Кризис института семьи — очевидное явление в постсоветском обществе. Многие люди просто не понимают, в чем сакральный смысл брака. Распространенным стал так называемый «Гражданский брак».
В дореволюционной России это выражение могло означать союз, который официально зарегистрирован государственными органами, но не освящен Церковью. В современном русском языке «гражданским браком» стали называть то, что раньше было принято именовать «блудным сожительством» – совместное проживание, не связанное какими-либо юридическими обязательствами. Сторонники «гражданского брака» часто пропагандируют «преимущества» своего образа жизни. По их мнению. Сожительство без официального статуса позволяет партнерам убедиться в правильности выбора, который впоследствии можно «оформить официально». Однако статистика свидетельствует о том, что «гражданский брак» редко приводит к семейному счастью. Ряд исследований показывает, что большинство «незарегистрированных» пар со временем распадаются. Более того, браки, до заключения которых партнеры сожительствовали друг с другом, оканчиваются разводом чаще, чем те, в которых совместная жизнь началась в день свадьбы. «Гражданский брак» преподносится как средство, позволяющее избежать серьезных ошибок, но статистика свидетельствует о том, что само по себе решение вступить в «гражданский брак» – ошибочно, по крайней мере для тех, кто мечтает о крепкой семье.
Интересно также отметить, что, по данным некоторых социологических опросов, большинство мужчин, живущих в «гражданском браке», называют себя «свободными», в то время как большинство женщин – «замужними» (пока их не просят уточнить значение слова). По наблюдениям некоторых психологов, партнерами в типичном гражданском браке оказываются женщина с низкой самооценкой и мужчина с низким уровнем ответственности.
На протяжении всей своей истории Церковь требовала, чтобы христиане, вступая в брак, соблюдали юридические нормы, принятые в обществе. Сторонники «гражданского брака» любят повторять лозунг: «Штамп в паспорте ничего не меняет». Но на самом деле такие отношения принципиально отличаются от брака, признанного государством и Церковью. «Неформальное сожительство» подразумевает неопределенность, от которой особенно страдает женщина (ее нельзя даже назвать «женой»). Если в таком союзе рождаются дети, они оказываются социально незащищенными. Возникает множество этических и духовных проблем, которые часто оборачиваются тяжелыми психологическими травмами – и для самих партнеров, и для близких им людей.
Самарянка которую, встретил у колодца Христос, несла тяжелое бремя неудавшейся семейной жизни. Однако она понимала, что сожительство нельзя назвать браком, и на вопрос Христа честно ответила: «У меня нет мужа» (Ин.4:17). Пары, предпочитающие сожительство законному браку, могут руководствоваться разными причинами, но главной причиной почти во всех случаях оказывается одна: нежелание мужчины или женщины связывать себя пожизненными обязательствами. Брак подразумевает ответственность, обещание быть верным жене (мужу), «пока смерть не разлучит». Без этой ответственности нет подлинной любви, есть только страсть как видимость любви. Изначально брак был задуман Творцом как вечный завет: «…оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт. 2:24). Заключив этот завет, человек становится причастным к тайне Божией любви, поэтому Апостол Павел учит: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5:25). Сложно ожидать проявления такой жертвенной любви в блудном сожительстве, где, по крайней мере один из партнеров дает понять, что со временем будет не прочь найти себе кого-то другого.
Важный аспект брака — свидетельство. Брачная церемония (с учетом всех культурных особенностей) свидетельствует окружающим об исключительности отношений, в которые вступают новобрачные. Сам Бог незримо присутствует при этом заключении завета. «…Господь был свидетелем между тобою и женой юности твоей, против которой ты поступил вероломно, между тем как она подруга твоя и законная жена твоя» (Мал. 2:14), – такими словами пророк Малахия обличает своих современников, пренебрегавших святостью брака. Роль свидетеля отведена и церковной общине, которая благословляет новобрачных.
В советские времена многие евангельские церкви использовали церемонию венчания для проповеди Евангелия. Отчасти это объяснялось идеологическими ограничениями: свадьба была едва ли не единственным событием, на котором присутствие неверующих друзей, родственников и соседей не требовало специального разрешения. Но у традиции было и богословское основание. Завет, заключаемый между мужчиной и женщиной, напоминает о завете Христа с Церковью. Недаром первое из мессианских знамений Иисуса было совершено на свадьбе в Кане Галилейской (Ин. 2:11). Известно немало случаев, когда именно во время венчания неверующие гости впервые услышали Благую Весть, осознали суть Евангелия. Важная часть церемонии — обмен клятвенными заверениями. Слушая, как молодожены обещают Богу любить друг друга и заботиться друг о друге («в горе и в радости, в богатстве и в бедности, в болезни и в здравии»), присутствующие могут обновить и свою решимость служить Господу (что подразумевает и служение семье).
У христианского брака есть не только вертикальное измерение («Бог сочетает»), но и горизонтальное: появление новой семьи затрагивает жизнь родителей, других родственников, церкви и общества. Следует отметить, что брак — установление Божье для всех людей, не только христиан. Неверующие супруги тоже могут воспользоваться преимуществами этого установления. Но полнота благословений возможна только в том браке, где оба супруга всецело посвятили себя Христу. В контексте библейского учения о семье можно утверждать, что так называемый «гражданский брак» дает лишь иллюзию счастья, за которую придется расплачиваться долгие годы, причем от последствий страдают и многие другие люди, связанные с партнерами. Священное Писание подтверждает то, что можно увидеть на примере многих разбитых жизней: грех не то основание, на котором строится счастливая жизнь.
И. Лещук