Иван Сте­па­но­вич Про­ха­нов (1869–1935)

Мож­но с уве­рен­но­стью ска­зать, что имя выда­ю­ще­го­ся дея­те­ля еван­гель­ско-бап­тист­ско­го дви­же­ния, пред­се­да­те­ля Все­рос­сий­ско­го Сове­та Еван­гель­ских Хри­сти­ан извест­но веру­ю­щим в самых отда­лен­ных угол­ках нашей стра­ны и за ее пре­де­ла­ми. Про­ха­нов был духов­ным писа­те­лем, поэтом, авто­ром и пере­вод­чи­ком мно­гих духов­ных песен, пре­сви­те­ром церк­ви и пла­мен­ным про­по­вед­ни­ком Еван­ге­лия.
Иван Сте­па­но­вич родил­ся во Вла­ди­кав­ка­зе. С ран­не­го дет­ства его вол­но­ва­ли вопро­сы о Боге, веч­но­сти, смыс­ле жиз­ни. Бла­го­твор­ное вли­я­ние на духов­ный мир Про­ха­но­ва ока­за­ли его роди­те­ли, кото­рые были выход­ца­ми из моло­кан. Позд­нее вме­сте с роди­те­ля­ми он посе­щал собра­ния еван­гель­ских хри­сти­ан.
На восем­на­дца­том году жиз­ни И.С.Проханов, при­няв Свя­тое вод­ное кре­ще­ние, при­со­еди­нил­ся к помест­ной церк­ви хри­сти­ан-бап­ти­стов.
После окон­ча­ния Петер­бург­ско­го тех­но­ло­ги­че­ско­го инсти­ту­та он со сво­и­ми еди­но­мыш­лен­ни­ка­ми, сре­ди кото­рых была вдо­ва извест­но­го рус­ско­го поэта Зина­и­да Нико­ла­ев­на Некра­со­ва вме­сте с пле­мян­ни­ца­ми, при­е­хал в Сим­фе­ро­поль, где орга­ни­зо­вал первую в Рос­сии еван­гель­скую ком­му­ну, назван­ную “Вер­то­град”. В кон­це 90‑х годов XIX века Иван Сте­па­но­вич уез­жа­ет на уче­бу за рубеж для изу­че­ния бого­сло­вия.
После воз­вра­ще­ния на роди­ну под­ви­зал­ся на духов­ном попри­ще в Риге, Петер­бур­ге, повсю­ду неся свет Еван­ге­лия.
Про­ха­нов вла­дел англий­ским, немец­ким и фран­цуз­ским язы­ка­ми, знал древ­не­ев­рей­ский и древ­не­гре­че­ский язы­ки.
В 1901 он женил­ся на Анне Каза­ко­вой, искрен­ней хри­сти­ан­ке, талант­ли­вой музы­кант­ше, зна­ю­щей евро­пей­ские язы­ки.
В 1909 году созвал в Петер­бур­ге пер­вый все­рос­сий­ский съезд еван­гель­ских хри­сти­ан. На этом съез­де был орга­ни­зо­ван Союз еван­гель­ских хри­сти­ан, а Про­ха­нов был избран его пред­се­да­те­лем.
В 1911 на все­мир­ном кон­грес­се бап­ти­стов в Фила­дель­фии был избран вице-пре­зи­ден­том Все­мир­но­го сою­за бап­ти­стов.
В резуль­та­те его тру­дов в Петер­бур­ге в 1913 была откры­та Биб­лей­ская шко­ла. Мно­го сил брат посвя­тил изда­нию духов­ной лите­ра­ту­ры. В 1902 году он соста­вил и издал сбор­ник духов­ных песен “Гус­ли”, в 1904–1905 годы рабо­тал над сбор­ни­ком сти­хо­тво­ре­ний под назва­ни­ем “Стру­ны серд­ца”. В 1905 году И.С.Проханов при­сту­пил к изда­нию жур­на­ла “Хри­сти­а­нин”, пер­вый номер кото­ро­го вышел 1 янва­ря 1906 года. Начи­ная с 1910 года изда­вал еже­не­дель­ную хри­сти­ан­скую газе­ту “Утрен­няя звез­да”. Так­же вышли сбор­ни­ки “Новая Арфа”, “Новые напе­вы”, еже­год­ный кален­дарь “Доб­рый совет­ник”. Весь­ма важ­ное место в изда­тель­ской дея­тель­но­сти Про­ха­но­ва зани­ма­ют изда­ния Биб­лий, Новых Заве­тов, Сим­фо­ний.
Автор гим­нов, став­ших неотъ­ем­ле­мы­ми в наших Бого­слу­же­ни­ях: “Взой­дем на Гол­го­фу, мой брат”, “О, образ совер­шен­ный”, “За еван­гель­скую веру”, “Как тро­пин­кою лес­ною”.
Не обо­шли сто­ро­ной И.С.Проханова и лич­ные тра­ги­че­ские утра­ты: в 1919 умер­ла его жена от эпи­де­мии во Вла­ди­кав­ка­зе (все­го 18 лет про­жи­ли они в бра­ке), а в 1926 от слу­чай­но­го выстре­ла погиб его млад­ший сын.
В мае 1921 вме­сте с 47 участ­ни­ка­ми 6 съез­да хри­сти­ан­ской моло­де­жи был аре­сто­ван работ­ни­ка­ми ЧК. После 3‑недельного заклю­че­ния 35 чело­век были отпу­ще­ны, а 12 стар­ших бра­тьев, в том чис­ле и И.С.Проханов, про­дер­жа­ли в заклю­че­нии три с поло­ви­ною меся­ца. Вто­рой раз в 1923 про­дер­жа­ли несколь­ко недель в Москве, в Бутыр­ке.
С 1923 по 1928 пре­по­да­вал на Биб­лей­ских кур­сах в Ленин­гра­де. Послед­ние годы жиз­ни про­шли за рубе­жом. Болезнь и кон­чи­на настиг­ли его в Гер­ма­нии. Похо­ро­нен в Берлине.

Обра­ще­ние к современникам

Интел­лек­ту­аль­ное и духов­ное состо­я­ние боль­шей части чело­ве­че­ства отра­жа­ет чистый пес­си­мизм, кото­рый день ото дня воз­рас­та­ет повсю­ду.
Моя авто­био­гра­фия есть опи­са­ние жиз­ни опти­ми­ста…
Почти всю свою жизнь я про­жил в Рос­сии, стране вели­кой печа­ли. Рус­ские люди тяже­ло стра­да­ли при преж­нем режи­ме, но изме­не­ния после рево­лю­ции при­нес­ли еще боль­шие стра­да­ния, и сего­дня наш народ испы­ты­ва­ет острую боль невы­ра­зи­мых лише­ний и труд­но­стей. С чело­ве­че­ской точ­ки зре­ния пес­си­мизм мог бы быть пол­но­стью оправ­дан­ным для тех, кто живет в Рос­сии.
Если бы было воз­мож­но, я хотел бы высту­пить по радио по все­му миру со сло­ва­ми: “Не будь­те пес­си­ми­ста­ми, будь­те опти­ми­ста­ми. Пес­си­мизм дела­ет вас сла­бы­ми, опти­мизм дела­ет вас силь­ны­ми и спо­соб­ны­ми пре­одо­леть все зло… Путь к это­му – Хри­стос”.
Уче­ние Хри­ста есть кри­сталь­но чистый опти­мизм. Как же могут его уче­ни­ки быть пес­си­ми­ста­ми? К сожа­ле­нию, на сво­ем жиз­нен­ном пути я встре­чал мно­гих хри­сти­ан, кото­рые смот­ре­ли сквозь чер­ные очки пес­си­миз­ма на буду­щее мира и хри­сти­ан­ства, на чело­ве­че­ство, куль­ту­ру и науч­ные дости­же­ния чело­ве­че­ства, и даже на хри­сти­ан­ство…
К это­му я ска­жу: “Вы не пони­ма­е­те ваше­го Хри­ста, Кото­рый ска­зал: “Радость моя в вас пре­бу­дет, и радость ваша будет совер­шен­на” (Иоан. 15:11).
Тако­вым я гово­рю, если они будут при­бли­жать­ся ко Хри­сту, Он исце­лит их, они забу­дут свое уны­ние и будут сиять луча­ми неувя­да­е­мо­го опти­миз­ма веры в Иису­са Христа.

Ваш, тор­же­ству­ю­щий в Нем, И.С.Проханов, Январь 1933

Вос­по­ми­на­ние Про­ха­но­ва о встре­че с Львом Нико­ла­е­ви­чем Толстым

После того как мы полу­чи­ли дипло­мы инже­не­ров-меха­ни­ков, мой друг С. и я реши­ли поехать домой на Кав­каз. Наш марш­рут про­хо­дил через Тулу, вбли­зи кото­рой в Ясной Поляне жил Лев Тол­стой. Мы реши­ли наве­стить его.
Мы нашли брич­ку, кото­рая довез­ла нас от Тулы до Ясной Поля­ны. Сре­ди боль­ших дере­вьев пар­ка, когда при­бли­зи­лись, мы уви­де­ли белый дом и груп­пу жен­щин, кото­рые игра­ли на поляне в тен­нис. Ста­рый чело­век с круп­ны­ми чер­та­ми лица, с седы­ми воло­са­ми и боро­дой шел в направ­ле­нии веран­ды. На его голо­ве была боль­шая белая шля­па, он был одет в белую блу­зу, серые брю­ки и гру­бые ботин­ки, и выгля­дел как садов­ник. Мы узна­ли в нем Льва Тол­сто­го. В руках он дер­жал трость и был занят тем, что во вре­мя ходь­бы ел кусок сухо­го хле­ба.
Когда Тол­стой уви­дел нас, он подо­шел, и мы пред­ста­ви­лись. Он спро­сил о том, сту­ден­та­ми како­го инсти­ту­та мы были, и затем ска­зал: “Не хоти­те ли вы прой­тись немно­го со мной по алле­ям пар­ка?” Конеч­но мы с радо­стью согла­си­лись и ска­за­ли ему: “Мы ста­ра­ем­ся быть уче­ни­ка­ми Хри­ста и хотим гово­рить с Вами о Хри­сте”. После это­го Тол­стой спро­сил нас, пред­по­чи­та­ем ли мы вме­сте с ним пой­ти в лес за гри­ба­ми или хотим почи­тать руко­пись его новой кни­ги “Цар­ство Божие внут­ри нас”? Мы пред­по­чли уви­деть руко­пись и Тол­стой, забрав­шись через окно в свою ком­на­ту, взял копию сво­ей руко­пи­си пере­дал ее нам, а сам пошел в лес с кор­зи­ной соби­рать гри­бы.
С боль­шим жела­ни­ем и инте­ре­сом мы нача­ли читать руко­пись. Через несколь­ко часов Тол­стой вошел в ком­на­ту и при­гла­сил нас на обед. Он уго­щал нас собран­ны­ми гри­ба­ми, кото­рые мы ели с боль­шим аппе­ти­том.
Конеч­но, мы не мог­ли убе­дить Тол­сто­го изме­нить свое мне­ние. Так­же и он не мог изме­нить наши убеж­де­ния и нашу веру.
Тол­стой, попро­щав­шись с нами, ска­зал, что он уве­рен в нашей искрен­но­сти и поже­лал нам все­го доб­ро­го. Он про­во­дил нас до повоз­ки, и мы поехали.

“В кот­ле Рос­сии”, И.С.Проханов