Недовольство есть проявление греховной человеческой природы, которая унаследована нами от прародителей. Недовольству учиться не надо. Чем больше ветхая природа господствует в человеке, тем больше в таком человеке недовольства и негодования, особенно когда дела идут не так, как ему хотелось бы. Наше недовольство обстоятельствами огорчает Бога, Который мудро планирует их к нашему же совершенствованию. Ведь в Библии сказано так: «…любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8:28).
Почвой для недовольства является предположение и ожидание лучшего, чем человек имеет или получает. Чем выше ожидания, тем больнее разочарования, когда ожидаемое не исполняется.
Кому нравятся капризные, ропщущие и всем недовольные люди? Да никому! Общение с ними, мягко говоря, не доставляет удовольствия. Людям неприятно делать добро неблагодарному человеку, который исполнен ропота и не оценит проявленной ему помощи. Даже Соломон, царь Израильский, у которого не было проблем с жилой площадью, и то сделал такие выводы: «Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме» (Пр. 21:9) и «Лучше жить в земле пустынной, нежели с женою сварливою и сердитою» (Пр. 21:19).
Иногда Бог помогает избавиться людям от этого порока, помещая недовольного человека в стесненные обстоятельства или вовсе лишая всего. И такой человек, потеряв, начинает вспоминать и ценить то, чем он обладал ранее. И тогда его жизнь меняется: теперь он рад, доволен и благодарен даже малому.
Есть только один вид недовольства, который может принести пользу человеку, — это недо-вольство самим собой в тех областях, где необходимо исправление. Например, недовольство своей обидчивостью, вспыльчивостью, леностью, склонностью осуждать других; недовольство своими плохими привычками, словами и поступками. Такое недовольство заостряет внимание на проблеме и требует ее исправления. «Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть» (2 Кор. 7:10).
Апостол Павел пишет Тимофею: «Великое приобретение — быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» (1 Тим. 6:6–8). Каждый человек ответственен за формирование своего характера и сам собирает духовный багаж для своей души.
Бог дал Свое Слово, учредил Церковь, воздействует Духом Святым на сознание каждого человека в соответствии с предусмотренной Им индивидуальной программой обучения. Также и жизнь в мире посылает нам свой жизненный опыт. И за то, как и чем пользоваться, что брать для себя и как формировать себя, — ответственны только мы сами! Неудовлетворенность присуща каждому, и как долго это отрицательное качество будет оставаться с нами, зависит только от нас: неудовлетворенность и неблагодарность могут смениться на благодарность и довольство не от обстоятельств, а только от перемены сердца.
Апостол Павел научился быть довольным во всех обстоятельствах: «…я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке» (Флп. 4:11–12). И это довольство не есть что-то естественное, чем Павел обладал от своего рождения, это то, чему он вынужден был учиться. Вполне вероятно, у апостола от начала были те же проблемы, что и у большинства из нас, но в какой-то момент своей жизни он обнаружил этот порок и стал с ним бороться.
Как и всякая учеба сопряжена с приложением усилий и личной дисциплины, так и для того, чтобы быть довольным, требуется как желание, так и личные усилия человека. Как всякое упражнение начинается с малой нагрузки с последующим увеличением, так и в духовной жизни «…упражняй себя в благочестии» (1 Тим. 4:7).
Как хорошо, когда Божье дитя благодарно во всех обстоятельствах жизни! Благодарность есть качество, которое приятно и людям, и Богу. Библия нас призывает не только быть благодарными, но и выражать свою благодарность Богу, совершая «…молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков» (1 Тим. 2:1), «Назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа» (Еф. 5:19–20).
Благодарность отражает почтение Бога: «Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня, и кто наблюдает за путем своим, тому явлю Я спасение Божие» (Пс. 49:23). Она открывает возможности для проявления Божьей славы в жизни благодарящего. При благодарении Бога, центр нашего внимания переносится с самих себя и наших проблем на Всемогущего Господа. «Хвалите Господа, ибо благо петь Богу нашему, ибо это сладостно, —- хвала подобающая» (Пс. 146: 1). При славословии и хвале исчезают беспокойства и тревоги. При благодарении Бога происходит эмоциональное исцеление благодарящих.
Благодарный человек — человек довольный и не завистливый. Благодарность приводит человека к мудрости и рассудительности, такой человек видит и распознает милости и благодеяния Божьи. Гордые люди с высоким мнением о себе не могут быть благодарными, так как все получаемое рассматривается ими как должное, в соответствии с их достоинствами. Смиренные же люди, осознающие, что никто им ничего не должен, обычно весьма благодарны за самое малое.
Когда мы благодарим, то укрепляется наша вера. Чудесным тому примером является библейская история о царе Иосафате (см. 2 Пар. 20:1–29), который признал в своей молитве три вещи: отсутствие нужных знаний, свое бессилие и веру во всемогущество Бога. «Боже наш! Ты суди их. Ибо нет в нас силы против множества сего великого, пришедшего на нас, и мы не знаем, что делать, но к Тебе очи наши! (2 Пар. 20:12), — восклицал царь. В результате Израиль получил победу, став богаче не только материально, но и обогатился верой.
Как же человеку избавиться от порока недовольства? Не стоит рассматривать свое недо-вольство, как что-то маловажное, всегда знайте, что недовольство — это грех, который нужно возненавидеть в себе: «Возненавидьте зло и возлюбите добро…» (Амос. 5:15). Смиритесь пред Богом, просите Его о помощи, ведь «…Богу же все возможно» (Мф. 19:26). Работайте над собой, ходите с Господом: когда духовными глазами всегда с собой рядом видишь Бога, то разве можно быть недовольным? Псалмопевец восклицает: «Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь» (Пс. 15:8). И, самое главное, начните благодарить Бога за то, что имеете. Ведь благодарность есть внешнее выражение довольства. Помните, как Христос, находясь в пустынном месте с изголодавшимся народом, вначале поблагодарил Отца Небесного за то, что имелось в наличии — семь хлебов и немного рыбок, и после этого Он умножил то, за что поблагодарил (см. Мф. 15:32–38). Благодарность Богу открывает возможности для проявления Божьей славы в жизни благодарящего. «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5:18).
Александр Борисенко