Об этих событиях повествует третья книга Царств, 8 глава
Когда была совершена вся работа, которую производил царь Соломон для храма Господа, царь Соломон совершил освящение храма. Ковчег завета в это время находился в городе Давидовом, то есть Сионе. Так называлась юго-восточная часть Иерусалима. Давид же в свое время перенес туда ковчег из дома Авведдара (Овед-Едома).
… И собрались к царю Соломону на праздник все Израильтяне в месяце Афаниме, который есть седьмой месяц.
Соломон, очевидно, ждал целых одиннадцать месяцев, чтобы приурочить освящение храма к новогоднему празднику Кущей, справляемому в седьмом месяце Афаниме (соответствующий сентябрю-октябрю).
… И пришли все старейшины Израилевы; и подняли священники ковчег, и понесли ковчег Господень и скинию собрания и все священные вещи, которые были в скинии; и несли их священники и левиты. А царь Соломон и с ним все общество Израилево, собравшееся к нему, шли пред ковчегом, …
Так ковчег завета был перенесен в новый храм, во Святое Святых.
… В ковчеге ничего не было, кроме двух каменных скрижалей, которые положил туда Моисей на Хориве, когда Господь заключил завет с сынами Израилевыми, по исшествии их из земли Египетской.
… Когда священники вышли из святилища, облако наполнило дом Господень;
Это облако было, возможно, подобно тому, что после исхода из Египта вело народ через пустыню. На горе Синай Господь явился Моисею сокрытым в облаке. По завершении сооружения скинии Господь выказал одобрение сделанному, покрыв ее облаком Своей славы. Теперь Бог подобным образом явил Свое одобрение постройке святилища.
…и не могли священники стоять на служении, по причине облака, ибо слава Господня наполнила храм Господень.
Тогда воззвал Соломон к Богу с благодарственной, прославляющей молитвой. В этой молитве он назвал храм местом, в котором Бог будет пребывать вовеки. Храм, как угодное Богу место для совершения молитвы и жертвоприношений, воплощал присутствие Господа среди Его народа.
… и сказал (Соломон): Господи Боже Израилев! нет подобного Тебе Бога на небесах вверху и на земле внизу; Ты хранишь завет и милость к рабам Твоим, ходящим пред Тобою всем сердцем своим…
Соломон прославляет Бога за Его удивительные качества, которые не возможно даже осознать человеческим разумом. Он говорит в своей молитве о величии Бога, о том, что не только храм, но и земля, и небо не могут вместить в себя Бога вселенной:
… Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил.
Соломон молит Господа о милости:
… но призри на молитву раба Твоего и на прошение его, Господи Боже мой; услышь воззвание и молитву, которою раб Твой умоляет Тебя ныне.
Это особая милость о том, чтобы молитва, звучащая в новом храме, была услышана, потому что Бог обещал пребывать в этом храме по-особенному. Далее царь молится и просит Божьей милости для очень конкретных жизненных ситуаций и проблем. Он просит Бога о том, чтобы Тот своим Божественным вмешательством всегда”обвинял виновного” и “оправдывал правого”. Соломон просит Господа о милости к тем, кто, не по своей воле оказавшись на чужбине, молит Его о прощении таковых и возвращении на родину. Соломон упоминает многие беды, которые могут постичь народ в наказание за беззаконие: засуха или война, болезнь, голод, моровая язва, болезни. Соломон просит Господа по справедливости судить сынов Своего народа. Он также желает, чтобы все народы, подобно Израилю, знали истинного Бога.
… Когда Соломон произнес все сие моление и прошение к Господу, тогда встал с колен от жертвенника Господня, [руки же] его были распростерты к небу. И стоя благословил все собрание Израильтян, громким голосом говоря: благословен Господь, Который дал покой народу Своему Израилю.
Соломон у жертвенника молился Господу от лица всего собрания. Теперь, обернувшись лицом к собравшимся, Соломон благословляет их от имени Господа и просит Его внять молитве. В это время царь сделал большой праздник, на который стеклись люди из самых дальних пределов царства.
Так Господь в милосердии Своем исполнил данное Давиду обетование о том, что его потомок построит храм, который намеревался построить сам Давид. Бог милостиво даровал Израилю святилище и обетованный покой.
Храм, место поклонения израильского народа своему Богу, построенный по завещанию и чертежам Давида его сыном Соломоном в Иерусалиме на горе Мориа, строился 7,5 лет и был освящен около 962 г. до РХ.
Первый храм, построенный в Иерусалиме, был очень красив и богат. На земле не было другого такого прекрасного сооружения. На него было израсходовано: 3888,03т золота, 36612т серебра, больше 648т меди и более 3600т железа. Все поверхности стен, потолка и пола были сплошь выложены золотом. Также был выложен золотом и притвор. Толщина этого покрытия была 0,2мм (2,9г золота на кв. см.). Храм внутри и снаружи украшали резные изображения и драгоценные камни. Цена некоторых материалов, не считая драгоценных камней, и по древним, и по современным оценкам неслыханно велика. Для сравнения можно сказать, что плата солдата и поденного рабочего в 1 веке равнялась примерно 1 кг серебра в год. Храм был длиною 35м, шириною 10м и состоял из трех частей: притвора – глубиной 5м, средней части — глубиной 20м и дальней части (Святого-святых, давира)-глубиной и высотой 10м. Высота средней части была равна 15м.
Притвор, по всей видимости, был выше средней части здания храма, и общий вид его был ступенчатый. Каменные стены храма внутри и снаружи были выложены досками. На верху средней части были сделаны несквозные (декоративные) окна. Храм внутри освещался только собственными светильниками. Через входную дверь в него могли проникать только лучи восходящего солнца.