Хри­стос Воскрес!

Доро­гие чита­те­ли, сего­дня в пред­две­рии Пас­хи Хри­сто­вой хочет­ся ска­зать вам несколь­ко слов об этом.

При­ро­да празд­ни­ка Пас­хи ухо­дит сво­и­ми кор­ня­ми дале­ко в Вет­хий Завет, в кни­гу Исход, кото­рая опи­сы­ва­ет первую Пас­ху и исход евре­ев из еги­пет­ско­го раб­ства. Этот исход стал про­об­ра­зом пере­хо­да чело­ве­че­ства из раб­ства смер­ти и гре­ха в Цар­ство Божи­ей сво­бо­ды – сво­бо­ды лич­но­сти от веч­ной про­бле­мы: угне­те­ния и раб­ства, от фак­та конеч­но­сти нашей жиз­ни в пер­спек­ти­ве веч­но­сти. Сло­во «Пас­ха» озна­ча­ет «про­хож­де­ние», «избав­ле­ние», то есть празд­ник Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва, празд­ник Пас­хи обо­зна­ча­ет про­хож­де­ние от смер­ти к жиз­ни и от зем­ли к небесам.

Еврей­ский празд­ник Пей­сах отме­чал­ся и отме­ча­ет­ся в озна­ме­но­ва­ние выхо­да изра­иль­ско­го наро­да из еги­пет­ско­го пле­на под пред­во­ди­тель­ством Мои­сея. Исто­рия гла­сит, что когда-то евреи нахо­ди­лись в раб­стве у егип­тян и тер­пе­ли вся­че­ские лише­ния, одна­ко, несмот­ря на это, они про­дол­жа­ли верить в Бога и ждать сво­е­го освобождения.

В память об этих собы­ти­ях «все­му обще­ству сынов Изра­и­ле­вых» пред­пи­сы­ва­лось вече­ром 14-го ниса́на (пер­во­го меся­ца еврей­ско­го кален­да­ря) при­но­сить в жерт­ву а́гнца — одно­лет­не­го ягнён­ка или коз­лён­ка муж­ско­го пола, без поро­ка, кото­ро­го сле­до­ва­ло испечь на огне и съесть пол­но­стью, не пре­ло­мив костей, с опре́сноками и горь­ки­ми тра­ва­ми в семей­ном кру­гу в тече­ние пас­халь­ной ночи (Исх. 12:1—10, Чис. 9:1—14). Вку­ше­ние пас­халь­ной тра­пезы высту­па­ло как «сви­де­тель­ство глав­но­го собы­тия всей вет­хо­за­вет­ной исто­рии» — исхо­да евре­ев из Египта.

Пас­халь­ный агнец ина­че име­но­вал­ся «пас­хой» («песа­хом»). Такое упо­треб­ле­ние мож­но най­ти, в част­но­сти, в рас­ска­зах Еван­ге­ли­стов о Тай­ной Ве́чери.

Пас­ха в Новом Завете

Пас­ха неод­но­крат­но упо­ми­на­ет­ся в Еван­ге­ли­ях, но осо­бое место зани­ма­ет в них рас­сказ о Тай­ной Ве́чере, кото­рая у Мат­фея, Мар­ка и Луки опи­са­на как празд­нич­ная пас­халь­ная тра­пе­за (Мф. 26:17—19, Мк. 14:12—16, Лк. 22:8—15), и о после­ду­ю­щем рас­пя­тии Иису­са Христа.

Имен­но во вре­мя Тай­ной Вече­ри Иисус Хри­стос про­из­нёс сло­ва и совер­шил дей­ствия, кото­рые поме­ня­ли смысл празд­ни­ка. Иисус заме­нил Собой место пас­халь­ной жерт­вы, и в резуль­та­те «вет­хая Пас­ха ста­но­вит­ся Пас­хой ново­го Агн­ца, заклан­но­го ради очи­ще­ния людей одна­жды и навсегда».

Посколь­ку казнь состо­я­лась в пят­ни­цу, «то Иудеи, дабы не оста­вить тел на кре­сте в суб­бо­ту … про­си­ли Пила­та, что­бы пере­бить у них голе­ни и снять их» (Ин. 19:31), и вои­ны пере­би­ли голе­ни рас­пя­тым раз­бой­ни­кам, одна­ко же, «при­дя к Иису­су, как уви­де­ли Его уже умер­шим, не пере­би­ли у Него голе­ней» (Ин. 19:32—32). Иоанн Бого­слов, кото­рый рас­ска­зы­ва­ет об этих собы­ти­ях, нахо­дит в них испол­не­ние слов Свя­щен­но­го Писа­ния: «Ибо сие про­изо­шло, да сбу­дет­ся Писа­ние: кость Его да не сокру­шит­ся» (Ин. 19:36).

В наше вре­мя люди отме­ча­ют празд­ник Пас­хи, вспо­ми­ная о подви­ге Иису­са Хри­ста. Веру­ю­щие поздрав­ля­ют друг дру­га с тем, что Хри­стос Вос­крес. Для хри­сти­ан празд­ник озна­ча­ет пере­ход от смер­ти к веч­ной жиз­ни со Хри­стом – от зем­ли к небу.

Вос­кре­се­ние Иису­са Хри­ста откры­ло Сла­ву Его Боже­ства, скры­тую до это­го под покро­вом уни­же­ния: позор­ной и страш­ной смер­ти на кре­сте рядом с рас­пя­ты­ми пре­ступ­ни­ка­ми – раз­бой­ни­ка­ми. Вос­кре­се­ние Гос­по­да Иису­са Хри­ста сви­де­тель­ству­ет, что Он воис­ти­ну есть Сын Божий. Вос­крес­нув, Он освя­тил, бла­го­сло­вил и утвер­дил общее вос­кре­се­ние всех людей, кото­рые вос­ста­нут от зем­ли во все­об­щий день вос­кре­се­ния, как из семе­ни вырас­та­ет колос.

«…Хри­стос вос­крес из мерт­вых, пер­ве­нец из умер­ших. Ибо, как смерть через чело­ве­ка, [так] через чело­ве­ка и вос­кре­се­ние мерт­вых. Как в Ада­ме все уми­ра­ют, так во Хри­сте все ожи­вут, каж­дый в сво­ем поряд­ке: пер­ве­нец Хри­стос, потом Хри­сто­вы, в при­ше­ствие Его» (1Кор.15:20–23).

Новое пони­ма­ние Пас­халь­ной Жерт­вы хоро­шо отра­жа­ют сло­ва апо­сто­ла Пав­ла (1Кор.5:7): «…Пас­ха наша, Хри­стос, заклан за нас».

Итак, как Бог осво­бо­дил евре­ев от еги­пет­ско­го раб­ства, так и хри­сти­а­нин осво­бож­да­ет­ся от раб­ства гре­ха посред­ством смер­ти и вос­кре­се­ния Иису­са Хри­ста; таким обра­зом Вет­хо­за­вет­ная Пас­ха ста­ла про­об­ра­зом Пас­хи Христовой.

С празд­ни­ком вас! Хри­стос Вос­крес! Воис­ти­ну Воскрес!

Гл. редак­тор