Марьи­но

5 авгу­ста груп­па бра­тьев и сестер из Хра­ма Хри­ста совер­ши­ли поезд­ку в Санкт-Петер­бург и окрест­но­сти. Цель – посе­ще­ние мест, свя­зан­ных с исто­ри­ей Еван­гель­ско­го движения.

По пути они заеха­ли в усадь­бу «Марьи­но» (ныне Тоснен­ский рай­он). Эта усадь­ба вна­ча­ле при­над­ле­жа­ла гра­фу Стро­га­но­ву, впо­след­ствии – Голи­цы­ным. Дво­рян­ский род Голи­цы­ных свя­зан с паш­ков­ским (Еван­гель­ским) дви­же­ни­ем. Князь Павел Пав­ло­вич Голи­цын, как и его брат и мать, был чле­ном Обще­ства поощ­ре­ния духов­но-нрав­ствен­но­го чтения.

Гос­под­ский дом, как и вся усадь­ба, не один раз пере­стра­и­вал­ся, при­об­ре­тая все более при­вле­ка­тель­ные чер­ты. Для это­го ста­ра­лись и быв­шие кре­пост­ные Стро­га­но­вых-Голи­цы­ных: А. Н. Воро­ни­хин, архи­тек­тор Казан­ско­го собо­ра в Петер­бур­ге, его уче­ник и помощ­ник И. Ф. Коло­дин и др.
В ито­ге полу­чил­ся под­ко­во­об­раз­ный дом, с высо­кой цен­траль­ной частью и двух­этаж­ны­ми кры­лья­ми с пятью вхо­да­ми, охра­ня­е­мы­ми фигу­ра­ми львов.
Сте­ны зда­ния, обра­щен­но­го в сто­ро­ну Пова­рен­но­го ручья, были окра­ше­ны в пале­вый цвет, а орна­мент, колон­ны и веноч­ки – в белый. Такое соче­та­ние цве­тов при­да­ва­ло ему наряд­ный вид. Парад­ные инте­рье­ры уса­деб­но­го дома были бога­то деко­ри­ро­ва­ны леп­кой и рос­пи­сью, обстав­ле­ны мод­ной мебе­лью крас­но­го дерева.

Зна­чи­тель­ным памят­ни­ком в Марьин­ской усадь­бе явля­ет­ся пере­стро­ен­ная в 1828–1831 годах в фор­мах лож­ной англий­ской готи­ки ста­рая цер­ковь, освя­щен­ная 7 октяб­ря 1831 года в честь Свя­той Троицы.

Она пред­став­ля­ла собой одно­не­ф­ную бази­ли­ку (пря­мо­уголь­ное в плане зда­ние, раз­де­лен­ное внут­ри ряда­ми колонн или стол­бов на про­доль­ные части – нефы), ори­ен­ти­ро­ван­ную по про­доль­ной оси с запа­да на восток. Наруж­ные углы зда­ния «закреп­ле­ны» пило­на­ми (мас­сив­ны­ми столбами).

Фаса­ды зда­ния обли­цо­ва­ны «алым» кир­пи­чом кре­сто­вой клад­ки, про­ре­за­ны белы­ми вер­ти­ка­ля­ми пило­нов и пилястр. Окон­ные пере­пле­ты были запол­не­ны вит­ра­жа­ми цвет­но­го стек­ла в опра­ве рез­ных гор­быль­ков из ясе­ня, восточ­ная часть вен­ча­лась невы­со­кой, округ­лой вось­ми­ко­лон­ной ротон­дой, над запад­ной частью воз­вы­ша­лась двухъ­ярус­ная коло­коль­ня, белые сте­ны кото­рой про­ре­за­лись четырь­мя узки­ми стрель­ча­ты­ми про­ема­ми «зво­на». При воз­вы­ше­нии над тра­пез­ной коло­коль­ня была укра­ше­на четырь­мя ост­ро­ко­неч­ны­ми пира­ми­да­ми, а у осно­ва­ния купо­ла – восе­мью таки­ми же пира­ми­да­ми, но мень­ше­го раз­ме­ра. Силу­эт вось­ми­гран­но­го купо­ла с «коро­ной» из малых баше­нок эффект­но выде­лял­ся на окру­жа­ю­щем пейзаже.

Внут­рен­ние поме­ще­ния церк­ви во имя Свя­той Тро­и­цы спла­ни­ро­ва­ны были пре­дель­но лако­нич­но, она явля­лась не толь­ко куль­то­вым соору­же­ни­ем, но и фамиль­ной усы­паль­ни­цей: под полом пер­во­го эта­жа при­де­лов име­лись под­зем­ные каме­ры – скле­пы. Сте­ны цер­ков­но­го зала, пере­кры­то­го стрель­ча­тым сво­дом, были укра­ше­ны пиляст­ра­ми с бога­тым, изыс­кан­ным леп­ным деко­ром. Высо­та зала дости­га­ла 9 м.

По худо­же­ствен­ным досто­ин­ствам, отра­зив­шим талант архи­тек­то­ра и роман­ти­че­ское настро­е­ние вла­дель­цев име­ния, усы­паль­ни­ца может счи­тать­ся зна­чи­тель­ным памят­ни­ком оте­че­ствен­ной архитектуры.

Бра­тья и сест­ры зашли в дей­ству­ю­щую еван­ге­ли­че­ско-люте­ран­скую цер­ковь в г. Пуш­ки­но. Она была постро­е­на в 1860 г. по изво­ле­нию и под­держ­ке импе­ра­то­ра Алек­сандра II. Пас­тор церк­ви обра­до­вал­ся посе­ти­те­лям. “Бли­же, Гос­подь, к Тебе” мощ­ным хором хозя­ев и гостей воз­нес­лось под купол церкви.

В под­го­тов­ке мате­ри­а­ла исполь­зо­ва­на кни­га Р. В. Тихо­ми­ро­ва “Из исто­рии Тоснен­ско­го рай­о­на, Марьи­но”, 1998 г.