6 октября 2019 года на 98 году жизни отошла в вечность старейший член Церкви ЕХБ в городе Пестово Валентина Матвеевна Бойцова (Спрингис). (Публикацию о В. М. Спрингис читайте в газете «Ладья» №1 (99) за 2012 год).
Выдержка из статьи Инги Речa (Inga Reca) журнал «Воскресное утро» (Svetdienas rits) №8 (1873) август 2013 г.
Возвращаемся назад в 2013 год. Валентина Спрингис встречает нас во вновь постороенном храме баптистов в Пестово, что выглядит как младшая сестренка Новгородской церкви.
Увидев ее, я зыбываю, что нахожусь где-то далеко в России, я вижу очень латышскую «белую» мамулечку, со вкусом одетую. Спешу достать из рюкзака гостинцы из Латвии – буханку ржаного хлеба, сыр с тмином, шоколад, зефир фабрики Laima. Взаимно она мне вручает огромную книгу – Библию на латышском языке. «Это мне прислала двоюродная сестра из Лиепаи. Посещала она церковь Павла. У меня была своя Библия, семейная, ту отдала Анатолию Ивановичу для музея.» Она говорит на правильном латышском языке – таком чистом и ясном, что я должна опомниться от сюрприза. Еще ценнее быдет разговаривать с нею, когда узнаю, что не она, не ее родители не родились в Латвии. В середине 19 века ее прородители выехали из тогдашней Балтийской губернии царской России. В жизненное описание Валентины ясность внесет интервью, записанное еще раньше епископом Анатолием Ивановичем, которое было опубликовано в газете Новгородского прихода баптистов «Ладья», – к сожалению, солидные годы многое успели стереть из памяли Валентины.
Наш журнал создан в 1920 году, вы родились в 1921 году. Мне было интересно приехать и было очень важно познакомиться с современницей журнала «Воскресное утро», латышкой, которая, может быть, единственная осталась в этой области России.
– Да, я «полезное ископаемое»!
Как Ваши мать и отец попали в тогдашнюю Новгородскую губернию?
Мой отец родился в России. Когда царь Александр издал приказ об отмене крепостного права, в Латвии земли было мало, каждый хотел кусочек земли. В России начали продавать землю, тут были большие просторы.
Я не знаю свои корни в Латвии, не знаю, где они жили, не знаю, был ли отец из Курземе или Видземе. И мамину родину тоже не знаю. Знаю только то, что один был из Курземе, другой – из Видземе (центральная часть Латвии и часть северо-востока, ближе к Эстонии – Авт.) Знаю только, что в родне мамы варили овсяный кисель.
Может быть они выходцы из Латгалии?
Нет, не латгальцы. Мама сварит овсяный кисель, сынок, мой братишка Фридис и папа заходят из кухни в комнату и ржут как лошади. Мама говорит: «Что это за новости?» Папа отвечает: «Лошадиную еду покушал, надо по лошадиному говорить!» Меня спрашивала родственница, которая живет в Огре, Мария Спринге, где искать корни семьи Спрингис? Я ей написала про овсяный кисель.
Знаете ли Вы, в каком году Ваши родители приехали в Россию?
Мои родители родились в России. Папа (Матвей Спрингис) родился в 1887 году, мама (Анна Денова) – не знаю, в 1891 году, может быть.
Тогда в Россию приехали их родители?
Да, приехали мои прадеды.
Где они жили?
Жили в русской деревне, позже они стали объеденяться. В Люболядах жил Спрингис, мой дед. Фамилия маминого рода была Денова. Спрингис были лютеранской веры, мама – баптистской. Папе приходилось переходить в баптистскую веру.
Почему?
Наверное, не могли пожениться – один лутурс (Валентина так называет лютеран – Авт.), другой – баптист. Было необходимо, чтобы была одна вера. Папа принял баптистскую веру. Не знаю в каком году, я тогда еще не родилась, когда они приобрели себе землю, 18 гектаров леса. Первым ребенком был братик (Фридолин), в 1912 году рожденный, сестра (Лилия) родилась в 1914 году, я – в 1912 году. Родители уложили детей под елку и рубили лес. Дом наш построили на берегу реки.
Домик еще сохранился?
Нет, домик перевезли в 1939 году, когда все отдельные хозяйства ликвидировали. Всем приказали жить в деревне. Я тогда училась уже в Ленинграде.
Как называли деревню?
Дубровка.
Вам мама и отец рассказывали , как их родители попали в Россию?
Нет. О латышах остерегались говорить, только из документов допросов я позже узнала, где отец родился.
Были ли живы Ваши дедушка с бабушкой, когда Вы родились?
Дедушка был еще. У дедушки в семействе Спрингис было восемь человек – четверо детей от первой жены, четверо – от второй. Все Спрингис были лутуры (лютеране). Однис летом, помню, был какой-то праздник – во дворе накрывали стол, все сидели за столами, а дедушка был уже слепым, он сидел на стуле, на солнышке. А мамину маму я хорошо знаю, была фотография, где она сидит за ткацким станком. Ее убили. Она запустила к себе переночевать какую-то пару мужа с женой, и неизвесно что им пришло на ум, но они убили человека! Наверное, думали, что много богатства, она одна жила.
Там, где Вы в детстве росли, было много латышей?
В нашем округе жили около 28 или 29 семей, которые посещали церковь в Дубровке. У нас в Дубровке были церкви и баптистов и лютеран.
А кого было больше?
Баптистов было больше. В Люболядах, 4 км. от Дубровки, лутуру церкви не было, они ехали к нам. В лютеранской церкви позже сделала клуб.
Помните, как звали священника?
В латышской церкви баптистов был Юлийс Калныньяш.
У меня фотография есть. Надо было написать, кто на фотографиях, но мы не догодались. Теперь я уже забыла. Это было в 1997 году, когда познакомилась с анатолием Ивановичем, тогда я помнила всех, тогда я еще была жива.
Вы же и теперь живы!
(Валентина смеется).
Вы учились в Петербурге, в латышском педагогическом техникуме. В то время в Петербурге было так много латышей, что школы даже были специально для латышей?
Латышских школ было мало, но латыши съехались со всей России, Белоруссии, Украины, Сибири. Это было до 1938 года, когда техникум ликвидировали, всех педагогов арестовали, а мы все разбрелись по Ленинградской области.
Что произошло с вашей семьей, когда начались сталинские репрессии?
Об этом я не могу говорить без слез… В феврале тридцать седьмого года по недосмотру медперсонала умерла сестра. 24 февраля у папы был день рождение, а у нее – день похорон. 5 августа 1937 года арестовали папу, а 11 сентября его расстреляли. Мы не знали, что он расстрелян. Он был арестован и осужден без права переписки. Это узнала Лена Шилижинская, она работала совместно с Анатолием Ивановичем в архиве. (О том, что отца и брата застрелили сразу после ареста, Валентина узнала совсем недавно, когда епископ А. Корабель начал изучать историю баптистов Новгорода. – Авт.) Я думаю, слава Богу, что они долго не мучались. Похоронены они на Левашовской пустоши.
За что арестовали отца?
Тогда арестовывали всех.
За то, что он был верующий, или потому, что он был латыш?
Предал начальник и писарь коллективного хозяйства – их подписи на документах ареста. Предали всех лучших работников. Папа был активистом в церковной жизни, он в церковной двадцатке числился.
Что он делал в церкви?
В церкви был совет – это считалось «Двадцаткой» – активные верующие, вот и папа был среди них.
В 1937 году церкви уже не было. Его обвиняли как шпиона, связанного с заграницей. Всякую ерунду там придумали.
Что произошло с Вами и с мамой?
Я была двеннадцатилетняя девочка, когда меня привезли в Ленинград. Я училась в 5,6,7 классах в латышской школе. Это была русская школа, но один этаж был выделен только для латышских учеников.
Сколько классов было в латышской школе?
10 классов, но я закончила только семь, не хватало средств.Потом училась в педагогическом техникуме, жила у дяди. Когда училась в техникуме, жила в общежитии.
А дядя чем занимался?
Это был мамин брат Денов Эдвардс, он работал в Политехническом институте рабочим. В 1938 году я уже училась на Валдае, это в Новгородской области, там я зокончила педагогический институт и меня отправили на работу в Пестово. Мама жила в коллективе одна, в 1939 году мама перевезла дом в деревню.
Что с Вами происходило, когда началась война?
Я работала тут, в деревне.
Кого Вы учили?
У меня была маленькая школа, я одна учила все четыре класса. (Валентина долгие годы преподавала математику, была завучем. – Авт.) Мама осталась в оккупации. Я ей говорила, если сюда войдут немцы, я уйду с нашей армией. Была я призвана копать траншеи. Когда начался учебный год, всех учителей вернули в школу. Тогда в Пестово приехала мама из Литвы. Во время войны немцы ее вывезли. Они и сожгли наш дом. Когда мама вернулась, мы поехали в наш поселок, от дома там остались лишь трубы. Я взяла ее жить к себе. Тут она и умерла. Я закончила институт на заочном, работала, а теперь я на пенсии.
Вы всю жизнь прожили в Пестово?
Да. Все мои родственники в Латвии.
Почему не вернулись?
Мама не ехала, потому, что я была здесь, работала уже.
Во времена Советского Союза у Вас не было мысли, что можно переехать в Латвию? Жили здесь, работали и не хотелось никуда ехать?
Я хотела ехать, но обстоятельства так сложились… и я не уехала.
Но в гостях в Латвии были?
Была в Юрмале, в Скриверах, в Огре. С 1948 года – каждый год.
В советские годы ходили в церковь?
Видите, мне было 7 лет, когда наши жители еще ходили в церковь. Чтобы ликвидировать воскресенье, 5,10,15,25 и 30 числа были определены как выходные дни, остальные дни нужно было работать. Это было в 1928 году, я пошла в 1‑й класс. Веренс Алфредс был нашим учителем. Мимо нашей школы вела дорога в церковь. Тогда еще жили в своих хозяйствах. Проходит мимо Зиверст Август, наш дирижер церковного хора, у него в руках тросточка, и учитель бегает по классу и пародирует дирижера. А я сижу и плачу, что высмеивают нас, верующих. (В советское время Валентина в Риге навестила своего седого учителя. «Он был старый, беспомощный и глубоко верующий», вспоминает Валентина. – Авт.)
Я родилась в семье верующих, читать училась по Библии. Мать и отец говорили: «Боженька видит все, знает все. Ты знаешь, что о тебе Боженька заботится, и плохого делать ничего нельзя, за все это Боженька накажет. Так учили ребенка. Так я росла. Все наши родственники были верующими. В Ленинграде, в школьное время, когда я жила у дяди, у них родился сыночек. Вечерами я их отпускала на собрания, оставалась дома с ребенком. Когда я уже работала, с тетей ехала в Ленинград, вместе шли в церковь на Поклонной горе. Так я всю жизнь жила с Богом.
Позже, когда я хотела вернуться в свою веру, только в 1995 году я в Пестово услышала, что будет проводиться евангелизация. Пошла туда, когда все кончилось, спросила, какая у них вера, и связаны ли они с церковью на Поклонной горе? Он сказал – «Евангельская». Значит это моя вера.
В советское время наверняка Вы не могли ходить в церковь потому что Вы были учителем?
Да, так можно сказать. Но я за всю жизнь ни одного слова против Бога не говорила, на моем сердце нет этого греха. Теперь, слава Богу, девяносто третий год идет. Никто так долго не жил, как я! (Снова смеется).
Пер. автора Инги Реча.