На сцене… Проханов!

Исто­ри­че­ски сло­жи­лось так, что год рож­де­ния Ива­на Про­ха­но­ва сов­пал с годом воз­ник­но­ве­ния пер­вой бап­тист­ской латыш­ской общи­ны на древ­ней Нов­го­род­ской зем­ле в местеч­ке Любень. Мы вспо­ми­на­ем о Про­ха­но­ве, как о про­дол­жа­те­ле Еван­гель­ско­го дви­же­ния, нача­то­го гра­фом Паш­ко­вым, как о «титане веры», веры, кото­рая без дел мерт­ва. (Ап. Иаков 2:26)

Церк­ви Нов­го­род­чи­ны мно­гим обя­за­ны уди­ви­тель­ной, достой­ной ува­же­ния лич­но­сти И.С.Проханова, кото­рый оста­вил неиз­гла­ди­мый след в исто­рии нашей губер­нии. Осо­бым обра­зом нуж­но выде­лить церк­ви, кото­рые име­ли тес­ную и самую непо­сред­ствен­ную связь с учре­ди­те­лем, а потом и пред­се­да­те­лем Все­рос­сий­ско­го Сою­за Еван­гель­ских Хри­сти­ан: это Нов­го­род­ская цер­ковь на Федо­ров­ском ручье («Пер­вый пере­улок от бани, быв­ший Пет­ро­ва»), общи­на в Шим­ске (дом Молит­вы рас­по­ла­гал­ся на месте нынеш­не­го ДК) и Ста­ро­рус­ская общи­на Еван­гель­ских хри­сти­ан (по адре­су Крас­ный берег 25, дом Ива­ни­на, ныне биб­лио­те­ка, и на углу Энгель­са – Мине­раль­ной дом 11/7)

В Нов­го­род­ских Епар­хи­аль­ных ведо­мо­стях № 16, за 1910 год чита­ем: «25 мар­та в народ­ном клу­бе г.Новгорода состо­я­лась чте­ние – про­по­ведь на тему: « Сущ­ность хри­сти­ан­ства и бесе­да с Нико­ди­мом», кото­рую читал пред­се­да­тель Петер­бург­ской общи­ны И.С.Проханов» и там же: «высту­па­ет на сце­ну в клу­бе с Еван­ге­ли­ем в руках инже­нер-тех­но­лог Про­ха­нов и чита­ет сло­ва, ска­зан­ные Хри­стом в бесе­де с Нико­ди­мом: Ин. 3:5» По сви­де­тель­ству Архи­манд­ри­та Вар­со­на­фия: «Про­ха­нов вынул Еван­ге­лие из боко­во­го кар­ма­на фран­тов­ски и послед­ней моде сши­то­го пиджа­ка или сюртука…»

В 1919 году в горо­де Ста­рая Рус­са Про­ха­нов поощ­ря­ет созда­ние струн­но­го оркест­ра в общине и бла­го­да­рит за при­слан­ные мате­ри­а­лы для музея при ВСЕХ. С пода­чи И.С.Проханова в Ста­ро­рус­ском уез­де созда­ет­ся ком­му­на или еван­гель­ская сель­хоз­ар­тель «При­лу­чье». Откры­вая Вось­мой Все­рос­сий­ский съезд еван­гель­ских хри­сти­ан в декаб­ре 1921, Про­ха­нов ска­зал: «Мы пере­жи­ва­ем эпо­ху вели­ко­го стро­и­тель­ства и видим, как совер­ша­ет­ся стро­и­тель­ство: эко­но­ми­че­ское, поли­ти­че­ское, про­мыш­лен­ное; и наше горя­чее жела­ние, что­бы все отрас­ли это­го стро­и­тель­ства увен­ча­лись успе­хом, что­бы полу­чи­лось силь­ное госу­дар­ство, проч­ный строй и цве­ту­щая промышленность».

Не забы­ва­ет Иван Сте­па­но­вич и Шим­скую общи­ну, кото­рая берет нача­ло с тех самых пор, как он стал посе­щать Нов­го­род­скую зем­лю. Так как руко­во­ди­те­ли ВСЕХ усмат­ри­ва­ли пер­спек­ти­ву в раз­ви­тии Еван­гель­ской церк­ви на стан­ции Шимск, Про­ха­нов направ­лял в общи­ну из Нов­го­ро­да бра­та Тимо­фе­е­ва Вла­ди­ми­ра Тимо­фе­е­ви­ча, про­по­вед­ни­ка Губерн­ско­го сове­та еван­гель­ских хри­сти­ан. А начи­ная с 1925 года – Вла­ди­ми­ра Алек­сан­дро­ви­ча Дуб­ров­ско­го, сво­е­го лич­но­го сек­ре­та­ря и заве­ду­ю­ще­го кан­це­ля­ри­ей Все­со­юз­но­го Сове­та еван­гель­ских хри­сти­ан (сослан на север в 1929, в 1938 Дуб­ров­ско­му В.А., нахо­див­ше­му­ся в рай­оне Вор­ку­ты, был про­длен срок). «Он был один из самых рев­ност­ных дея­те­лей ВСЕХ, его необы­чай­ной энер­гии не было пре­де­ла», – как сви­де­тель­ству­ет о Дуб­ров­ском сора­бот­ник и брат А.В.Карев.

У древ­не­гре­че­ско­го муд­ре­ца Сокра­та перед смер­тью спро­си­ли: «Что бы ты заве­щал потом­кам?» «Я заве­щаю им свой образ жиз­ни», – не заду­мы­ва­ясь, отве­тил Сократ.

Подоб­ное жела­ние вла­де­ло и серд­цем Ива­на Сте­па­но­ви­ча. Сотруд­ни­ки Про­ха­но­ва часто вспо­ми­на­ли, как он, закан­чи­вая позд­ней ночью оче­ред­ное брат­ское сове­ща­ние, удо­вле­тво­рен­но поти­рал руки и с доволь­ной улыб­кой на уста­лом лице гово­рил: «Счаст­лив тот чело­век, кото­рый может все свои дни запол­нить слу­же­ни­ем Богу; нуж­но сде­лать боль­ше и боль­ше, и тогда вели­кий день встре­чи с Гос­по­дом будет нашим торжеством».

Фраг­мент кни­ги А.И.Корабель, посвя­щен­ной исто­рии Еван­гель­ских Церк­вей Новгородчины.