150 лет со дня рождения Ивана Степановича Проханова,известного российского религиозно-общественного деятеля, инициатора создания Всероссийского Союза Евангельских христиан.
Для новгородских верующих, как и для всего Российского братства, 2019‑й – это год памятных дат и исторически значимых событий, которые мы постараемся осветить в нашей газете в течение года. Одна из них – это дата 150 – летие со дня рождения Ивана Степановича Проханова.
Исторически так сложилось, что год рождения Проханова – 1869 – совпал с годом возникновения первой баптистской – латышской общины на древней Новгородской земле, так что и евангельской церкви на Новгородчине тоже 150. Хоть и родился Иван Степанович на Кавказе, но жизнь и деятельность этого удивительного человека принадлежала всей России, в том числе и Новгородчине. Проханов связан с Новгородчиной не только потому, что посещал Новгород, но и потому, что работал с новгородцами.
В 1910 году Новгород пестрел афишами о том, что в город приезжает Иван Проханов, и в народном клубе состоится чтение – проповедь. Страницы некоторых изданий того времени до сих пор хранят память о том его приезде.
Среди учредителей Всероссийского Евангельского Союза в 1908 году, председателем которого был инженер-технолог И. С. Проханов, были и новгородские дворяне: дочь генерал-майора А. И. Пейкер (она вместе со своей матерью выпускала журнал «Русский рабочий» еще при Пашкове), действительный статский советник Ф. К. Пистолькорс, дочь генерал-майора Е. К. Пистолькорс. Вот что писал Иван Степанович в журнале «Христианин» за 1927 год о новгородке — аристократке О. Д. Пистолькорс, отошедшей в вечность в 1926 году. «Покойная Ольга Дмитриевна знала прекрасно немецкий, французский и английский языки, имела удивительную способность переводить быстро и хорошо статьи, брошюры и книги духовного содержания со всех означенных языков на русский язык. Она сделала много таких переводов для «Христианина» и «Утренней Звезды»… Вокруг покойной всегда имелась группа хороших переводчиков духовных книг. Покойная производила впечатление кристально-чистой христианской души…»
В 1910 году на съезде, который проходил в Санкт-Петербурге, в качестве делегата от Новгородской общины Евангельских христиан присутствовал купец — фабрикант Захарий А. Шаров.… Мировой судья А. Владимиров из Шимска принимал активное участие в выпусках газеты «Утренняя Звезда» и журнала «Христианин» еще с дореволюционного времени.
Сегодня мы публикуем выдержку из газеты «Утренняя Звезда» 1922 года, об обращении и крещении И. С. Проханова, что особенно актуально в эти пасхальные дни. Этот русский великан многое смог бы сделать, если бы не «Союз воинствующих безбожников».
На сцене…. Проханов!
Первая баптистская латышская община на древней Новгородской земле возникла в местечке Любень. Мы вспоминаем о Проханове, как о продолжателе Евангельского движения, начатого Пашковым, как о «титане веры», именно веры действенной; веры такой – которая приносит много плода, а не той – которая без дел, и мертва (Иаков 2,26).
Церкви Новгородчины многим обязаны удивительной, достойной уважения личности И. С. Проханова, который оставил неизгладимый след в истории нашей губернии. Особым образом нужно выделить церкви, которые имели тесную и самую непосредственную связь с учредителем, а потом и председателем Всероссийского Союза Евангельских Христиан: это Новгородская церковь на Федоровском ручье («первый переулок от бани, бывшей Петрова», ныне территория завода «Полупроводники»). Служения евангелистов проходили так же в домах Кукариных и Бутузовых, которые были евангелистами (угол Рогатицы и Михайлова).
Община в Шимске, в деревне Красный Ильмень (дом А. Кузнецова), Старорусская община Евангельских христиан по адресу: Красный берег, 25, дом Иванина (Кузнецовой, ныне библиотека) и дом на углу Энгельса и Минеральной, дом 11/17.
В Новгородских Епархиальных ведомостях № 17–18 за 1910 год читаем: «25 марта в народном клубе г. Новгорода состоялось чтение-проповедь на тему: «Сущность христианства» и «Беседа Иисуса Христа с Никодимом», которую читал председатель Петербургской общины И. С. Проханов,» и там же: «Выступает на сцену в клубе с Евангелием в руках инженер-технолог Проханов и читает слова, сказанные Христом в беседе с Никодимом: Иоан. 3,5». Архимандрит Варсонофий писал, что «проповедник (Проханов. – Прим. автора) держа в руках книгу Евангелие и читая из него слова Христа, «покайтесь и веруйте в Евангелие», думал и пытался убедить слушателей, что и у Христа будто бы была эта маленькая книжка Евангелие… Это Христово благовестие не положишь и не поместишь в боковом кармане франтовски и по последней моде сшитого пиджака или сюртука… Авторитет и величие Евангельского благовестия, – по словам Варсонофия, – стали умаляться тогда, когда этот авторитет и это величие Евангельское стали возвещаться не в сводах величественных храмов, а когда люди стали пытаться заменить храмы – клубами, церковь Божию голыми комнатами». После проповеди Иванова, 21 марта, местным миссионером «было доказано, что пашковцы-баптисты не имеют никакого права называться евангельскими христианами», а на выступлении Проханова «4 апреля в запасном зале Архиерейского дома состоялось чтение Епархиального миссионера архимандрита Ворсонофия на тему: 1) Сущность христианства; 2) Беседа Иисуса Христа с Никодимом… Чтение это было ответом на чтение И. С. Проханова, председателя Петербургской общины баптистов…»
В 1919 году в Старой Руссе Проханов поощрил создание струнного оркестра в общине и благодарил за присланные материалы для музея при ВСЕХ. С подачи И. С. Проханова в Старорусском уезде создана коммуна или евангельская сельхозартель «Прилучье».
Открывая Восьмой Всероссийский съезд евангельских христиан в декабре 1921 г., Проханов сказал: «Мы переживаем эпоху великого строительства и видим, как совершается строительство: экономическое, политическое, промышленное; и наше горячее желание, чтобы все отрасли этого строительства увенчались успехом, чтобы получилось сильное государство, прочный строй и цветущая промышленность».
Не забыл Иван Степанович и Шимскую общину, которая началась с тех самых пор, как он стал посещать Новгородскую землю. Руководители ВСЕХ видели перспективу для развития Евангельской церкви на станции Шимск, и Проханов направил в общину из Новгорода брата Владимира Тимофеевича Тимофеева, проповедника Губернского Совета евангельских христиан. А, начиная, с 1925 года Владимира Александровича Дубровского, своего личного секретаря и заведующего канцелярией Всесоюзного Совета евангельских христиан. «Он был один из самых ревностных деятелей ВСЕХ, его необычайной энергии не было предела», – свидетельствовал о Дубровском соработник и брат А. В. Карев.
У древнегреческого мудреца Сократа перед смертью спросили: «Что бы ты завещал потомкам?» – «Я завещаю им свой образ жизни», – не задумываясь, ответил Сократ.
«Подобное желание владело и сердцем Ивана Степановича. Сотрудники Проханова часто вспоминали, как он, заканчивая поздней ночью очередное братское совещание, удовлетворенно потирал руки и с довольной улыбкой на усталом лице говорил: “Счастлив тот человек, который может все свои дни заполнить служением Богу; нужно сделать больше и больше, и тогда великий день встречи с Господом будет нашим торжеством”».
А. И. Корабель. Ладья за 2004 год