Наш кален­дарь

130 лет назад
«… как раз перед самой Пас­хой 1874 года, – пишет граф Корф,- англий­ский лорд, сын адми­ра­ла фло­та, барон Ред­сток Грен­виль Авгу­стус Вильям Валь­ди­грев при­е­хал в Санкт-Петер­бург по при­гла­ше­нию вели­ко­свет­ской дамы, жены гене­рал-адьютан­та, Ели­за­ве­ты Ива­нов­ны Черт­ко­вой (ур. гра­фи­ни Чернышевой-Кругликовой)»
2 апре­ля день рож­де­ния Редстока. 
Ред­сток – “рус­ский пили­грим”, вошед­ший в исто­рию Еван­гель­ско­го дви­же­ния России.

80 лет назад 
4 апре­ля 1924 года в Пра­ге состо­я­лось руко­по­ло­же­ние (хиро­то­ния) И. С. Проханова. 
В этом году 17 апре­ля испол­ня­ет­ся 135 лет со дня его рождения.

Исто­рия лите­ра­ту­ры про­шла бы мимо него рав­но­душ­но, если бы недо­стат­ки скром­но­го талан­та это­го поэта не вос­пол­ни­ла его лич­ная жизнь, если бы она сама не была зане­се­на в лето­пись рус­ской обще­ствен­но­сти как потря­са­ю­щая тра­ги­че­ская поэ­ма. Его дело завер­ши­ло его поэ­зию. Судь­ба декаб­ри­стов осо­бен­но дра­ма­тич­на имен­но пото­му, что боль­шин­ство из них были глу­бо­ко рели­ги­оз­ны, что они мно­гое при­зна­ва­ли в жиз­ни, искрен­но и горя­чо почи­та­ли ее, — и все-таки жизнь выбро­си­ла их, не нашла для них ино­го места, кро­ме помо­ста каз­ни и еще сибир­ских рудников.

Кон­дра­тий Федо­ро­вич Рылеев
В его лице погиб роман­тик, но вовсе не отри­ца­тель, непри­ми­ри­мый враг чело­ве­че­ских учре­жде­ний или при­рож­ден­ный бун­тарь, он был рус­ский, он страст­но любил свою роди­ну, кото­рая его уби­ла, он бла­го­го­вей­но молил­ся и верил. Его вдох­нов­ля­ли подви­ги народ­ных геро­ев, кня­зья и цари; и если бы его «Думы» не были так сла­бы и офи­ци­аль­ны, их мож­но было бы при­нять в хре­сто­ма­тию, для того что­бы дети учи­лись по ним пат­ри­о­тиз­му и рус­ской исто­рии. И вот, Рыле­ев сам вошел в эту исто­рию муче­ни­ков, и то самое госу­дар­ство, кото­ро­му он был так пре­дан, заклей­ми­ло и каз­ни­ло его, как пре­да­те­ля. Это мучи­тель­ное про­ти­во­ре­чие, это кру­ше­ние зем­ных иде­а­лов не толь­ко угне­та­ли поэта на зака­те его жиз­нен­но­го недол­го­го дня, не толь­ко напол­ни­ли его дух вели­кой горе­чью и недо­уме­ни­ем, но еще более утвер­ди­ли его в том испо­ве­да­нии, что здеш­ний мир – тягост­ный покров, кото­рый надо сбро­сить с себя как мож­но ско­рее. И летом 1826 года – это было послед­нее лето Рыле­е­ва, и 13 июля было его послед­ним днем – он, за несколь­ко шагов до моги­лы, не обо­ра­чи­вал­ся в тос­ке назад, к жиз­ни, не дер­жал­ся судо­рож­но за ее ухо­дя­щие обра­зы. Нет, в каком-то нетер­пе­нии он стре­мил­ся из мира, спе­шил навстре­чу смер­ти, и без того спе­шив­шей к нему. В исто­ри­че­ском сем­на­дца­том казе­ма­те Алек­се­ев­ско­го раве­ли­на, выяв­ляя, оче­вид­но, сущ­ность всей сво­ей жиз­ни и всей сво­ей души, писал он тогда:

Мне тош­но здесь, как на чужбине!
Когда я сбро­шу жизнь мою?
Кто даст кри­ле ми голубине,
Да поле­чу и почию?
Весь мир – как смрад­ная могила,
Душа из тела рвет­ся вон.
Тво­рец! Ты мне при­бе­жи­ще и сила,
Вон­ми мой вопль, услышь мой стон,
При­ник­ни на мое моленье,
Вон­ми сми­ре­нию души,
Пошли дру­зьям моим спасенье,
А мне даруй гре­хов прощенье
И дух от тела разреши.

В этом – заме­ча­тель­ная и самая харак­тер­ная чер­та Рыле­е­ва: он, так потру­див­ший­ся и постра­дав­ший ради зем­ли, в сущ­но­сти, счи­тал зем­лю чуж­би­ной. Его завет­ные помыс­лы тяго­те­ли ко Хри­сту, кото­ро­го он сла­вил всей душою, к молит­вен­но­му созер­ца­нию. Для это­го рели­ги­оз­но­го чело­ве­ка, для это­го чисто­го хри­сти­а­ни­на были доро­же все­го пер­спек­ти­вы небес­ные. «Но кто за небо, тот за сво­бо­ду. И, зна­чит, вели­ка, но есте­ствен­на заслу­га, что на чуж­бине он пора­бо­тал, как на родине. Если чуж­би­на зем­ли неиз­беж­на, если вся­ко­му при­хо­дит­ся жить на ней, то надо срод­нить­ся с нею и жизнь свою про­ве­сти достой­но; и Рыле­ев, дей­стви­тель­но, оста­вил свои «сион­ские высо­ты»» и сде­лал­ся граж­да­ни­ном той вре­мен­ной зем­ной стра­ны, кото­рой никто не может и не дол­жен мино­вать. Свя­ты­ню он поки­нул для поли­ти­ки, но поли­ти­ку он сде­лал свя­тою. Он под­нял руку на цар­ство, на царе­ние людей, пото­му что хотел пре­тво­рить его в цар­ство Божье. Он стал госу­дар­ствен­ным пре­ступ­ни­ком, пото­му что не хотел пре­сту­пать зако­нов сво­е­го Бога, кото­ро­му он был вер­ный раб» (Ю. Айхенвальд).

Л. Н. Забо­лот­ская, п. Пролетарий