Иван Обе­зья­но­вич

«Не отве­чай глу­по­му по глу­по­сти его, что­бы и тебе не сде­лать­ся подоб­ным ему; но отве­чай глу­по­му по глу­по­сти его, что­бы он не стал муд­ре­цом в гла­зах сво­их. Под­ре­зы­ва­ет себе ноги, тер­пит непри­ят­ность тот, кто дает сло­вес­ное пору­че­ние глуп­цу» (Прит. 26:4–6).

- Мно­го мил­ли­о­нов лет тому назад наши кос­ма­тые 
обе­зья­но­по­доб­ные пред­ки в силу сло­жив­ших­ся обсто­я­тельств были вынуж­де­ны спу­стить­ся с дере­вьев на зем­лю, встать на зад­ние лапы, а перед­ни­ми при­нять­ся за труд. Труд пре­об­ра­зил обе­зья­но­по­доб­ных и сде­лал их людь­ми, – увле­чен­но гово­рит Иван Гав­ри­ло­вич.- Толь­ко в умах осталь­ных людей, еще не порвав­ших с рели­ги­оз­ны­ми пере­жит­ка­ми, гнез­дят­ся анти­на­уч­ные убеж­де­ния, что чело­век создан Богом. 
Учи­тель мно­го­зна­чи­тель­но посмот­рел на уче­ни­ка из веру­ю­щей семьи. 
- Петя,- как все­гда насмеш­ли­во, спро­сил Иван Гав­ри­ло­вич,- твои роди­те­ли веру­ю­щие, навер­ное, и ты счи­та­ешь, что чело­век создан Богом? 
- Да, – без запин­ки отве­тил уче­ник. 
- И кто же был пер­вым чело­ве­ком? 
- Адам. 
- Зна­чит, ты пото­мок Ада­ма? 
- Да. 
- Что ж, при­дет­ся тебе дать отче­ство Ада­мо­вич, коль ты его пото­мок. 
Класс друж­но захо­хо­тал. Педа­гог был вполне удо­вле­тво­рен. 
- Раз­ре­ши­те и вас назы­вать по отче­ству, – ска­зал Петя. 
- Разу­ме­ет­ся… но меня все по отче­ству вели­ча­ют. 
- Если мое отче­ство Ада­мо­вич, то ваше – Обезьянович.

Класс опять раз­ра­зил­ся друж­ным сме­хом. Учи­тель тоже хохо­тал, не при­да­вая зна­че­ния то ли шут­ке, то ли ост­ро­умию маль­чи­ка. 
На сле­ду­ю­щий день Иван Гав­ри­ло­вич, встре­тив Петю, с ехид­цей спра­вил­ся о его делах, назы­вая его Пет­ром Ада­мо­ви­чем, а Петя в свою оче­редь учи­те­ля — Ива­ном Обезьяновичем.

Дети — народ вос­при­им­чи­вый. Быст­ро забыв новое отче­ство одно­класс­ни­ка, они ухва­ти­лись за необыч­ное отче­ство учи­те­ля. Вско­ре вся шко­ла назы­ва­ла Ива­на Гав­ри­ло­ви­ча Ива­ном Обе­зья­но­ви­чем. Он не на шут­ку был скон­фу­жен, ходил туча тучей и раз­дра­жал­ся, едва сдер­жи­вая гнев. Извест­но, что чем боль­ше чело­век раз­дра­жа­ет­ся, тем боль­ше его под­драз­ни­ва­ют, пре­вра­щая в объ­ект насмеш­ки. Конеч­но, по отно­ше­нию к учи­те­лю это непро­сти­тель­но, но дети быва­ют жесто­ки и бес­по­щад­ны, когда под­би­ва­ют друг дру­га на ненуж­ные подви­ги; да и дети сей­час не из пуг­ли­во­го десят­ка. В ста­ри­ну, когда нака­зы­ва­ли роз­га­ми и сте­га­ли линей­ка­ми, они учи­те­лей боя­лись. Иван Гав­ри­ло­вич жалел, что теперь не ста­рое вре­мя, он готов был нака­зы­вать всех пого­лов­но, а осо­бен­но Петю. Он вызвал Пети­но­го отца в шко­лу и пожа­ло­вал­ся, что Петя дал ему про­зви­ще. Отец и Петя изви­ни­лись, но школь­ни­ки по-преж­не­му изде­ва­лись над сво­им вос­пи­та­те­лем. Отъ­яв­лен­ных озор­ни­ков ста­ли вызы­вать в учи­тель­скую, их упре­ка­ли, гро­зи­лись даже исклю­че­ни­ем из шко­лы, если они и впредь будут звать Ива­на Гав­ри­ло­ви­ча — Ива­ном Обе­зья­но­ви­чем. Но вся­кий раз, когда Иван Гав­ри­ло­вич появ­лял­ся в ауди­то­рии, уче­ни­ки хихи­ка­ли и шушу­ка­лись. Боясь в неко­то­рой сте­пе­ни, что полу­чат плохую харак­те­ри­сти­ку, они не гово­ри­ли Обе­зья­но­вич. Но ско­ро­го­вор­кой про­из­но­си­ли не Гав­ри­ло­вич, а Горил­ло­вич и были доволь­ны изоб­ре­тен­ным каламбуром.

Вна­ча­ле Иван Гав­ри­ло­вич не улав­ли­вал в этом созву­чии дис­со­нан­са, но потом до него дошло, что созвуч­ное его насто­я­ще­му отче­ству – Горил­ло­вич, удач­но обра­зо­ва­но от сло­ва горил­ла, кото­рая срод­ни обе­зьяне, таким обра­зом под­твер­жда­лась его обе­зья­нья генеалогия.Теперь он хотел бы быть Ива­ном не пом­ня­щим род­ства, но ему назой­ли­во напо­ми­на­ли о его кос­ма­том пра­щу­ре. Иван Гав­ри­ло­вич был на гра­ни нерв­но­го рас­строй­ства. Кол­ле­ги-педа­го­ги посо­ве­то­ва­ли ему перей­ти в дру­гую шко­лу, что он охот­но сделал.

Заме­ча­ют, что без­бож­ник не оби­жа­ет­ся, когда его назы­ва­ют ате­и­стом, но раз­дра­жа­ет­ся и счи­та­ет гру­бо­стью, когда назо­вут его анти­хри­стом, хотя эти­мо­ло­ги­че­ски все правильно.

«…Како­во имя его, таков и он» (1Цар.25:25).

Ана­то­лий Вла­сов. Москва, 
14–16 сен­тяб­ря 1985г.