Приближается 150-летие (1863–2013) Евангельского движения на Новгородской земле. В связи с этим мы продолжаем публикацию биографических очерков и свидетельств верующих, посвятивших свою жизнь служению Богу во имя Иисуса Христа на Новгородчине.
К. А. Запасный (1889 – 1938)
1937 год породил в Советском Союзе самую кровавую волну политического террора. С августа и в следующие несколько лет в стране по политическим, идеологическим и религиозным мотивам были расстреляны сотни тысяч людей разных сословий, статуса, национальностей. «Нравственные и физические мучения коснулись не только самих репрессированных, но и их родных и близких — отцов, матерей, жен, детей. Пострадало все общество, урон понесли целые сословия: дворяне, казаки, священнослужители, крестьяне, интеллигенция, рабочие…» В галерее мучеников числятся и наши земляки: Капитон Александрович Запасный и многие другие…
На допросе в июне 1935 года обвиняемый, Хепин Михаил Петрович, председатель общины в Шимске, рассказал: «После того, как выслали моих братьев, за нами был закреплен пресвитер из Старой Руссы Запасный Капитон Александрович. Пока община существовала легально, он приезжал к нам регулярно… потом приезжал редко, только для погребений и крещений, а теперь около трех лет совсем не посещает».
Подтверждение о том, что Запасный приезжал в 1932 г. в Шимск, записано и в протоколе допроса от 28 августа 1935 года, где обвиняемый Терехов Илья Тимофеевич показывает, что «сейчас у нас своего пресвитера нет, и обслуживает нас пресвитер Старо-Русской Общины Евангелистов, Запасный Капитон Александрович». Запасный действительно разъезжал по всей Ленинградской области (В 1927 году Новгородская губерния вошла в состав Ленинградской области). Он был штатным служителем Союза евангелистов, который возглавлял И.С.Проханов, выполнял функции «миссионера-проповедника», за что получал заработную плату в размере восьмидесяти рублей, и оставался в этой должности до 1933 года.
Наступил 1937 год. Напомним читателю, что с 23 февраля по 5 марта 1937 года проходил печально известный Пленум ЦК ВКП (б), на котором 3 марта с основным докладом «О недостатках партийной работы и мерах ликвидации троцкистских и иных двурушников» выступил И.В.Сталин, повторивший свой известный вывод об обострении классовой борьбы. Он заявил: «…чем больше будем продвигаться вперёд, чем больше будем иметь успехов, тем больше будут озлобляться остатки разбитых эксплуататорских классов, тем скорее будут они идти на более острые формы борьбы, тем больше они будут пакостить Советскому государству, тем больше они будут хвататься за самые отчаянные средства борьбы как последние средства обречённых».
30 июля 1937 года народный комиссар внутренних дел СССР Н.И.Ежов подписал ныне широко известный оперативный приказ № 00447 об операции по репрессированию… Если выступления И.В. Сталина и других вождей о нарастании классовой борьбы в 1930‑х годах можно расценить как злободневную политическую задачу, своеобразный социальный заказ…, то оперативный приказ НКВД был чётким руководством к действию. Он определил порядок, сроки, масштабы репрессий «антисоветских элементов», утвердил персональный состав республиканских, краевых и областных «троек», организацию их работы и полномочия.
Был определён длинный перечень «контингентов», подлежавших репрессиям. Назовём их: это «бывшие кулаки», «социально-опасные элементы, состоявшие в повстанческих, фашистских, террористических и бандитских формированиях», «члены антисоветских партий», «сектантские активисты, церковники»…
Из архивных документов от 02.06.1937 г. «Старорусское РООГПУ сообщает, что из г. Старой Руссы на постоянное место жительства в Дно выехал гр‑н Запасный Капитон Александрович, бывший крупный торговец лишенец. Будучи в г. Ст. – Руссе, он являлся лидером и проповедником секты евангелистов… Из свидетельских показаний: «…и в настоящее время занимается контрреволюционной деятельностью, не порывая своих ценных связей с евангелистами городов Ст.-Руссы, Шимск, Псков, Ленинград и Мурманск, куда выселены часть членов секты».
Анкета арестованного:
К.А.Запасный – профессиональный фотограф. Социальное положение: Служитель религиозного культа, а) До революции: из крупных кулаков – торговцев, б) После революции: Священник секты евангелистов, состав семьи: жена Галина Никитична, дочь и четыре сына.
Племянник Запасного, Гедеон, проживающий в г. Тарту, в письме от 1 марта 2003 года пишет: «Запасный Капитон был пресвитером Церкви в Старой Руссе, за что и был арестован, по-моему, в 1937 году. Умер он, после очередных пыток, под нарами истекая кровью… Он был еврей».
В справке, полученной нами из архива МВД Новгородской области от 13.07.2004 года, говорится: «Запасный К.А. 1889 г.р. уроженец д. Загорье Старорусского района, был осужден 14.03.1938 г. Тройкой УНКВД Ленинградской области (статья осуждения не указана, обвинялся как руководитель сектантской группы) к ВМН. Приговор приведен в исполнение 18.03.1938».
Вместе с Капитоном Александровичем по делу проходили: Г.И.Белов, А.П.Копейкин, В.М.Матвеев, А.Н.Никитин, И.Е.Ефимов. «Все осужденные были признаны виновными в том, что они в период 1931–1932 годов организовали нелегальную группу из числа кулаков-сектантов и проводили активную контрреволюционную пораженческую террористическую агитацию в отношении советской власти, используя для этой цели, как прикрытие, толкование Библии и Евангелия». Все они содержались в Старорусской тюрьме. 18 марта 1938 г. их расстреляли, о чем свидетельствуют составленные и подписанные акты: «приговор приведен в исполнение».
«1937–1938 годы – это гигантский масштаб репрессий, – это их плановый характер арестов и расстрелов, – это фальсификация фантастических обвинений арестованным, – это пытки и истязания во время допросов,- это закрытый характер судопроизводства, – это официальная ложь о судьбах расстрелянных, – это десятки тысяч заключенных в специальные лагеря вдов, чьи мужья были казнены, – это сотни тысяч «сирот Тридцать Седьмого» – людей с украденным детством и изломанной юностью», — пишет Председатель общества жертв политических репрессий Николай Абдин.
Разумеется, в 1957 году К.А.Запасный, как и Копейкин, Матвеев, Никитин, Ефимов, Белов были реабилитированы, но «реабилитированы посмертно», как записано в архивной справке.
Хочется надеяться, что прежние времена, умаляющие верующих, канули в лету. Сегодня будущее российских евангелистов зависит не только от нашего светского государства с условиями секуляризации российского общества, но и от осознания, самой евангельской церковью, своей роли в истории нашей державы.
Россия – это мультикультурное общество с различными обычаями, этническими и культурными группами, с разными религиозными традициями, в том числе. И мы сегодня с полной уверенностью и ответственностью можем заявить, что евангелисты и баптисты, как часть «русского протестантизма» имеют право на существование, и это сложившаяся данность.
Общественно-политические процессы, происходящие сегодня в нашей стране, не могут не волновать российских верующих: рост русского национализма и шовинизма, антизападные настроения в обществе, которые косвенно затрагивают и вопросы религии.
Источники:
1. Архив УФСБНО. 1а/15262
2. Архив УФСБПс.О. Д. АА-3876
3. Архив ХЕЦН. Ф‑СР18
4. Лубянка. Сталин и Главное управление госбезопасности НКВД. Архив Сталина. Документы высших органов партийной и государственной власти. 1937 – 1938. М., 2004.
5. Сталин И.В. Сочинения. Т. 14. Март 1934 – 1940. М., 1997.