Колос­ки полынихи

В 1910 г. неда­ле­ко от дерев­ни Ручьи Шим­ско­го рай­о­на посе­лил­ся купец Полу­нин. Его жена нача­ла про­по­ве­до­вать новое для того вре­ме­ни и той мест­но­сти веро­уче­ние Еван­гель­ских Хри­сти­ан. После сво­ей про­по­ве­ди, кото­рая про­во­ди­лась в местеч­ке Шимск, при­гла­ша­ла бед­ня­ков на чай, про­си­те­лю ока­зы­ва­ла мате­ри­аль­ную помощь. 
“Я так­же ока­зал­ся в этом круж­ке Еван­гель­ских Хри­сти­ан”, – так сви­де­тель­ству­ет о себе и об орга­ни­за­ции Шим­ской общи­ны житель той мест­но­сти Фомин В.П. (рас­стре­лян в 1937). В его харак­те­ри­сти­ке в трид­цать седь­мом напи­шут: 
“…про­фес­сия и спе­ци­аль­ность – сек­тант­ский поп”, и далее: “До и после рево­лю­ции состо­ит руко­во­ди­те­лем сек­тант­ской орга­ни­за­ции”. 
Фомин видел, что все веру­ю­щие жили меж­ду собой друж­но и бес­ко­рыст­но помо­га­ли друг дру­гу, не тре­буя вза­мен ниче­го – кро­ме вза­им­ной люб­ви – как напи­са­но (Рим.13,8.). Вот и захо­те­лось Васи­лию Пет­ро­ви­чу стать одним из них, попро­бо­вать сов­ме­стить насущ­ные дела, уже извест­ные ему за трид­цать пять лет жиз­ни зем­ной, с духов­ной жиз­нью, кото­рая в Иису­се Хри­сте обе­ща­ла ему веч­ность. 
Неве­ру­ю­щие же люди, не пони­мая Духа Еван­ге­ли­стов, гово­ри­ли: “Если хочешь постро­ить дом или орга­ни­зо­вать дело, иди в еван­ге­ли­сты…” 
По сви­де­тель­ствам мно­гих, имен­но так про­по­ве­до­ва­ли Сло­во Божие паш­ков­цы, помо­гая людям не толь­ко Сло­вом, но и делом. 
Как раз об этом и писал Ф.М. Досто­ев­ский в “Днев­ни­ке писа­те­ля” после посе­ще­ния собра­ний Ред­сто­ка и “паш­ков­цев” в Петер­бур­ге: “…Он дела­ет чуде­са над серд­ца­ми людей: к нему льнут; мно­гие пора­же­ны: ищут бед­ных, чтоб поско­рей обла­го­де­тель­ство­вать их и почти хотят раз­дать свое име­ние”. 
Из вос­по­ми­на­ний ста­рей­ше­го чле­на Шим­ской, а затем Нов­го­род­ской церк­ви, Крас­но­вой Ека­те­ри­ны Васи­льев­ны: “Пом­ню, Полу­ни­на вышла на крыль­цо, и вид её как-то сму­тил нас: она была в длин­ном свет­лом пла­тье, никак не похо­жая на жите­лей Шим­ска. Было замет­но, что это стат­ная дама, кра­си­вая, хоро­шо оде­тая, пока­за­лось, очень важ­ная, но при­вет­ли­вая. Гово­ри­ли, она при­ез­жа­ла из Санкт-Петер­бур­га”. 
Жите­ли Шим­ска про­зва­ли её “Полы­ни­хой”. (Впо­след­ствии это имя перей­дет к ней, Крас­но­вой Е.В.) 
“Мы, малень­кие, под­би­ра­ли коло­сья на убран­ном поле, потом, отде­лив зер­но от мяки­ны, носи­ли Полы­ни­хе, что­бы обме­нять на ябло­ки. В то вре­мя в Шим­ске садов было мало, а у нее был боль­шой сад и мно­го раз­лич­ных пло­до­вых дере­вьев. Пом­нит­ся, что мы пере­ез­жа­ли через реку паро­мом. И когда езди­ли на собра­ние в Ста­рую Рус­су, пере­ехав через Шелонь, папа все­гда пока­зы­вал и гово­рил: “Вот с пра­вой сто­ро­ны име­ние всем извест­ной в Шим­ске Полы­ни­хи”. А если слу­ча­лось на поез­де, име­ние нахо­ди­лось с левой сто­ро­ны”. 
С уве­рен­но­стью мож­но ска­зать, что она – Полы­ни­ха – при­ни­ма­ла ребят и заклю­ча­ла с ними сдел­ку не пото­му, что ей нуж­ны были колос­ки, а пото­му, что душа у неё была хри­сти­ан­кой. Эта жен­щи­на име­ла связь с петер­бург­ской ари­сто­кра­ти­ей, воз­мож­но, и с гра­фом Паш­ко­вым В.А. 
Вна­ча­ле она при­гла­ша­ла к себе извест­но­го в Шим­ске пека­ря, Вол­ко­ва Миха­и­ла Ива­но­ви­ча. Миха­ил при­гла­сил к себе, а потом и к Полы­ни­хе, Куз­не­цо­ва Апол­ло­на Гав­ри­ло­ви­ча и Хепи­на Дмит­рия из дерев­ни Иль­мень, и они нача­ли соби­рать­ся для изу­че­ния Сло­ва Божье­го. Так из малень­ко­го круж­ка по изу­че­нию Свя­щен­но­го Писа­ния в Шим­ске, в доме куп­ца Полу­ни­на, орга­ни­зо­ва­лась Цер­ковь. 
У Вол­ко­ва был боль­шой дом в цен­тре, на пере­крест­ке (в насто­я­щее вре­мя на этом месте постро­ен ДК) и своя пекар­ня, в кото­рой он выпе­кал булоч­ки и дру­гую про­дук­цию для желез­но­до­рож­ной лав­ки. В доме Вол­ко­ва (после кон­фис­ка­ции в 1930‑м и до ВОВ в нем был пром­то­вар­ный мага­зин) по вос­крес­ным дням про­во­ди­лись Бого­слу­же­ния и устра­и­ва­лись так назы­ва­е­мые у хри­сти­ан вече­ри люб­ви. 
“Нас уго­ща­ли вкус­ны­ми булоч­ка­ми с чаем и фрук­та­ми”, – вспо­ми­на­ет Крас­но­ва Е. В. 
Брат Дмит­рия Хепи­на, Миха­ил – пре­сви­тер с 1931 по1935 г. – на допро­се, в июне 1935 г. под­твер­жда­ет, что общи­на суще­ству­ет имен­но с доре­во­лю­ци­он­но­го вре­ме­ни. 
14 октяб­ря 1910 г. пра­ви­тель­ством был издан цир­ку­ляр, огра­ни­чи­ва­ю­щий дея­тель­ность Еван­гель­ских веру­ю­щих. В пред­пи­са­нии сооб­ща­лось, что на каж­дом молит­вен­ном собра­нии дол­жен был при­сут­ство­вать сотруд­ник поли­ции. 
Так Шим­скую общи­ну Еван­гель­ских хри­сти­ан начал посе­щать один поли­цей­ский. “Пом­ню, что он был с уса­ми, – вспо­ми­на­ет Ека­те­ри­на Васи­льев­на, – и ходил с саб­лей. Каж­дый раз при­хо­дил и садил­ся очень осто­рож­но, с краю, у две­рей, как буд­то боял­ся кого оби­деть. Бра­тья всё наблю­да­ли за ним, ино­гда бесе­до­ва­ли. Слу­шал очень вни­ма­тель­но, что-то запи­сы­вал… Ходил, ходил, высмат­ри­вал, а потом и за кафед­ру: Сло­во гово­рить. Бог, Он ведь и за поли­цей­ских, и за воен­ных, и за граж­дан­ских, – за всех постра­дал. Уряд­ник этот – Зуев Сте­пан Оси­по­вич”. 
Начи­ная с 1913 года на цер­ковь вновь обру­ши­лись силь­ные гоне­ния. А с нача­лом Пер­вой Миро­вой вой­ны поло­же­ние веру­ю­щих еще более ухуд­ши­лось, ведь вера у Еван­ге­ли­стов “чуже­зем­ная – немец­кая”. Молит­вен­ные дома закры­ва­лись, учеб­ные заве­де­ния были запре­ще­ны, бра­тьев – руко­во­ди­те­лей ста­ра­лись поса­дить в тюрь­му или сослать, изда­тель­ская дея­тель­ность была запре­ще­на. Союз Еван­гель­ских Хри­сти­ан объ­яви­ли анти­го­су­дар­ствен­ной орга­ни­за­ци­ей. Руко­вод­ство при­влек­ли к суду, а ее руко­во­ди­те­ля, Про­ха­но­ва И.С., поса­ди­ли в тюрь­му. Но когда Бог при­зы­ва­ет, ника­кие гоне­ния, даже самые изощ­рен­ные, не могут поме­шать при­хо­дить ко Хри­сту и слу­жить Ему. Вол­ков Миха­ил Ива­но­вич (рас­стре­лян в 1937 г.) так рас­ска­зы­ва­ет о себе: “В 1913 г. я ушел из Пра­во­сла­вия по рели­ги­оз­но­му убеж­де­нию и теперь состою чле­ном Шим­ской Общи­ны Еван­гель­ских Хри­сти­ан”. 
Гоне­ния на веру­ю­щих пре­кра­ти­лись в свя­зи с фев­раль­ской рево­лю­ци­ей 1917 г. Про­ха­но­ва И.С. осво­бо­ди­ли. Декрет Совет­ско­го пра­ви­тель­ства, при­ня­тый в янва­ре 1918 “Об отде­ле­нии церк­ви от госу­дар­ства”, дал воз­мож­ность испо­ве­ды­вать любую рели­гию. 
По мно­гим сви­де­тель­ствам, еван­ге­ли­сты из Шим­ска ста­ра­лись про­по­ве­до­вать Божье Сло­во, как мог­ли и где толь­ко было воз­мож­но. Так, напри­мер, 
“В 1919 году Куз­не­цов Апол­лон Гав­ри­ло­вич про­по­ве­до­вал в Гор­но – Вере­тьев­ском сель­ском сове­те, имея сво­их чле­нов в деревне Шарок. Лап­тев Васи­лий (уве­ро­вал в 1918 г.), рабо­тал вое­нру­ком – про­по­ве­до­вал в селе Меню­ша, и далее он же, Лап­тев, ходит в Шим­ске по квар­ти­рам со скрип­кой и про­по­ве­ду­ет”. 
У Вол­ко­ва Миха­и­ла было свое поле дея­тель­но­сти. Он имел в Шим­ске свою чай­ную, лав­ку с бака­лей­ны­ми това­ра­ми, ремонт­ную мастер­скую, в кото­рой его рабо­чие ремон­ти­ро­ва­ли вело­си­пе­ды и пишу­щие машин­ки. И как сви­де­тель­ству­ет Мура­шов Д.В.: “В 1926 году в той же чай­ной наро­ду было мно­го…”. Мно­го наро­да – мно­го рабо­ты, поэто­му и назы­ва­ли его “… ярый сек­тант, орга­ни­за­тор сек­тант­ской общи­ны “еван­гель­ских хри­сти­ан”. 
Еван­гель­ское дви­же­ние начи­на­ет укреп­лять­ся по всей губер­нии (обла­сти). К это­му вре­ме­ни уже суще­ству­ют общи­ны в Боро­ви­чах, Ста­рой Рус­се, Демян­ске, Хол­ме, Песто­во, Вал­дае, Чудо­во. Сло­во Божие рас­про­стра­ня­лось с уди­ви­тель­ной быст­ро­той, рас­плав­ляя камен­ные серд­ца людей, при­во­дя их ко Христу.

Епи­скоп Церк­вей Нов­го­род­ской обла­сти А.И. Корабель