Как в Ада­ме все умирают…

Писа­ние гово­рит: «Как в Ада­ме все уми­ра­ют, так во Хри­сте все ожи­вут» (1Кор. 15.22).

Судь­ба все­го чело­ве­че­ства реши­лась в двух лю-дях: пер­вый чело­век Адам, кото­рый стал душ ю живою, и послед­ний Адам, кото­рый есть Дух Живо­тво­ря­щий (1 Кор. 15.45). Поче­му так?

В Ада­ме опре­де­ли­лась даль­ней­шая судь­ба всех людей, ибо весь род чело­ве­че­ский про­изо­шел от чре­сел его. То есть наслед­ствен­ным обра­зом люди вос­при­ни­ма­ют ген тиче­скую струк­ту­ру сво­их роди­те­лей (Рим.5.12). И не толь­ко саму чело­ве­че­скую при­ро­ду мы полу­ча­ем по нас-лед­ству. По наслед­ству дети полу­ча­ют иму­ще­ство роди­те­лей, их зем­ли, состо­я­ние, их пра­ва, а так­же, что гораз­до менее при­ят­но, – дол­ги роди­те­лей, их обя­за­тель­ства перед дру­ги­ми людь­ми и даже их поро­ки. Бог так­же гово­рит, что бла­го­слов­ля­ет детей за роди­те­лей, но и про­кля­тие роди­те­лей ложит­ся на детей. Так что роди­те­ли все­гда в отве­те за сво­их детей, даже если они это­го не при­зна­ют. Дети не все­гда с радо­стью вос­при­ни­ма-ют дол­ги роди­те­лей, но от это­го они нику­да уйти не могут. Родить­ся чело­ве­ком, а не бес­сло­вес­ной тва­рью, – это вели­кая милость, кото­рую пра­о­тец Адам оста­вил нам, но это так­же и вели­кая беда из-за насле­ду­е­мой гре­хов­ной природы.

Что­бы изба­вить чело­ве­ка не толь­ко от гре­ха и нака­за­ния за него, но и от гре­хов­ной при­ро­ды, необ­хо­ди­мо было пере­ме­нить род чело­ве­ка, то есть изме­нить его гено­тип. Ему надо родить­ся не от гре­хов­но­го Ада­ма, а от дру­го­го, Без­греш­но­го. Имен­но поэто­му вто­рым чело­ве­ком, в Кото­ром реши­лась судь­ба чело­ве­че­ства, явил­ся Иисус Хри­стос, кото­рый назван послед­ним Адамом.

Как в одном чело­ве­ке всем его потом­кам осуж­де­ние, так в дру­гом Чело­ве­ке всем Его потом­кам оправ­да­ние. (Рим. 5.15–19).

Хри­стос усы­но­вил весь род чело­ве­че­ский и на Гол­гоф­ском кре­сте каким-то непо­сти­жи­мым и таин­ствен­ным обра­зом вобрал в Себя все чело­ве­че­ство, жив­шее до Него, во вре­мя Его и после Него (1 Кор.15–22). И наша связь со Хри­стом ста­ла такой же реаль­ной, как и связь с Ада­мом. Хри­стос стал Заме­сти­те­лем и пол­но­моч­ным Пред­ста­ви­те­лем все­го рода чело­ве­че­ско­го. Как Адам, так и Хри­стос, вошли в мир необыч­ным путем: Адам, в отли­чие от всех про­чих людей, не был рож­ден, но был сотво­рен. Хри­стос рож­ден, но не как обык­но­вен­ный чело­век. Он рож­ден не от семе­ни чело­ве­че­ско­го, а от Духа Свя­то­го (Лк.1.35). Во Хри­сте нес­ли­ян­но и нераз­дель­но сов­ме­сти­лись две при­ро­ды: одна от Марии – чело­ве­че­ская – и дру­гая от Духа Свя­то­го – Боже­ствен­ная (Рим.8.3). Поэто­му Иисус Хри­стос. будучи вполне чело­ве­ком, был одно­вре­мен­но и вполне Богом, нахо­дясь в «подо­бии пло­ти гре­хов­ной» (Рим.8.3). То, что Он был зачат от Духа Свя­то­го, изба­ви­ло Его от наслед­ствен­но­го пер­во­род­но­го гре­ха (Лк.1.35). И посе­му, будучи сам чист и неви­нен, Он мог стать жерт­вой, кото­рую Бог готов был при­нять. С дру­гой сто­ро­ны, бла­го­да­ря тако­му поло­же­нию, Он мог взять на Себя наши гре­хи (1 Пет.2.24) и стать сово­куп­ным гре­хом вме­сто нас (2 Кор. 5.21).

Для того, что­бы побе­дить и обви­нить смерть, нуж­но было само­му быть чистым и без­греш­ным, но для того, что­бы смерть взя­ла в свои ледя­ные объ­я­тья, надо было иметь грех. Смерть забра­ла Хри­ста, пото­му что на Нем был грех все­го чело­ве­че­ства, но не мог­ла удер­жать Его, пото­му что у Него не было соб­ствен­но­го гре­ха. Таким обра­зом, вели­чай­шая зада­ча Иису­са Хри­ста заклю­ча­лась в сохра­не­нии сво­ей без­греш­но­сти до самой смер­ти, и Он бле­стя­ще выпол­нил ее. Даже сата­на не мог най­ти ниче­го пороч­но­го в зем­ном хож­де­нии Иису­са Хри­ста (Ин.14.30).

Таким обра­зом, Гол­гоф­ской смер­тью Хри­стос иску­пил весь род чело­ве­че­ский и каж­до­го чело­ве­ка в отдель­но­сти от вины, от вла­сти и силы гре­ха. Божья любовь упла­ти­ла выкуп Божьей спра­вед­ли­во­сти. Закон «За грех – смерть » Был испол­нен, но не над чело­ве­ком, а над Самим Сыном Божьим. С это­го вре­ме­ни каж­дый чело­век потен­ци­аль­но сво­бо­ден, без­гре­шен и име­ет жизнь веч­ную, но это искуп­ле­ние долж­но стать реаль­но­стью для каж­до­го чело­ве­ка. Бог открыл две­ри тем­ни­цы и объ­явил амни­стию узни­ку, обре­чен­но­му на смерть. Более того, Бог даже оправ­дал его, пред­став­ляя в духов­ном мире как бы нико­гда не совер­шав­шим ника­ких пре­ступ­ле­ний, чистым и неповинным.

Но дей­ствие это амни­стии, обре­те­ние жиз­ни веч­ной и без­греш­но­сти теперь зави­сит от того, при­мет ли чело­век жерт­ву Хри­ста или нет. Согла­сит­ся ли вый­ти на сво­бо­ду или пред­по­чтет остать­ся в тюрь­ме? Бог, со Сво­ей сто­ро­ны, сде­лал все! Оста­лись толь­ко реше­ние чело­ве­ка и ответ­ствен­ность чело­ве­ка за свое решение.

Каза­лось бы, какой узник захо­чет сидеть в тем­ни­це, если его оправ­да­ли, какой смер­тель­ный боль­ной не захо­чет при­нять лекар­ство, кото­рое гаран­ти­ру­ет ему жизнь и здо­ро­вье, какой нищий отверг­нет усы­нов­ле­ние, кото­рое пред­ла­га­ет ему царь его стра­ны? Все эти вопро­сы име­ют одно­знач­ный ответ – каж­дый чело­век вос­поль­зу­ет­ся луч­шим, а не худ­шим. Но поче­му же тогда не все спа­са­ют­ся, оста­ют­ся в тем­ни­це, уми­ра­ют от болез­ни и про­дол­жа­ют нищен­ское суще­ство­ва­ние? Ока­зы­ва­ет­ся, в то, что тебя оправ­да­ли, надо пове­рить, то, что лекар­ство исце­ля­ет, надо при­нять верой, с тем, что царь тебя усы­нов­ля­ет, надо согла­сить­ся. Спо­соб, кото­рым потен­ци­аль­ное спа­се­ние ста­но­вит­ся для чело­ве­ка реаль­но­стью, назы­ва­ет­ся верой.

Как неко­гда перед Ада­мом был выбор, кото­рый он дол­жен был сде­лать верой, так и перед каж­дым чело­ве­ком сего­дня сто­ит выбор, кото­рый он дол­жен был сде­лать верой, так и перед каж­дым чело­ве­ком сего­дня сто­ит выбор, кото­рый надо совер­шить верой. Адам и Ева мог­ли пове­рить лука­во­му зме­и­но­му обо­льще­нию, что они вку­сят запрет­ных пло­дов и не умрут, а мог­ли пове­рить Божьим сло­вам: «смер­тью умре­те». Они были сво­бод­ны, но они толь­ко, умо­зри­тель­но зна­ли, что такое смерть. Дети Ада­ма несво­бод­ны. Они рабы гре­ха, но зато они пре­крас­но зна­ют, что такое смерть и не хотят ее, но тот же самый зме­и­ный голос шеп­чет каж­до­му чело­ве­ку: «Бери от жиз­ни все, что можешь, умрешь и на этом конец!

Кто зна­ет – будет ли там, после смер­ти, что-то.» А с дру­гой сто­ро­ны голос Божий гово­рит: «Поверь в жерт­ву Иису­са Хри­ста, покай­ся и живи жиз­нью освя­ще­ния и будешь наслед­ни­ком Цар­ства Небес­но­го, а не суда Божьего».

Како­му голо­су верить? На чью сто­ро­ну стать? Выбрать ли вре­мен­ное гре­хов­ное удо­воль­ствие, кото­рое толь­ко кажет­ся удо­воль­стви­ем, а по дости­же­нии обо­ра­чи­ва­ет­ся горе­чью, или избрать веч­ное бла­жен­ство, кото­ро­го не видишь, хотя и можешь пред­вку­шать уже здесь, на зем­ле? В реше­нии это­го вопро­са про­яв­ля­ет­ся сво­бод­ный выбор каж­до­го чело­ве­ка на осно­ве его веры.

Фак­ти­че­ски, Бог воз­вра­ща­ет нас к Себе таким же путем, каким мы ушли от Него: неве­ри­ем люди ушли и верою они долж­ны воз­вра­щать­ся (Евр. 11.6). Адам пове­рил сатане и не пове­рил Богу, теперь Гос­подь уста­но­вил, что­бы люди пове­ри­ли Ему и не вери­ли сатане. Толь­ко так чело­век может вос­поль­зо­вать­ся иску­пи­тель­ной жерт­вой Хри­ста и спастись.

С. В. Санников

ИТАК:

Бог создал чело­ве­ка, а чело­век, имея сво­бод­ную волю, ушел от Бога, не пове­рил Ему и тем самым впал в грех. Бог, воче­ло­ве­чив­шись, Сво­ей соб­ствен­ной Свя­той Кро­вью запла­тил пла­ту за грех, удо­вле­тво­рив Свое пра­во­су­дие, и при­ми­рил с Собой чело­ве­ка. Во Хри­сте Он рож­да­ет новое тво­ре­ние, но дела­ет это не без уча­стия чело­ве­ка. Чело­ве­ку сле­ду­ет верою при­нять дар божий и иметь жизнь вечную.