150 лет – Крат­кий очерк истории

В осно­ве дви­же­ния еван­гель­ско­го тол­ка, «бап­тиз­ма», как и абсо­лют­но­го боль­шин­ства дру­гих тече­ний про­те­стан­тиз­ма, лежит вера в то, что Биб­лия явля­ет­ся Сло­вом Божьим и един­ствен­ным источ­ни­ком хри­сти­ан­ской веры, и что толь­ко через веру в Бога чело­век обре­та­ет веч­ную жизнь. Само зна­че­ние сло­ва «бап­тизм» (от греч. baptizо – «погру­жать в воду») ука­зы­ва­ет на веру бап­ти­стов в необ­хо­ди­мость вод­но­го кре­ще­ния при­няв­ших Иису­са Хри­ста сво­им Гос­по­дом и Спа­си­те­лем. Вод­ное кре­ще­ние, соглас­но мне­нию бап­ти­стов, долж­но осу­ществ­лять­ся толь­ко посред­ством пол­но­го погру­же­ния. 
 
Наи­бо­лее авто­ри­тет­ный иссле­до­ва­тель рос­сий­ско­го бап­тиз­ма Л.Н. Мит­ро­хин пишет: «Исто­рия рос­сий­ско­го бап­тиз­ма запу­та­на и изви­ли­ста, хотя и длит­ся менее полу­то­ра веков. За этот пери­од внут­ри обще­го еван­ге­ли­че­ско­го пото­ка совер­ша­лись мно­го­чис­лен­ные пре­об­ра­зо­ва­ния, раз­ме­же­ва­ния и сбли­же­ния. На при­ме­ре Запа­да мы виде­ли, что вет­ви­стость родо­слов­но­го дре­ва харак­тер­на для этой церк­ви. Но там она обыч­но вызы­ва­лась внут­рен­ни­ми, веро­ис­по­вед­ны­ми обсто­я­тель­ства­ми. Рос­сий­ский же бап­тизм, про­шед­ший через мно­го­стра­даль­ное про­шлое стра­ны, посто­ян­но ока­зы­вал­ся жерт­вой бес­це­ре­мон­но­го вме­ша­тель­ства госу­дар­ствен­ных вла­стей». «Было бы непро­сти­тель­ным лукав­ством утвер­ждать, что нераз­рыв­ная связь рус­ско­го само­со­зна­ния с пра­во­сла­ви­ем явля­ет­ся исклю­чи­тель­но резуль­та­том орга­нич­но­го есте­ствен­но­го раз­ви­тия наци­о­наль­ной жиз­ни рус­ско­го наро­да. В тече­ние сто­ле­тий рос­сий­ская власть куль­ти­ви­ро­ва­ла моно­кон­фес­си­о­наль­ность рус­ско­го госу­дар­ства. Под­дан­ный рус­ско­го монар­ха дол­жен был быть пра­во­слав­ным. Посте­пен­но жизнь застав­ля­ла отка­зы­вать­ся от это­го прин­ци­па. При Пет­ре I за рос­сий­ски­ми под­дан­ны­ми запад­но­ев­ро­пей­ско­го про­ис­хож­де­ния было окон­ча­тель­но при­зна­но пра­во быть про­те­стан­та­ми и като­ли­ка­ми, а при Ека­те­рине II пра­во на мусуль­ман­ство появи­лось у тюрк­ских и кав­каз­ских наро­дов. Но рус­ский мог быть толь­ко пра­во­слав­ным — пере­ход в дру­гое веро­ис­по­ве­да­ние был госу­дар­ствен­ным пре­ступ­ле­ни­ем». 
 
Наи­бо­лее при­ме­ча­тель­ным был цир­ку­ляр от 15 авгу­ста 1879 года, утвер­жден­ный импе­ра­то­ром Алек­сан­дром II и под­пи­сан­ный мини­стром внут­рен­них дел Мако­вым, содер­жав­ший «мне­ние Госу­дар­ствен­но­го Сове­та о духов­ных делах бап­ти­стов». Одна­ко вско­ре после это­го цир­ку­ля­ра обер-про­ку­ро­ром Свя­тей­ше­го Сино­да стал К.П. Побе­до­нос­цев (1880), и нача­лась эпо­ха гоне­ний на сек­тан­тов и рас­коль­ни­ков. Уже в 1882 году появи­лось разъ­яс­не­ние Мини­стер­ства внут­рен­них дел о том, что закон 1879 года не рас­про­стра­ня­ет­ся на рус­ских бап­ти­стов – выход­цев из пра­во­сла­вия. «Ста­ро­ве­ры, духо­бо­ры, моло­кане, а с кон­ца XIX века и бап­ти­сты вплоть до 1905 года под­вер­га­лись не про­сто дис­кри­ми­на­ции, но жесто­ким репрес­си­ям. Власть выбра­сы­ва­ла их за пре­де­лы госу­дар­ствен­ной и обще­ствен­ной жиз­ни, обще­ствен­ное мне­ние виде­ло в них чужа­ков… Одна­ко в резуль­та­те это уни­же­ние про­те­стан­тов ста­ло одним из источ­ни­ков их ново­го подъ­ема в наше вре­мя». 
 
На тер­ри­то­рии Рос­сии бап­тизм начал раз­ви­вать­ся не толь­ко в южных рай­о­нах Рос­сий­ской импе­рии – на Укра­ине, в Закав­ка­зье и Север­ном Кав­ка­зе, но и на Нов­го­род­ской зем­ле. Изу­че­ние раз­ви­тия бап­тиз­ма на Нов­го­род­ской зем­ле, как одно­го из недо­ста­точ­но изу­чен­но­го оча­гов дви­же­ния в Рос­сии, явля­ет­ся для авто­ра иссле­до­ва­ния делом вос­ста­нов­ле­ния спра­вед­ли­во­сти. 
 
Пер­во­на­чаль­но ини­ци­а­ти­ва бла­го­ве­стия исхо­ди­ла от Гер­ман­ско­го бап­тист­ско­го сою­за. В общи­нах прак­ти­ко­ва­лось подроб­ное изу­че­ние Биб­лии. С само­го нача­ла суще­ство­ва­ния групп веру­ю­щих ста­ла раз­ви­вать­ся их мис­си­о­нер­ская дея­тель­ность (глав­ным обра­зом – рас­про­стра­не­ние лите­ра­ту­ры), охва­тив­шая к кон­цу XIX века почти всю стра­ну. 
 
Само­быт­ность бап­тиз­ма в Рос­сии обу­слов­ле­на тем, что пер­вые шаги бап­тиз­ма в Рос­сии опре­де­ля­лись дея­тель­но­стью зару­беж­ных мис­си­о­не­ров, кото­рая и фор­ми­ро­ва­ла дви­же­ние, фигу­ри­ру­ю­щее в исто­рии как «рос­сий­ский бап­тизм». Кро­ме того, зару­беж­ные про­по­вед­ни­ки на пер­вых порах были глав­ны­ми настав­ни­ка­ми сво­их рос­сий­ских кол­лег. Но успе­хи мис­си­о­нер­ской дея­тель­но­сти, появ­ле­ние ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных оте­че­ствен­ных про­по­вед­ни­ков и опыт­ных орга­ни­за­то­ров поз­во­ли­ли рос­сий­ско­му бап­тиз­му посте­пен­но порвать с зару­беж­ной пупо­ви­ной.