Кто же первый?

В 13‑й гла­ве Еван­ге­лия от Иоан­на мы име­ем опи­са­ние уди­ви­тель­но­го собы­тия в жиз­ни уче­ни­ков Хри­ста. Небес­ный Учи­тель, Сын Божий и Гос­подь, омыл ноги Сво­им ученикам.

Перед этим собы­ти­ем, как сви­де­тель­ству­ет Еван­ге­лие от Луки, „был же спор меж­ду ними (уче­ни­ка­ми), кто из них дол­жен почи­таться боль­шим?» (Лк. 22:24). Это был спор за пер­вое место. Уче­ни­ки в то вре­мя не зна­ли сущ­но­сти уче­ния Христа.

С боль­шой скор­бью нуж­но при­знать, что мно­гие христиан­ские лиде­ры и сего­дня не зна­ют сущ­но­сти уче­ния Хри­ста. Корень всех цер­ков­ных недо­ра­зу­ме­ний и деле­ний — в эго­из­ме людей, кото­рые не зна­ют или забы­ва­ют, что при­зва­ние хри­сти­а­ни­на — в слу­же­нии ближ­не­му в духе кро­то­сти, люб­ви и мира, а не в ис­кании поче­стей сво­е­му гор­до­му „Я“.

Уче­ни­ки Хри­ста, Иаков и Иоанн, попро­си­ли свою мать пого­во­рить с Иису­сом, что­бы, пока Петр не занял пер­вое место, Он отдал это место им. А Петр, веро­ят­но, в душе сво­ей думал: „Нет, пер­вое место долж­но при­над­ле­жать мне. Ведь меня, а не кого дру­го­го, Иисус назвал „кам­нем“. Мне, а не кому дру­го­му Он обе­щал дать клю­чи Цар­ства Небес­но­го (см. Мф. 16:18–19).

Так они шли и спо­ри­ли меж­ду собой, а Хри­стос „наме­рен­но шел впе­ре­ди» (Мк. 10:32), что­бы дать воз­мож­ность уче­ни­кам выра­зить свои жела­ния. И хотя Иисус слы­шал их раз­го­вор, Он спро­сил их: „О чем вы говорили?»

Уче­ни­ки мол­ча­ли. Они усты­ди­лись. Тема раз­го­во­ра была непри­ят­ной: кто выше, кто боль­ше, кто первый?

Жела­ние быть бли­же к Хри­сту — сидеть с пра­вой сто­ро­ны и Его Цар­стве — само по себе хоро­шее жела­ние. Но оно было запач­ка­но нечи­сты­ми побуж­де­ни­я­ми — стрем­ле­ни­ем к лич­ной сла­ве, к пер­вен­ству, к гос­под­ству одно­го над другим.

И Хри­стос сра­зу же дал ясный и вра­зу­ми­тель­ный ответ: „ Кто хочет быть боль­шим меж­ду вами, да будет вам слу­гою; и кто хочет быть пер­вым меж­ду вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Чело­ве­че­ский не для того при­шел, что­бы Ему слу­жи­ли, но что­бы послу­жить и отдать душу Свою для искуп­ле­ния мно­гих “ (Мк. 10:43–45).

Эти сло­ва долж­ны запасть в серд­це каж­до­го слу­жи­те­ля Христа

Здесь попут­но может воз­ник­нуть вопрос: поче­му „Хри­стос при­шел, что­бы отдать душу Свою для искуп­ле­ния мно­гих», а не всех? Ответ логи­чен: пото­му что не все люди поже­ла­ют при­нять Его в свое серд­це верою, обра­тить­ся к Нему с пока­я­ни­ем, что­бы, при­няв от Него новую духов­ную при­ро­ду, идти за Ним. В этом сущ­ность спасения.

Иисус с уче­ни­ка­ми при­шел в при­го­тов­лен­ную гор­ни­цу для совер­ше­ния Пас­хи. Уче­ни­ки воз­ле­жа­ли вокруг Хри­ста, каса­лись лок­тя­ми друг дру­га, но каж­дый думал о сво­ем: чем я хуже того или дру­го­го? Физи­че­ски они были в еди­не­нии со Хри­стом, но и в духов­ном смыс­ле они были дале­ки друг от дру­га. Един­ства духа у них не было.

Так часто быва­ет и в жиз­ни веру­ю­щих. Мож­но сидеть на одной ска­мей­ке, петь гим­ны из одно­го песен­ни­ка о Гол­гоф­ских стра­даниях Хри­ста, читать одно Еван­ге­лие, молить­ся одно­му Богу, но не иметь един­ство духа.

Тако­во состо­я­ние тех хри­сти­ан, кото­рые в Божьем домо­строительстве ищут сво­е­го, желая быть первыми.

Это дело лука­во­го. Хри­стос ска­зал: „Кто жела­ет быть пер­вым — будь слугой».

Что­бы пока­зать на при­ме­ре, что озна­ча­ет быть пер­вым, Иисус „встал с вече­ри, снял с Себя верх­нюю одеж­ду (Хри­стос ходил в одеж­де рав­ви­на. — Прим, авт.) и, взяв поло­тен­це, пре­по­я­сал­ся; потом влил воду в умы­валь­ни­цу и начал умы­вать ноги уче­ни­кам и оти­рать поло­тен­цем, кото­рым был пре­по­я­сан “ (Ин. 13:4–5).

Уче­ни­ки, пора­жен­ные этим дей­ством, мол­ча­ли. Они все довер­чи­во давал и свои ноги Учи­те­лю для омо­ве­ния, кро­ме Пет­ра. Петр, веро­ят­но, поду­мал: «Пусть дру­гие дают свои ноги, а я не поз­во­лю это­го. Млад­ший дол­жен мыть ноги стар­ше­му, а не наобо­рот». Вслух он ска­зал: „Гос­по­ди, Тебе ли умы­вать мои ноги? Не умо­ешь ног моих вовек!“

„Иисус отве­чал ему: если не умою тебя, не име­ешь части со Мною“ (Ин. 13:8).

Петр не мог на это согла­сить­ся и тут же ска­зал: „Не толь­ко ноги мои, но и руки и голо­ву». Хри­стос на это отве­тил: „ Омы­то­му нуж­но толь­ко ноги умывать «.

Хри­стос ценил искрен­ность Пет­ра даже тогда, когда тот оши­бался. Он ска­зал: „Вы чисты“, то есть очи­ще­ны. Толь­ко их ноги не были чистыми.

Тако­ва Божья спра­вед­ли­вость. То, что чисто, — Хри­стос на­зывает чистым, а то, что гряз­но, — долж­но быть омы­то. Бог по­заботился об этом и дал веру­ю­щим в Него чуд­ное и дра­го­цен­ное обе­то­ва­ние с тре­мя „если“: „Если же ходим во све­те, подоб­но как Он (Хри­стос) во све­те, то име­ем обще­ние друг с дру­гом, и Кровь Иису­са Хри­ста, Сына Его, очи­ща­ет нас от вся­ко­го гре­ха. Если гово­рим, что не име­ем гре­ха, — обма­ны­ва­ем самих себя, и исти­ны нет в нас. Если испо­ве­ду­ем гре­хи наши, то Он, будучи верен и пра­ве­ден, про­стит нам гре­хи наши и очи­стит нас от вся­кой не­правды“ (1 Ин. 1:7–9).

Эти сло­ва напи­сал апо­стол Иоанн по вдох­но­ве­нию Духа Свя­то­го, и мы долж­ны при­нять их со всей серьез­но­стью, как сло­ва Само­го Бога.

Хри­стос омыл ноги уче­ни­ков Сво­их со сми­ре­ни­ем и дал им и нам при­мер (не бук­валь­ную запо­ведь), как любо­вью слу­жить друг дру­гу, ибо, слу­жа дру­гим, мы можем слу­жить Богу.

К сожа­ле­нию, люди дума­ют и посту­па­ют ина­че. Если у вас заме­тят на лице гряз­ное пят­но, о вас ска­жут: „Он гряз­ный“, хотя все тело ваше будет чистым. Мы долж­ны избе­гать край­но­стей. И если в харак­те­ре бра­та или сест­ры есть что-то пло­хое, покры­вать это сво­ей любовью.

Будем пом­нить, что совер­шен­ных людей, без изъ­я­на и поро­ка, не быва­ет, пото­му будем любо­вью „омы­вать“ ноги друг дру­гу, и тогда в цер­ков­ной жиз­ни не будет ника­ких тре­ний и недора­зумений, кото­рые омра­ча­ют нашу жизнь.
Эта исти­на с боль­шим тру­дом при­ви­ва­ет­ся к харак­те­ру хрис­тианина. Каж­дый раз, когда мы встре­ча­ем­ся с цер­ков­ным раз­де­ле­ни­ем, корен­ную при­чи­ну надо искать в глу­би­нах эго­и­сти­че­ских харак­те­ров, кото­рые нуж­да­ют­ся в обновлении.

Под­ра­жать при­ме­ру Хри­ста в бук­валь­ном смыс­ле, как дела­ют неко­то­рые, совсем нетруд­но, а вот про­щать оби­ды и огор­че­ния, омы­вать их любо­вью – это труд­нее. Но имен­но это и ожи­да­ет от нас Господь.

Хри­стос при­зы­ва­ет не к обря­до­во­му испол­не­нию Его при­ме­ра, а к испол­не­нию Его заве­та: „Люби­те вра­гов ваших, бла­го­слов­ляй­те про­кли­на­ю­щих вас и гоня­щих вас… да буде­те сына­ми Отца ваше­го Небес­но­го… Ибо если вы буде­те любить любя­щих вас, какая вам награ­да? Не то же ли дела­ют и мыта­ри “ (Мф. 5:44–46).

Эти сло­ва Хри­ста — эта­лон нашей веры и люб­ви. Это воз­можно толь­ко при одном усло­вии — если в серд­це живет Свя­той Дух, Дух Хри­ста. „ Если же кто Духа Хри­сто­ва не име­ет, тот и не Его “(Рим. 8:9).

Что­бы обре­сти Дух Хри­стов, что­бы Он не был гостем, а гос­подствовал в серд­це, нуж­на пол­ная отда­ча Гос­по­ду. Хри­стос ска­зал: „Отец Небес­ный даст Духа Свя­та­го про­ся­щим у Него “ (Лк. 11:13).

При таком духов­ном состо­я­нии хри­сти­а­ни­ну лег­ко будет любить не толь­ко тех, кто любит его, но и вра­гов. В этом сек­рет вели­ких духов­ных побед ран­ней Церк­ви, о кото­рых ска­за­но в Дея­ни­ях (6:7) так: „Сло­во Божие рос­ло, и чис­ло уче­ни­ков весь­ма умно­жа­лось в Иеру­са­ли­ме “. В Дея­ни­ях же (9:31) чита­ем: „Церк­ви же по всей Иудее, Гали­лее и Сама­рии были в покое, нази­да­ясь и ходя в стра­хе Гос­под­нем, и, при уте­ше­нии от Свя­та­го Духа, умножались “.

Церк­ви умно­жа­лись не за счет деле­ний, как часто быва­ет в наше вре­мя, а за счет обра­ще­ния к Хри­сту языч­ни­ков и иудеев.

Хри­стос в Сво­ей люб­ви к чело­ве­ку-греш­ни­ку пошел на стра­да­ния и на крест­ную смерть ради наше­го спа­се­ния. Его обе­то­ва­ние Духа Свя­то­го учит нас под­ра­жать Небес­но­му Учи­те­лю, испол­нять Его запо­ведь: „Как Я воз­лю­бил вас, так и вы да люби­те друг дру­га “ (Ин. 13:34). „Любо­вью слу­жи­те друг дру­гу “ (Гол. 5:13).

Да помо­жет Гос­подь нам в этом.

Нико­лай Водневский

«Хри­сти­ан­ство вполне удо­вле­тво­ря­ет и наше­му стрем­ле­нию к пер­вен­ству, но как? Совсем про­ти­во­по­лож­ным спо­со­бом тому, какой упо­треб­ля­ет­ся в мире. Хочешь быть пер­вым? Будь всем раб, то есть будь перед все­ми послед­ний, и это столь­ко же суще­ствен­но, сколь­ко суще­ствен­но настра­и­вать жизнь свою и свой нрав по при­ме­ру Гос­по­да Хри­ста. Гос­подь гово­рит: « Сын Чело­ве­че­ский не для того при­шел, что­бы Ему слу­жи­ли, но что­бы послу­жить и отдать душу Свою для искуп­ле­ния мно­гих» (Мф. 20:28). Гос­подь слу­жит, даже ноги уче­ни­кам омы­ва­ет; нече­го, ста­ло быть, сты­дить­ся послу­жить кому-либо. Как и чем можешь, слу­жи, слу­жи на каж­дом шагу: голод­но­го накор­ми, раз­де­то­го одень, стран­ни­ка в дом вве­ди, боль­но­го посе­ти и даже похо­ди за ним и тре­бу­ю­ще­му вся­кой дру­гой помо­щи не отка­жи. И не телу толь­ко, но и душе дру­го­го послу­жи: вра­зу­ми, совет подай, книж­ку хоро­шую ука­жи. Утешь, под­кре­пи. И сло­во есть могу­ще­ствен­ное сред­ство помо­щи: в нем душа выхо­дит и, соче­та­ясь с дру­гою, силы ей придает».

Фео­фан Затворник