Муд­рые и нера­зум­ные девы. Ожидание

«Тогда подоб­но будет Цар­ство Небес­ное деся­ти девам, кото­рые, взяв светиль­ники свои, вышли навстре­чу жени­ху. Из них пять было муд­рых и пять нера­зум­ных. Нера­зум­ные, взяв све­тиль­ни­ки свои, не взя­ли с собою мас­ла. Муд­рые же, вме­сте со све­тиль­ни­ка­ми сво­и­ми, взя­ли мас­ла в сосу­дах сво­их. И как жених замед­лил, то задре­ма­ли все и усну­ли. Но в пол­ночь раз­дал­ся крик: «вот, жених идет, выхо­дите навстре­чу ему». Тогда вста­ли все девы те и попра­ви­ли све­тиль­ни­ки свои. Нера­зум­ные же ска­за­ли муд­рым: «дай­те нам ваше­го мас­ла, пото­му что светиль­ники наши гас­нут». А муд­рые отве­ча­ли: «что­бы не слу­чи­лось недо­стат­ка и у нас и у вас, пой­ди­те луч­ше к про­да­ю­щим и купи­те себе». Когда же пошли они поку­пать, при­шел жених, и гото­вые вошли с ним на брач­ный пир, и две­ри затво­ри­лись; после при­хо­дят и про­чие девы, и гово­рят: «Гос­по­ди! Гос­по­ди! отво­ри нам”. Он же ска­зал им в ответ: «истин­но гово­рю вам: не знаю вас». Итак, бодр­ствуй­те, пото­му что не зна­е­те ни дня, ни часа, в кото­рый при­дет Сын Чело­ве­че­ский» (Мф. 25:1–13).

Прит­ча Иису­са Хри­ста о пяти муд­рых и пяти нера­зум­ных девах, ожи­дав­ших жени­ха, име­ет очень мно­го раз­но­об­раз­ных оттен­ков. И я хочу затро­нуть одну грань, кото­рая име­ет прак­ти­че­ское зна­че­ние для хри­сти­ан, живу­щих в наше послед­нее вре­мя и ожи­да­ю­щих ско­рое При­ше­ствие Гос­по­да Иису­са Хри­ста. Очень цен­но для всех хри­сти­ан быть гото­вы­ми и не про­пу­стить момен­та, когда Хри­стос при­дет за ожи­да­ю­щи­ми Его, но и само состо­я­ние готов­но­сти явля­ет­ся уже вели­ким бла­го­сло­ве­ни­ем. Вот поче­му сокрыт день при­хо­да Хри­ста на землю.

Этот день ожи­да­ли мно­гие поко­ле­ния хри­сти­ан. И ожи­да­ние при­но­си­ло свои бла­го­твор­ные пло­ды. Для того, что­бы быть гото­вым ко встре­че со Хри­стом, нуж­но от мно­го­го отка­зать­ся и мно­гим пожерт­во­вать. Имен­но это и сти­му­ли­ру­ет духов­ный рост ожи­да­ю­ще­го человека.

А как при­ме­нить в повсе­днев­ной хри­сти­ан­ской жиз­ни пре­ду­пре­жде­ние Хри­ста о нашей готов­но­сти? Что нуж­но делать, чтоб ока­зать­ся в чис­ле муд­рых дев?

Муд­рых и нера­зум­ных дев пона­ча­лу было труд­но раз­ли­чить. И те, и дру­гие мог­ли любить Дом Божий, пре­крас­но петь во сла­ву Божью, слу­жить Богу, бла­го­вест­во­вать, иметь при­мер­ные семьи, при­во­дить дру­гих к Богу, иметь духов­ные дары. Обе кате­го­рии хри­сти­ан мог­ли жерт­во­вать деся­ти­ну от сво­их дохо­дов и тво­рить дела мило­сер­дия нуж­да­ю­щим­ся людям, и тем не менее… Одни ока­за­лись мудры­ми, а дру­гие нет. В чем же их раз­ли­чие? У одних было мас­ло толь­ко в све­тиль­ни­ках, а у дру­гих и в све­тиль­ни­ках, и в сосудах.

Сло­во Божье назы­ва­ет све­тиль­ни­ком дух чело­ве­ка, кото­рый про­яв­ля­ет­ся в сове­сти, инту­и­ции и спо­соб­но­сти верить в Бога и общать­ся с Ним. «Све­тиль­ник Гос­по­день — дух чело­ве­ка, испы­ты­ва­ю­щий все глу­би­ны серд­ца» (Пр. 20:27). Биб­лия при­зы­ва­ет пла­ме­неть духом, то есть рев­ност­но и усерд­но слу­жить Богу: «В усер­дии не осла­бе­вай­те; духом пла­ме­ней­те; Гос­по­ду слу­жи­те» (Рим. 12:11).

Чело­век, име­ю­щий горя­щий све­тиль­ник, — это хри­сти­а­нин, соеди­нен­ный с Богом, испол­нен­ный Духом Свя­тым и побеж­да­ю­щий грех. Хоро­шо и радост­но слу­жить Богу во вре­мя осо­бой бла­го­да­ти Божьей, когда Дух Свя­той пере­пол­ня­ет серд­це чув­ство­ва­ни­я­ми Хри­сто­вы­ми, тогда и све­тиль­ник наш ярко горит. Но так быва­ет не всегда…

А что же это за сосу­ды, кото­рые ока­за­лись запол­не­ны мас­лом толь­ко у муд­рых дев? Вооб­ще сосу­да­ми назва­ны души хри­сти­ан, кото­рые долж­ны быть приготов­ленными на вся­кое доб­рое дело. «Что­бы каж­дый из вас умел соблю­дать свой сосуд в свя­то­сти и чести, а не в стра­сти похо­те­ния, как и языч­ни­ки, не зна­ю­щие Бога» (1 Фес. 4:4–5). Имен­но в душе дол­жен выра­бо­тать­ся навык от посто­ян­но­го послу­ша­ния духу, кото­рый жела­ет про­тив­но­го пло­ти, и вле­чет нас к Богу (см. Гал. 5:17).

Из это­го понят­но, что пре­об­ра­зо­ва­ние у хри­сти­а­ни­на долж­но про­ис­хо­дить под вли­я­ни­ем Свя­то­го Духа не толь­ко в духе, сер­деч­ном све­тиль­ни­ке, но и в душе, в сосу­де, в харак­те­ре, про­яв­ля­ю­щем­ся в повсе­днев­ной жиз­ни. Духом мож­но пламе­неть в пери­о­ды Божьих посе­ще­ний, но харак­тер может оста­вать­ся сквер­ным, что осо­бо про­яв­ля­ет­ся в испы­та­ни­ях и под житей­ски­ми нагруз­ка­ми. Ведь состо­я­ни­ем духа чело­ве­че­ско­го все не закан­чи­ва­ет­ся. В пери­о­ды бла­го­да­ти Божьей мож­но пла­ме­неть жерт­вен­ной любо­вью к людям и Богу, а в пери­од засу­хи мож­но ока­заться дру­ги­ми, если в наших душах — сосу­дах — не выра­бо­тан навык сми­ре­ния и послу­ша­ния Богу. Имен­но в этом и есть глав­ное отли­чие муд­рых и нера­зум­ных хри­сти­ан. В то вре­мя как те, кото­рые назва­ны Хри­стом нера­зум­ны­ми дева­ми, были похо­жи на Хри­ста, толь­ко когда нахо­ди­лись под вли­я­ни­ем Свя­то­го Духа, то разум­ные при­ме­ня­ли Божьи бла­го­сло­ве­ния еще и для сво­е­го лич­но­го исправ­ле­ния. Они рабо­та­ли над собой и пре­об­ра­зо­вы­ва­лись сами. Их разум и воля были направ­ле­ны на лич­ное освя­ще­ние. Они заме­ча­ли в себе себя­лю­би­вые жела­ния и иные поро­ки и выкор­че­вы­ва­ли их. Они научи­лись жить под нагруз­ка­ми, когда не было под­держ­ки со сто­ро­ны. Нера­зум­ные насла­жда­лись толь­ко вре­мен­ны­ми слад­ки­ми пережива­ниями в духе — све­тиль­ни­ке, в то вре­мя как муд­рые, кро­ме это­го, выра­ба­ты­ва­ли навык послу­ша­ния Богу и в сво­их душах и телах — сосудах.

Когда жених замед­лил… Имен­но этот пери­од и обна­ру­жил, кто есть кто. Это осо­бый пери­од ожи­да­ния перед при­хо­дом Хри­ста, когда не будет све­жей под­пит­ки мас­лом от Духа Свя­то­го. Пери­од, кото­рый мож­но назвать огнен­ным испы­та­ни­ем. Его мож­но прой­ти толь­ко бла­го­да­ря тому, что было накоп­ле­но ранее. И вот тут при­дется вклю­чать в дей­ствие то, о чем Хри­стос ска­зал: «Тер­пе­ни­ем вашим спа­сай­те души ваши» (Лк. 21:19). Да, тер­пе­ни­ем! Те, у кого чув­ства навы­ком при­уче­ны не к бун­тар­ству и не к зада­ва­нию вопро­сов Богу, но к послу­ша­нию Ему, прой­дут этот пери­од, усто­ят и встре­тят Жени­ха. Хотя и они прой­дут этот пери­од не на све­жем мас­ле, пото­му что усну­ли все, но с запа­сом мас­ла в сосу­дах — душах сво­их. Пото­му что муд­рые поз­во­ли­ли Богу потру­дить­ся над собой во вре­мя благополучия.

Ведь не сек­рет, что само­влюб­лен­ные, каприз­ные хри­сти­ане не поз­во­ля­ют Богу совер­шать над собой Божью очи­сти­тель­ную рабо­ту. Они с радо­стью поль­зу­ют­ся Божьим уте­ше­ни­ем, бла­го­сло­ве­ни­ем, но как толь­ко Гос­подь допус­ка­ет в их жизнь труд­но­сти, болез­ни или испы­та­ния, что­бы пере­пла­вить и очи­стить их, тут же начи­нается про­тест: «Боже, поче­му меня это постиг­ло?! Зачем это мне надо? Да что я хуже всех? Уда­ли это от меня! Сми­ри людей, вос­ста­ю­щих на меня!» Такие веру­ю­щие обыч­но про­сят помо­лить­ся о них, что­бы Бог испол­нил их волю и их эго­и­стич­ные жела­ния. А мотив тому каков? Что­бы было хоро­шо сей­час! А как будет в веч­ной жиз­ни, их мень­ше вол­ну­ет. Так мыс­лят люди, кото­рые любят себя боль­ше, чем Бога.

Они спе­шат жить плот­ской душев­ной жиз­нью для себя, сей­час и сего­дня, в ущерб сво­е­му буду­ще­му в вечности.

А Гос­подь же ниче­го не дела­ет бес­цель­но. Если Он и допус­ка­ет труд­но­сти, то с целью пере­пла­вить нас и отде­лить от нас все мир­ское. А если мы не соглас­ны с этим и про­те­сту­ем? Что оста­ет­ся делать Богу?.. И так быва­ет, что мно­гие хри­сти­ане оста­ют­ся невоз­рос­ши­ми, каприз­ны­ми, себя­лю­би­вы­ми мла­ден­ца­ми, как образ­но напи­са­но: «Раз­ду­валь­ный мех обго­рел, сви­нец истлел от огня: пла­виль­щик пла- вил напрас­но, ибо злые не отде­ли­лись; отвер­жен­ным сереб­ром назо­вут их, ибо Гос­подь отверг их» (Иер. 6:29–30).

Поэто­му пото­ро­пим­ся, что­бы в бла­го­при­ят­ное вре­мя запа­стись мас­лом и ока­заться в чис­ле муд­рых, кото­рые смо­гут гореть и в пери­од вла­сти тьмы и остать­ся вер­ны­ми и гото­вы­ми встре­чать Гос­по­да! Для это­го откро­ем­ся для совер­шен­ной воли Божьей. Попро­сим, что­бы Он пере­пла­вил нас, как золо­то, и отде­лил вред­ные при­ме­си. Будем, побеж­дая плоть с ее недо­воль­ства­ми, жало­стью к себе и каприза­ми, выра­ба­ты­вать навык пол­но­го послу­ша­ния духу без лиш­них вопро­сов. «Сам же Бог мира да освя­тит вас во всей пол­но­те, и ваш дух и душа и тело во всей цело­сти да сохра­нит­ся без поро­ка в при­ше­ствие Гос­по­да наше­го Иису­са Хри­ста» (1 Фес. 5:23).

Алек­сандр Борисенко