Из исто­рии Рос­сий­ско­го Биб­лей­ско­го Общества

Сего­дня, спу­стя 190 лет после орга­ни­за­ции Рос­сий­ско­го Биб­лей­ско­го обще­ства, люди по-раз­но­му оце­ни­ва­ют важ­ность это­го собы­тия. Давай и мы с тобой, доро­гой чита­тель, обра­тим­ся к исто­рии. В этом году Санкт-Петер­бург празд­ну­ет свое трех­сот­ле­тие. Петр, назы­вая город горо­дом Пет­ра, посвя­тил свое тво­ре­ние Свя­то­му Апо­сто­лу. Но и сам царь Петр был уди­ви­тель­ной лич­но­стью, наре­чен­ным в исто­рии Вели­ким. Не все вели­кие люди име­ют такие титулы.

Вели­чие Пет­ра в том, что он желал пре­об­ра­зо­ва­ния Рос­сии. При­том пони­мал: что­бы повы­сить куль­тур­ный, интел­лек­ту­аль­ный и духов­ный уро­вень рус­ско­го наро­да, ему нуж­но дать про­по­ведь и Биб­лию, кото­рую он будет пони­мать. За этим и ходил рус­ский царь в Немец­кую сло­бо­ду, что­бы послу­шать и поучить­ся у про­те­стант­ских пас­то­ров-про­по­вед­ни­ков. Нов­го­род­цам будет инте­рес­но, что вни­ма­ние Пет­ра на «необ­хо­ди­мость улуч­ше­ния тек­ста Биб­лии», на то, что­бы Биб­лию при­ве­сти в соот­вет­ству­ю­щий поря­док, про­из­ве­сти реви­зию, сде­лать более доступ­ной для чте­ния, обра­тил наш зем­ляк, Нов­го­род­ский мит­ро­по­лит Иов. И тогда Петр ука­зом от 14 нояб­ря 1712 года пове­лел сде­лать реви­зию тек­ста путем сли­че­ния его с Сеп­ту­а­гин­той и Вуль­га­той, при­чем для исправ­ле­ния Вет­хо­го Заве­та за осно­ву над­ле­жа­ло брать Сеп­ту­а­гин­ту. Рабо­та эта была выпол­не­на, и выпол­не­на успеш­но, но, к сожа­ле­нию, со смер­тью Пет­ра, под­го­тов­ка к изда­нию прекратилась.

Потом обра­ти­ла вни­ма­ние на этот труд Ели­за­ве­та, частич­но — Ека­те­ри­на II. Но толь­ко когда к вла­сти при­шел Алек­сандр I, мистик по нату­ре, рабо­ты в этом направ­ле­нии воз­об­но­ви­лись. Он уси­лен­но изу­чал Биб­лию. Импе­ра­тор читал ее не толь­ко на рус­ском и сла­вян­ском, но и на фран­цуз­ском, немец­ком и дру­гих язы­ках. При­мер­но в 1812 году, спу­стя 100 лет от ука­за Пет­ра, Алек­сандр раз­ре­шил кня­зю Алек­сан­дру Нико­ла­е­ви­чу Голи­цы­ну открыть в Петер­бур­ге рус­ский фили­ал Бри­тан­ско­го Биб­лей­ско­го обще­ства. Пер­во­на­чаль­ной зада­чей Обще­ства было изда­ние книг Вет­хо­го и Ново­го Заве­тов на язы­ках не пра­во­слав­ных жите­лей Рос­сий­ской Импе­рии. Импе­ра­тор Алек­сандр I всту­пил в обще­ство на пра­вах соучре­ди­те­ля. И был одним из его попе­чи­те­лей, пери­о­ди­че­ски вно­ся опре­де­лен­ные взно­сы. В янва­ре 1813 года Биб­лей­ское Обще­ство было пре­об­ра­зо­ва­но в Рос­сий­ское, уже не как фили­ал Британского.

Реак­ци­о­не­ры во гла­ве с гра­фом Арак­че­е­вым и Архи­манд­ри­том Фоти­ем, нашим зем­ля­ком, поме­ша­ли рабо­те Биб­лей­ско­го Обще­ства. Они рас­пус­ка­ли слу­хи, что Голи­цын содей­ству­ет рас­про­стра­не­нию рели­ги­оз­ных бро­шюр не пра­во­слав­но­го, а часто даже анти­пра­во­слав­но­го содер­жа­ния, что он стре­мит­ся вве­сти сво­е­го рода все­об­щее Хри­сти­ан­ство. В декаб­ре 1824 года князь А.Н. Голи­цын был отстра­нен от руко­вод­ства Обще­ства, хотя и оста­вал­ся в мило­сти Госу­да­ре­вой, про­дол­жая обе­дать во Двор­це каж­дый день.

Конеч­но же, спу­стя 190 лет, мож­но по-раз­но­му оце­ни­вать и осмыс­ли­вать рабо­ту Биб­лей­ско­го Обще­ства. Но мы, как веру­ю­щие, долж­ны быть бла­го­дар­ны Богу за рус­скую Биб­лию, кото­рая остав­ле­на для нас, что­бы мы иссле­до­ва­ли Писа­ния. «Иссле­дуй­те Писа­ния, ибо вы дума­е­те чрез них иметь жизнь веч­ную; а они сви­де­тель­ству­ют о Мне»,- ска­зал Хри­стос (Иоанн. 5:39). Пото­му Бог осу­ществ­ля­ет Свой план спа­се­ния, и сего­дня мы бла­го­да­рим Его за это!

P.S. Зашел на днях в книж­ный мага­зин. Вни­ма­ние при­влек­ли кра­си­вые, в кожа­ных пере­пле­тах, раз­ных фор­ма­тов Биб­лии, акку­рат­но рас­став­лен­ные на полоч­ках. Посмот­рел одну из них — изда­ние Рос­сий­ско­го Биб­лей­ско­го Обще­ства… Сла­ва Тебе, Господи!