Мы живем во время, которое названо в Библии “временем великого отступления от веры”. Поэтому сегодняшняя тема – “Как устоять в вере” – особенно актуальна всем нам. В Библии сказано: Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды. (1‑е Кор. 16:13) Апостол говорил эти слова в то время, когда Евангелие только набирало обороты, когда люди еще не знали жизни в атмосфере великого отступления. Эти слова звучали так давно, но насколько актуальнее это слово для нас.
Однажды Иисус сравнивал Церковь последнего времени с десятью девами, которые уснули. И когда ночью пришел Жених, все проснулись, но не у всех было масло в светильниках, чтобы выйти навстречу Жениху, не все видели Жениха. Тьма и ночь символизируют нынешний век. Важно: есть ли масло в наших светильниках, что внутри нас.
Время великого отступления… Как можно отказаться от Иисуса, Который ради нас, грешников, пришел на землю, но не был принят, а был осужден на мученическую казнь через распятие, познал римский бич, шесть часов агонии на голгофском кресте, унижения и оскорбления… Все это Господь сделал ради нас, ради того, чтобы спасти нас. А люди вместо благодарности отказываются от Господа. Будем ли и мы жить, как люди, не принимающие Господа? Нет!
Не хочется быть самоуверенным, как Симон, сказавший: “Если даже все отрекутся, я нет”. Нужно молиться о том, чтобы Господь помогал нам оставаться верными, потому что человек по своей сути отступник. Из-за этого Десять заповедей начинаются так: “Я Господь, Бог твой…, да не будет у тебя других богов пред лицем Моим”. И за это мы должны молиться. Каждый день говори Господу: я хочу быть живым, не отдай меня этому миру, сохрани меня в вере.
“…будьте мужественны, тверды.” Сегодня, к сожалению, больше мужества в женщинах, чем в мужчинах. Некоторые жены более бодрствуют и более стоят в вере, чем их мужья. Я благодарен Господу за свою жену, потому что часто она является голосом совести и голосом Господа в моей жизни. И если моя жена перестанет быть мужественной, то мне будет очень тяжело оставаться отцом, мужем и священником.
Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? (Лука 18:7,8)
Господь говорит, что нужно молиться и не унывать, и не важно, видишь ты результат сиюминутно или нет. Конечно, хочется получить то, о чем молишься, сразу или как можно быстрее, но если этого не произойдет, – продолжай молиться завтра, неделю, месяц или даже год. Нужно понимать, что каждый день молитвы приближает твою мечту.
В восьмом стихе Господь задает вопрос: придя, найдет ли Он веру на земле? Речь не идет о количестве церквей или людях, посещающих их. Иисус говорит о вере в людях, о масле, которое однажды нужно будет зажечь. Есть ли в нас то, что можно зажечь, или мы уже пустые? Можно вспомнить времена, когда люди на всю общину имели только одно Евангелие, они ценили его, очень бережно к нему относились и передавали из семьи в семью. Сегодня существует много того, что может зажечь нашу веру, а раньше зажигала всего лишь одна книжечка под названием «Новый завет». Сегодня можно слушать христианскую музыку, читать различную христианскую литературу, в церквах светло и тепло, и все же это век отступничества. Находятся люди, которые говорят: я не буду ходить в церковь. Но кому необходимо ходить в церковь, как не нам?
Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. (Евреям 11:1)
Не всегда мы сразу получаем то, о чем молимся. Нужно научиться ждать. Чтобы устоять в вере, необходимо научиться ждать столько, сколько нужно. Верующий человек является ожидающим. В настоящее время мы ожидаем Небесного Царства. Мы не можем видеть его, но мы уверены, что оно есть. Некоторые говорят, как вы можете верить в Бога, которого не видели? А кто, скажите, видел свои мозги? Но мы ведь верим, что они есть.
Люди отступают от Господа тогда, когда теряют веру, когда не хотят больше ждать. Господь не раскидывается дарами направо и налево, все, что у Него есть, очень ценно. Когда мы ожидаем, то тогда начинает приходить осознание ценности. И когда мы, наконец, получаем просимое, отношение к этому соответствующее. Если ребёнок говорит, что хочет велосипед, ролики или еще что-то, и родители говорят, что подарят это на день рождения или на какой-либо другой праздник, ребенок начинает ждать этого дня. Когда он это получит, радости его не будет границ, он всем расскажет о своем подарке, будет хвалиться и радоваться, потому что ценит подарок.
Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется. Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слышали? как слышать без проповедующего? И как проповедывать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое! Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас? Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия. (Римлянам 10:13–17)
Каждый хочет жить счастливо, иметь счастливую семью, замечательных детей и многое другое, но это от чего-то зависит. Источником всего доброго является Бог. И наше счастье зависит от наличия в нас веры.
Люди мира не верят в Библейскую истину “что ты сеешь, то и будешь пожинать”. Они думают, что чем больше они будут работать, тем больше будет денег. Работать нужно, но есть один секрет – десятина. Мы не заработали бы денег, если бы Бог не дал нам здоровья, возможностей и др. Все, что мы имеем, дано нам Богом. И десять процентов из всего нашего прибытка по праву принадлежит Ему.
“Как слышать без проповедующего?” Кто-то может сказать: “Я и сам могу Библию почитать”. – Правильно, почитать можешь. Но написано, что вера приходит от слышания, а не от чтения. А слышать Слово Божье люди ходят в Церковь. Это сегодня некоторые верующие взяли моду вместо воскресных Богослужений смотреть христианские программы по телевизору или по Интернету. Это какая-то виртуальная церковь получается. Некоторые самодовольные люди так и говорят, что принадлежат только к Вселенской церкви, а их пастор – сам Иисус Христос. Таким хочется сказать: вы – бомжи, у вас нет дома, нет семьи. Господь придет за Церковью, за общиной, а не будет собирать отдельных вольнодумствующих беспризорников. Да не думают такие люди, что чтение Библии автоматически делает их святыми и причастными к Церкви Божьей. Дьявол тоже знает, что написано в Библии, он ее Самому Иисусу Христу цитировал, когда искушал Его.
И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова. (Ефесянам 4:11,12)
Нельзя взять на себя больше, чем дано от Бога. Многие хотят стать Апостолами. И в некоторых церквах – все апостолы, хотя плодов нет. Апостол Павел говорит: “плоды моего апостольства – вы в Господе”. Если есть пастор, то у него есть церковь, которая испытана годами. Конечно, можно собрать людей вместе, но станут ли они церковью, изменятся ли их жизни? Сегодня их соберешь, а завтра их не будет. Если Господь ставит апостола или пророка, то видны результаты. Есть люди, которые часто говорят: “и вот Господь мне сказал..” С Авраамом, который назван другом Бога, Господь говорил всего четыре раза. И каждый раз, когда Бог говорил, Авраам падал ниц перед Ним. А некоторые современные верующие заявляют, что Бог может им по сорок раз в день говорить.
Мы живем в век великого отступления, потому что люди отступают от основ. Люди разучились слушать своих пасторов и научились читать Библию и толковать ее по-своему, научились слушать телевизор и пр. Из-за этого в людях мало веры, и они начинают отступать. Написано, что вера не от чтения, а от слышания. Потому что можно читать и ничего не понимать. Однажды я ехал в поезде с человеком, который был уфологом. Он сказал, что в Библии написано про НЛО. Спрашиваю: “И где же?” Он вспомнил историю восхищения Илии на огненной колеснице, это, по его мнению, были инопланетяне; упомянул облако, которое взяло Иисуса от учеников и вознесло, перечислил еще несколько мест Писания, в которых ему видилось НЛО. Тогда я понял, почему долгое время священники были против того, чтобы печатали Библии, чтобы она была у каждого. Люди гордые толкуют Библию по-своему, часто с выгодой для себя самих. Так возникали и возникают ереси. Уфолог понимает Писание уфологически, жадный читает и видит, что вдова дала только лепту и т.п.
“Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.” Хорошо, когда мы умеем слушать, когда наша вера растет, и плохо, если мы теоретики. Теоретики – это люди, которые в теории знают все, но ничего не делают. Можно знать, что нужно работать, но искать причину, чтобы на нее не ходить.
Но скажет кто-нибудь: “ты имеешь веру, а я имею дела”: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? И исполнилось слово Писания: “веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим”. Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только? Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем? Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва. (Иакова 2:18–26)
Если в нас есть вера, то ее должно быть видно. Теоретики много знают и возводят это в поэму, им так нравится много знать, но они ничего не делают. Иаков пишет, что и бесы веруют и даже трепещут. Получается, нет никакой разницы между теоретиками и бесами, потому что никто из них для Господа ничего не делает. Одна разница – что бесы трепещут, а теоретики нет.
Неосновательные люди эти теоретики. Вера есть, но она мертвая, потому что для них главное – просто ее иметь. Что толку, если мы будем знать, что нужно работать и давать десятину, а делать так не будем. Такие люди становятся нищими и жалуются, что денег не хватает. Не хватает, потому что люди нарушают два закона: работать и давать десятину.
Иногда люди говорят: что-то в семье не ладится, все стало хуже. Можно открыть Библию и прочитать уже известные всем места Писания о семье, вспомнить то, о чем им говорили. Если жена будет целыми днями сидеть дома, а не вести активный образ жизни, то муж обязательно это заметит, и ему сразу захочется на рыбалку или еще куда-нибудь. Но семья создается, чтобы люди были счастливы. Не для того, чтобы просто была семья, как у всех, но чтобы быть счастливыми. Все знают, что нужно делать, чтобы семья была счастливой, но не все делают. Если вера не движется, не работает, то она постепенно умирает. Зачем нам мертвая вера? Люди с мертвой верой могут только о ней говорить, но показать не могут. Однажды два ученика шли в храм в час молитвы девятый и встретили хромого, который просил денег. Но они дали ему то, что у них было – они его исцелили.
В чем заключается наша вера? Для некоторых – это прийти на богослужение, и то, если на машине довезут. Для кого-то считается героизмом доехать до церкви на маршрутке. И окончим проповедь местом Писания, с которого начинали: Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды. В этот век великого отступления нужно сделать все, чтобы устоять в вере. Необходимо каждый день молиться Господу об этом. Необходимо запасаться маслом у продающих, а продающие – это пасторы.
Епископ Олег Серов “Живая вера” №4 за 2011 год
Как устоять в вере?
