­бен­но тех людей, кото­рые само­от­вер­жен­но слу­жи­ли нам, участ­ни­кам кон­фе­рен­ции, что­бы нам было хоро­шо и ком­форт­но в дни кон­фе­рен­ции. Желаю, что­бы такие кон­фе­рен­ции про­хо­ди­ли и даль­ше, что­бы резуль­та­ты кон­фе­рен­ций дохо­ди­ли и до ауди­то­рий. Что­бы сбор­ни­ки докла­дов кон­фе­рен­ций появ­ля­лись в хри­сти­ан­ских и обще­ствен­ных биб­лио­те­ках. Что­бы люди чита­ли эти рабо­ты, глуб­же узна­ва­ли исто­рию христианства.

Йозеф Барон, титу­ляр­ный архи­епи­скоп еди­ной еван­ге­ли­че­ско-люте­ран­ской церк­ви Рос­сии, док­тор Свя­той Тео­ло­гии г. Рима, про­фес­сор Ново­го Заве­та при Санкт-Петер­бург­ской Еван­ге­ли­че­ской Бого­слов­ской Ака­де­мии. Тема докла­да: «Мар­тин Лютер и Рефор­ма­ция» 
– Ваши впе­чат­ле­ния о кон­фе­рен­ции? 
– Я участ­вую уже чет­вер­тый раз в такой науч­но-исто­ри­че­ской кон­фе­рен­ции. Каж­дый год я не толь­ко высту­паю с докла­дом, но и обо­га­ща­юсь сам. Мы слы­ша­ли деталь­но, как ста­но­вил­ся, про­ис­хо­дил Сино­даль­ный пере­вод рус­ской Биб­лии. Это осо­бое богат­ство. Каж­дая кон­фе­рен­ция – это одна грань тако­го цен­но­го кам­ня нашей хри­сти­ан­ской исто­рии. Думаю, что сле­ду­ю­щая кон­фе­рен­ция так­же будет инте­рес­на, посколь­ку в сле­ду­ю­щем году будем отме­чать 500-летие Рефор­ма­ции. Я очень духов­но рад быть здесь. Рад не толь­ко новой инфор­ма­ции, но и обще­нию с веру­ю­щи­ми людь­ми раз­ных кон­фес­сий. Это очень важ­ный момент. Мы же сохра­ня­ем­ся перед Богом для исто­рии на одной общей фото­гра­фии. Обще­ние свой­ствен­но чело­ве­ку. Важ­но, что у нас обще­ние про­ис­хо­дит через Сло­во Божие. Это заме­ча­тель­но. Ведь имен­но Сино­даль­но­му пере­во­ду Биб­лии посвя­ще­на эта кон­фе­рен­ция. 
– Осо­бен­ность этой кон­фе­рен­ции? 
– Исто­ри­че­ская, пото­му что мы рас­смат­ри­ва­ем исто­ри­че­ские вехи, фак­ты в исто­рии. Ведь исто­рия рус­ско­го Сино­даль­но­го пере­во­да Биб­лии была непро­стой. Актив­ные слу­жи­те­ли это­го пере­во­да под­вер­га­лись гоне­ни­ям. Были те, кто под­дер­жи­вал, и кто был про­тив тако­го пере­во­да. 
Науч­ная, пото­му что наша кон­фе­рен­ция систе­ма­ти­зи­ру­ет фак­ты исто­рии. Она ста­ра­ет­ся в непро­стой исто­рии хри­сти­ан­ства создать систе­ма­ти­ку, осмыс­лить эти фак­ты. Мы рас­кла­ды­ва­ем все по поня­ти­ям, поме­ща­ем в наше созна­ние. А глу­бо­кое осмыс­ле­ние фак­тов и есть науч­ность. 
– Ваши поже­ла­ния вдох­но­ви­те­лю таких кон­фе­рен­ций епи­ско­пу Ана­то­лию Ива­но­ви­чу? 
– Счи­таю, что со сто­ро­ны епи­ско­па Ана­то­лия это сво­е­го рода геро­изм орга­ни­зо­вать такие кон­фе­рен­ции. Он – чело­век духа. Осо­бая духов­ная ини­ци­а­ти­ва – созы­вать эти кон­фе­рен­ции. При­гла­сить гостей, забо­тить­ся о них. Я с Ана­то­ли­ем духов­но тру­жусь уже более 10 лет. Он в свое вре­мя был моим сту­ден­том или слу­ша­те­лем в бого­слов­ской ака­де­мии Санкт-Петер­бур­га. Мы позна­ко­ми­лись в 2004 году. Сей­час это уже более глу­бо­кое зна­ком­ство. Сла­ва Богу! Я чув­ствую, что он меня обо­га­ща­ет, и я его в чем-то допол­няю. Мы обща­ем­ся в одном духе и дру­жим! 
– Ваши поже­ла­ния еван­гель­ским хри­сти­а­нам? 
– Сам Хри­стос сна­ча­ла шел к избран­но­му наро­ду, а потом уже обра­щал­ся к дру­го­му наро­ду, начи­ная с Сама­рии. Мис­сия Хри­ста не толь­ко для одно­го избран­но­го наро­да, но для всех наро­дов мира. Мы это видим и через апо­сто­ла Пав­ла. Хри­сти­а­нин не может закры­вать­ся в себе, нуж­но идти к дру­гим, начи­ная с самых близ­ких, а самый близ­кий для каж­до­го хри­сти­а­ни­на – это дру­гой хри­сти­а­нин. Думаю, что наши кон­фес­си­о­наль­ные тра­ди­ции, обы­чаи – это все фор­маль­но. Но в самом цен­тре лежит то, что Апо­стол Павел пишет к Филип­пий­цам: «Ибо в вас долж­ны быть те же чув­ство­ва­ния, какие и во Хри­сте Иису­се». Если один за всех умер, то и мы все умер­ли. Что­бы жили через Хри­ста и шли навстре­чу друг дру­гу. Каж­дый день хри­сти­а­нин дол­жен пре­одо­ле­вать свой соб­ствен­ный малень­кий эго­изм, так­же и свой кон­фес­си­о­на­лизм. Он дол­жен смот­реть даль­ше и пред­ла­гать дру­го­му хри­сти­а­ни­ну то, что хоро­ше­го у него, в его тра­ди­ции. Над все­ми нами Хри­стос, как вче­ра, сего­дня, так и во веки. Такие кон­фе­рен­ции помо­га­ют это понять. Во вре­мя кон­фе­рен­ции мы так­же шли­фу­ем­ся. Я учусь от дру­гих, они – от меня. Это прин­цип рота­ции, дви­же­ния. Это дви­же­ние духа. А не прин­цип стаг­на­ции (с латин­ско­го “застоя”), когда нет дви­же­ния. А такие кон­фе­рен­ции – это дви­же­ние духа!

Юрий Кирил­ло­вич Сип­ко, экс-пред­се­да­тель РС ЕХБ: 
– Я вто­рой раз на кон­фе­рен­ции. Был еще на кон­фе­рен­ции, посвя­щен­ной 150-летию Еван­гель­ско­го бап­тист­ско­го дви­же­ния на Нов­го­род­чине. Как и тогда, эта кон­фе­рен­ция, посвя­щен­ная 140-летию пере­во­да Биб­лии на рус­ский язык, пре­крас­ная! Вос­хи­ща­юсь нов­го­род­ским епи­ско­пом Ана­то­ли­ем Ива­но­ви­чем, что у него есть такая страсть к исто­рии, и он соби­ра­ет людей. Рас­кры­ва­ет­ся кар­ти­на все­го вли­я­ния Божье­го Сло­ва на нашу рус­скую зем­лю. Кон­фе­рен­ция вели­ко­леп­но под­го­тов­ле­на, пре­крас­ный состав эру­ди­ро­ван­ных участ­ни­ков, охва­ты­ва­ет широ­кий спектр исто­рии, с одной сто­ро­ны, исто­рию пере­во­да Биб­лии, досто­ин­ства, необ­хо­ди­мость пере­во­да, участ­ни­ки пере­во­да – насто­я­щие герои; с дру­гой сто­ро­ны, вли­я­ние Биб­лии. Мне так­же очень понра­вил­ся доклад по твор­че­ству Есе­ни­на. Это мой люби­мый поэт, как ни стран­но это зву­чит для наше­го бап­тист­ско­го созна­ния. Есе­нин ценен тем для меня, что тво­рил насто­я­щую рус­скую поэ­зию, а не выму­чен­ное сти­хо­плет­ство. Он – сын рус­ской зем­ли и тро­ну­тый Божьей искрой. В дви­же­нии про­те­стан­тиз­ма на Руси через Сло­во Божие, мне дума­ет­ся, Есе­нин име­ет свою строчку.

Как не стран­но он более вос­при­ни­ма­ет­ся для нас, в обще­стве как немнож­ко хули­ган­ству­ю­щий парень. Но в его поэ­зии вид­но такое серд­це, мяту­ще­е­ся и стра­да­ю­щее. А сама поэ­зия без­услов­ный талант, дар от Бога. И вот сест­ра, сде­ла­ла обзор его поэ­зии. И вот эти вот крас­ки его, кото­рые он исполь­зо­вал в поэ­зии, в кото­рых смысл глу­бо­кий. Для меня это было про­сто вишен­ка на тор­те, как говорят.

За такое при­кос­но­ве­ние… вот здесь как раз прак­ти­че­ская жизнь, в Есе­нине все рав­но оста­лось это вли­я­ние Сло­ва Божье­го. Хотя в про­стой его поэ­ме, где он гово­рит о встре­че со сво­им дедуш­кой. И когда он гово­рит (сме­ет­ся): 
«А сест­ры ста­ли комсомолки.

Такая гадость! Про­сто уда­вись!» и вот эти два сло­ва, а потом он гово­рит: 
«Вче­ра ико­ны выбро­си­ли с пол­ки, 
На церк­ви комис­сар снял крест. 
Теперь и Богу негде помо­лить­ся. 
Уж я хожу украд­кой нын­че в лес, 
Молюсь оси­нам… Может, при­го­дит­ся… 
(«Воз­вра­ще­ние на роди­ну» Сер­гей Есе­нин – прим. Редакции).

Вот эти сло­ва Есе­ни­на они для меня сра­зу ком­пен­си­ру­ют всю его шалость, все его хули­ган­ство. Пото­му что так навер­но никто не ска­зал, с сар­каз­мом и болью, о том, что натво­ри­ла без­бож­ная рево­лю­ция в стране.

Кон­фе­рен­ция пред­ста­ла в сво­ем мно­го­цве­тии. Есть и Мар­тин Лютер, и наши рос­сий­ские герои веры, есть и житей­ская муд­рость через поэ­зию Есе­ни­на, так ска­зать, на кре­стьян­ских дво­рах. Ведь он знал же Сло­во Божие, при­зна­вал­ся через твор­че­ство в сво­их гре­хах, прак­ти­че­ски, рас­ка­и­вал­ся. Конеч­но, он не знал про бап­тист­скую тра­ди­цию, но что знал, то и говорил.

– Осо­бен­ность кон­фе­рен­ции? 
– Осо­бен­ность кон­фе­рен­ции в том, что она про­хо­дит в направ­ле­нии науч­но-исто­ри­че­ском. Напри­мер, доклад док­то­ра бого­сло­вия Йозе­фа Баро­на – это глу­бо­чай­шее бого­слов­ско-исто­ри­че­ское про­ник­но­ве­ние в про­те­стант­скую часть общей хри­сти­ан­ской исто­рии, воз­ник­но­ве­ние про­те­стан­тиз­ма, про­ник­но­ве­ние в суть, глу­би­ну Писа­ния. Здесь науч­ная состав­ля­ю­щая огром­ная и исто­рич­ность нали­цо. Напри­мер, доклад про Ред­сто­ка или про исто­ри­че­скую лич­ность Мари­ну Карет­ни­ко­ву. Татья­на Кирил­лов­на потря­са­ю­ще рас­ска­за­ла о Марине Сер­ге­евне! Рас­смат­ри­ва­лось вли­я­ние Еван­ге­лия, Ново­го заве­та на жизнь людей, как Свя­тое Божие вли­я­ло на людей, транс­фор­ми­ро­ва­ло созна­ние. Опыт Ред­сто­ка, кото­рый свя­зал выс­шую эли­ту вла­сти из Бри­тан­ской и Рос­сий­ской импе­рий с той про­стой про­слой­кой людей, кото­рые тоже ока­за­лись под воз­дей­стви­ем Еван­ге­лия. 
– Сле­ду­ю­щая кон­фе­рен­ция будет посвя­ще­на Рефор­ма­ции. Что бы Вы жела­ли услы­шать на ней? 
– Йозеф Барон дал экс­курс в рефор­ма­цию Мар­ти­на Люте­ра, о его стар­то­вой искре для все­го это­го про­цес­са. Надо уже эту тему все­му брат­ству под­ни­мать, что­бы она была в эпи­цен­тре юби­лей­но­го года – 500-летие Рефор­ма­ции, и мог­ла бы завер­шить­ся кон­фе­рен­ци­я­ми в раз­ных местах Рос­сии. Есть гори­зон­ты в этой теме, кото­рые мы еще не осва­и­ва­ли и не раз­мыш­ля­ли над ними. Неже­ла­ние изу­чать исто­рию при­во­дит к ошиб­кам в осу­ществ­ле­нии сво­ей мис­сии. Дай Бог, что­бы Рефор­ма­ция, став­шая для нас исто­ри­ей, ста­ла реаль­но­стью наше­го дня. Я убеж­ден, что рефор­мы мы долж­ны про­ве­сти у себя и в церк­вах, и в семьях. Хри­сти­ан­ство – это посто­ян­ная рефор­ма­ция, посто­ян­ное обнов­ле­ние, устрем­ле­ние впе­ред! Дай Бог, что­бы наша исто­рия про­бу­ди­ла нас от сна, самодовольства.

Вла­ди­ми­ро­ва Гали­на Пав­лов­на, радио­жур­на­лист. В тече­ние мно­гих лет рабо­та­ла в учеб­ной части СПЕБА (Санкт-Петер­бург­ской Еван­ге­ли­че­ской Бого­слов­ской Ака­де­мии). Тема докла­да: «Зна­че­ние цве­та в поэ­зии Есе­ни­на». Цер­ковь «Дом Еван­ге­лия», г. Санкт-Петер­бург. 
– Что для Вас было важ­но на этой кон­фе­рен­ции? 
– Важ­ны были бого­слов­ские и исто­ри­че­ские вопро­сы. Было очень инте­рес­но. Мно­го узна­ла о пере­во­де Биб­лии. Я закон­чи­ла Биб­лей­ский кол­ледж и учусь сей­час в Бого­слов­ской ака­де­мии. Что-то знаю, но глу­бо­кую инфор­ма­цию о пере­во­де Биб­лии узна­ла на этой кон­фе­рен­ции. Для себя я тут очень мно­го почерп­ну­ла. Такие кон­фе­рен­ции нуж­ны для более широ­ко­го кру­га, что­бы о ней узна­ли еще боль­ше людей. На такой кон­фе­рен­ции ощу­ща­лась связь вре­мен, исто­рия с науч­ной точ­ки зре­ния пред­став­ле­на глу­бо­ко и инте­рес­но. Так­же очень хоро­ша орга­ни­за­ция кон­фе­рен­ции. Я бла­го­дар­на Гос­по­ду и устро­и­те­лям кон­фе­рен­ции за все, что здесь было. 
– Какие темы еще для вас были инте­рес­ны? 
– Инте­рес­на была тема «Мар­тин Лютер и Рефор­ма­ция» архи­епи­ско­па Йозе­фа Баро­на. Когда Йозеф Барон гово­рил о про­те­стан­тиз­ме, я дума­ла, про­те­стан­тизм – это про­тест, а это совсем дру­гое – под­твер­жде­ние свой сути – тор­же­ствен­ное заяв­ле­ние, про­воз­гла­ше­ние, заве­ре­ние сво­их убеж­де­ний. 
– Здесь на кон­фе­рен­ции ощу­ща­лось един­ство хри­сти­ан в мно­го­об­ра­зии? 
– Конеч­но. Я хожу на Биб­лей­ские кур­сы, где чита­ют Биб­лию. Туда ходят хри­сти­ане раз­ных кон­фес­сий. На этой кон­фе­рен­ции, где при­сут­ство­ва­ли хри­сти­ане раз­ных кон­фес­сий, я ощу­ти­ла себя как в общей семье. В любой семье дети раз­ные, но это же еди­ная семья! 
– Вы бы хоте­ли еще раз при­е­хать сюда? 
– Да, очень хочу при­е­хать еще раз на такую кон­фе­рен­цию. Мне очень инте­рес­на сле­ду­ю­щая тема «Рефор­ма­ция».

Вла­ди­мир Андре­евич Сте­па­нов, заве­ду­ю­щий Биб­лио­те­кой хри­сти­ан­ско­го обще­ства «Биб­лия для всех», исто­рик-иссле­до­ва­тель, архи­вист. Издал двух­том­ник «Рож­ден­ные свы­ше на бере­гах Ижо­ры» о сто­лет­нем пути церк­ви ЕХБ г. Кол­пи­но. Тема докла­да: «Кто при­гла­сил лор­да Ред­сто­ка в Рос­сию?» 
– В чем осо­бен­но­сти дан­ных кон­фе­рен­ций? 
– Важ­но изу­чать исто­рию. А ее любят в Рос­сии, начи­ная с Пре­зи­ден­та РФ. Свет­ской исто­рии как раз не доста­ет хри­сто­цен­трич­но­сти, пото­му что Гос­подь тво­рит исто­рию, а свет­ские исто­ри­ки не могут это пока­зать. Бог в первую оче­редь тво­рит исто­рию через цер­ковь. Исто­рия еван­гель­ской церк­ви долж­на быть в фоку­се изу­че­ния, пото­му что здесь Бог себя про­яв­ля­ет пря­мым и явным обра­зом. Такие кон­фе­рен­ции долж­ны это пока­зать, под­черк­нуть, выявить, как имен­но Сло­во Божие отоб­ра­жа­ет­ся в жиз­ни подвиж­ни­ков веры, мис­си­о­нер­стве, муче­ни­че­стве, кото­ро­го было мно­го. Напри­мер, в исто­рии церк­ви еван­гель­ских хри­сти­ан- бап­ти­стов это не долж­но быть забы­то, долж­но быть изу­че­но, и мы этим зани­ма­ем­ся. 
– Ваш доклад вызвал мно­го поло­жи­тель­ных откли­ков. Что важ­но было для Вас на самой кон­фе­рен­ции как для уче­но­го, исто­ри­ка? 
– С одной сто­ро­ны, кон­фе­рен­ция помо­га­ет себя как бы дис­ци­пли­ни­ро­вать, ведь круг­лый год я зани­ма­юсь изу­че­ни­ем исто­рии, рабо­той в архи­вах, сбо­ром мате­ри­а­лов. Идет накоп­ле­ние инфор­ма­ции. До сих пор я вижу, как нам – исто­ри­кам – не доста­ет пол­но­ты инфор­ма­ции, мно­го вопро­сов оста­ет­ся нере­шен­ны­ми, дис­кус­си­он­ны­ми, непод­ня­ты­ми. Тогда надо это все узна­вать, исправ­лять, если инфор­ма­ция невер­ная. Кон­фе­рен­ция – это повод из это­го пото­ка повсе­днев­ной дея­тель­но­сти выбрать опре­де­лен­ную тему, по кото­рой у тебя уже нако­пил­ся какой-то мате­ри­ал, есть логи­че­ские выво­ды, заклю­че­ния. Тогда эту тему нуж­но офор­мить и отдать ее на обзор обще­ствен­но­сти, что­бы это ста­ло бла­го­сло­ве­ни­ем для церк­ви и всех людей. Так рож­да­ет­ся доклад. 
С дру­гой сто­ро­ны, я при­ез­жаю на кон­фе­рен­цию, пото­му что мне инте­рес­но знать, что дела­ют бра­тья, сест­ры – исто­ри­ки. Есть воз­мож­ность сотруд­ни­чать и посмот­реть у кого что полу­ча­ет­ся, кому что Бог помог открыть и сде­лать. 
Тре­тий момент. Едешь на кон­фе­рен­цию и дума­ешь, что Гос­подь пода­рит какую-то встре­чу с новы­ми людь­ми, пото­му что каж­дый хри­сти­а­нин осо­бо инте­ре­сен и уни­ка­лен, осо­бен­но тот, кто под­хо­дит твор­че­ски к дару, кото­рый ему дал Бог. Каж­дая кон­фе­рен­ция в сво­ей пол­но­те помо­га­ет решать эти три момен­та. 
– Как Вы счи­та­е­те, неслу­чай­но такие кон­фе­рен­ции про­хо­дят на Нов­го­род­чине? 
– В этом году был сюр­приз, что при­е­хал Юрий Кирил­ло­вич Сип­ко, экс-пред­се­да­тель РС ЕХБ, дей­ству­ю­щий бла­го­вест­ник-мис­си­о­нер, очень муд­рый наш стар­ший духов­ный брат. Он мне ска­зал, что таких кон­фе­рен­ций боль­ше нигде и не про­хо­дит. Я это свя­зы­ваю с тем, что Ана­то­лий Ива­но­вич явля­ет­ся уни­каль­ным мно­го­сто­рон­ним бра­том, кото­рый сов­ме­ща­ет в себе дары и пас­то­ра, и орга­ни­за­то­ра исто­ри­че­ских кон­фе­рен­ций, и музы­кан­та, и исто­ри­ка. Он не про­сто исто­рик по сво­им иссле­до­ва­ни­ям, но жела­ет орга­ни­зо­вы­вать всех дру­гих исто­ри­ков, что­бы мы соби­ра­лись, обща­лись, друг дру­га под­дер­жи­ва­ли, обме­ни­ва­лись инфор­ма­ци­ей. Поэто­му Нов­го­род­ская зем­ля слав­на име­на­ми, и в нашем бап­тист­ском брат­стве дала тако­го совре­мен­но­го подвиж­ни­ка, как А. И. Кора­бель. Хочет­ся наде­ет­ся, что еже­год­ные кон­фе­рен­ции будут про­дол­жать­ся. 
– Какие темы Вы бы хоте­ли здесь услы­шать? 
– В сле­ду­ю­щем году гря­дет круп­ная дата – 500-летие Рефор­ма­ции. Думаю, что это будет поло­же­но как девиз сле­ду­ю­щей кон­фе­рен­ции. 
– Поже­ла­ние слу­жи­те­лям еван­гель­ских церк­вей. Им нуж­на такая кон­фе­рен­ция? 
– Такая кон­фе­рен­ция важ­на и полез­на для всех слу­жи­те­лей церк­вей. Это – то направ­ле­ние дея­тель­но­сти, кото­рое недо­оце­не­но, к сожа­ле­нию, в еван­гель­ском бап­тист­ском брат­стве. В целом инте­рес к исто­рии мень­ше, чем в дру­гих кон­фес­си­ях. А еван­гель­ская исто­рия – это сви­де­тель­ство дей­ствен­но­сти Сло­ва Божье­го. Это то, что мы любим, то, что укра­ша­ет про­по­ведь. Мы в про­по­ве­ди обыч­но исполь­зу­ем совре­мен­ные сви­де­тель­ства, лич­ные впе­чат­ле­ния. Но у нас уже 150-лет­няя исто­рия, слав­ная таки­ми име­на­ми, как Паш­ков, Про­ха­нов, Корф, Боб­рин­ский, Фет­лер, Кар­гель, Карев, Жид­ков и т.д. За каж­дым име­нем – пре­крас­ная про­жи­тая поучи­тель­ная жизнь. А у кого-то и муче­ни­че­ство, и вер­ность Богу, несмот­ря ни на что. На таких при­ме­рах может под­ни­мать­ся духов­ный уро­вень и пас­то­ров и дру­гих слу­жи­те­лей. Этих людей нет рядом, но если мы будем иссле­до­вать их жиз­ни, вни­кать в их бого­слов­ские взгля­ды, про­по­ве­ди, то это реаль­но нас обо­га­тит, как буд­то они живые, как буд­то они рядом с нами.

Алла Сте­па­но­ва, супру­га В. Сте­па­но­ва, рели­гио­вед, пре­по­да­ва­ла десять лет Оте­че­ствен­ную исто­рию в сред­ней обра­зо­ва­тель­ной школе.Первый раз на кон­фе­рен­ции. 
– В нашей семье инте­рес, боль за исто­рию есть, пото­му что у рос­сий­ско­го наро­да нет исто­ри­че­ской памя­ти. Мы насту­па­ем на одни и те же граб­ли сно­ва и сно­ва, невзи­рая на декла­ра­ции наших госу­дар­ствен­ных дея­те­лей о люб­ви к исто­рии. Они обра­ща­ют­ся к ним и исполь­зу­ют для себя какие-то образ­цы, но часто это не явля­ет­ся бла­го­сло­ве­ни­ем для стра­ны. Поэто­му на такой кон­фе­рен­ции побы­вать мне было очень инте­рес­но, радост­но. Я пол­на пре­крас­ных впе­чат­ле­ний, что не оску­де­ла зем­ля Нов­го­род­ская «бога­ты­ря­ми», мно­го талан­тов, людей умных, обра­зо­ван­ных сре­ди наше­го еван­гель­ско­го сооб­ще­ства. Это очень раду­ет и дает хоро­шую пози­тив­ную надеж­ду на буду­щее раз­ви­тие, что мы смо­жем вло­жить какую-то леп­ту в буду­щее наших детей, наро­да, Оте­че­ства. Такая кон­фе­рен­ция – бла­го­сло­вен­ное меро­при­я­тие, пусть оно про­дол­жа­ет­ся из года в год, сно­ва и сно­ва. Будем рады поучаст­во­вать и бла­го­слов­лять это. 
– Поже­ла­ние женам слу­жи­те­лей? 
– На таких кон­фе­рен­ци­ях полез­но бывать женам, пото­му что наши мужья нуж­да­ют­ся в под­держ­ке, даже в плане обме­на впе­чат­ле­ни­я­ми. Важ­но супру­гам быть на одной волне и укреп­лять семью в таком един­стве! Жены долж­ны сопро­вож­дать сво­их мужей, тем более слу­жи­те­лей, не отры­вать­ся от них, быть все вре­мя рядом. Жены, при­ез­жай­те на такие кон­фе­рен­ции вме­сте с мужьями!

Юрий, Лия, Илья Лари­о­но­вы, музы­кан­ты, бла­го­вест­ни­ки, цер­ковь Кре­ста ЕХБ г. Салас­пил­са (Лат­вия). Слу­жи­те­ли Брат­ско­го дома – обще­ствен­ной орга­ни­за­ции, кото­рая помо­га­ет людям, попав­шим в алко и нар­ко­за­ви­си­мость, отверг­ну­тым обществом.

Юрий Лари­о­нов
– Мы, в первую оче­редь, бла­го­вест­ни­ки. И вме­сте с музы­кой бла­го­вест­ву­ем. Я лич­но вос­хи­щен и вооду­шев­лен инфор­ма­ци­ей, исто­ри­ей, кото­рая тут зву­ча­ла. Осо­бен­но о том зна­че­нии, кото­рое име­ло Сло­во Божие для наро­да. Ведь народ жил в те вре­ме­на, когда толь­ко свя­щен­ни­ки чита­ли на слу­же­нии пере­во­ды Биб­лии. Как гово­рил Досто­ев­ский, гибель наро­ду без Сло­ва Божье­го. Биб­лия изме­ня­ет чело­ве­ка, обще­ство. И после пере­во­да Сло­ва Божье­го на рус­ский язык оно ста­ло для наро­да, как вода, кото­рая пита­ет сухую зем­лю. Осо­бен­но меня вдох­но­ви­ло, что имен­но несколь­ко чело­век, вдох­нов­лен­ных Духом Свя­тым, боро­лись за пере­вод Биб­лии на рус­ский, доступ­ный для людей, язык. Мно­го было пре­пят­ствий, опас­но­стей для жиз­ни. 60 лет пере­во­ди­лось Сло­во Божие. Мне хочет­ся сего­дня при­со­еди­нить­ся к тем людям – апо­сто­лам, свя­щен­ни­кам, кото­рые писа­ли, пере­во­ди­ли Еван­ге­лие. 
Мы – это то поко­ле­ние, кото­рое долж­но нести Еван­ге­лие в мир, что­бы люди полу­ча­ли спа­се­ние. Мы при­вез­ли на кон­фе­рен­цию бра­тьев из Брат­ско­го дома, для кото­рых так­же дан­ная кон­фе­рен­ция, обще­ние с рос­сий­ским бра­тья­ми, сест­ра­ми послу­жи­ли осо­бен­ным обо­га­ще­ни­ем, обод­ре­ни­ем на их жиз­нен­ном пути. 
При­ез­жай­те на эту кон­фе­рен­цию. При­со­еди­няй­тесь к сон­му тех людей, кото­рые про­по­ве­до­ва­ли Еван­ге­лие, нес­ли его наро­ду, жерт­во­ва­ли сво­ей жиз­нью. Мы узна­ем мно­го ново­го, полез­но­го из исто­рии, позна­ко­ми­лись с пре­крас­ны­ми муд­ры­ми людь­ми. Это вре­мя – боль­шое бла­го­сло­ве­ние, очень полез­но, обо­га­ща­ет и еще боль­ше вдох­нов­ля­ет на слу­же­ние! 
– Поже­ла­ние А. И. Кора­бель? 
– Я очень рад, что зна­ком с таким бра­том, как Ана­то­лий Ива­но­вич. Он очень глу­бо­ко изу­ча­ет исто­рию, инте­рес­но доно­сит до всех свои иссле­до­ва­ния, чем очень вдох­нов­ля­ет. Кто не зна­ет сво­е­го про­шло­го, у того нет буду­ще­го. На таких кон­фе­рен­ци­ях мы погру­жа­ем­ся в про­шлое, что­бы пони­мать луч­ше насто­я­щее и стре­мить­ся в буду­щее с эти­ми зна­ни­я­ми. Желаю Ана­то­лию Ива­но­ви­чу не опус­кать нико­гда пару­са сво­е­го кораб­ля жиз­ни. Что­бы Дух Свя­той все­гда, как попут­ный ветер, наду­вал эти пару­са. Что­бы он все­гда был напол­нен силой для совер­ше­ния служения!

Илья Лари­о­нов
– Как Бог гово­рил Изра­и­лю: «Помни весь путь свой, кото­рым вел тебя Гос­подь». Очень важ­но знать исто­рию хри­сти­ан­ства. Невоз­мож­но понять совре­мен­ное хри­сти­ан­ство, если не рас­смот­реть ее во све­те исто­рии. Такие кон­фе­рен­ции очень важ­ны для нас – служителей!

Лия Лари­о­но­ва
– Мне было тут очень инте­рес­но. Узна­ла мно­го ново­го. Что были такие герои, пра­во­слав­ные свя­щен­ни­ки, кото­рые вопре­ки запре­там, шли и дела­ли этот пере­вод на рус­ский язык. Я сове­тую всем женам слу­жи­те­лей поучаст­во­вать в таких кон­фе­рен­ци­ях, что­бы полу­чить боль­ше зна­ний и рас­ши­рить свой кру­го­зор, это очень помо­жет в даль­ней­шем. 
Мне пода­ри­ли тут пять малень­ких дуб­ков из Нов­го­род­чи­ны, пове­зу их на наши зем­ли. Про­шло четы­ре кон­фе­рен­ции, наде­юсь, будет пятая. Бог дает не про­сто так нам жизнь. Мне хочет­ся, что­бы жен­щи­ны под­дер­жи­ва­ли сво­их мужей, устро­я­ли дома, помо­га­ли мужьям, пом­ни­ли, что они помощ­ни­цы им. Бог дал женам честь и воз­мож­ность быть более гиб­ки­ми, по осо­бо­му муд­ры­ми, что­бы мы поль­зо­ва­лись эти­ми дара­ми Божьи­ми для под­держ­ки мужей, что­бы они шли и про­по­ве­до­ва­ли Сло­во Божие, кото­рое живо и дей­ствен­но и при­но­сит свой плод!

Оль­га Нико­ла­ев­на Соко­ло­ва, фило­лог, лите­ра­ту­ро­вед, поэт, глав­ный редак­тор аль­ма­на­хов «Искры оза­ре­ний», «Синь апель­си­на», г. Санкт-Петер­бург. 
– Я счи­таю, что имен­но на таких кон­фе­рен­ци­ях объ­еди­ня­ют­ся люди всех кон­фес­сий. Сюда при­ез­жа­ют пра­во­слав­ные, като­ли­ки, про­те­стан­ты. Всех нас объ­еди­ня­ет жела­ние спло­тить­ся вокруг церк­ви, Хри­ста. Это очень важ­но. Мы про­смат­ри­ва­ем всю исто­рию хри­сти­ан­ства. Счи­таю, что тема сего­дняш­ней кон­фе­рен­ции «140-летие Сино­даль­но­го пере­во­да Биб­лии» очень важ­на, так как в докла­дах рас­смат­ри­ва­ют­ся и подвиж­ни­че­ство Фила­ре­та Мос­ков­ско­го, и подвиж­ни­че­ство Мака­рия Алтай­ско­го, а так­же свет­ских лиц, таких как Голи­цын, под­держ­ка импе­ра­тор­ско­го дома, начи­ная с Пет­ра I. Сло­во Божие, Бог, Крест Хри­стов нас объ­еди­ня­ет. Осталь­ное все неваж­но. При­ез­жая сюда, я чув­ствую себя в изме­ре­нии люб­ви Божи­ей. Это истин­ный Храм Хри­ста. 
– Какие темы Вы бы хоте­ли услы­шать здесь еще? 
– Хоте­ла бы, что­бы тема о лор­де Ред­сто­ке раз­ви­ва­лась и даль­ше, что­бы зву­ча­ла тема «Рефор­ма­ция в като­ли­че­ской церк­ви». А так­же инте­рес­но было бы послу­шать докла­ды о хариз­ма­тах и пяти­де­сят­ни­ках наше­го вре­ме­ни. Что­бы эта кон­фе­рен­ция про­дол­жа­ла рас­ши­рять Цар­ство Божие на зем­ле. Это самая важ­ная цель. 
– Что бы поже­ла­ли орга­ни­за­то­ру кон­фе­рен­ций Ана­то­лию Ива­но­ви­чу? 
– Желаю епи­ско­пу Ана­то­лию Ива­но­ви­чу тер­пе­ния и дол­го­тер­пе­ния, пото­му что все мы раз­ные и не совер­шен­ны. Ему при­хо­дит­ся во все дни кон­фе­рен­ции всех нас тер­петь и любить любо­вью Божи­ей. Он же сам актив­но участ­ву­ет в под­го­тов­ке конференций.

Под­го­то­ви­ла Зоя Бардина