Небиб­лей­ские сви­де­тель­ства о Христе

Кро­ме биб­лей­ско­го рас­ска­за об Иису­се, име­ют­ся неко­то­рые небиб­лей­ские упо­ми­на­ния о Хри­сте, хотя мно­гие из них по раз­ным при­чи­нам под­вер­га­ют­ся сомне­ни­ям. Так, напри­мер, око­ло 50 так назы­ва­е­мых псев­до­е­ван­ге­лий, кото­рые спо­ри­ли за пра­во на суще­ство­ва­ние наравне с под­лин­ны­ми Еван­ге­ли­я­ми от Мат­фея, Мар­ка, Луки и Иоан­на. Неко­то­рые сохра­ни­лись в виде фраг­мен­тов, от дру­гих оста­лись лишь названия.
Опи­са­ния же иудей­ско­го исто­ри­ка и вое­на­чаль­ни­ка Иоси­фа Фла­вия, попав­ше­го в плен к рим­ля­нам и пере­шед­ше­го на их сто­ро­ну, при­зна­ют­ся боль­шин­ством уче­ных и бого­сло­вов как под­лин­ные. В сво­ей кни­ге “Иудей­ские древ­но­сти” он пишет о Хри­сте следующее:
“Появил­ся к тому вре­ме­ни Иисус, муд­рый чело­век, если мож­но назвать его чело­ве­ком: он совер­шал в самом деле необыч­ные поступ­ки, настав­ник людей, кото­рые бла­го­рас­по­ло­же­ны к истине. И при­влек мно­гих иуде­ев и так­же мно­гих из гре­ков. Это был Мес­сия (Хри­стос). И после того как Пилат, по доно­су глав­ней­ших людей сре­ди нас, нака­зал его рас­пя­ти­ем на кре­сте, те, кто люби­ли его с само­го нача­ла, не пере­ста­ли его любить. Он и в самом деле появил­ся на тре­тий день, сно­ва живой, сдер­жав пред­ска­зан­ные боже­ствен­ным про­ро­ком эти и тыся­чи дру­гих чудес­ных вещей, сотво­рен­ных им вокруг себя. И еще теперь не ста­ло мень­ше пле­мя тех, кто полу­чил от него имя христиан”.
Исто­рик и писа­тель Тацит в сво­их зна­ме­ни­тых “Анна­лах” сооб­ща­ет, что Иисус был умерщ­влен как пре­ступ­ник Пон­ти­ем Пила­том в цар­ство­ва­ние импе­ра­то­ра Тибе­рия. Дру­гой рим­ский исто­рик Све­то­ний, повест­вуя о более позд­них собы­ти­ях, имев­ших место во вре­ме­на прав­ле­ния Клав­дия, опи­сы­ва­ет изгна­ние из Рима после­до­ва­те­лей Христа.
Столь ред­кое упо­ми­на­ние свет­ски­ми авто­ра­ми, совре­мен­ни­ка­ми Хри­ста, Его име­ни и собы­тий, свя­зан­ных с Его зем­ным слу­же­ни­ем, лег­ко объ­яс­ни­мо. Преж­де все­го необ­хо­ди­мо при­нять во вни­ма­ние непро­дол­жи­тель­ность пре­бы­ва­ния на зем­ле Сына Божье­го и Его сосре­до­то­чен­ность на воз­ве­ще­нии гря­ду­ще­го Цар­ствия. Одна­ко аргу­мен­ты в поль­зу исто­рич­но­сти Хри­ста и его дея­тель­но­сти име­ют­ся, и мы наде­ем­ся, что эта область иссле­до­ва­ний, став­шая ныне нам доступ­ной, будет бога­та новы­ми открытиями.

“Голос надеж­ды” март 2004