Греческое слово “historia” означает “рассказ о прошлом”. Рассказ о прошлом занимает всех. Занимает потому, что это наш путь – мост между настоящим и будущим. Отсюда и желание узнать, проникнуть в прошлое и стать его частью.
Перед нами письмо М.М. Корфа, с нежностью и любовью написанное к нам, к будущему поколению. Мы публикуем это письмо потому, что граф Корф был близким другом и помощником графа Пашкова и уверовал через месяц после него в 1874 г.
Удивительно, как человек, проживший долгую жизнь, познавший радости и горести, приемы во дворцах и изгнание за веру, в смирении сердца обращается к нам из далекого двадцать седьмого, чтобы предостеречь нас от падений и укрепить в вере. Он пишет: “Мы потеряли все и не имеем ничего; но Господь не оставляет нас…”.
Брат Корф принадлежал к тем верующим, о которых Апостол Павел говорит: “Те, которых весь мир не был достоин, скитались…”; но они помнили: имена их записаны на небесах.
Да будет имени Твоему, Господи, слава отныне и до скончания века за братьев наших, которые до конца жизни своей были верны Слову Твоему и подвизались за веру Евангельскую!
Фил. 1:27
Дорогие братья и сестры во Христе Иисусе!
Старый брат ваш не забывает вас, с которыми я разделен только земным пространством; любовь моя к вам остается неизменной.
Со времени изгнания моего из дорогого отечества я постоянно возношу искренние молитвы за вас, имена которых Господь знает. Хотя мне в июле минет, если Господу будет угодно, 85 лет, но Спаситель мой дает мне еще силы возвещать Его любовь и верность. Будем вместе ждать Его пришествия, когда Он явится на облаках взять Свою невесту, состоящую из всех искупленных драгоценною Его кровию. В мои годы я сердцем не постарел, и Господь дает мне силы – духу, душе и телу – прославлять Спасителя нашего и работать здесь, в Швейцарии, между нашими дорогими соотечественниками. Христос Тот же вчера, сегодня и вовеки, и Он дивно выводит ищущих спасения из тьмы в чудный Свой свет, и дозволяет мне быть свидетелем рождения свыше. Многие, не только наши дорогие соотечественники обращались ко мне, но и другие из проживающих здесь. Господь меня в моей немощи посылает к больным. Я возлагаю на них руки по указанному Господом в ев. Марка 16:38 и других местах Свящ. Писания, и исцеляет их Иисус. Уверен, что и между вами проявляются те же чудеса. Ведь мы находимся в полной зависимости и в полном распоряжении в руках нашего Спасителя и потому нам очень важно “Пребывание во Христе”. Об этом святом пребывании хотел побеседовать с вами, потому что Господь непрестанно указывает мне на важность этого повеления.
В этом слове Иисуса Христа я вижу повеление: “Пребудьте во Мне и Я в вас”(прочтите Иоан. 15:4 и 5) .
Эти слова, кажется, всякому известны и, несмотря на то, я немногих встречал Христиан, которые в ежедневной, обыденной жизни пребывали бы во Христе и от которых распространялось Христово благоухание (2 Кор. 2:14–15). Ведь не напрасно Слово Божие называет верующих христиан:“мы Христово благоухание Богу”…(2 Кор. 2:15). Отчего же не часто встречается это “благоухание”? Я полагаю потому, что еще мы не научились быть Мариею и находиться “у ног Спасителя нашего и слушать Его слова”. Спаситель сказал Марфе: “Ты заботишься и суетишься о многом; а одно только нужно. Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у ней” (Лук. 10:39–42). Я полагаю, что мы не научились подчиняться Духу Святому настолько, чтобы находиться в постоянном молитвенном настроении, и слабостью нашей веры препятствуем пребыванию Христа в нас.
Причины сему различны; я приведу только некоторые;
Наш старый человек еще жив, не распят Христу, Гал. 2:19 ап. Павел сказал: “Я сораспялся Христу”. На это мне говорят – это мог сказать только Апостол. Я отвечу словами ап. Варнавы и Павла, которые сами сказали: “мы подобные вам человеки” (Деян. 14:19). Важная причина, почему мы не можем пребывать во Христе, есть та, что мы еще не умерли со Христом (Кол. 2:20), и не можем сказать, что мы еще не умерли и что жизнь наша сокрыта со Христом в Боге (Кол. 3:3). Часто встречаю непоследовательность в жизни христиан. Так, например, один говорит: жизнь моя сокрыта со Христом в Боге, а спросите его: следовательно, вы почитаете себя умершим и ежедневно вы умерщвляете земные члены ваши? (Кол. 3:3,5). В ответ он признает, что старое “я” еще живо. Доколе мы не расстались с нашим прежним хозяином и не держим его под победоносною Кровию Иисуса Христа, мы не можем вкусить блаженства постоянного пребывания во Христе. Христос хочет быть собственником и владельцем всего нашего сердца, а мы должны остаться Его крепостными.
Муррей в своей прекрасной книге: “Пребывайте во Христе” поставил вопрос: могут ли верующие постоянно пребывать, возможно ли достигнуть того, чтобы здесь на земле находиться в беспрерывном общении со Христом? Ответ его был: нет, это невозможно было бы, если бы это пребывание от нас зависело и чрез нашу силу должно было быть выполнено; но он прибавил следующее слово Божие: “человекам это невозможно, Богу же все возможно” (Матф. 19:26). Человеческой власти или силе это положительно невозможно, но Богу же все возможно. Приведу к этому только два изречения из Свящ. Писания: “Я хранитель его, в каждое мгновение наполняю его ночью и днем стерегу его, чтобы кто не ворвался в него” (Ис. 27:3). “И будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад, и как источник, которого воды никогда не иссякнут” (Ис. 38:11).
Мы слишком привыкли рассчитывать на самих себя, и вера наша не есть та, которая может горы переставлять; переставлять горы, встречаемые в нашей внутренней жизни (Матф. 17:20).
Для пребывания во Христе наша вера должна постоянно быть в настоящем времени. Мы не можем сегодня жить тою верою, которую мы имели вчера. Верблюд может иметь в себе запас воды, но для веры у нас нет такого места; вера должна быть всегда в настоящем времени.
Братья и сестры! Относительно веры нашей, мы должны самих себя испытывать, в вере ли мы. “Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть” (2 Кор. 13:15). Я сам должен иметь веру, сам должен знать, Христос ли во мне? Даже ближайший наш друг не может за нас верить. Потому будем испытывать самих себя: живет ли в нас Христос? Если это есть действительность и мы в Нем пребываем, то наш “ветхий” человек не будет над нами владычествовать. Владычество имеет Христос,и мы будем с великой радостию повиноваться и покоряться Его святой воле.