Насто­я­щая рож­де­ствен­ская радость

Рож­де­ство. Одно это сло­во застав­ля­ет наше серд­це радост­но забить­ся в пред­вку­ше­нии подар­ков, вкус­но­го сто­ла, радост­но­го бого­слу­же­ния, укра­шен­ных зда­ний, ново­год­них выходных…

СТОП! А если насту­па­ет Рож­де­ство, но ниче­го это­го нет? Будем ли мы испы­ты­вать рож­де­ствен­скую радость, живя в под­ва­ле дома в раз­бомб­лен­ном горо­де? Будут ли наши дети ждать Рож­де­ства, зная, что не полу­чат ника­ких подар­ков? Что если в этот день у меня за сто­лом не будет ниче­го празд­нич­но­го? Ины­ми сло­ва­ми: не слу­чи­лось ли так, что моя радость от Рож­де­ства дав­но ушла и была заме­не­на радо­стью от все­го сопут­ству­ю­ще­го это­му празд­ни­ку? Я ведь мог это­го даже не заме­тить и мно­гие годы радо­вать­ся не рож­де­нию Спа­си­те­ля, а атмо­сфе­ре праздника!

Не хоте­лось бы лишать­ся всех благ, что­бы понять, чему я на самом деле раду­юсь в этот день. Но нам, людям разум­ным, необя­за­тель­но всё про­бо­вать, что­бы что-то понять. Я, напри­мер, нико­гда не пры­гал с пара­шю­том, но пони­маю, что, слу­чись со мной такое, буду испы­ты­вать про­сто неимо­вер­ный страх! Так и с Рож­де­ством. Давай­те попы­та­ем­ся про­сто трез­во посмот­реть на своё серд­це, что­бы понять наше истин­ное отно­ше­ние к Рождеству.

В нача­ле ста­тьи я уже задал несколь­ко вопро­сов, отве­тив на кото­рые, мож­но при­мер­но понять, что меня боль­ше раду­ет в эти дни: рож­де­ние Хри­ста или празд­ник Рож­де­ства? Но всё-таки пер­вый вопрос, кото­рый я задал бы себе, зву­чит так: а пони­маю ли я смысл Рождества?

Ну конеч­но, вот уж вопрос из вопро­сов! Да мы несколь­ко раз чита­ли о том, как это было! Еже­год­но слу­ша­ем про­по­ве­ди на эту тему, а в неко­то­рых церк­вях моло­дёжь даже сцен­ки пока­зы­ва­ет! И это всё дей­стви­тель­но так. Я даже пони­маю тех, кто, при­хо­дя в этот день в цер­ковь, не ожи­да­ет услы­шать что-нибудь новое в про­по­ве­дях. Мы все пре­крас­но зна­ем, что Хри­стос родил­ся, что­бы уме­реть за наши гре­хи и спа­сти нас. Мы пре­крас­но зна­ем, что Он это сде­лал по люб­ви к нам. Мы зна­ем, что Он дол­жен был стать имен­но чело­ве­ком, что­бы его жерт­ва рас­про­стра­ни­лась на людей. Мы зна­ем, что Он дол­жен был родить­ся от девы, дабы не уна­сле­до­вать пер­во­род­но­го гре­ха. И дол­жен был родить­ся в хле­ву, что­бы не было в Нём «ни вида, ни вели­чия», и что­бы мы мог­ли ука­зы­вать на то, что наши серд­ца подоб­ны хле­ву, в кото­ром необ­хо­ди­мо родить­ся Мла­ден­цу. Зна­ем так­же, что, став чело­ве­ком, Он остал­ся сто­про­цент­ным Богом, но при этом, стал и сто­про­цент­ным чело­ве­ком, и две Его при­ро­ды в Нём при­сут­ству­ют «нераз­дель­но, но неслиянно»…

Всё это так. Но вот вопрос: а если бы Хри­стос при­шёл не для того, что­бы уме­реть за наши гре­хи, Рож­де­ство было бы вели­ким собы­ти­ем? Без­услов­но, но думаю, что осо­знать всё вели­чие это­го собы­тия мож­но толь­ко познав вели­чие Бога. Если мы не сопри­кос­ну­лись с Его вели­чи­ем, то сло­ва о при­хо­де в этот мир Бога могут вос­при­ни­мать­ся нами как нечто есте­ствен­ное, а может даже обы­ден­ное. А ведь пре­муд­рый Соло­мон ска­зал: Поис­ти­не, Богу ли жить на зем­ле? Небо и небо небес не вме­ща­ют Тебя… (3 Цар. 8:27).

И здесь я мог бы при­ве­сти какие-то фак­ты о нашем Кос­мо­се, что­бы пока­зать, насколь­ко велик наш Гос­подь, если даже Все­лен­ная с мил­ли­ар­да­ми галак­тик не может Его вме­стить. Но такие сопо­став­ле­ния, хоть и захва­ты­ва­ют наш дух, ни в какое срав­не­ние не идут с нашим лич­ным позна­ни­ем Бога, кото­рое луч­ше все­го поз­во­ля­ет нам пости­гать вели­чие Твор­ца. Имен­но пред­ста­вая перед Богом, мож­но позна­вать Его вели­чие всем сво­им естеством.

Поэто­му, если у чело­ве­ка нет близ­ких отно­ше­ний с Богом, то он нико­гда не смо­жет про­чув­ство­вать вели­чие это­го момен­та. Он будет знать о вели­чии Рож­де­ства ско­рее интел­лек­ту­аль­но. А пото­му и радость тако­го чело­ве­ка будет вызва­на боль­ше не фак­том при­хо­да Бога в этот мир, а атри­бу­та­ми празд­ни­ка. В луч­шем слу­чае такой чело­век будет рад, что бла­го­да­ря Рож­де­ству слу­чи­лась Пас­ха и его лич­ное спасение.

Чело­век, созер­ца­ю­щий кра­со­ту и вели­чие Бога, раду­ет­ся при­хо­ду Спа­си­те­ля в мир даже без того, что при­нес­ло нам Рож­де­ство. Вот, дева во чре­ве при­мет и родит Сына, и наре­кут имя Ему Эмма­ну­ил, что зна­чит „с нами Бог“ (Матф. 1:23). С нами Бог — и это самое важ­ное в этом празднике!

Если ребё­нок ушёл гулять и заблу­дил­ся, — ему пло­хо, он хочет кушать, пить, ему страш­но и холод­но. Он очень хочет сно­ва уви­деть роди­те­лей. Како­ва же быва­ет радость ребён­ка, когда роди­те­ли при­хо­дят туда, где он ока­зал­ся! Конеч­но, роди­те­ли дадут и попить, и поку­шать, и согре­ют. Но ребё­нок бро­сит­ся на руки к роди­те­лям не за едой или водой. Ребё­нок будет про­сто рад тому, что роди­те­ли при­шли к нему, и они теперь вместе.

И если всё выше­ска­зан­ное для вас все­го лишь оче­ред­ная инфор­ма­ция о Рож­де­стве, я не смо­гу ска­зать чего-то тако­го, что­бы вы почув­ство­ва­ли насто­я­щую рож­де­ствен­скую радость. Я могу толь­ко посо­ве­то­вать быть хри­сти­а­ни­ном, кото­рый еже­днев­но пости­га­ет вели­чие Бога. Тогда сло­ва о Рож­де­стве будут нахо­дить в вашей душе радост­ный, живой отклик и пони­ма­ние того, что эта радость не зави­сит от еды на сто­ле, подар­ков и выход­ных дней. Это радость во Свя­том Духе.

Нико­лай Вла­ди­ми­ро­вич Орлов