На вопро­сы отве­ча­ет Н. Водневский

Поче­му мол­чал Хри­стос? 
«… Поче­му Хри­стос не отве­тил Пила­ту на вопрос: «Что есть Исти­на?». Созда­ет­ся впе­чат­ле­ние, что Хри­стос вел Себя перед Пила­том гор­до…» 
 
Нет, у Хри­ста не было даже тени гор­до­сти. Он не мол­чал, а мно­гое ска­зал Пила­ту в ответ на его вопро­сы. Он ска­зал, какой Он Царь: «Цар­ство Мое не от мира сего; а если бы от мира сего было цар­ство Мое, то слу­жи­те­ли мои под­ви­за­лись бы за Меня, что­бы Я не был пре­дан Иуде­ям; но ныне Цар­ство Мое не отсюда.

«Пилат ска­зал Ему: итак Ты Царь? Иисус отве­чал: Ты гово­ришь (то есть «да») что Я Царь; Я на то и родил­ся и на то при­шел в мир, что­бы сви­де­тель­ство­вать об истине; ВСЯКИЙ, КТО ОТ ИСТИНЫ, СЛУШАЕТ ГЛАСА МОЕГО». Пилат ска­зал: что есть исти­на?; и, ска­зав это, опять вышел к Иуде­ям…». 
 
Ответ как все­гда в самом Сло­ве Божи­ем. Я выде­лил его круп­но. Если бы Пилат был от исти­ны, он бы слу­шал гла­са Иису­са, сле­до­вал бы за Ним и вооб­ще не спра­ши­вал «что есть исти­на», видя ее перед собою. А он пока­зал, что он не толь­ко не был от исти­ны, но и после сво­е­го неве­же­ствен­но­го вопро­са не потру­дил­ся подо­ждать отве­та, а сра­зу же повер­нул­ся и вышел. Гор­дость про­явил Пилат, а не Хри­стос. Так быва­ет и сего­дня. Кто дей­стви­тель­но жела­ет познать Исти­ну, тот ее най­дет во Хри­сте, а кто инте­ре­су­ет­ся этим вопро­сом так, меж­ду про­чим, тот, и задав вопрос об истине, как Пилат, не будет ждать ответа.

Зна­ние не спасает


«… Пилат ска­зал наро­ду о Хри­сте: «Неви­но­вен я в кро­ви Пра­вед­ни­ка сего». Инте­рес­но знать, отку­да Пилат знал, что Хри­стос – Пра­вед­ник?» 
 
Вы помни­те, что жена Пила­та про­си­ла мужа: «Не делай зла пра­вед­ни­ку сему. Я мно­го постра­да­ла за Него во сне». Мож­но вполне пола­гать, что в это сви­де­тель­ство сво­ей жены Пилат вполне пове­рил, но, к сожа­ле­нию, не про­явил свою веру на деле и пото­му погиб! Это еще раз под­твер­жда­ет, что зна­ние об истине не спа­са­ет чело­ве­ка. Мож­но знать Еван­ге­лие наизусть и погиб­нуть. Пилат назвал Хри­ста Пра­вед­ни­ком – и погиб, а Петр в труд­ную мину­ту отрек­ся от Хри­ста – и остал­ся вели­чай­шим апо­сто­лом. Пилат оже­сто­чил свое серд­це, омыл руки водой (обря­до­вая рели­гия), а Петр омыл­ся сле­за­ми, пока­ял­ся, при­шел ко Хри­сту и полу­чил прощение.

Поче­му?


«… Поче­му Хри­стос после Сво­е­го вос­кре­се­ния не явил­ся ни Пила­ту, ни пер­во­свя­щен­ни­ку? Если бы Он им явил­ся, это бы их убе­ди­ло, что Он – Хри­стос, и они бы пове­ри­ли.» 
 
Мы мало зна­ем самих себя, а тем более дру­гих. Бог зна­ет луч­ше. Он все зна­ет о чело­ве­ке. Вам кажет­ся, что вос­крес­ший Хри­стос побе­дил бы Пила­та, и он бы пока­ял­ся. Точ­но так думал богач, ока­зав­шись в аде. Так он вспом­нил сво­их бра­тьев: «Если кто из мерт­вых при­дет к ним, пока­ют­ся». Но ответ был таков: «Если Мои­сея и про­ро­ков не слу­ша­ют, то если бы кто из мерт­вых вос­крес, не пове­рят» (Еван­ге­лие от Луки, гла­ва 16). 
 
Пере­пу­ган­ный пер­во­свя­щен­ник очень хоро­шо знал, что Иисус Хри­стос вос­крес, но это не изме­ни­ло его отно­ше­ния ко Хри­сту, не изме­ни­ло его отно­ше­ния к Его уче­ни­кам. Да он и рань­ше знал, что Хри­стос при­шел от Бога. Нико­дим, один из началь­ни­ков иудей­ских, пря­мо ска­зал: «МЫ ЗНАЕМ, что Ты – Учи­тель, при­шед­ший от Бога» (Еван­ге­лие от Иоан­на, гла­ва 3). 
 
Хри­стос по вос­кре­се­нии явил­ся тем, кто не испу­гал­ся Его явле­ния, не оже­сто­чил­ся, а укре­пил­ся в вере. Любовь люб­ви откры­ва­ет­ся! Вос­кре­се­ние несет радость, а не страх. Извест­но, что Хри­стос явил­ся Марии Маг­да­лине пер­вой у гро­ба. Поче­му? Пото­му что она послед­ней ушла от кре­ста и пер­вой при­шла ко гро­бу. Хри­стос явил­ся жен­щи­нам со сло­ва­ми: «Радуй­тесь!». Мог ли так ска­зать Хри­стос пер­во­свя­щен­ни­ку и Пила­ту? Апо­стол Павел и еван­ге­лист Лука пишут, что Хри­стос явил­ся так­же Пет­ру. Как? Подроб­но­сти неиз­вест­ны. Хри­стос явил­ся двум уче­ни­кам по доро­ге в Еммаус (25км. От Иеру­са­ли­ма), а так­же явил­ся уче­ни­кам в доме бра­тьев Заве­де­е­вых (не было толь­ко Фомы и Иуды). 
 
Неде­лю спу­стя, уче­ни­ки встре­ти­лись со Хри­стом сно­ва, в при­сут­ствии Фомы. Потом Хри­стос явил­ся семи апо­сто­лам на горе Еле­он­ской. Апо­стол Павел пишет: «Более пяти­стам бра­ти­ям в одно вре­мя». Хри­стос позд­нее явил­ся Сав­лу, «как неко­е­му извер­гу» – по его соб­ствен­но­му выра­же­нию. Эта встре­ча из Савла сде­ла­ла вели­ко­го апо­сто­ла Пав­ла. При­мем же сло­ва Хри­ста к серд­цу: «Бла­жен­ны не видев­шие, и поверившие».