Мятеж­ный поэт и человек

Лер­мон­тов в сми­ре­нии и при­ми­ре­нии нашел союз меж­ду подав­лен­но­стью духа и стре­ми­тель­ной пол­но­звуч­но­стью жиз­ни. Мож­но поду­мать на пер­вый взгляд, буд­то душа его веч­но про­те­сто­ва­ла, навсе­гда сохра­ни­ла боля­щую рану тре­вог и сомне­ний, не сли­лась в гар­мо­нию с жиз­нью. “Меж­ду тем, — писал лите­ра­тур­ный кри­тик Ю. Айхен­вальд, — завер­ша­ю­щая успо­ко­ен­ность бес­по­кой­но­го поэта явля­ет­ся пси­хо­ло­ги­че­ским фак­том, и более тща­тель­ный раз­бор его про­из­ве­де­ний мог бы даже уста­но­вить всю после­до­ва­тель­ность его пере­хо­дов от демо­низ­ма к рели­ги­оз­но­сти, от озлоб­ле­ния к про­ще­нию; при этом надо иметь в виду после­до­ва­тель­ность не столь­ко хро­но­ло­ги­че­скую, сколь­ко внут­рен­нюю — вне­вре­мен­ное раз­ви­тие его живой личности”. 
Есть люди, кото­рые всю жизнь пред­став­ля­ют собою непри­ми­ри­мое про­ти­во­ре­чие — Лер­мон­тов же этим начал, но не этим кон­чил: “Луна тихо смот­ре­ла на бес­по­кой­ную, но покор­ную ей сти­хию моря”, — чита­ем в “Герое наше­го вре­ме­ни”, и эти сло­ва могут быть отне­се­ны к само­му Лер­мон­то­ву: бес­по­кой­на была его сти­хия, но, в кон­це кон­цов, она поко­ри­лась Богу, небе­сам. У него все­гда была потреб­ность в молит­ве. Прав­да, когда он при­зна­вал ее толь­ко на вер­шине, в жили­ще орлов, и эта молит­ва была “греш­ной”, и было в ней боль­ше упре­ка и бун­та, чем прось­бы, и каза­лось ему, что самый крест сво­и­ми рука­ми хочет схва­тить обла­ка, сорвать звез­ды с небес­но­го покрывала:

В тес­нине Кав­ка­за я знаю скалу,
Туда доле­теть лишь степ­но­му орлу;
Но крест дере­вян­ный чер­не­ет над ней,
Гни­ет он и гнет­ся от бурь и дождей.
О, если б взой­ти уда­лось мне туда,
Как я бы молил­ся и пла­кал тогда…
И после я сбро­сил бы цепь бытия,
И с бурею бра­том назвал­ся бы я

Поз­же, в пери­од духов­ных изме­не­ний, он сми­ря­ет свое душев­ное вол­не­ние и в небе­сах и на зем­ле видит не демо­на, как рань­ше, а Бога, мир и отра­ду “вокруг пале­стин­ской вет­ки”; он воз­но­сит “серд­ца тихо­го моленья”.
Если вооб­ще молит­ва и бла­го­сло­ве­ние, посы­ла­е­мые миру, состав­ля­ют одно из пре­крас­ных чело­ве­че­ских зре­лищ, то осо­бен­но высо­ка молит­ва духа бун­ту­ю­ще­го, кото­рый искал бури, вел пла­мен­ную тяж­бу с миром, “судил­ся с Твор­цом”, но потом понял и при­нял жизнь в ее зем­ной сущности.
Певец над­мен­но­сти и гор­до­сти, демон кото­ро­го имел сво­ей сти­хи­ей собра­нье зол, Лер­мон­тов про­ник­ся сер­деч­но­стью, нрав­ствен­ной тиши­ной. — было ново и тро­га­тель­но услы­шать из его уст, когда-то знав­ших один толь­ко “гор­дый ропот”, зву­ки лас­ко­вые и мягкие:

По небу полу­но­чи ангел летел,
И тихую пес­ню он пел;
И месяц, и звез­ды, и тучи толпой
Вни­ма­ли той песне святой. …

С “гру­стью тай­ной и сер­деч­ной” пишет он теперь о бес­цель­но­сти враж­ды, жале­ет чело­ве­ка, напо­ми­на­ет ему, что “небо ясно”, что “под небом мно­го места всем”. Про­ти­во­ре­чие кро­ви и свя­ты­ни оста­ет­ся, Лер­мон­тов не может его раз­ре­шить, но, во вся­ком слу­чае, то злое и над­мен­ное, что жило в твор­це и поклон­ни­ке “Демо­на”, улег­лось, и, как в его сти­хо­тво­ре­нии, — “пал на зем­лю чер­ный конь”. Это озна­ча­ло, что из двух бой­цов, из двух раз­ных по духу поры­вов его души, одо­лел тот, кото­рый был обле­чен в белый сереб­ри­стый покров. Лер­мон­тов про­свет­лен­но при­ми­рил­ся с божьим миром. Он осво­бо­дил себя от пре­зре­ния к людям и уви­дел то, что есть в них от Твор­ца, что есть в них прекрасного.

Л. Н. Забо­лот­ская, п. Пролетарий