Научил­ся быть доволь­ным (Филип­пий­цам 4:11)

Недо­воль­ство есть про­яв­ле­ние гре­хов­ной чело­ве­че­ской при­ро­ды, кото­рая уна­сле­до­ва­на нами от пра­ро­ди­те­лей. Недо­воль­ству учить­ся не надо. Чем боль­ше вет­хая при­ро­да гос­под­ству­ет в чело­ве­ке, тем боль­ше в таком чело­ве­ке недо­воль­ства и него­до­ва­ния, осо­бен­но когда дела идут не так, как ему хоте­лось бы. Наше недо­воль­ство обсто­я­тель­ства­ми огор­ча­ет Бога, Кото­рый муд­ро пла­ни­ру­ет их к наше­му же совер­шен­ство­ва­нию. Ведь в Биб­лии ска­за­но так: «…любя­щим Бога, при­зван­ным по Его изво­ле­нию, все содей­ству­ет ко бла­гу» (Рим. 8:28).

Поч­вой для недо­воль­ства явля­ет­ся пред­по­ло­же­ние и ожи­да­ние луч­ше­го, чем чело­век име­ет или полу­ча­ет. Чем выше ожи­да­ния, тем боль­нее разо­ча­ро­ва­ния, когда ожи­да­е­мое не исполняется.

Кому нра­вят­ся каприз­ные, роп­щу­щие и всем недо­воль­ные люди? Да нико­му! Обще­ние с ними, мяг­ко гово­ря, не достав­ля­ет удо­воль­ствия. Людям непри­ят­но делать доб­ро небла­го­дар­но­му чело­ве­ку, кото­рый испол­нен ропо­та и не оце­нит про­яв­лен­ной ему помо­щи. Даже Соло­мон, царь Изра­иль­ский, у кото­ро­го не было про­блем с жилой пло­ща­дью, и то сде­лал такие выво­ды: «Луч­ше жить в углу на кров­ле, неже­ли со свар­ли­вою женою в про­стран­ном доме» (Пр. 21:9) и «Луч­ше жить в зем­ле пустын­ной, неже­ли с женою свар­ли­вою и сер­ди­тою» (Пр. 21:19).

Ино­гда Бог помо­га­ет изба­вить­ся людям от это­го поро­ка, поме­щая недо­воль­но­го чело­ве­ка в стес­нен­ные обсто­я­тель­ства или вовсе лишая все­го. И такой чело­век, поте­ряв, начи­на­ет вспо­ми­нать и ценить то, чем он обла­дал ранее. И тогда его жизнь меня­ет­ся: теперь он рад, дово­лен и бла­го­да­рен даже малому.

Есть толь­ко один вид недо­воль­ства, кото­рый может при­не­сти поль­зу чело­ве­ку, — это недо-воль­ство самим собой в тех обла­стях, где необ­хо­ди­мо исправ­ле­ние. Напри­мер, недо­воль­ство сво­ей обид­чи­во­стью, вспыль­чи­во­стью, лено­стью, склон­но­стью осуж­дать дру­гих; недо­воль­ство сво­и­ми пло­хи­ми при­выч­ка­ми, сло­ва­ми и поступ­ка­ми. Такое недо­воль­ство заост­ря­ет вни­ма­ние на про­бле­ме и тре­бу­ет ее исправ­ле­ния. «Ибо печаль ради Бога про­из­во­дит неиз­мен­ное пока­я­ние ко спа­се­нию, а печаль мир­ская про­из­во­дит смерть» (2 Кор. 7:10).

Апо­стол Павел пишет Тимо­фею: «Вели­кое при­об­ре­те­ние — быть бла­го­че­сти­вым и доволь­ным. Ибо мы ниче­го не при­нес­ли в мир; явно, что ниче­го не можем и выне­сти из него. Имея про­пи­та­ние и одеж­ду, будем доволь­ны тем» (1 Тим. 6:6–8). Каж­дый чело­век ответ­стве­нен за фор­ми­ро­ва­ние сво­е­го харак­те­ра и сам соби­ра­ет духов­ный багаж для сво­ей души.

Бог дал Свое Сло­во, учре­дил Цер­ковь, воз­дей­ству­ет Духом Свя­тым на созна­ние каж­до­го чело­ве­ка в соот­вет­ствии с преду­смот­рен­ной Им инди­ви­ду­аль­ной про­грам­мой обу­че­ния. Так­же и жизнь в мире посы­ла­ет нам свой жиз­нен­ный опыт. И за то, как и чем поль­зо­вать­ся, что брать для себя и как фор­ми­ро­вать себя, — ответ­ствен­ны толь­ко мы сами! Неудо­вле­тво­рен­ность при­су­ща каж­до­му, и как дол­го это отри­ца­тель­ное каче­ство будет оста­вать­ся с нами, зави­сит толь­ко от нас: неудо­вле­тво­рен­ность и небла­го­дар­ность могут сме­нить­ся на бла­го­дар­ность и доволь­ство не от обсто­я­тельств, а толь­ко от пере­ме­ны сердца.

Апо­стол Павел научил­ся быть доволь­ным во всех обсто­я­тель­ствах: «…я научил­ся быть доволь­ным тем, что у меня есть. Умею жить и в ску­до­сти, умею жить и в изоби­лии; научил­ся все­му и во всем, насы­щать­ся и тер­петь голод, быть и в оби­лии и в недо­стат­ке» (Флп. 4:11–12). И это доволь­ство не есть что-то есте­ствен­ное, чем Павел обла­дал от сво­е­го рож­де­ния, это то, чему он вынуж­ден был учить­ся. Вполне веро­ят­но, у апо­сто­ла от нача­ла были те же про­бле­мы, что и у боль­шин­ства из нас, но в какой-то момент сво­ей жиз­ни он обна­ру­жил этот порок и стал с ним бороться.

Как и вся­кая уче­ба сопря­же­на с при­ло­же­ни­ем уси­лий и лич­ной дис­ци­пли­ны, так и для того, что­бы быть доволь­ным, тре­бу­ет­ся как жела­ние, так и лич­ные уси­лия чело­ве­ка. Как вся­кое упраж­не­ние начи­на­ет­ся с малой нагруз­ки с после­ду­ю­щим уве­ли­че­ни­ем, так и в духов­ной жиз­ни «…упраж­няй себя в бла­го­че­стии» (1 Тим. 4:7).

Как хоро­шо, когда Божье дитя бла­го­дар­но во всех обсто­я­тель­ствах жиз­ни! Бла­го­дар­ность есть каче­ство, кото­рое при­ят­но и людям, и Богу. Биб­лия нас при­зы­ва­ет не толь­ко быть бла­го­дар­ны­ми, но и выра­жать свою бла­го­дар­ность Богу, совер­шая «…молит­вы, про­ше­ния, моле­ния, бла­го­да­ре­ния за всех чело­ве­ков» (1 Тим. 2:1), «Нази­дая самих себя псал­ма­ми и сла­во­сло­ви­я­ми и пес­но­пе­ни­я­ми духов­ны­ми, поя и вос­пе­вая в серд­цах ваших Гос­по­ду, бла­го­да­ря все­гда за все Бога и Отца, во имя Гос­по­да наше­го Иису­са Хри­ста» (Еф. 5:19–20).

Бла­го­дар­ность отра­жа­ет почте­ние Бога: «Кто при­но­сит в жерт­ву хва­лу, тот чтит Меня, и кто наблю­да­ет за путем сво­им, тому явлю Я спа­се­ние Божие» (Пс. 49:23). Она откры­ва­ет воз­мож­но­сти для про­яв­ле­ния Божьей сла­вы в жиз­ни бла­го­да­ря­ще­го. При бла­го­да­ре­нии Бога, центр наше­го вни­ма­ния пере­но­сит­ся с самих себя и наших про­блем на Все­мо­гу­ще­го Гос­по­да. «Хва­ли­те Гос­по­да, ибо бла­го петь Богу наше­му, ибо это сла­дост­но, —- хва­ла подо­ба­ю­щая» (Пс. 146: 1). При сла­во­сло­вии и хва­ле исче­за­ют бес­по­кой­ства и тре­во­ги. При бла­го­да­ре­нии Бога про­ис­хо­дит эмо­ци­о­наль­ное исце­ле­ние благодарящих.

Бла­го­дар­ный чело­век — чело­век доволь­ный и не завист­ли­вый. Бла­го­дар­ность при­во­дит чело­ве­ка к муд­ро­сти и рас­су­ди­тель­но­сти, такой чело­век видит и рас­по­зна­ет мило­сти и бла­го­де­я­ния Божьи. Гор­дые люди с высо­ким мне­ни­ем о себе не могут быть бла­го­дар­ны­ми, так как все полу­ча­е­мое рас­смат­ри­ва­ет­ся ими как долж­ное, в соот­вет­ствии с их досто­ин­ства­ми. Сми­рен­ные же люди, осо­зна­ю­щие, что никто им ниче­го не дол­жен, обыч­но весь­ма бла­го­дар­ны за самое малое.

Когда мы бла­го­да­рим, то укреп­ля­ет­ся наша вера. Чудес­ным тому при­ме­ром явля­ет­ся биб­лей­ская исто­рия о царе Иоса­фа­те (см. 2 Пар. 20:1–29), кото­рый при­знал в сво­ей молит­ве три вещи: отсут­ствие нуж­ных зна­ний, свое бес­си­лие и веру во все­мо­гу­ще­ство Бога. «Боже наш! Ты суди их. Ибо нет в нас силы про­тив мно­же­ства сего вели­ко­го, при­шед­ше­го на нас, и мы не зна­ем, что делать, но к Тебе очи наши! (2 Пар. 20:12), — вос­кли­цал царь. В резуль­та­те Изра­иль полу­чил побе­ду, став бога­че не толь­ко мате­ри­аль­но, но и обо­га­тил­ся верой.

Как же чело­ве­ку изба­вить­ся от поро­ка недо­воль­ства? Не сто­ит рас­смат­ри­вать свое недо-воль­ство, как что-то мало­важ­ное, все­гда знай­те, что недо­воль­ство — это грех, кото­рый нуж­но воз­не­на­ви­деть в себе: «Воз­не­на­видь­те зло и воз­лю­би­те доб­ро…» (Амос. 5:15). Сми­ри­тесь пред Богом, про­си­те Его о помо­щи, ведь «…Богу же все воз­мож­но» (Мф. 19:26). Рабо­тай­те над собой, ходи­те с Гос­по­дом: когда духов­ны­ми гла­за­ми все­гда с собой рядом видишь Бога, то раз­ве мож­но быть недо­воль­ным? Псал­мо­пе­вец вос­кли­ца­ет: «Все­гда видел я пред собою Гос­по­да, ибо Он одес­ную меня; не поко­леб­люсь» (Пс. 15:8). И, самое глав­ное, нач­ни­те бла­го­да­рить Бога за то, что име­е­те. Ведь бла­го­дар­ность есть внеш­нее выра­же­ние доволь­ства. Помни­те, как Хри­стос, нахо­дясь в пустын­ном месте с изго­ло­дав­шим­ся наро­дом, вна­ча­ле побла­го­да­рил Отца Небес­но­го за то, что име­лось в нали­чии — семь хле­бов и немно­го рыбок, и после это­го Он умно­жил то, за что побла­го­да­рил (см. Мф. 15:32–38). Бла­го­дар­ность Богу откры­ва­ет воз­мож­но­сти для про­яв­ле­ния Божьей сла­вы в жиз­ни бла­го­да­ря­ще­го. «За все бла­го­да­ри­те: ибо тако­ва о вас воля Божия во Хри­сте Иису­се» (1 Фес. 5:18).

Алек­сандр Борисенко