Напо­ми­на­ние пра­во­слав­нымъ хри­сти­а­намъ, посе­ща­ю­щимъ оби­те­ли и кладбища

Рус­ские пра­во­слав­ные люди иско­ни почи­та­ли и почи­та­ют хра­мы Божии и свя­тые оби­те­ли. При­бли­жа­ясь к свя­тым вра­там хра­ма или оби­те­ли, они остав­ля­ют все житей­ское, сует­ное и с молит­вою в серд­це и на устах всту­па­ют в пред­две­рие свя­той оби­те­ли и хра­ма Божия. Точ­но так­же, с таким же бла­го­го­ве­ни­ем к свя­тыне они ухо­дят и из хра­ма Божия и свя­той оби­те­ли, уно­ся радост­ное духов­ное настро­е­ние и бла­го­дат­ное уте­ше­ние в сво­их серд­цах, бла­го­да­ря Гос­по­да … молит­вен­ным покло­не­ни­ем по выхо­де из хра­ма и свя­тых врат оби­те­ли.
Как же тяж­ко гре­шат те хри­сти­ане, кото­рые рас­се­ян­но, без молит­вен­но­го настро­е­ния всту­па­ют в свя­тые вра­та оби­те­ли, а неко­то­рые даже курят здесь табак, про­пи­ты­ва­ясь сами и зара­жая воз­дух зло­во­ни­ем, нима­ло не разу­мея, куда и зачем они при­шли. Дру­гие, по рас­се­ян­но­сти. Ухо­дя от цер­ков­ной служ­бы, курят табак вбли­зи само­го хра­ма Божия, а в лет­нее вре­мя – на клад­би­ще, собрав­шись ино­гда в ком­па­нии, в куч­ки, обра­щая пред­две­рие свя­то­го хра­ма и место упо­ко­е­ния пра­во­слав­ных в какое-то сбо­ри­ще куриль­щи­ков и без­об­раз­ни­ков. Дела­ют это и моло­дые, и пожи­лые люди, и даже седые ста­ри­ки.
Какая небла­го­при­стой­ность! Какое неве­же­ство! Какое пору­га­ние, какое уни­же­ние и оскорб­ле­ние свя­щен­ных мест! Даже языч­ни­ки не дела­ют это­го, – и те почи­та­ют свои кумир­ни и клад­би­ща покой­ни­ков. Вид пра­во­слав­но­го клад­би­ща, свя­тых кре­стов, хри­сти­ан­ских памят­ни­ков на моги­лах дол­жен у всех хри­сти­ан вызы­вать вос­по­ми­на­ние и молит­ву о почив­ших и мыс­ли о соб­ствен­ной кон­чине и веч­ном упо­ко­е­нии.
Раз­ве мож­но курить зло­вон­ный табак на клад­би­ще, вбли­зи хра­мов Божи­их и в огра­де мона­стыр­ской? Здесь вос­ку­ря­ет­ся Гос­по­ду бла­го­вон­ный фими­ам, здесь воз­но­сят­ся молит­вы ко Все­выш­не­му о всех и за вся.
Пра­во­слав­ные! Побой­тесь Бога, не оскорб­ляй­те свя­ты­ни Гос­под­ней, воз­дер­жи­тесь от зло­вон­но­го табач­но­го куре­ния во свя­той оби­те­ли – вбли­зи хра­мов и на месте упо­ко­е­ния пре­став­ле­ших­ся ко Гос­по­ду. Не папи­ро­сы заку­ри­вать по выхо­де из хра­ма и пред свя­ты­ми вра­та­ми оби­те­ли нуж­но, а с откры­тою голо­вою еще раз бла­го­го­вей­но покло­нить­ся пред свя­ты­ня­ми оби­те­ли. Сам Гос­подь за почи­та­ние свя­ты­ни, по молит­вам …. бла­го­сло­вит бла­го­го­вей­ных бого­моль­цев, подаст им здра­вие, спа­се­ние, и все небес­ные мило­сти. Оскор­би­те­ли же свя­ты­ни долж­ны стра­шить­ся гне­ва Божия, ибо Бог пору­га­ем не быва­ет (Галат, 6:7). Внем­ли­те, люди, голо­су свя­той исти­ны – для сво­ей души, не будь­те рас­се­ян­ны и не забы­вай­тесь вбли­зи свя­ты­ни Гос­под­ней, будь­те бла­го­че­сти­вы­ми и веру­ю­щи­ми хри­сти­а­на­ми, что­бы при­об­ре­сти бла­го­во­ле­ние Божие. Всту­пая в огра­ду свя­той оби­те­ли, вопро­шай­те сами себя – где вы нахо­ди­тесь, куда и зачем вы пришли.

«Вос­крес­ный день», иллю­стри­ро­ван­ный жур­нал для чте­ния в хри­сти­ан­ской семье, №43, 1904год