Нико­лай Алек­се­е­вич НЕКРАСОВ (1821–1877)

Н. А. Некра­сов – вели­кий рус­ский поэт 19 века. Родил­ся в 1821 году в Неми­ро­ве Подоль­ской губер­нии, в семье дес­по­тич­но­го поме­щи­ка, вла­дев­ше­го все­го 50 душа­ми кре­стьян. В 1832 году Некра­сов посту­пил в Яро­слав­скую гим­на­зию, одна­ко через пять лет вынуж­ден был пре­кра­тить уче­бу из-за болез­ни. В 1838 году он отправ­ля­ет­ся в Петер­бург и, вопре­ки воле отца, пыта­ет­ся посту­пить в университет.

Из-за недо­ста­точ­ной под­го­тов­ки опре­де­ля­ет­ся воль­но­слу­ша­те­лем и, лишен­ный вся­кой мате­ри­аль­ной под­держ­ки, посе­ща­ет лек­ции фило­ло­ги­че­ско­го факультета.

Зара­ба­ты­ва­ет на жизнь лите­ра­тур­ным тру­дом. С 1847 года — редак­тор пуш­кин­ско­го «Совре­мен­ни­ка», а после закры­тия жур­на­ла вла­стя­ми (1866) поэт арен­до­вал у А.А. Кра­ев­ско­го жур­нал «Оте­че­ствен­ные запис­ки», редак­то­ром кото­ро­го оста­вал­ся до самой смер­ти. Под редак­ци­ей Некра­со­ва в сере­дине 1840‑х годов выхо­дят аль­ма­на­хи «Физио­ло­гия Петер­бур­га» и «Петер­бург­ский сбор­ник». В 1856 году изда­ет­ся новая кни­га сти­хо­тво­ре­ний Некра­со­ва, где он заявил себя зре­лым поэтом. Некра­сов обно­вил тра­ди­ци­он­ные жан­ры рус­ской поэ­зии, рас­ши­рил ее сти­ли­сти­че­ский диа­па­зон, твор­че­ски исполь­зо­вал рус­ский фольк­лор. Он неод­но­крат­но обра­щал­ся к жан­ру поэ­мы, вер­ши­ной его твор­че­ства мож­но назвать эпи­че­скую поэ­му «Кому на Руси жить хоро­шо?». В 1875 году Некра­сов тяже­ло забо­лел. Весть о его болез­ни вызва­ла пото­ки писем и теле­грамм со всех кон­цов Рос­сии. Умер поэт в 1877 году в Петер­бур­ге, на похо­ро­ны собра­лись несколь­ко тысяч человек.

Огром­ное зна­че­ние в фор­ми­ро­ва­нии лич­но­сти Некра­со­ва сыг­ра­ли дет­ские годы, кото­рые про­шли в име­нии отца, в селе Греш­не­во Яро­слав­ской губер­нии, отку­да Нико­лай Алек­се­е­вич вынес, по сло­вам Ф.М. Досто­ев­ско­го, «ране­ное на всю жизнь серд­це, и эта-то нико­гда не зажи­вав­шая рана его и была нача­лом и источ­ни­ком всей страст­ной, стра­даль­че­ской поэ­зии его на всю потом жизнь». Вме­сте с «ране­ным» серд­цем из Греш­не­ва Некра­сов-поэт вынес и исклю­чи­тель­ную чут­кость к чужо­му стра­да­нию. Позд­нее поэт напи­шет в одном из сти­хо­тво­ре­ний: «То серд­це не научит­ся любить, кото­рое уста­ло нена­ви­деть». Нико­лай Алек­се­е­вич любит «уни­жен­ных» и «оскорб­лен­ных», ста­но­вит­ся их поэ­ти­че­ским заступ­ни­ком. Нена­ви­дя обще­ствен­ные и чело­ве­че­ские поро­ки, осуж­да­ет их. Кто не зна­ет со школь­ной ска­мьи его сти­хов о деревне, о доле рус­ской жен­щи­ны, поэ­му «Мороз-Крас­ный нос» и «Кому на Руси жить хоро­шо»! И хотя в тра­ди­ци­он­ном лите­ра­ту­ро­ве­де­нии Некра­со­ва назы­ва­ют поэтом – демо­кра­том, «при­зы­ва­ю­щим Русь к рево­лю­ци­он­ной борь­бе», но некра­сов­ская трак­тов­ка «народ­но­го заступ­ни­ка», по мне­нию иссле­до­ва­те­лей твор­че­ства Некра­со­ва, не вполне сов­па­да­ет с эти­кой «разум­но­го эго­из­ма» Чер­ны­шев­ско­го и Доб­ро­лю­бо­ва. Не согла­су­ют­ся с нею и рели­ги­оз­ные моти­вы в твор­че­стве Некра­со­ва, наи­бо­лее отчет­ли­во про­зву­чав­шие в поэ­ме «Тиши­на», а так­же в сти­хах, в том чис­ле и о рево­лю­ци­о­не­рах. Его герои (Крот в поэ­ме «Несчаст­ные», ссыль­ный декаб­рист в поэ­ме «Дедуш­ка», герой ст. «Про­рок»: «…Его послал Бог гне­ва и печа­ли Рабам зем­ли напом­нить о Хри­сте…») напо­ми­на­ют не «сверх­че­ло­ве­ков», а хри­сти­ан­ских подвиж­ни­ков. Хри­сти­ан­ский оре­ол окру­жа­ет некра­сов­ских геро­ев, и дело здесь не «в соци­а­ли­сти­че­ских иде­а­лах», о кото­рых так мно­го напи­са­но в свя­зи с твор­че­ством поэта, а в хри­сти­ан­ской мора­ли поэта. Извест­но, что В.Г. Белин­ский, друг и спо­движ­ник Некра­со­ва, писал о Хри­сте: «Он пер­вый воз­ве­стил людям уче­ние сво­бо­ды, равен­ства и брат­ства и муче­ни­че­ством запе­чат­лел, утвер­дил исти­ну сво­е­го уче­ния». Бог-тво­рец, Хри­стос ста­но­вят­ся нрав­ствен­ным мери­лом и для Некра­со­ва, когда поэт раз­мыш­ля­ет о соб­ствен­ной судь­бе, твор­че­стве, жиз­ни и смер­ти, о доб­ре и зле (ст. «Жизнь», «Смер­ти», «Моя судь­ба», «Сомне­нье», «Час молитвы»).

В сти­хо­тво­ре­нии «Жизнь», при­ве­ден­ном здесь в отрыв­ках, он про­воз­гла­ша­ет пра­вед­ность прин­ци­пом и смыс­лом жиз­ни и при­зы­ва­ет сле­до­вать им:

Отринь губя­щий дух гор­ды­ни,… 
Нет сла­вы в дерз­ком поку­ше­нье 
Непо­сти­жи­мое постичь!…

Не стыд — созна­ние бес­си­лья 
Пред тем, что выше сил души…. 
Оставь же тщет­ные уси­лья; 
Не жди, не мучь­ся, не греши!

С моль­бой возь­мись за труд по силе, 
Путь к зна­ньям верой освети …

Люби доб­ро, как мать птен­ца, 
И раз­лю­би род­но­го сына 
За отступ­ле­нье от Творца;….

Будь бед сво­их сто­рон­ний зри­тель, 
Чужих — чув­стви­тель­ный отец;… 
Собою тварь, на диво века, 
Твор­ца достой­ную, яви….

Вот в этом муд­рость, в этом сла­ва, 
Твой долг, твой подвиг на земле!

В то же вре­мя рез­ко и страст­но осуж­да­ет грех чело­ве­ка, недо­стой­но­го «подо­бья Божества»:

Из тихой вече­ри молитв и вдох­но­ве­ний 
Раз­гуль­ной орги­ей мы сде­ла­ли тебя, 
И гибель­но парит над нами зло­бы гений, 
Еще в заро­ды­ше всё доб­рое губя.

Себя­лю­би­вое, корыст­ное вол­не­нье 
Обу­ре­ва­ет нас, бла­жен­ства ищем мы, 
А к про­па­сти ведет порок и заблуж­де­нье 
Свя­тою верою нетвер­дые умы.

Поклон­ни­ки гре­ха, мы не рабы Хри­сто­вы; 
Нам тяжек крест скор­бей, дару­е­мых судь­бой, 
Мы не уме­ем жить, мы сами на око­вы 
Меня­ем все дары сво­бо­ды золотой…

В сти­хо­тво­ре­нии «Сомне­ние» Некра­сов дает свое пони­ма­ние при­чин сча­стья и несча­стья чело­ве­ка: счаст­лив чело­век, если обрел надеж­ду в Боге:

Ты перед Ним во прах поверг­ся долу 
И, до души про­ник­нут Боже­ством, 
Послал моль­бы к Все­выш­не­го пре­сто­лу. 
Он, внем­ля им, бла­го­сло­вил тебя. 
Сопут­ству­ем надеж­дою весе­лой, 
Иди, иди, надеж­ду полю­бя, 
Ты с ней свер­шишь без горя путь тяжелый.

«Мятеж­ное» сомне­ние разъ­еда­ет душу, губит надежды:

С ним страш­но жить, 
бесе­до­вать греш­но, 
И если раз его к гру­ди при­гре­ешь — 
С тобой навек оста­нет­ся оно, 
Ты в нем навек вра­га себе име­ешь… 
Оно тебе вра­гом пока­жет бра­та 
И дру­га доб­ро­го зло­де­ем назо­вет. 
Ты, раб его непра­вед­ных вну­ше­ний, 
Им омра­чишь отрад­ной веры свет.

Сам поэт напол­нен верой и бла­го­дар­но­стью Твор­цу в сти­хо­тво­ре­нии «Час молитвы»:

…Хва­лу Твор­цу; 
И я пою, и я Ему молю­ся, 
И в час моль­бы 
Спо­ко­ен я душой и не бою­ся 
Угроз судь­бы. 
Моль­ба все­гда усла­ду мне приносит…

Н.А. Некра­сов – поэт с совест­ли­вой душой, поэто­му в кон­це жиз­ни, когда никто и ничто не мог­ло оста­но­вить смер­тель­ной рако­вой болез­ни и когда при­шло вре­мя под­во­дить ито­ги, поэта муча­ет вопрос, насколь­ко его поэ­зия спо­соб­на изме­нить если не жизнь, то хотя бы чело­ве­ка. Он нахо­дит ответ для себя: глав­ное для поэта – бро­сать в народ­ную поч­ву доб­рые семе­на и наде­ять­ся. Как заве­ща­ние зву­чит сти­хо­тво­ре­ние «Сея­те­лям» из послед­не­го поэ­ти­че­ско­го цик­ла «Послед­ние пес­ни» (1876):

Сей­те разум­ное, доб­рое, веч­ное, 
Сей­те! Спа­си­бо вам ска­жет сер­деч­ное 
Рус­ский народ…

Л.Н. Забо­лот­ская, п. Пролетарий.