Мой муж на мне не женится!

Кри­зис инсти­ту­та семьи — оче­вид­ное явле­ние в пост­со­вет­ском обще­стве. Мно­гие люди про­сто не пони­ма­ют, в чем сакраль­ный смысл бра­ка. Рас­про­стра­нен­ным стал так назы­ва­е­мый «Граж­дан­ский брак».

В доре­во­лю­ци­он­ной Рос­сии это выра­же­ние мог­ло озна­чать союз, кото­рый офи­ци­аль­но заре­ги­стри­ро­ван госу­дар­ствен­ны­ми орга­на­ми, но не освя­щен Цер­ко­вью. В совре­мен­ном рус­ском язы­ке «граж­дан­ским бра­ком» ста­ли назы­вать то, что рань­ше было при­ня­то име­но­вать «блуд­ным сожи­тель­ством» – сов­мест­ное про­жи­ва­ние, не свя­зан­ное каки­ми-либо юри­ди­че­ски­ми обя­за­тель­ства­ми. Сто­рон­ни­ки «граж­дан­ско­го бра­ка» часто про­па­ган­ди­ру­ют «пре­иму­ще­ства» сво­е­го обра­за жиз­ни. По их мне­нию. Сожи­тель­ство без офи­ци­аль­но­го ста­ту­са поз­во­ля­ет парт­не­рам убе­дить­ся в пра­виль­но­сти выбо­ра, кото­рый впо­след­ствии мож­но «офор­мить офи­ци­аль­но». Одна­ко ста­ти­сти­ка сви­де­тель­ству­ет о том, что «граж­дан­ский брак» ред­ко при­во­дит к семей­но­му сча­стью. Ряд иссле­до­ва­ний пока­зы­ва­ет, что боль­шин­ство «неза­ре­ги­стри­ро­ван­ных» пар со вре­ме­нем рас­па­да­ют­ся. Более того, бра­ки, до заклю­че­ния кото­рых парт­не­ры сожи­тель­ство­ва­ли друг с дру­гом, окан­чи­ва­ют­ся раз­во­дом чаще, чем те, в кото­рых сов­мест­ная жизнь нача­лась в день сва­дьбы. «Граж­дан­ский брак» пре­под­но­сит­ся как сред­ство, поз­во­ля­ю­щее избе­жать серьез­ных оши­бок, но ста­ти­сти­ка сви­де­тель­ству­ет о том, что само по себе реше­ние всту­пить в «граж­дан­ский брак» – оши­боч­но, по край­ней мере для тех, кто меч­та­ет о креп­кой семье.

Инте­рес­но так­же отме­тить, что, по дан­ным неко­то­рых социо­ло­ги­че­ских опро­сов, боль­шин­ство муж­чин, живу­щих в «граж­дан­ском бра­ке», назы­ва­ют себя «сво­бод­ны­ми», в то вре­мя как боль­шин­ство жен­щин – «замуж­ни­ми» (пока их не про­сят уточ­нить зна­че­ние сло­ва). По наблю­де­ни­ям неко­то­рых пси­хо­ло­гов, парт­не­ра­ми в типич­ном граж­дан­ском бра­ке ока­зы­ва­ют­ся жен­щи­на с низ­кой само­оцен­кой и муж­чи­на с низ­ким уров­нем ответственности.

На про­тя­же­нии всей сво­ей исто­рии Цер­ковь тре­бо­ва­ла, что­бы хри­сти­ане, всту­пая в брак, соблю­да­ли юри­ди­че­ские нор­мы, при­ня­тые в обще­стве. Сто­рон­ни­ки «граж­дан­ско­го бра­ка» любят повто­рять лозунг: «Штамп в пас­пор­те ниче­го не меня­ет». Но на самом деле такие отно­ше­ния прин­ци­пи­аль­но отли­ча­ют­ся от бра­ка, при­знан­но­го госу­дар­ством и Цер­ко­вью. «Нефор­маль­ное сожи­тель­ство» под­ра­зу­ме­ва­ет неопре­де­лен­ность, от кото­рой осо­бен­но стра­да­ет жен­щи­на (ее нель­зя даже назвать «женой»). Если в таком сою­зе рож­да­ют­ся дети, они ока­зы­ва­ют­ся соци­аль­но неза­щи­щен­ны­ми. Воз­ни­ка­ет мно­же­ство эти­че­ских и духов­ных про­блем, кото­рые часто обо­ра­чи­ва­ют­ся тяже­лы­ми пси­хо­ло­ги­че­ски­ми трав­ма­ми – и для самих парт­не­ров, и для близ­ких им людей.

Сама­рян­ка кото­рую, встре­тил у колод­ца Хри­стос, нес­ла тяже­лое бре­мя неудав­шей­ся семей­ной жиз­ни. Одна­ко она пони­ма­ла, что сожи­тель­ство нель­зя назвать бра­ком, и на вопрос Хри­ста чест­но отве­ти­ла: «У меня нет мужа» (Ин.4:17). Пары, пред­по­чи­та­ю­щие сожи­тель­ство закон­но­му бра­ку, могут руко­вод­ство­вать­ся раз­ны­ми при­чи­на­ми, но глав­ной при­чи­ной почти во всех слу­ча­ях ока­зы­ва­ет­ся одна: неже­ла­ние муж­чи­ны или жен­щи­ны свя­зы­вать себя пожиз­нен­ны­ми обя­за­тель­ства­ми. Брак под­ра­зу­ме­ва­ет ответ­ствен­ность, обе­ща­ние быть вер­ным жене (мужу), «пока смерть не раз­лу­чит». Без этой ответ­ствен­но­сти нет под­лин­ной люб­ви, есть толь­ко страсть как види­мость люб­ви. Изна­чаль­но брак был заду­ман Твор­цом как веч­ный завет: «…оста­вит чело­век отца сво­е­го и мать свою и при­ле­пит­ся к жене сво­ей; и будут одна плоть» (Быт. 2:24). Заклю­чив этот завет, чело­век ста­но­вит­ся при­част­ным к тайне Божи­ей люб­ви, поэто­му Апо­стол Павел учит: «Мужья, люби­те сво­их жен, как и Хри­стос воз­лю­бил Цер­ковь и пре­дал Себя за нее» (Еф. 5:25). Слож­но ожи­дать про­яв­ле­ния такой жерт­вен­ной люб­ви в блуд­ном сожи­тель­стве, где, по край­ней мере один из парт­не­ров дает понять, что со вре­ме­нем будет не прочь най­ти себе кого-то другого.

Важ­ный аспект бра­ка — сви­де­тель­ство. Брач­ная цере­мо­ния (с уче­том всех куль­тур­ных осо­бен­но­стей) сви­де­тель­ству­ет окру­жа­ю­щим об исклю­чи­тель­но­сти отно­ше­ний, в кото­рые всту­па­ют ново­брач­ные. Сам Бог незри­мо при­сут­ству­ет при этом заклю­че­нии заве­та. «…Гос­подь был сви­де­те­лем меж­ду тобою и женой юно­сти тво­ей, про­тив кото­рой ты посту­пил веро­лом­но, меж­ду тем как она подру­га твоя и закон­ная жена твоя» (Мал. 2:14), – таки­ми сло­ва­ми про­рок Мала­хия обли­ча­ет сво­их совре­мен­ни­ков, пре­не­бре­гав­ших свя­то­стью бра­ка. Роль сви­де­те­ля отве­де­на и цер­ков­ной общине, кото­рая бла­го­слов­ля­ет новобрачных.

В совет­ские вре­ме­на мно­гие еван­гель­ские церк­ви исполь­зо­ва­ли цере­мо­нию вен­ча­ния для про­по­ве­ди Еван­ге­лия. Отча­сти это объ­яс­ня­лось идео­ло­ги­че­ски­ми огра­ни­че­ни­я­ми: сва­дьба была едва ли не един­ствен­ным собы­ти­ем, на кото­ром при­сут­ствие неве­ру­ю­щих дру­зей, род­ствен­ни­ков и сосе­дей не тре­бо­ва­ло спе­ци­аль­но­го раз­ре­ше­ния. Но у тра­ди­ции было и бого­слов­ское осно­ва­ние. Завет, заклю­ча­е­мый меж­ду муж­чи­ной и жен­щи­ной, напо­ми­на­ет о заве­те Хри­ста с Цер­ко­вью. Неда­ром пер­вое из мес­си­ан­ских зна­ме­ний Иису­са было совер­ше­но на сва­дьбе в Кане Гали­лей­ской (Ин. 2:11). Извест­но нема­ло слу­ча­ев, когда имен­но во вре­мя вен­ча­ния неве­ру­ю­щие гости впер­вые услы­ша­ли Бла­гую Весть, осо­зна­ли суть Еван­ге­лия. Важ­ная часть цере­мо­нии — обмен клят­вен­ны­ми заве­ре­ни­я­ми. Слу­шая, как моло­до­же­ны обе­ща­ют Богу любить друг дру­га и забо­тить­ся друг о дру­ге («в горе и в радо­сти, в богат­стве и в бед­но­сти, в болез­ни и в здра­вии»), при­сут­ству­ю­щие могут обно­вить и свою реши­мость слу­жить Гос­по­ду (что под­ра­зу­ме­ва­ет и слу­же­ние семье).

У хри­сти­ан­ско­го бра­ка есть не толь­ко вер­ти­каль­ное изме­ре­ние («Бог соче­та­ет»), но и гори­зон­таль­ное: появ­ле­ние новой семьи затра­ги­ва­ет жизнь роди­те­лей, дру­гих род­ствен­ни­ков, церк­ви и обще­ства. Сле­ду­ет отме­тить, что брак — уста­нов­ле­ние Божье для всех людей, не толь­ко хри­сти­ан. Неве­ру­ю­щие супру­ги тоже могут вос­поль­зо­вать­ся пре­иму­ще­ства­ми это­го уста­нов­ле­ния. Но пол­но­та бла­го­сло­ве­ний воз­мож­на толь­ко в том бра­ке, где оба супру­га все­це­ло посвя­ти­ли себя Хри­сту. В кон­тек­сте биб­лей­ско­го уче­ния о семье мож­но утвер­ждать, что так назы­ва­е­мый «граж­дан­ский брак» дает лишь иллю­зию сча­стья, за кото­рую при­дет­ся рас­пла­чи­вать­ся дол­гие годы, при­чем от послед­ствий стра­да­ют и мно­гие дру­гие люди, свя­зан­ные с парт­не­ра­ми. Свя­щен­ное Писа­ние под­твер­жда­ет то, что мож­но уви­деть на при­ме­ре мно­гих раз­би­тых жиз­ней: грех ­ не то осно­ва­ние, на кото­ром стро­ит­ся счаст­ли­вая жизнь.

И. Лещук