Н. А. Некрасов – великий русский поэт 19 века. Родился в 1821 году в Немирове Подольской губернии, в семье деспотичного помещика, владевшего всего 50 душами крестьян. В 1832 году Некрасов поступил в Ярославскую гимназию, однако через пять лет вынужден был прекратить учебу из-за болезни. В 1838 году он отправляется в Петербург и, вопреки воле отца, пытается поступить в университет.
Из-за недостаточной подготовки определяется вольнослушателем и, лишенный всякой материальной поддержки, посещает лекции филологического факультета.
Зарабатывает на жизнь литературным трудом. С 1847 года — редактор пушкинского «Современника», а после закрытия журнала властями (1866) поэт арендовал у А.А. Краевского журнал «Отечественные записки», редактором которого оставался до самой смерти. Под редакцией Некрасова в середине 1840‑х годов выходят альманахи «Физиология Петербурга» и «Петербургский сборник». В 1856 году издается новая книга стихотворений Некрасова, где он заявил себя зрелым поэтом. Некрасов обновил традиционные жанры русской поэзии, расширил ее стилистический диапазон, творчески использовал русский фольклор. Он неоднократно обращался к жанру поэмы, вершиной его творчества можно назвать эпическую поэму «Кому на Руси жить хорошо?». В 1875 году Некрасов тяжело заболел. Весть о его болезни вызвала потоки писем и телеграмм со всех концов России. Умер поэт в 1877 году в Петербурге, на похороны собрались несколько тысяч человек.
Огромное значение в формировании личности Некрасова сыграли детские годы, которые прошли в имении отца, в селе Грешнево Ярославской губернии, откуда Николай Алексеевич вынес, по словам Ф.М. Достоевского, «раненое на всю жизнь сердце, и эта-то никогда не заживавшая рана его и была началом и источником всей страстной, страдальческой поэзии его на всю потом жизнь». Вместе с «раненым» сердцем из Грешнева Некрасов-поэт вынес и исключительную чуткость к чужому страданию. Позднее поэт напишет в одном из стихотворений: «То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть». Николай Алексеевич любит «униженных» и «оскорбленных», становится их поэтическим заступником. Ненавидя общественные и человеческие пороки, осуждает их. Кто не знает со школьной скамьи его стихов о деревне, о доле русской женщины, поэму «Мороз-Красный нос» и «Кому на Руси жить хорошо»! И хотя в традиционном литературоведении Некрасова называют поэтом – демократом, «призывающим Русь к революционной борьбе», но некрасовская трактовка «народного заступника», по мнению исследователей творчества Некрасова, не вполне совпадает с этикой «разумного эгоизма» Чернышевского и Добролюбова. Не согласуются с нею и религиозные мотивы в творчестве Некрасова, наиболее отчетливо прозвучавшие в поэме «Тишина», а также в стихах, в том числе и о революционерах. Его герои (Крот в поэме «Несчастные», ссыльный декабрист в поэме «Дедушка», герой ст. «Пророк»: «…Его послал Бог гнева и печали Рабам земли напомнить о Христе…») напоминают не «сверхчеловеков», а христианских подвижников. Христианский ореол окружает некрасовских героев, и дело здесь не «в социалистических идеалах», о которых так много написано в связи с творчеством поэта, а в христианской морали поэта. Известно, что В.Г. Белинский, друг и сподвижник Некрасова, писал о Христе: «Он первый возвестил людям учение свободы, равенства и братства и мученичеством запечатлел, утвердил истину своего учения». Бог-творец, Христос становятся нравственным мерилом и для Некрасова, когда поэт размышляет о собственной судьбе, творчестве, жизни и смерти, о добре и зле (ст. «Жизнь», «Смерти», «Моя судьба», «Сомненье», «Час молитвы»).
В стихотворении «Жизнь», приведенном здесь в отрывках, он провозглашает праведность принципом и смыслом жизни и призывает следовать им:
Отринь губящий дух гордыни,…
Нет славы в дерзком покушенье
Непостижимое постичь!…
Не стыд — сознание бессилья
Пред тем, что выше сил души….
Оставь же тщетные усилья;
Не жди, не мучься, не греши!
С мольбой возьмись за труд по силе,
Путь к знаньям верой освети …
Люби добро, как мать птенца,
И разлюби родного сына
За отступленье от Творца;….
Будь бед своих сторонний зритель,
Чужих — чувствительный отец;…
Собою тварь, на диво века,
Творца достойную, яви….
Вот в этом мудрость, в этом слава,
Твой долг, твой подвиг на земле!
В то же время резко и страстно осуждает грех человека, недостойного «подобья Божества»:
Из тихой вечери молитв и вдохновений
Разгульной оргией мы сделали тебя,
И гибельно парит над нами злобы гений,
Еще в зародыше всё доброе губя.
Себялюбивое, корыстное волненье
Обуревает нас, блаженства ищем мы,
А к пропасти ведет порок и заблужденье
Святою верою нетвердые умы.
Поклонники греха, мы не рабы Христовы;
Нам тяжек крест скорбей, даруемых судьбой,
Мы не умеем жить, мы сами на оковы
Меняем все дары свободы золотой…
В стихотворении «Сомнение» Некрасов дает свое понимание причин счастья и несчастья человека: счастлив человек, если обрел надежду в Боге:
Ты перед Ним во прах повергся долу
И, до души проникнут Божеством,
Послал мольбы к Всевышнего престолу.
Он, внемля им, благословил тебя.
Сопутствуем надеждою веселой,
Иди, иди, надежду полюбя,
Ты с ней свершишь без горя путь тяжелый.
«Мятежное» сомнение разъедает душу, губит надежды:
С ним страшно жить,
беседовать грешно,
И если раз его к груди пригреешь —
С тобой навек останется оно,
Ты в нем навек врага себе имеешь…
Оно тебе врагом покажет брата
И друга доброго злодеем назовет.
Ты, раб его неправедных внушений,
Им омрачишь отрадной веры свет.
Сам поэт наполнен верой и благодарностью Творцу в стихотворении «Час молитвы»:
…Хвалу Творцу;
И я пою, и я Ему молюся,
И в час мольбы
Спокоен я душой и не боюся
Угроз судьбы.
Мольба всегда усладу мне приносит…
Н.А. Некрасов – поэт с совестливой душой, поэтому в конце жизни, когда никто и ничто не могло остановить смертельной раковой болезни и когда пришло время подводить итоги, поэта мучает вопрос, насколько его поэзия способна изменить если не жизнь, то хотя бы человека. Он находит ответ для себя: главное для поэта – бросать в народную почву добрые семена и надеяться. Как завещание звучит стихотворение «Сеятелям» из последнего поэтического цикла «Последние песни» (1876):
Сейте разумное, доброе, вечное,
Сейте! Спасибо вам скажет сердечное
Русский народ…
Л.Н. Заболотская, п. Пролетарий.