Иустин Мученик (100 – 165 г.г.) в своих трудах оставил нам бесценные свидетельства о природе христианского поклонения во II веке. Апологет говорит о крещении как введении в братство, о чтении Писания, о молитвах, о праздновании Трапезы Господней и о поцелуе мира. Таким образом, защитник христианской веры святое лобзание ставит в один ряд с другими церковными установлениями, тем самым утверждая его значимость.
В Первом Послании Фессалоникийцам написано: «Приветствуйте всех братьев лобзанием святым». Благочестивая традиция позволяет братьям приветствовать братьев, сестрам – сестер. Брат же с сестрой приветствуются рукопожатием мира.
Святое лобзание – это привилегия тех, кто вступил в завет с Господом Иисусом Христом через Святое Водное Крещение.
Поцелуй всегда был распространенной формой приветствия на Востоке. Исполняя повеление Господне, пришел Пророк Самуил к Саулу, чтобы совершить помазание первого царя Израиля. Он взял сосуд с елеем и вылил на голову Саула и, поцеловав его, благословил.
Во времена Христа на земле была традиция в среде Апостолов приветствоваться целованием. В последнюю ночь Иуда «поприветствовал» Иисуса, но это был поцелуй предательства. Основанием для святого приветствия является только вера во Христа и любовь к Нему. Для христиан же этот обычай должен быть внешним проявлением внутреннего состояния любви и единства.
Лобзанию святому есть место не только при встрече, но и при расставании. «Бог с тобою и со мною, доколе свидимся». Так, Апостол Павел, прощаясь с ефесскими Пресвитерами, преклонил колена свои и со всеми ими помолился. Расставаясь, служители падали на шею Павла и целовали его.
Почти все Послания Нового Завета заканчиваются приветствием любви и мира. Также и Апостол Петр дает наставление церкви: «Приветствуйте друг друга лобзанием святым». В Послании к Римлянам Апостол Павел говорит: «Приветствуйте друг друга с целованием святым». Это повеление Апостолов, святой поцелуй – выражение веры во Христа Иисуса, и любви, и мира к брату и сестре. Что значит «святой»? – «Святой» – значит отделенный от зла, это выражение духовного, не земного, это выражение заповеди «Возлюби Господа Бога твоего и ближнего твоего как самого себя».
Там, где собираются двое или трое во имя Господа – там и Он с ними. Там, где двое – там трое, там, где трое – там уже четверо, потому что Христос незримо присутствует среди верующих. Это отличает святое лобзание от других поцелуев: мамы к ребенку, мужа к жене, родственника к родственнику. Когда Бог пребывает с нами, тогда лобзание святое, тогда благодать, любовь и общение.
Л.В.Шульц