“Муд­ре­цы, звез­да и Спаситель”

Когда же Иисус родил­ся в Виф­ле­е­ме Иудей­ском во дни царя Иро­да, при­шли в Иеру­са­лим волх­вы с восто­ка и гово­рят: где родив­ший­ся Царь Иудей­ский? ибо мы виде­ли звез­ду Его на восто­ке и при­шли покло­нить­ся Ему. (Еван­ге­лие от Мат­фея 2:1,2) Поче­му о рож­де­нии Спа­си­те­ля ста­ло извест­но в первую оче­редь дале­ким чуже­зем­цам, а не сопле­мен­ни­кам, жив­шим рядом? Мы попро­бу­ем извлечь прак­ти­че­ские уро­ки из исто­рии о муд­ре­цах, при­шед­ших изда­ле­ка покло­нить­ся Христу.


Во-пер­вых, обра­ти­те вни­ма­ние на вопро­сы муд­ре­цов. Пусть мно­гих из нас заин­те­ре­су­ет то же, что и их: “…где родив­ший­ся Царь Иудей­ский?” Во-вто­рых, заметь­те их надеж­ду: “…мы виде­ли звез­ду Его…”. Они виде­ли звез­ду, поэто­му спро­си­ли, где Он. И, нако­нец, в‑третьих, они оста­ви­ли при­мер для под­ра­жа­ния: “…при­шли покло­нить­ся Ему”. “Где Он?” Оче­вид­но, что муд­ре­цы зада­ли этот вопрос, пото­му что в них про­бу­дил­ся инте­рес. Ирод же спро­сил об этом тогда, когда в нем про­бу­дил­ся страх за свою власть. И он решил рас­пра­вить­ся с мла­ден­цем. Виф­ле­ем, в кото­ром родил­ся Хри­стос, рас­по­ла­гал­ся неда­ле­ко от Иеру­са­ли­ма, одна­ко никто не зада­вал на ули­цах свя­то­го горо­да вопрос: 
 
“Где Он?” Роди­лась сла­ва Изра­и­ля, но в стране было поис­ти­не немно­го людей, спра­ши­вав­ших, подоб­но этим муд­ре­цам: “Где Он?” 
 
У муд­ре­цов с восто­ка были и инте­рес, и явная вера. Кро­ме того, муд­ре­цы при­зна­ли свое незна­ние. Муд­рые люди не сты­дят­ся зада­вать вопро­сы, и в этом их муд­рость. Поэто­му был задан вопрос: “Где Он?” Они дума­ли, что ско­рее все­го об Иису­се зна­ют в одном из боль­ших горо­дов — ведь он был царем. Где же еще наво­дить о Нем справ­ки, как не в сто­ли­це? Поэто­му они напра­ви­лись в Иеру­са­лим. Воз­мож­но, они спро­си­ли страж­ни­ков у ворот: “…где родил­ся царь иудей­ский?” Но в ответ мог­ли услы­шать пре­зри­тель­ный смех: “У нас толь­ко один царь, Ирод”. Вопрос мог быть обра­щен и к без­за­бот­но­му зева­ке. Ниче­го, кро­ме удив­ле­ния, у него такой вопрос не вызвал бы, ибо он зна­ет сво­е­го царя. “Ну и вопро­сы вы зада­е­те! Я ищу, с кем бы выпить”. Они мог­ли обра­тить­ся к тор­гов­цу, но тот, хмык­нув, мог про­из­не­сти: “Какое мне дело до царей? Не жела­е­те что-нибудь про­дать или купить?” Муд­ре­цы мог­ли оста­но­вить жен­щи­ну на ули­це и спро­сить: “Где родив­ший­ся царь иудей­ский?” “Оставь­те меня! Мой ребе­нок болен, мне хва­та­ет забот. Какая мне раз­ни­ца, что кто-то родил­ся или умер?” Они дошли до выс­ших инстан­ций, а инфор­ма­ция была по-преж­не­му скуд­на, но муд­ре­цы не оста­но­ви­лись, пока не узна­ли все, что мож­но было узнать. Никто нико­гда не ска­жет: “Я искал Его, но не нашел”. Во всех слу­ча­ях, когда вы не нахо­ди­те Хри­ста, это зна­чит, что вы не иска­ли Его серьез­но и страст­но. Дру­го­го объ­яс­не­ния быть не может, ведь Иисус сам обе­щал: “Ищи­те, и най­де­те”. Волх­вы во мно­гом явля­ют­ся при­ме­ром для нас. 
 
Теперь пого­во­рим об их надеж­де. Что не дава­ло им отча­ять­ся в поис­ках Хри­ста? Ответ кро­ет­ся в их сло­вах: “… мы виде­ли звез­ду Его …”. У боль­шин­ства из вас, ищу­щих Хри­ста, есть вели­чай­шая надеж­да. Она осно­ва­на на том, что вы слы­ша­ли Еван­ге­лие. Вы живе­те в стране, где печа­та­ют­ся Биб­лии, где сво­бод­но про­во­дят­ся бого­слу­же­ния в церк­вах. Все это — звез­да Иису­са Хри­ста, кото­рая долж­на при­ве­сти вас к Нему. Уви­деть звез­ду — зна­чит испы­тать осо­бую бла­го­склон­ность Бога. Дале­ко не все жите­ли восто­ка, а так­же и запа­да виде­ли Его звез­ду. Но муд­ре­цы были удо­сто­е­ны высо­кой чести. 
 
Не все чело­ве­че­ство слы­шит Еван­ге­лие. Хри­ста про­по­ве­ду­ют не во всех горо­дах, Его крест не все­гда пре­воз­но­сит­ся даже в тех местах, кото­рые посвя­ще­ны для покло­не­ния Ему. Вы, мои дру­зья, удо­сто­и­лись вели­кой чести, если вы виде­ли звез­ду — Еван­ге­лие, ука­зы­ва­ю­щую на Хри­ста. Уви­дев звез­ду, муд­ре­цы воз­ло­жи­ли на себя боль­шую ответ­ствен­ность. Пред­ставь­те, что, заме­тив звез­ду, они бы не отпра­ви­лись в путь, что­бы покло­нить­ся Хри­сту; тогда они были бы гораз­до винов­нее тех, кто не видел знак с небес и поэто­му не мог отверг­нуть про­тя­ну­тую руку Бога. 
 
Муд­ре­цы, добрав­шись до Иеру­са­ли­ма, не оста­но­ви­лись в поис­ках родив­ше­го­ся Царя. Они мог­ли бы ска­зать: “Ну вот! Теперь мы в стране родив­ше­го­ся Ребен­ка. Будем бла­го­дар­ны и за это, сядем отдох­нем”. Нет! Узнав, что Он родил­ся в Виф­ле­е­ме, они напра­ви­лись туда. Добрав­шись до места, они не оста­нав­ли­ва­ют­ся: “Бла­го­сло­вен­ное место! Оста­нем­ся здесь”. Все ина­че — они хотят знать, где нахо­дит­ся дом. Нахо­дят нуж­ный дом, звез­да оста­но­ви­лась над ним. Пре­крас­ное зре­ли­ще: посто­я­лый двор, над ним звез­да, а в доме — ново­рож­ден­ный Царь. Но им и это­го мало. Они пере­сту­па­ют порог, что­бы покло­нить­ся Мла­ден­цу. 
 
Во-пер­вых, они уви­де­ли Мла­ден­ца. Я не думаю, что они, уви­дев Мла­ден­ца, про­сто ска­за­ли: “Вот и Он”. Они тихо сто­я­ли и смот­ре­ли. Воз­мож­но, несколь­ко минут они мол­ча­ли. Лицо Мла­ден­ца было сверхъ­есте­ствен­но кра­си­во. Муд­ре­цов влек­ла к Нему сверх­че­ло­ве­че­ская сила. Вопло­тив­ший­ся Бог! Они всмат­ри­ва­лись все при­сталь­ней и напря­жен­ней, пыта­ясь луч­ше раз­гля­деть Его. “… Вой­дя в дом, уви­де­ли Мла­ден­ца…”. Давай­те и мы серьез­но и сосре­до­то­чен­но поду­ма­ем об Иису­се. Иисус — Бог, Иисус — чело­век, Иисус умер на кре­сте вме­сто греш­ни­ков; Он готов при­нять любо­го, кто дове­рит­ся Ему. Он спа­сет от веч­ной смер­ти, спа­сет этим утром каж­до­го, кто захо­чет поло­жить­ся на Него. Поду­май­те о Нем. Про­ве­ди­те сего­дня ваше сво­бод­ное вре­мя в раз­мыш­ле­ни­ях. Пред­ставь­те Его и с вос­хи­ще­ни­ем поду­май­те о Нем. Раз­ве не чудо, что Бог стал чело­ве­ком и при­шел в этот мир, как ребе­нок? Сотво­рив­ший небо и зем­лю лежал на руках у Девы ради нас! Ради наше­го искуп­ле­ния Сло­во ста­ло пло­тью. Эта исти­на может зажечь самую сме­лую надеж­ду в вашей душе. Вопло­тив­ший­ся Бог! Смот­ри­те на Него и, смот­ря, покло­ни­тесь. 
 
Мы покло­ня­ем­ся Иису­су. Гла­за­ми веры мы видим, как из колы­бе­ли Он идет на крест, а с кре­ста — пря­мо на небес­ный пре­стол. И там, где оби­та­ет Сущий, сре­ди непе­ре­да­ва­е­мой сла­вы Бога есть Чело­век, тот самый, кото­рый спал на соло­ме в виф­ле­ем­ском хле­ву. Наша душа покло­ня­ет­ся Ему. 
 
После покло­не­ния муд­ре­цы пре­под­нес­ли свои дары. Один из них открыл шка­тул­ку с золо­том и поста­вил ее у ног ново­рож­ден­но­го царя. Дру­гой пре­под­нес ладан — одну из вели­чай­ших дра­го­цен­но­стей той стра­ны, из кото­рой он при­шел. Дру­гие при­нес­ли с собой мир­ру. Дары были сви­де­тель­ством искрен­но­сти их покло­не­ния. Они, не ску­пясь, отда­ли дра­го­цен­но­сти. 
 
Неко­то­рые люди могут дать что-нибудь Хри­сту или сде­лать для Него что-нибудь, лишь стис­нув зубы. Но любовь Хри­ста осво­бож­да­ет нас и дает нам радость в слу­же­нии Ему. Если это не так, зна­чит, в вас нет Его люб­ви. Кто любит Хри­ста, тот най­дет спо­соб дока­зать свою любовь на деле. Иди домой, Мария, достань свою коро­боч­ку с ала­васт­ро­вым мас­лом и помажь Ему голо­ву. И если кто-нибудь ска­жет: “К чему такая боль­шая тра­та?”, вы отве­ти­те: “Кому мно­го про­ще­но, тот мно­го любит”. Если у вас есть золо­то — отдай­те его, если у вас есть ладан — пода­ри­те и его, если у вас есть мир­ра — дай­те ее Иису­су; отдай­те Ему все­го себя. 
 
 
(в сокра­ще­нии)