Как сказал английский публицист и философ 18 века Эдмунд Берк, история — это союз между умершими, живыми и еще не родившимися. Другими словами, это та невидимая категория, которая вне всякого времени связывает когда-либо живших на нашей земле в одно единое целое, в один союз. Ведь история — это, прежде всего, биографии.
Церковь — это тоже, прежде всего, биографии. Это судьбы верных Богу людей, живших когда-то, живущих и будущих. Может быть, перед лицом грядущей вечности знание о человеческой истории покажется кому-то маловажным и изучение ее — занятием ничтожным. Но нам кажется, что думать так можно лишь человеку очень молодому. Чем старше мы становимся, тем трепетнее начинаем относиться к тому, что уже стало достоянием прошлого, быть может, потому что частицей прошлого становится и наша жизнь.
Вы уже знаете, что этот год — год двух юбилейных дат: 480 лет протестантам в России и 135 — первой Евангельской церкви на Новгородчине. Я помню, как когда-то давно, в восьмидесятых, к нам в церковь пришло письмо из Москвы, где старшие братья просили собрать материал для книги, которую вы можете теперь подержать в руках, полистать и почитать — “История баптизма в СССР”. Пресвитером Новгородской церкви тогда был В. С. Корнев. Мы прочитали это письмо и почему-то не уделили ему должного внимания, и никакого материала не собрали. Василий Семенович был, возможно, сильно занят, а я был еще молод. Когда книга вышла в свет в 1989 году, первым делом, просматривая страницы, мне хотелось найти материал о Новгороде. Там оказалось всего лишь две строчки: о том, что в Новгороде в 14 веке были когда-то стригольники и о том, что именно здесь была официально зарегистрирована в России в 1869 году первая евангельская церковь. И все… А ведь люди в Новгороде верили в Живого Бога так, как мы с вами верим, и 100, и 200, и 480, и 600 лет назад — просто верили! Это нужно знать и этим можно гордиться.
Нас упрекают в том, что мы, живя в стране “православной” позволяем себе быть протестантами. Но исторические факты говорят о том, что протестантизм нес с собой прогресс в различные сферы человеческого общества: в экономику и политику, в образование и в семейный уклад. И все это время верующие не были безграмотными и никчемными, потому что они были образованы, трудолюбивы, имели хорошие семьи. Справедливо будет сказать, что Россия является колыбелью протестантизма, потому что, рожденный на Западе, но изгнанный из Европы, на самой ранней своей стадии развития протестантизм получил пристанище в нашей стране. Россия оказала гостеприимство, предоставила убежище протестантам, многие из которых занимали значимые посты в государстве. Мир знает многие замечательные имена протестантов, обогативших всю мировую культуру, например, Иоган Себастьян Бах. В наше же время получается, что знаменитый педагог Ян Амос Коменский — классический сектант, епископ протестантов. И кто сможет поставить в вину нашим отцам недостаток образования, когда им не давали учиться и не пускали в институты и изгоняли из учебных заведений, только лишь за то, что они верили в Христа? Так было выгодно создать миф для мира, что верующий человек — темный, необразованный, отсталый…
Сегодня же, спустя 500 лет, все еще находятся “образованные” люди, которые не хотят считать протестантов церковью. Ведь протестанты признают за основу вероучения лишь книги Священного Писания, и никаких других книг и памятников литературы. И, следовательно, они не имеют “полной Истины”. А вот Достоевский — как общеизвестно, православный писатель и мыслитель — сказал, что если б кто доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то ему лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной. Простите нас, если мы “неразумно” выбираем между истиной и Христом, но мы тоже выбираем Христа и Его Святое Слово, считая это достаточным.
Этот год в жизни Новгородской церкви был наполнен многими значимыми событиями для нашей, церковной истории, и мне трудно назвать из них большее — то ли шествие наше на День города, то ли празднование 135-летия в сентябре, то ли раздачу Библий в городе. Но событие, ставшее значимым для жизни города выделить нетрудно — до сих пор еще о нем пишут городские газеты: участие евангелистов в параде на День города. Как же мы удивились, когда узнали, что весь город попал под влияние неопятидесятников и участвовал в Марше Иисуса! А мы, было, думали что это — светское мероприятие, и хотели таким образом высказать свое уважение к жителям города и его Администрации, и духовному руководству, и любовь к родному городу. И уж никак не планировали изгнание “новгородских бесов” – как писали новгородские газеты – да и практики загонять их в рукомойник у баптистов никогда не было. Простите нам и это “неразумие”.
Мы, живя в светском государстве, всегда пытаемся в диалоге с городом использовать понятия светские. Мы хотим приносить пользу нашему обществу и не хотим чувствовать себя изгоями на своей же Родине. Посмотрите, как живут многие протестантские страны… Нас упрекают в том, что вера, мол, чужая. Но вера чужой не бывает — бывают боги чужие. Но разве кто-то отнял Христа от России? Или Он перестал быть Богом для нее? Перед небом и землей свидетельствуем: Он и наш Бог, Ему мы верим и Ему мы поклоняемся, исповедуя Отца, и Сына, и Святого Духа.
Если история — это союз и живущих, давайте все сделаем, чтобы это был союз дружбы, и мира, и любви. Так просто разжечь большой костер ненависти в таком многоконфессиональном государстве, как Россия. Но разве может он пылать в Святой стране? Не должно ли быть там терпение и снисхождение, и кроткое свидетельство о вере в большей мере истинной жизнью, а не словом?
Что запишется в истории о нас?
Записала О. Колова