Как усто­ять в вере?

Мы живем во вре­мя, кото­рое назва­но в Биб­лии “вре­ме­нем вели­ко­го отступ­ле­ния от веры”. Поэто­му сего­дняш­няя тема – “Как усто­ять в вере” – осо­бен­но акту­аль­на всем нам. В Биб­лии ска­за­но: Бодр­ствуй­те, стой­те в вере, будь­те муже­ствен­ны, твер­ды. (1‑е Кор. 16:13) Апо­стол гово­рил эти сло­ва в то вре­мя, когда Еван­ге­лие толь­ко наби­ра­ло обо­ро­ты, когда люди еще не зна­ли жиз­ни в атмо­сфе­ре вели­ко­го отступ­ле­ния. Эти сло­ва зву­ча­ли так дав­но, но насколь­ко акту­аль­нее это сло­во для нас. 
 
Одна­жды Иисус срав­ни­вал Цер­ковь послед­не­го вре­ме­ни с деся­тью дева­ми, кото­рые усну­ли. И когда ночью при­шел Жених, все просну­лись, но не у всех было мас­ло в све­тиль­ни­ках, что­бы вый­ти навстре­чу Жени­ху, не все виде­ли Жени­ха. Тьма и ночь сим­во­ли­зи­ру­ют нынеш­ний век. Важ­но: есть ли мас­ло в наших све­тиль­ни­ках, что внут­ри нас. 
 
Вре­мя вели­ко­го отступ­ле­ния… Как мож­но отка­зать­ся от Иису­са, Кото­рый ради нас, греш­ни­ков, при­шел на зем­лю, но не был при­нят, а был осуж­ден на муче­ни­че­скую казнь через рас­пя­тие, познал рим­ский бич, шесть часов аго­нии на гол­гоф­ском кре­сте, уни­же­ния и оскорб­ле­ния… Все это Гос­подь сде­лал ради нас, ради того, что­бы спа­сти нас. А люди вме­сто бла­го­дар­но­сти отка­зы­ва­ют­ся от Гос­по­да. Будем ли и мы жить, как люди, не при­ни­ма­ю­щие Гос­по­да? Нет! 
 
Не хочет­ся быть само­уве­рен­ным, как Симон, ска­зав­ший: “Если даже все отре­кут­ся, я нет”. Нуж­но молить­ся о том, что­бы Гос­подь помо­гал нам оста­вать­ся вер­ны­ми, пото­му что чело­век по сво­ей сути отступ­ник. Из-за это­го Десять запо­ве­дей начи­на­ют­ся так: “Я Гос­подь, Бог твой…, да не будет у тебя дру­гих богов пред лицем Моим”. И за это мы долж­ны молить­ся. Каж­дый день гово­ри Гос­по­ду: я хочу быть живым, не отдай меня это­му миру, сохра­ни меня в вере. 
 
“…будь­те муже­ствен­ны, твер­ды.” Сего­дня, к сожа­ле­нию, боль­ше муже­ства в жен­щи­нах, чем в муж­чи­нах. Неко­то­рые жены более бодр­ству­ют и более сто­ят в вере, чем их мужья. Я бла­го­да­рен Гос­по­ду за свою жену, пото­му что часто она явля­ет­ся голо­сом сове­сти и голо­сом Гос­по­да в моей жиз­ни. И если моя жена пере­ста­нет быть муже­ствен­ной, то мне будет очень тяже­ло оста­вать­ся отцом, мужем и свя­щен­ни­ком. 
Бог ли не защи­тит избран­ных Сво­их, вопи­ю­щих к Нему день и ночь, хотя и мед­лит защи­щать их? Ска­зы­ваю вам, что подаст им защи­ту вско­ре. Но Сын Чело­ве­че­ский, при­дя, най­дет ли веру на зем­ле? (Лука 18:7,8) 
Гос­подь гово­рит, что нуж­но молить­ся и не уны­вать, и не важ­но, видишь ты резуль­тат сию­ми­нут­но или нет. Конеч­но, хочет­ся полу­чить то, о чем молишь­ся, сра­зу или как мож­но быст­рее, но если это­го не про­изой­дет, – про­дол­жай молить­ся зав­тра, неде­лю, месяц или даже год. Нуж­но пони­мать, что каж­дый день молит­вы при­бли­жа­ет твою меч­ту. 
 
В вось­мом сти­хе Гос­подь зада­ет вопрос: при­дя, най­дет ли Он веру на зем­ле? Речь не идет о коли­че­стве церк­вей или людях, посе­ща­ю­щих их. Иисус гово­рит о вере в людях, о мас­ле, кото­рое одна­жды нуж­но будет зажечь. Есть ли в нас то, что мож­но зажечь, или мы уже пустые? Мож­но вспом­нить вре­ме­на, когда люди на всю общи­ну име­ли толь­ко одно Еван­ге­лие, они цени­ли его, очень береж­но к нему отно­си­лись и пере­да­ва­ли из семьи в семью. Сего­дня суще­ству­ет мно­го того, что может зажечь нашу веру, а рань­ше зажи­га­ла все­го лишь одна кни­жеч­ка под назва­ни­ем «Новый завет». Сего­дня мож­но слу­шать хри­сти­ан­скую музы­ку, читать раз­лич­ную хри­сти­ан­скую лите­ра­ту­ру, в церк­вах свет­ло и теп­ло, и все же это век отступ­ни­че­ства. Нахо­дят­ся люди, кото­рые гово­рят: я не буду ходить в цер­ковь. Но кому необ­хо­ди­мо ходить в цер­ковь, как не нам? 
Вера же есть осу­ществ­ле­ние ожи­да­е­мо­го и уве­рен­ность в неви­ди­мом. (Евре­ям 11:1) 
 
Не все­гда мы сра­зу полу­ча­ем то, о чем молим­ся. Нуж­но научить­ся ждать. Что­бы усто­ять в вере, необ­хо­ди­мо научить­ся ждать столь­ко, сколь­ко нуж­но. Веру­ю­щий чело­век явля­ет­ся ожи­да­ю­щим. В насто­я­щее вре­мя мы ожи­да­ем Небес­но­го Цар­ства. Мы не можем видеть его, но мы уве­ре­ны, что оно есть. Неко­то­рые гово­рят, как вы може­те верить в Бога, кото­ро­го не виде­ли? А кто, ска­жи­те, видел свои моз­ги? Но мы ведь верим, что они есть. 
 
Люди отсту­па­ют от Гос­по­да тогда, когда теря­ют веру, когда не хотят боль­ше ждать. Гос­подь не рас­ки­ды­ва­ет­ся дара­ми напра­во и нале­во, все, что у Него есть, очень цен­но. Когда мы ожи­да­ем, то тогда начи­на­ет при­хо­дить осо­зна­ние цен­но­сти. И когда мы, нако­нец, полу­ча­ем про­си­мое, отно­ше­ние к это­му соот­вет­ству­ю­щее. Если ребё­нок гово­рит, что хочет вело­си­пед, роли­ки или еще что-то, и роди­те­ли гово­рят, что пода­рят это на день рож­де­ния или на какой-либо дру­гой празд­ник, ребе­нок начи­на­ет ждать это­го дня. Когда он это полу­чит, радо­сти его не будет гра­ниц, он всем рас­ска­жет о сво­ем подар­ке, будет хва­лить­ся и радо­вать­ся, пото­му что ценит пода­рок. 
 
Ибо вся­кий, кто при­зо­вет имя Гос­подне, спа­сет­ся. Но как при­зы­вать Того, в Кого не уве­ро­ва­ли? как веро­вать в Того, о Ком не слы­ша­ли? как слы­шать без про­по­ве­ду­ю­ще­го? И как про­по­ве­ды­вать, если не будут посла­ны? как напи­са­но: как пре­крас­ны ноги бла­го­вест­ву­ю­щих мир, бла­го­вест­ву­ю­щих бла­гое! Но не все послу­ша­лись бла­го­вест­во­ва­ния. Ибо Иса­ия гово­рит: Гос­по­ди! кто пове­рил слы­шан­но­му от нас? Итак вера от слы­ша­ния, а слы­ша­ние от сло­ва Божия. (Рим­ля­нам 10:13–17) 
 
Каж­дый хочет жить счаст­ли­во, иметь счаст­ли­вую семью, заме­ча­тель­ных детей и мно­гое дру­гое, но это от чего-то зави­сит. Источ­ни­ком все­го доб­ро­го явля­ет­ся Бог. И наше сча­стье зави­сит от нали­чия в нас веры. 
Люди мира не верят в Биб­лей­скую исти­ну “что ты сеешь, то и будешь пожи­нать”. Они дума­ют, что чем боль­ше они будут рабо­тать, тем боль­ше будет денег. Рабо­тать нуж­но, но есть один сек­рет – деся­ти­на. Мы не зара­бо­та­ли бы денег, если бы Бог не дал нам здо­ро­вья, воз­мож­но­стей и др. Все, что мы име­ем, дано нам Богом. И десять про­цен­тов из все­го наше­го при­быт­ка по пра­ву при­над­ле­жит Ему. 
 
“Как слы­шать без про­по­ве­ду­ю­ще­го?” Кто-то может ска­зать: “Я и сам могу Биб­лию почи­тать”. – Пра­виль­но, почи­тать можешь. Но напи­са­но, что вера при­хо­дит от слы­ша­ния, а не от чте­ния. А слы­шать Сло­во Божье люди ходят в Цер­ковь. Это сего­дня неко­то­рые веру­ю­щие взя­ли моду вме­сто вос­крес­ных Бого­слу­же­ний смот­реть хри­сти­ан­ские про­грам­мы по теле­ви­зо­ру или по Интер­не­ту. Это какая-то вир­ту­аль­ная цер­ковь полу­ча­ет­ся. Неко­то­рые само­до­воль­ные люди так и гово­рят, что при­над­ле­жат толь­ко к Все­лен­ской церк­ви, а их пас­тор – сам Иисус Хри­стос. Таким хочет­ся ска­зать: вы – бом­жи, у вас нет дома, нет семьи. Гос­подь при­дет за Цер­ко­вью, за общи­ной, а не будет соби­рать отдель­ных воль­но­дум­ству­ю­щих бес­при­зор­ни­ков. Да не дума­ют такие люди, что чте­ние Биб­лии авто­ма­ти­че­ски дела­ет их свя­ты­ми и при­част­ны­ми к Церк­ви Божьей. Дья­вол тоже зна­ет, что напи­са­но в Биб­лии, он ее Само­му Иису­су Хри­сту цити­ро­вал, когда иску­шал Его. 
 
И Он поста­вил одних Апо­сто­ла­ми, дру­гих про­ро­ка­ми, иных Еван­ге­ли­ста­ми, иных пас­ты­ря­ми и учи­те­ля­ми, к совер­ше­нию свя­тых, на дело слу­же­ния, для сози­да­ния Тела Хри­сто­ва. (Ефе­ся­нам 4:11,12) 
 
Нель­зя взять на себя боль­ше, чем дано от Бога. Мно­гие хотят стать Апо­сто­ла­ми. И в неко­то­рых церк­вах – все апо­сто­лы, хотя пло­дов нет. Апо­стол Павел гово­рит: “пло­ды мое­го апо­столь­ства – вы в Гос­по­де”. Если есть пас­тор, то у него есть цер­ковь, кото­рая испы­та­на года­ми. Конеч­но, мож­но собрать людей вме­сте, но ста­нут ли они цер­ко­вью, изме­нят­ся ли их жиз­ни? Сего­дня их собе­решь, а зав­тра их не будет. Если Гос­подь ста­вит апо­сто­ла или про­ро­ка, то вид­ны резуль­та­ты. Есть люди, кото­рые часто гово­рят: “и вот Гос­подь мне ска­зал..” С Авра­амом, кото­рый назван дру­гом Бога, Гос­подь гово­рил все­го четы­ре раза. И каж­дый раз, когда Бог гово­рил, Авра­ам падал ниц перед Ним. А неко­то­рые совре­мен­ные веру­ю­щие заяв­ля­ют, что Бог может им по сорок раз в день гово­рить. 
 
Мы живем в век вели­ко­го отступ­ле­ния, пото­му что люди отсту­па­ют от основ. Люди разу­чи­лись слу­шать сво­их пас­то­ров и научи­лись читать Биб­лию и тол­ко­вать ее по-сво­е­му, научи­лись слу­шать теле­ви­зор и пр. Из-за это­го в людях мало веры, и они начи­на­ют отсту­пать. Напи­са­но, что вера не от чте­ния, а от слы­ша­ния. Пото­му что мож­но читать и ниче­го не пони­мать. Одна­жды я ехал в поез­де с чело­ве­ком, кото­рый был уфо­ло­гом. Он ска­зал, что в Биб­лии напи­са­но про НЛО. Спра­ши­ваю: “И где же?” Он вспом­нил исто­рию вос­хи­ще­ния Илии на огнен­ной колес­ни­це, это, по его мне­нию, были ино­пла­не­тяне; упо­мя­нул обла­ко, кото­рое взя­ло Иису­са от уче­ни­ков и воз­нес­ло, пере­чис­лил еще несколь­ко мест Писа­ния, в кото­рых ему види­лось НЛО. Тогда я понял, поче­му дол­гое вре­мя свя­щен­ни­ки были про­тив того, что­бы печа­та­ли Биб­лии, что­бы она была у каж­до­го. Люди гор­дые тол­ку­ют Биб­лию по-сво­е­му, часто с выго­дой для себя самих. Так воз­ни­ка­ли и воз­ни­ка­ют ере­си. Уфо­лог пони­ма­ет Писа­ние уфо­ло­ги­че­ски, жад­ный чита­ет и видит, что вдо­ва дала толь­ко леп­ту и т.п. 
“Итак вера от слы­ша­ния, а слы­ша­ние от сло­ва Божия.” Хоро­шо, когда мы уме­ем слу­шать, когда наша вера рас­тет, и пло­хо, если мы тео­ре­ти­ки. Тео­ре­ти­ки – это люди, кото­рые в тео­рии зна­ют все, но ниче­го не дела­ют. Мож­но знать, что нуж­но рабо­тать, но искать при­чи­ну, что­бы на нее не ходить. 
 
Но ска­жет кто-нибудь: “ты име­ешь веру, а я имею дела”: пока­жи мне веру твою без дел тво­их, а я пока­жу тебе веру мою из дел моих. Ты веру­ешь, что Бог един: хоро­шо дела­ешь; и бесы веру­ют, и тре­пе­щут. Но хочешь ли знать, неосно­ва­тель­ный чело­век, что вера без дел мерт­ва? Не дела­ми ли оправ­дал­ся Авра­ам, отец наш, воз­ло­жив на жерт­вен­ник Иса­а­ка, сына сво­е­го? Видишь ли, что вера содей­ство­ва­ла делам его, и дела­ми вера достиг­ла совер­шен­ства? И испол­ни­лось сло­во Писа­ния: “веро­вал Авра­ам Богу, и это вме­ни­лось ему в пра­вед­ность, и он наре­чен дру­гом Божи­им”. Види­те ли, что чело­век оправ­ды­ва­ет­ся дела­ми, а не верою толь­ко? Подоб­но и Раав блуд­ни­ца не дела­ми ли оправ­да­лась, при­няв согля­да­та­ев и отпу­стив их дру­гим путем? Ибо, как тело без духа мерт­во, так и вера без дел мерт­ва. (Иако­ва 2:18–26) 
 
Если в нас есть вера, то ее долж­но быть вид­но. Тео­ре­ти­ки мно­го зна­ют и воз­во­дят это в поэ­му, им так нра­вит­ся мно­го знать, но они ниче­го не дела­ют. Иаков пишет, что и бесы веру­ют и даже тре­пе­щут. Полу­ча­ет­ся, нет ника­кой раз­ни­цы меж­ду тео­ре­ти­ка­ми и беса­ми, пото­му что никто из них для Гос­по­да ниче­го не дела­ет. Одна раз­ни­ца – что бесы тре­пе­щут, а тео­ре­ти­ки нет. 
 
Неосно­ва­тель­ные люди эти тео­ре­ти­ки. Вера есть, но она мерт­вая, пото­му что для них глав­ное – про­сто ее иметь. Что тол­ку, если мы будем знать, что нуж­но рабо­тать и давать деся­ти­ну, а делать так не будем. Такие люди ста­но­вят­ся нищи­ми и жалу­ют­ся, что денег не хва­та­ет. Не хва­та­ет, пото­му что люди нару­ша­ют два зако­на: рабо­тать и давать деся­ти­ну. 
 
Ино­гда люди гово­рят: что-то в семье не ладит­ся, все ста­ло хуже. Мож­но открыть Биб­лию и про­чи­тать уже извест­ные всем места Писа­ния о семье, вспом­нить то, о чем им гово­ри­ли. Если жена будет целы­ми дня­ми сидеть дома, а не вести актив­ный образ жиз­ни, то муж обя­за­тель­но это заме­тит, и ему сра­зу захо­чет­ся на рыбал­ку или еще куда-нибудь. Но семья созда­ет­ся, что­бы люди были счаст­ли­вы. Не для того, что­бы про­сто была семья, как у всех, но что­бы быть счаст­ли­вы­ми. Все зна­ют, что нуж­но делать, что­бы семья была счаст­ли­вой, но не все дела­ют. Если вера не дви­жет­ся, не рабо­та­ет, то она посте­пен­но уми­ра­ет. Зачем нам мерт­вая вера? Люди с мерт­вой верой могут толь­ко о ней гово­рить, но пока­зать не могут. Одна­жды два уче­ни­ка шли в храм в час молит­вы девя­тый и встре­ти­ли хро­мо­го, кото­рый про­сил денег. Но они дали ему то, что у них было – они его исце­ли­ли. 
 
В чем заклю­ча­ет­ся наша вера? Для неко­то­рых – это прий­ти на бого­слу­же­ние, и то, если на машине дове­зут. Для кого-то счи­та­ет­ся геро­из­мом дое­хать до церк­ви на марш­рут­ке. И окон­чим про­по­ведь местом Писа­ния, с кото­ро­го начи­на­ли: Бодр­ствуй­те, стой­те в вере, будь­те муже­ствен­ны, твер­ды. В этот век вели­ко­го отступ­ле­ния нуж­но сде­лать все, что­бы усто­ять в вере. Необ­хо­ди­мо каж­дый день молить­ся Гос­по­ду об этом. Необ­хо­ди­мо запа­сать­ся мас­лом у про­да­ю­щих, а про­да­ю­щие – это пас­то­ры. 
 
Епи­скоп Олег Серов “Живая вера” №4 за 2011 год