Хри­сти­ан­ская эти­ка. Урок пер­вый: «Поце­луй мира»

Иустин Муче­ник (100 – 165 г.г.) в сво­их тру­дах оста­вил нам бес­цен­ные сви­де­тель­ства о при­ро­де хри­сти­ан­ско­го покло­не­ния во II веке. Апо­ло­гет гово­рит о кре­ще­нии как вве­де­нии в брат­ство, о чте­нии Писа­ния, о молит­вах, о празд­но­ва­нии Тра­пезы Гос­под­ней и о поце­луе мира. Таким обра­зом, защит­ник хри­сти­ан­ской веры свя­тое лоб­за­ние ста­вит в один ряд с дру­ги­ми цер­ков­ны­ми уста­нов­ле­ни­я­ми, тем самым утвер­ждая его зна­чи­мость. 
В Пер­вом Посла­нии Фес­са­ло­ни­кий­цам напи­са­но: «При­вет­ствуй­те всех бра­тьев лоб­за­ни­ем свя­тым». Бла­го­че­сти­вая тра­ди­ция поз­во­ля­ет бра­тьям при­вет­ство­вать бра­тьев, сест­рам – сестер. Брат же с сест­рой при­вет­ству­ют­ся руко­по­жа­ти­ем мира. 
Свя­тое лоб­за­ние – это при­ви­ле­гия тех, кто всту­пил в завет с Гос­по­дом Иису­сом Хри­стом через Свя­тое Вод­ное Кре­ще­ние. 
Поце­луй все­гда был рас­про­стра­нен­ной фор­мой при­вет­ствия на Восто­ке. Испол­няя пове­ле­ние Гос­подне, при­шел Про­рок Саму­ил к Сау­лу, что­бы совер­шить пома­за­ние пер­во­го царя Изра­и­ля. Он взял сосуд с еле­ем и вылил на голо­ву Сау­ла и, поце­ло­вав его, бла­го­сло­вил. 
Во вре­ме­на Хри­ста на зем­ле была тра­ди­ция в сре­де Апо­сто­лов при­вет­ство­вать­ся цело­ва­ни­ем. В послед­нюю ночь Иуда «попри­вет­ство­вал» Иису­са, но это был поце­луй пре­да­тель­ства. Осно­ва­ни­ем для свя­то­го при­вет­ствия явля­ет­ся толь­ко вера во Хри­ста и любовь к Нему. Для хри­сти­ан же этот обы­чай дол­жен быть внеш­ним про­яв­ле­ни­ем внут­рен­не­го состо­я­ния люб­ви и един­ства. 
Лоб­за­нию свя­то­му есть место не толь­ко при встре­че, но и при рас­ста­ва­нии. «Бог с тобою и со мною, доко­ле сви­дим­ся». Так, Апо­стол Павел, про­ща­ясь с ефес­ски­ми Пре­сви­те­ра­ми, пре­кло­нил коле­на свои и со все­ми ими помо­лил­ся. Рас­ста­ва­ясь, слу­жи­те­ли пада­ли на шею Пав­ла и цело­ва­ли его. 
Почти все Посла­ния Ново­го Заве­та закан­чи­ва­ют­ся при­вет­стви­ем люб­ви и мира. Так­же и Апо­стол Петр дает настав­ле­ние церк­ви: «При­вет­ствуй­те друг дру­га лоб­за­ни­ем свя­тым». В Посла­нии к Рим­ля­нам Апо­стол Павел гово­рит: «При­вет­ствуй­те друг дру­га с цело­ва­ни­ем свя­тым». Это пове­ле­ние Апо­сто­лов, свя­той поце­луй – выра­же­ние веры во Хри­ста Иису­са, и люб­ви, и мира к бра­ту и сест­ре. Что зна­чит «свя­той»? – «Свя­той» – зна­чит отде­лен­ный от зла, это выра­же­ние духов­но­го, не зем­но­го, это выра­же­ние запо­ве­ди «Воз­лю­би Гос­по­да Бога тво­е­го и ближ­не­го тво­е­го как само­го себя». 
Там, где соби­ра­ют­ся двое или трое во имя Гос­по­да – там и Он с ними. Там, где двое – там трое, там, где трое – там уже чет­ве­ро, пото­му что Хри­стос незри­мо при­сут­ству­ет сре­ди веру­ю­щих. Это отли­ча­ет свя­тое лоб­за­ние от дру­гих поце­лу­ев: мамы к ребен­ку, мужа к жене, род­ствен­ни­ка к род­ствен­ни­ку. Когда Бог пре­бы­ва­ет с нами, тогда лоб­за­ние свя­тое, тогда бла­го­дать, любовь и общение.

Л.В.Шульц