150 лет – Латыш­ский союз в России

В тече­ние шести лет бап­ти­сты не толь­ко орга­ни­зо­вы­ва­ли свой быт, но и зани­ма­лись устрой­ством бап­тист­ских общин. Актив­но вели рабо­ту про­по­вед­ни­ки и в сре­де люте­ран, мно­гие из кото­рых так­же при­ни­ма­ли кре­ще­ние по вере и обра­зо­вы­ва­ли бап­тист­ские общи­ны. В 1869 году (год орга­ни­за­ции в Рос­сии Сою­за бап­ти­стов-латы­шей) в местеч­ке Любине была осно­ва­на пер­вая бап­тист­ская Цер­ковь из латы­шей. В том же году состо­я­лась пер­вая Госу­дар­ствен­ная Реги­стра­ция веру­ю­щих. Вся рабо­та нахо­ди­лась в веде­нии несколь­ких пре­сви­те­ров. Блю­сти­те­ля­ми церк­ви были пре­сви­те­ры Е. Инкис, Я. Пуку­ка­лис, А. Кален­бергс и дру­гие бра­тья. «С раз­ре­ше­ния Губерн­ско­го Прав­ле­ния… были откры­ты бап­тист­ские латыш­ские общи­ны: Нов­го­род­ская, Нико­ла­ев­ско-Бере­зов­ская, Нащин­ская, Креч­нов­ская, Коло­мов­ская – Нов­го­род­ско­го уез­да; Буг­ров­ская, Любен­ская и Лажин­ско-Кло­бу­чин­ская – Кре­стец­ко­го уез­да». Еван­гель­ские и бап­тист­ские общи­ны были при­зна­ны госу­дар­ством в 1879 г. так назы­ва­е­мым «Маков­ским цир­ку­ля­ром». До это­го их бра­ки и рож­де­ние детей не счи­та­лись закон­ны­ми, а мно­гие граж­дан­ские пра­ва, такие, как пра­во на наслед­ство, не при­зна­ва­лись. Поли­ти­ка вла­стей в отно­ше­нии бап­ти­стов и еван­гель­ских хри­сти­ан отли­ча­лась край­ней непо­сле­до­ва­тель­но­стью. С одной сто­ро­ны, к ним при­ме­ня­ли суро­вые репрес­сии, с дру­гой сто­ро­ны, шли навстре­чу или на послаб­ле­ния. Наи­бо­лее при­ме­ча­тель­ным был уже упо­мя­ну­тый нами ранее цир­ку­ляр от 15 авгу­ста 1879 года. Цир­ку­ляр гла­сил: «Госу­дар­ствен­ный Совет в Депар­та­мен­те зако­нов и общем собра­нии, рас­смот­рев пред­став­ле­ние Мини­стер­ства внут­рен­них дел о духов­ных делах бап­ти­стов, поло­жил: В допол­не­ние под­ле­жа­щих ста­тей Сво­да зако­нов поста­но­вить: Бап­ти­сты на осно­ва­нии ста­тьи 44 Основ­но­го госу­дар­ствен­но­го зако­на бес­пре­пят­ствен­но испо­ве­ду­ют свое веро­уче­ние и испол­ня­ют обря­ды веры по суще­ству­ю­щим у них обы­ча­ям. Обще­ствен­ное бого­слу­же­ние они отправ­ля­ют в устро­ен­ных ими или отве­ден­ных им для сего с раз­ре­ше­ния губер­на­то­ра домах. 
 
Изби­ра­е­мые бап­ти­ста­ми духов­ные настав­ни­ки – стар­ши­ны, учи­те­ля, про­по­вед­ни­ки – могут совер­шать обря­ды и про­из­но­сить про­по­ве­ди не ина­че как после утвер­жде­ния их в сем зва­нии губер­на­то­ром. Духов­ные настав­ни­ки из ино­стран­цев обя­за­ны при­не­сти при­ся­гу на вер­ность служ­бе во вре­мя пре­бы­ва­ния их в Рос­сии. Мет­ри­че­ские запи­си бра­ков, рож­де­ния и смер­ти бап­ти­стов ведут­ся мест­ны­ми граж­дан­ски­ми вла­стя­ми…» 
 
Газе­та «Риж­ский Вест­ник» от 9 мая 1883 г. за № 100 сооб­ща­ла, что бап­ти­стов в Рос­сии око­ло 12 тысяч, и «места­ми рас­про­стра­не­ния бап­тиз­ма в Рос­сии слу­жит юг Рос­сии, Цар­ство Поль­ское и При­бал­тий­ский край. К при­бал­тий­ским бап­ти­стам нуж­но еще отне­сти после­до­ва­те­лей бап­тиз­ма, живу­щих в Петер­бур­ге и в губер­ни­ях: Нов­го­род­ской, Псков­ской, Витеб­ской». Одним из пер­вых извест­ных нам руко­по­ло­жен­ных пре­сви­те­ров в Нов­го­род­ской губер­нии с 1873–1880 годы был Андрей Кален­бергс (руко­по­ло­жен в 1873 году; умер око­ло 1913 года). После него пре­сви­те­ра­ми были: А.Араюмс (1875–1890), А.Германсон (1882–1890), Е. Инкис (1890–1899), Ф. Буценс (1896–1904), Ю. Пуку­ка­лис (1901–1910). Заре­ги­стри­ро­ван­ный вла­стью Союз латыш­ских бап­тист­ских общин Нов­го­род­ской губер­нии про­су­ще­ство­вал с 1907 по 1921 год. Имен­но в эти годы во всех общи­нах актив­но ста­ла раз­ви­вать­ся рабо­та с хри­сти­ан­ской моло­де­жью. Хотя пер­вые моло­деж­ные круж­ки в Любо­ля­дах, Ермо­ли­но и Креч­но были орга­ни­зо­ван­ны еще в 1895 году, а Вос­крес­ные шко­лы в 1886 году. 
 
Когда вес­ной 1909 года из Петер­бур­га в Нов­го­род при­е­ха­ла сест­ра пас­то­ра Фет­ле­ра Мела­ния, она орга­ни­зо­ва­ла рабо­ту моло­деж­ных круж­ков: «Узнав, что есть веру­ю­щие, я, понят­но, отыс­ка­ла их и позна­ко­ми­лась с ними, а глав­ным обра­зом с моло­де­жью… Они слы­ша­ли, как в дру­гих местах идет кипу­чая дея­тель­ность, но сами не зна­ют с чего начать и как про­дол­жать, не имея нико­го, кто помо­гал бы им. Я попро­си­ла всех, серьез­но дума­ю­щих о сво­ей жиз­ни, стре­мя­щих­ся слу­жить Хри­сту и жела­ю­щих исполь­зо­вать свое вре­мя для Его сла­вы и на бла­го себе и дру­гим, собрать­ся для обще­го обсуж­де­ния этих вопро­сов. В назна­чен­ное вре­мя собра­лось чело­век две­на­дцать. Я им пояс­ни­ла о цели и зна­че­нии круж­ка, и они с радо­стью согла­си­лись на пред­ло­же­ние устро­ить и здесь такой. Не смот­ря на то, что за малым исклю­че­ни­ем, все были моло­дые, не наде­ю­щи­е­ся на свои силы, мы все же, упо­вая на Гос­по­да, избра­ли коми­тет и реши­ли каж­дое вос­кре­се­нье иметь по оче­ре­ди собра­ния: молит­вен­ное, биб­лей­ское, лите­ра­тур­ное и дело­вое». О чем в сен­тяб­ре это­го же года она докла­ды­ва­ла на моло­деж­ной кон­фе­рен­ции (съез­де) в Росто­ве-на-Дону. Уже осе­нью 1909 года в Росто­ве-на-Дону, на объ­еди­нен­ном съез­де юно­ше­ских и деви­чьих круж­ков и учи­те­лей Вос­крес­ных школ, Нов­го­род пред­став­лял деле­гат Н.Н. Блюм­берг. Руко­во­ди­те­лем Нов­го­род­ско­го Сою­за (объ­еди­не­ния) с 1907 года был Янис Беб­рис, а с 1912 года духов­ны­ми настав­ни­ка­ми всех этих общин ста­ли уро­жен­цы горо­да Либа­вы Ян Кри­сто­пов Янсон и Индри­кис Зупинь (1912–1921). Потом были допро­сы, выяс­не­ния и в резуль­та­те печать и доку­мен­ты были изъ­яты и объ­еди­не­ние де-юре пре­кра­ти­ло свое суще­ство­ва­ние. В это вре­мя епи­ско­пом Нов­го­род­ских общин с 1924 по 1931 год был назна­чен Юлий Кал­нынь. Из архив­ной справ­ки Латыш­ско­го Сою­за бап­ти­стов вид­но, что «Объ­еди­не­ние Латыш­ских Бап­тист­ских общин Рос­сии функ­ци­о­ни­ро­ва­ло с 1921 по 1931гг. Пред­се­да­те­лем объ­еди­не­ния был Карл Гра­вин­ский (умер осе­нью 1930 года)».